Синквейн - современный метод развития речи дошкольников
презентация по логопедии

Петрова Зоя Александровна

В настоящее время наблюдается огромный рост детской речевой патологии, поэтому устранение нарушений речи необходимо начинать как можно раньше. Эффективность устранения речевых нарушений определяется во многом уровнем развития логопедии как науки.

В современном образовательном процессе используются разнообразные виды педагогических технологий. Учителя-логопеды в коррекционной работе применяют как общепринятые технологии, так и нетрадиционные.

К одной из таких новых технологий относится дидактический синквейн.

Дидактический синквейн - это технология, не требующая особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию и совершенствованию лексико-грамматических категорий у дошкольников.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinkveyn_-_sovremennyy_metod_razvitiya_rechi_doshkolnikov.pptx773.82 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СИНКВЕЙН Современный метод развития речи дошкольников Составитель: учитель-логопед Петрова З.А.

Слайд 2

Проблема современного образования Огромный рост детской речевой патологии Бедный словарный запас у дошкольников Нарушения лексико-грамматических категорий Низкий уровень связной речи

Слайд 3

Роль речи в развитии реб е нка Правильная речь занимает одно из важнейших мест в развитии ребенка. Родной язык — это средство общения, выражения и формирования мыслей. Чем богаче речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли и общаться со сверстниками

Слайд 4

Что такое Синквейн? Синквейн — французское слово , производное от « cinq » (пять), означает « стихотворение из пяти строк » Форму разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси в начале XX века, вдохновленная японской поэзией (хокку и танка)

Слайд 5

Синквейн в России 1997 год — появление синквейна в России Подход быстро зарекомендовал себя к ак эффективный метод развития образной речи В настоящий момент синвейн у спешно применяется в логопедической практике и дошкольном образовании

Слайд 6

Правила Синквейна 1 строка: одно слово (существительное) — главная идея 2 строка: два прилагательных — описание признаков 3 строка: три глагола — действия 4 строка: фраза — личное отношение 5 строка : о дно слово ( существительное ) — а ссоциация , синоним , который повторяет суть темы или выражает личное чувство автора

Слайд 7

Пример ы с инквейна : СОБАКА Собака Умная, верная Защищает, лает, бегает Самый лучший друг человека Верность

Слайд 8

Пример ы с инквейна : МАШИНА Машина Быстрая, легковая Едет, сигналит, обгоняет Моя машина самая быстрая Транспорт

Слайд 9

Почему Синквейн актуален? Не требует особых условий для использования Обогащает и актуализирует словарь Развивает высшие психические процессы: память, внимание, мышление Соответствует требованиям ФГОС ДО Преимущества Синквейна Простота — могут составить все дети Игровой приём — воспринимается как увлекательная игра Непроизвольное запоминание материала Творческое самовыражение

Слайд 10

Этапы работы Чтобы правильно составить синквейн , ребенку необходимо : иметь достаточный словарный запас в рамках темы; знать обобщающие слова, оперировать такими понятиями, как слово-предмет (живой - не живой), слово-действие , слово-признак ; уметь слышать вопросы и давать на них правильные ответы. Поэтому перед составлением синквейна учителем-логопедом должна быть проведена предварительная работа по созданию речевой базы .

Слайд 11

Этап 1: Подготовительный Сентябрь — Декабрь Уточнение и расширение словаря Знакомство с понятиями: «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак» Работа со словами живых и неживых предметов Обучение постановке вопросов к словам

Слайд 12

Этап 2: Основной Январь — Май Знакомство с алгоритмом синквейна Использование схем и алгоритмов (т.к. дошкольники могут ещё не уметь писать) Подбор наглядного дидактического материала Составление синквейн а с помощью педагога

Слайд 13

Этап 3: Практический Конец второго года обучения Самостоятельное составление синквейнов Работа по лексическим темам Использование пословиц и крылатых выражений Запись в виде рисунка или печатными буквами (для читающих детей ) К концу подготовительной группы дети, умеющие читать, создают синквейн , записывая его печатными буквами на листе бумаги.

Слайд 14

Варианты работы по методике синквейна Вариант 1: Синквейн-загадка Задача: Педагог читает синквейн без первой строки — дети отгадывают тему Пример: ? (угадай слово) Красивая, добрая Готовит, ухаживает, вяжет Любит меня и папу Семья Ответ: МАМА

Слайд 15

Вариант 2: Неполный синквейн Задача: Анализ синквейна — определить отсутствующую часть Пример (тема: МОРОЖЕНОЕ): Мороженое Холодное, вкусное ................... (найти 3 глагола) Я люблю клубничное мороженое Лакомство Возможный ответ: Тает, радует, манит

Слайд 16

Вариант 3: По р ассказу или с казке Задача: После чтения рассказа составить синквейн о главном герое Пример (рассказ "Ежик"): Ежик Колючий, добрый Выручает, дружит, помогает Ежик — хороший друг Защитник

Слайд 17

Вариант 4: На з аданную т ему Задача: Составить синквейн по лексической теме Пример (тема: « ЗИМА » ): Зима Снежная, холодная Морозит, заметает, восхищает Украшает землю белым пушистым снегом Волшебница

Слайд 18

Вариант 5: Рассказ по с инквейну Задача: По готовому синквейну составить связный рассказ На основе синквейна про з иму : «Наступила холодная зима. Она замела все дорожки, заморозила реки и озера. Волшебница-зима украсила землю белым, пушистым снегом. Она восхищает нас своей снежной красотой »

Слайд 19

Вариант 6: По с обственному р исунку Задача: р ебенок рисует предмет, затем составляет синквейн Развивает творческое воображение Связывает изобразительную и речевую деятельность Позволяет выразить личное отношение через рисунок и слово Создает условия для свободного выбора темы

Слайд 20

Вариант 7: Синквейн-соревнование Задача: Кто назовет больше подходящих слов? Группа выбирает тему (например: ЦВЕТОК) Дети по очереди называют прилагательные для 2-й строки Затем глаголы для 3-й строки Лучший синквейн составляется из самых удачных вариантов

Слайд 21

Вариант 8: Творческие м астерские Вариант оформления синквейнов: Графические рисунки + текст синквейна Создание «копилки синквейнов» по разным темам Красочное оформление с иллюстрациями Совместные проекты детей и родителей Выставки творчества в группе

Слайд 22

Вариант 9: Домашнее з адание «Синквейн на дом»: Совместная деятельность ребенка и родителей Не требует больших временных затрат Можно составить даже по дороге в детский сад По мультфильмам, прочитанным рассказам и сказкам , п о ситуациям из семейной жизни и т.д.

Слайд 23

Вариант 10: Найди Ошибку Задача: Педагог намеренно допускает ошибку , а дети её находят Пример (тема: РОЗА): Роза Жёсткая, мягкая ❌ (противоречие!) Растет, квакает, пахнет ❌ (роза не квакает!) Королева цветов Любовь

Слайд 24

Формы Использования Синквейна Индивидуальная, подгрупповая, фронтальная работа На занятиях и в режимные моменты В совместной деятельности педагога и детей Домашние задания для родителей и детей Семейный клуб и творческие мастерские

Слайд 25

Эффективность и з начимость методики Облегчает усвоение понятий и их содержания Учит кратко, но точно выражать свои мысли Закрепляет знания по изученным лексическим темам Развивает связную речь, словообразование, описательные навыки

Слайд 26

Положительные р езультаты от использования синквейнов в образовательной работе Развитие импрессивной речи детей Обогащение и активизация лексической стороны Закрепление навыков словообразования Совершенствование построения предложений Улучшение описания предметов и составления рассказов

Слайд 27

Вывод Метод синквейна способствует успешной коррекции всей речевой системы в целом при условии системной работы в данном направлении Простота синквейна дает возможность его составления каждым ребенком. Это интересное занятие , способствующее самовыражению детей. Это форма свободного творчества , которая направлена на развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки , анализировать , делать выводы , кратко формулировать свои высказывания .

Слайд 28

Спасибо за внимание Применяйте метод синквейна в своей работе и откр ывайте новые творческие возможности !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейн - эффективный метод развития речи дошкольника.

Сравнительно недавно педагоги стали применять синквейн для активизации познавательной деятельности и стали использовать его как метод развития речи. Уже в дошкольном возрасте можно в игровой форме учи...

Статья "Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника"

Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют составлять рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им т...

СИНКВЕЙН - КАК АКТИВИЗАТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И КАК МЕТОД РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (доклад с мультимедийным сопровождением)

Что такое синквейн?Кто ясно мыслит — тот ясно излагает.Античная поговоркаПсихологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный зап...

«Синквейн – один из эффективных методов развития речи дошкольника».

         Язык и речь - это основное средство проявления важнейших психических  процессов памяти, восприятия, мышления, а также развития других сфер: коммуникативно...

«Синквейн – один из методов развития речи дошкольника»

Чтобы составить синквейн, нужно научиться находить в тексте, в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять и кратко ...

«Синквейн - как метод развития речи дошкольников»

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования выделена, как самостоятельная образовательная область «Речевое развитие», включающая в себя обогащение актив...

Синквейн – как метод развития речи дошкольников.

Традиционная методика обучения дошкольников рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога. Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с не...