Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.
консультация по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учить детей составлять синквейны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn.docx25.04 КБ

Предварительный просмотр:

Синквейн — эффективный метод развития речи дошкольника.

 Специалисты отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учить детей составлять синквейны.

 Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк».

 При составлении синквейнов успешно решаются следующие задачи:

  • Синквейн способствует расширению объема и активизация словаря, формированию структуры значения слова; закрепление знаний о частях речи.
  • Учит подбирать синонимы.
  • Синквейн помогает развить речь и психические процессы: внимание, мышление, память, воображение.
  • Синквейн облегчает процесс усвоения понятий и их содержания.
  • Синквейн учит краткому пересказу.    
  • Способствует развитию творческой активности, самостоятельности.
  • Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль.
  • Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составить синквейн получается у всех.
  • Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

 Составление синквейна наиболее уместно в работе с детьми старшего дошкольного возраста, когда у детей уже сформированы определенные знания и умения, дети должны иметь достаточный словарный запас в рамках темы, владеть обобщением, научиться понимать и задавать вопросы, согласовывать слова в предложении, правильно оформлять свою мысль в виде предложения, знать понятия “слова-предметы”, “слова-признаки”, “слова-действия”.

 Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа.

  При составлении синквейна следует придерживаться следующих правил:

 Первая строка – это тема конкретного синквейна, обычно это название явления или предмета, о котором идет речь. Чаще всего – одно слово, иногда небольшое словосочетание “Золотая осень”. Чаще это местоимение или существительное, отвечающее на вопросы: “Кто?” или “Что?”

 Вторая строка – два слова, описывающие свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно прилагательные или причастия, отвечающие на вопросы: “Какой?”, “Какая?” и т.п.

 Третья строка – три слова, которые описывают наиболее существенные, характерные действия данного явления или объекта; это глаголы или деепричастия, отвечающие на вопрос: “Что делает?”

 Четвертая строка – выражение собственного мнения по теме синквейна. Традиционно фраза состоит из четырех слов.

 Пятая строка – слова, связанные с первым, отражающие сущность темы (ассоциативный ряд), содержит в себе одно слово или словосочетание. Обычно это существительное, отвечает на вопрос: “Кто?”, “ Что?”

 Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно.

 Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается.

 При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

 Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.

 Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса, и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них весёлым и занимательным занятием. «Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска», — писал В. Шаталов. Дети будут гордиться своими достижениями!

 Можно ли учить составлять синквейны детей, ещё не умеющих читать?

 А почему нельзя? Конечно, можно. Детям, которые только изучают буквы и не умеют читать, можно предложить устное составление синквейна с вопросительными словами. О ком, о чем? Какие, какая, какое? Что делал, что сделал? При помощи наводящих вопросов дети учатся выделять главную мысль, отвечать на вопросы и по определенному алгоритму создают свои устные нерифмованные стихотворения.

 Алгоритм синквейна для детей, которые пока не умеют читать:

 Условные обозначения:

● слово-предмет (существительное)

● слова-признаки (прилагательные)

● слова-действия (глаголы)

● слова-предметы (существительные)

 

 Давайте попробуем вместе составить синквейн «Семья».

1. Семья.

2. Какая она? (прекрасная, крепкая, дружная, весёлая, большая)

3. Что она делает? (гордится, заботится, помогает, любит, надеется…)

4. Предложение о семье, афоризм или пословица. (Вся семья вместе — и душа на месте. В семье согласно, так идёт дело прекрасно. Я люблю свою семью.)

5. Синоним, или, как по-другому можно назвать семью (Ячейка общества. Мой дом! Любимая. Родная).

 Примеры некоторых синквейнов, составленных дошкольниками:

Дети.

Любимые, озорные.

Играют, шалят, радуют.

Цветы нашей жизни.

Радость.

Птичка.

Хрупкая, маленькая.

Летит, клюет, поет.

Уменьшительно-ласкательное от слова птица.

Небо.

Бабочка.

Красивая, разноцветная.

Вырастает, летает, погибает.

Появляется на свет, преображаясь из обычной гусеницы.

Насекомое.

Медведь.

Бурый, сильный.

Спит, рычит, ест.

Большой опасный хищник.

Зверь.

Ландыш.

Белый, душистый.

Растет, цветет, пахнет.

Красивый весенний цветок.

Растение.

Весна.

Теплая, солнечная.

Приходит, пробуждает, воодушевляет.

Чудесная пора пробуждения природы.

Время года.

Кошка.

Пушистая, ласковая.

Мурлыкает, играет, карябает.

Любимый домашний питомец.

Животное.

Белокочанная капуста.

Вкусная, полезная.

Всходит, растает, созревает.

Богатый кладезь витаминов.

Овощ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников.

Художественная литература – эффективный метод развития речи дошкольников....

Сказкотерапия - эффективный метод развития речи дошкольников

СЛАЙД 1 Сказка — это сон, приснившийся нации ( философ Иван Ильин) А знаете ли вы, давно ли появилось название- "сказка"?Сказки на Руси известны с древних временРассказывание сказок – старый...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

Синквейн как эффективный метод развития речи дошкольников

Презентация предназначена для ознакомления педагогов с технологией синквейн. Раскрываются этапы работы с детьм, подготовительная работа....

Выступление на педагогическом совете: "Мнемотехника - эффективный метод развития речи дошкольника"

Мнемотехника - это система приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования различных ассоциаций (мнемоника – искусство запоминания).Для улучшения памяти необходим...

Пальчиковый театр - один из эффективных методов развития речи дошкольников

Сегодня все практикующие логопеды применяют на своих занятиях  массаж рук и пальчиковую гимнастику. Мышечные возможности руки ребенка с речевыми проблемами требуют особой тренировки и коррекции. ...