Техника речи педагогов и детей
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

Царева Ольга Андреевна

Техника речи -это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon техника речи100.5 КБ

Предварительный просмотр:

Техника речи педагогов и детей

Вступление

«Для нас все слова уже готовы, скроены и сшиты, и голова у каждого из нас, как оптовый склад таких готовых форм, «магазин готового платья».

К. И. Чуковский

      Владение даром слова важно для человека любой профессии, да и в каждодневной жизни особенно приятное, выигрышное впечатление на окружающих всегда производит человек, который умеет быть интересным собеседником. Такой человек оказывается более успешным как в бытовых ситуациях, так и в деловой жизни.

Поэтому задача педагогов систематизировать «тот склад» который имеется у каждого из нас и уметь выразить его словами. А задача психологов- помочь педагогам в подборе упражнений для развития речи. «У детей- это мастерская- все мерится и шьется, творится каждую минуту заново, каждую минуту сначала,-все- вдохновение и творчество».

 Грамотная, четкая, чистая и ритмическая речь ребенка- это не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей , педагогов и многих других людей в окружении которых малыш растет и развивается.

Техника речи — это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией.

Нельзя не учитывать и того фактора, что недостатки произношения, как и другие речевые нарушения, нередко могут являться причиной серьезных отклонений в развитии психики, особенно детей. Дети, неправильно произносящие слова, часто избегают речевого общения с друзьями, не участвуют в детских выступлениях на утренниках, не проявляют активности. Для взрослых же упомянутые недостатки могут служить неким препятствием в продвижении по служебной лестнице.Следует помнить, что только при значительном упорстве и регулярных тренингах можно достичь желаемой цели и добиться положительных результатов в риторике, дикции и красноречии.

Содержательная и изысканная речь не в состоянии оказать нужного эффекта, если она будет тусклой по своей форме или по способу реализации. Поэтому представителям тех профессий, кому постоянно приходится общаться с людьми, а тем более добиваться поставленных перед собой целей, следует самое пристальное внимание обратить на технику своей речи и приложить усилия для совершенствования техники речи.Однако, выразительность речи может быть достигнута лишь в результате систематической работы, направленной как на тренировку и развитие органов речи, так и на совершенствование свойств голоса.

1.Речевой аппарат и его работа

Речевой аппарат — это совокупность органов человека, необходимых для производства речи. Он включает в себя несколько звеньев:

дыхательные органы, это легкие, бронхи, трахея, диафрагма, межреберные мышцы.

— органы речи пассивные  - это зубы, альвеолы, твердое небо, глотка, полость носа, гортань;

— органы речи активные — это подвижные органы, язык, губы, мягкое небо, маленький язычок, надгортанник, голосовые связки.

— головной мозг, который координирует работу органов речи и подчиняет технику произнесения творческой воле говорящего.

Упражнения для совершенствования органов дыхания

Упражнение 1. Сделайте вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержите дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

Упражнение 2. Повторите задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8...15.

Упражнение 3. Произнесите скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжите на выдохе, насколько хватит воздуха: "Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее".

Упражнение 4. Каждую строфу приведенного ниже стихотворения “Дом, который построил Джек” в переводе С.Я.Маршака произнесите на одном выдохе, не добирая воздух. Обратите внимание на положение тела: обязательно стоя, спина прямая, руки вдоль боков или за спиной, голова не опущена и не задрана вверх.

1.Вот дом, который построил Джек.

2.А это пшеница, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

3.А это веселая птица синица, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

4.Вот кот, который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

5.Вот пес без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

6.А это корова безрогая, Боднувшая старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

7.А это старушка седая и строгая, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

8.А это ленивый и толстый пастух, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

9.Вот два петуха, Которые будят того пастуха, Который бранится с коровницей строгою, Которая доит корову безрогую, Боднувшую старого пса без хвоста, Который за шиворот треплет кота, Который пугает и ловит синицу, Которая часто ворует пшеницу, Которая в темном амбаре хранится В доме, который построил Джек.

Упражнение 5. Проведите игры-соревнования:

а) “Кто дольше?”:

- прожужжит пчелой (ж-ж-ж-ж-ж);

- прозвенит комаром (з-з-з-з-з);

1.1.Тренировка губ

Упражнения для педагогов

Упражнения для детей

Предельно, с усилием собрать губы в “хоботок” так, чтобы при этом они имели минимальную площадь. Затем так же активно, с усилием растянуть их в стороны, не обнажая зубы. Повторить это движение 10-15 раз, до появления в мышцах губ ощущения тепла.

Упражнение 6

"Снежинки". Ребенок берет снежинку за ниточку, плавно дует до отклонения снежинки назад.  

Вытяните губы и сожмите их в “хоботок”. Поверните хоботок вправо, влево, вверх, вниз медленно, затем сделайте губами круговое движение в одну сторону, потом в другую. Повторите упражнение 3-4 раза.

Упражнение 7

"Буря в стакане". Ребенок плавно дует в стакан с водой через трубочку. Можно изменять силу струи: плавно-сильнее-сильнее-плавно.

Исходное положение — рот закрыт. Приподнимите верхнюю губу к деснам, сожмите губы, опустите нижнюю губу к деснам, сожмите губы. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 8

"Фокусник". На кончик носа малыша кладется кусочек ваты. Нужно так поднять язычок к верхней губе, чтобы ватка слетела с носа

Обнажить зубы, приподняв верхнюю губу и опустив нижнюю. Зубы сжаты. Повторите упражнение 5-6 раз.

Упражнение 9

"Футболист". Для этого упражнения нужны две игрушки - это ворота. Перед ребенком кладется кусочек ватки и ему нужно так подуть на ватку, "чтобы забить гол".

1.2.Тренировка нижней челюсти

Спокойно, без напряжения опустить нижнюю челюсть (раскрыть рот) на 2-3 пальца, при этом губы должны иметь форму вертикального овала, язык плоско лежит на дне рта, а небная занавеска максимально подтягивается. Через 2-3 секунды рот спокойно закрыть. Повторить 5-6 раз.

1.3.Тренировка языка

. Рот раскрыт на два пальца, нижняя челюсть неподвижна. Кончиком языка коснитесь твердого неба, внутренней стороны сначала левой, а потом правой щеки, верните язык в исходное положение.

Рот полураскрыт. Кончиком языка постарайтесь коснуться носа, затем подбородка, верните язык в исходное положение.

Упражнение 10.

“Цоканье”. Кончик языка плотно прижат к альвеолам, затем толчком отрывается и перескакивает ближе к мягкому небу. При этом возникает щелчок, похожий на цоканье копыт. Повторить 8-10 раз

Для детей артикуляционные гимнастики подбираются и проводятся специалистами-логопедами.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

"Заборчик" - широко улыбнуться и показать сжатые зубы (верхние зубы стоят ровно на нижних) удерживать - 5-7сек.

"Слоник" - вытянуть губы "трубочкой" (зубы сжаты). Удерживать 5-7сек.

Чередовать упражнения N1 и N2

"Непослушный язычок" - широкий плоский кончик языка пошлепать губами, произнося "пя-пя-пя:". Повторить 3 раза.

"Блинчик на тарелочке" - широкий плоский кончик языка положить на нижнюю губу, сказав один раз "пя". Язык не должен двигаться. Рот чуть-чуть приоткрыт. Удерживать 3-10сек.

"Чистим зубы" - открыть широко рот, улыбнуться показав зубы. Затем кончик языка "чистить зубы" изнутри, двигая им вправо-влево (сначала нижние, потом верхние). Кончик языка должен находиться за зубами. Нижняя челюсть не двигается. Повторить 5-6 раз.

"Вкусное варенье" - широким плоским кончиком языка облизать верхнюю губу сверху вниз. При этом должны быть видны нижние зубы (нижняя губа оттянута вниз, зубы не прикусывают язык).

"Маляр" - широко открыть рот, улыбнуться, показывая зубы. Кончиком языка "красить" потолок, двигая им по твердому небу вперед-назад (до зубов и подальше к горлышку). Язык не должен выскакивать за зубы, отрываться "от потолка" и двигаться влево- вправо. Нижняя челюсть не должна двигаться.

"Лошадка" - приоткрыть рот, улыбнуться, показав зубы. Цокать языком медленно- быстрее-быстро-медленно с короткими паузами для отдыха. Стараться не двигать нижней челюстью.

 "Качели" - широко открыть рот, высунуть язык и двигать им вверх-вниз. Нижняя челюсть не двигается, зубы не прикусывают язык.

 "Шоколадка" - приоткрыть рот и облизать губы языком по кругу по часовой стрелке и против часовой стрелки. Повторить 2-3 раза.

 "Конфетка" - упереться кончиком языка в щеку (губы сомкнуты, а зубы раздвинуты) - "спрятали конфетку за щеку", нажать не сильно пальцем на щеку и язык (язык сопротивляется нажатию)

 "Больной пальчик" - положить широкий плоский кончик языка между губами (т.е. губы слегка придерживают кончик языка) и подуть на палец. Воздух должен идти по середине через маленькую щель между языком и верхней губой. Делать глубокий вдох и долгий плавный выдох.

 "Индюк" - приоткрыть рот и широким кончиком языка быстро двигать по верхней губе вперед-назад, произнося звук, близкий к "бл-бл-бл:". Тянуть звук  5-7 сек., сделав сначала глубокий вдох.

2.Основные свойства голоса

Голос — это звук, образуемый в гортани колебанием приближенных друг к другу напряженных голосовых связок под давлением выдыхаемого воздуха. Главные качества любого голоса — это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона.

Сила голоса — это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Поэтому одинаково необходимо умение говорить как громко, так и тихо.

Высота голоса — это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон.

Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску,

Под благозвучностью голоса понимается чистота его звучания, отсутствие неприятных призвуков (хрипоты, сиплости, гнусавости и т.п.). В понятие благозвучности включается прежде всего звонкость.

Полетность голоса — это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличения громкости.

Подвижностью голоса — это его способность без напряжения меняться по силе, высоте, темпу.

Под тоном голоса подразумевают эмоционально-экспрессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений.

Основной инструмент воспитателя- голос-  все его составляющие необходимо постоянно развивать.

Упражнения для развития голоса: сила, высота, благозвучность, полетность, подвижность, тон

2.1.Развитие силы голос

Упражнение 11. Прочитайте тексты, меняя в зависимости от содержания силу голоса:

При чтении необходимо  помнить о зависимости интонации от знаков препинания. Точка: голос понижается на последнем слове перед точкой. Запятая: на последнем слове  перед запятой небольшое повышение голоса. Тире: пояснительная интонация, на последнем слове перед тире  небольшое повышение голоса. Двоеточие: перечислительная интонация, на последнем слове перед двоеточием повышение голоса. Многоточие: интонация недосказанности, на последнем слове перед многоточием сильное повышение голоса.

Низкий или высокий голос- индивидуальная особенность каждого человека. Но в небольших пределах голоса можно поменять. Для этого важно научиться управлять ею, напрягая или расслабляя голосовые связки

1Была тишина, тишина, тишина.

Вдруг грохотом грома сменилась она!

И вот уже дождик тихонько — ты слышишь? —

Закрапал, закрапал, закрапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет.

Уже барабанит! Уже барабанит!

2Скажи погромче слово «гром» -

Грохочет слово, словно гром!

3Я сижу и слушаю, не дыша,

Шорох шуршащего камыша.

Камышинки шепчутся:

— Ши, ши, ши!

— Что вы тихо шепчете, камыши?

Разве так шушукаться хорошо?

А в ответ шуршание:

— Шо, шо, шо!

— С вами я шушукаться не хочу!

Я спою над речкой и спляшу,

Даже разрешения не спрошу!

Я спляшу у самого камыша!

Камышинки шепчутся:

— Ша, ша, ша…

Словно просят шепотом:

— Не пляши!..

До чего пугливые камыши!

4Гром грохочет — бух! Трах!

Словно горы рушит.

Тишина в испуге — ах! —

Затыкает уши.

5Лейся, лейся, дождик, дождик! Я хочу расти, расти!

Я не сахар! Я не коржик! Не боюсь я сырости!

6Иду вперед (тирлим-бом-бом) —

И снег идет (тирлим-бом-бом),

Хоть нам совсем, совсем не по дороге!

Но только вот (тирлим-бом-бом)

Скажите, от — (тирлим-бом-бом),

Скажите, от — чего так зябнут ноги?

2.2.Отработка благозвучности голоса

Ребенок видит, слышит, осязает, обоняет, вкушает, взвешивает, сравнивает, и совокупность всех чувственных впечатлений образует в его жизни тот фундамент, на котором мало- помалу будет расти здание его представлений и знаний, а стало быть и богатство языка.

Упражнения для педагогов

Упражнения для детей

Добейтесь звонкости, собранности звука, произнося плавно и протяжно звук М.

12

Игра "Вьюга"

Цель: развитие силы голоса и речевого дыхания. Активизация мышц губ.

Описание игры: Дети, сидящие в ряд, изображают вьюгу, воющую в ненастный вечер. По сигналу воспитателя  "Вьюга начинается" тихо говорят: у-у-у:; по сигналу сильная вьюга громко говорят: у-у-у:; по сигналу "Вьюга кончилась" замолкают.

Желательно, чтобы дети меняли силу голоса за один выдох не менее 2-3раз. В этом случае удобнее словесные указания педагога заменить дирижированием: плавное движение руки вверх - дети говорят громче, плавное движение руки вниз - дети говорят тише.

Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

13

как кричит животное или птица, показать его поведение рычание тигра: "Р-р-р-р", шипение змеи: "Ш-ш-ш-ш".

2.3Тренировка полетности голоса

Упражнение 14. Это упражнение надо выполнять вдвоем. Между двумя разговаривающими должно быть достаточно большое расстояние (хотя бы 6-10 метров), говорить надо тихо, почти шепотом, но отчетливо. Тема беседы заранее не обговаривается. Перед выполнением упражнения вы должны разработать речевую ситуацию (например, представить, что рядом находится кто-то третий, которому по каким-либо причинам не должно стать известным содержание вашей беседы.

Упражнение 15. Придумайте речевую ситуацию, когда разговор между двумя людьми должен происходить на значительном расстоянии и негромко. Продемонстрируйте эту беседу.

2.4.Выработка подвижности голоса

Упражнение 16. Прочитайте приговорку с постепенным ускорением:

Божья коровушка,

Полети на облочко,

Принеси нам с неба,

Чтобы было летом:

В огороде бобы,

В лесу ягоды, грибы,

В роднике водица,

Во поле пшеница.

-Заяц белый, куда бегал?

-В лес дубовый!

-Что там делал?

-Лыко драл!

-Куда клал?

-Под кусток!

-Кто украл?

-Родион!

-Выйди вон!

2.5.Работа над тоном речи

Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Как правило, это происходит естественным путем в процессе общения со взрослыми. В то же время многие педагоги ДОУ сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи при подготовке к выступлениям на праздниках, при чтении стихотворений, при исполнении ролей в играх- драматизациях. В большинстве случаев это связано с тем, что дошкольники не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.

Работу по развитию выразительности речи целесообразно проводить последовательно, в два этапа: сначала формировать навыки восприятия интонации, затем- навыки ее использования в собственной речи.

Прием сопоставительного анализа двух образцов чтения одного и того же текста дает возможность показать детям роль интонации в речи. Первый раз воспитатель читает текст невыразительно, второй раз – с интонационным оформлением. Дети, безусловно, отметят разницу, и их будет легко подвести к выводу, что она заключается в выразительности речи. Желательно объяснить дошкольникам, что интонация помогает не только точно передавать свои мысли и чувства, но и лучше понимать чувства и отношение к нам других людей. После этого можно переходить к формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов:

  • мелодики ( повышение и понижение голоса в начале, середине и конце фразы)
  • темпа ( ускорение или замедление скорости произнесения фраз)
  • ритма ( чередование ударных слогов)
  • тембра ( эмоциональная окраска голоса)
  • логического ударения ( выделение наиболее важного по смыслу слова)

Упражнение 17. Произнесите фразы так, чтобы выразить: восхищение; сочувствие; презрение; пренебрежение; вопрос; зависть; вопрос-переспрос; удивление.

-Алле!! Это телевидение? У меня в доме приведение! …Я сошла с ума… какая досада!!

Из м\ф «Малыш и Карлсон»

- Погляди только на нее! Я ей нравлюсь, да-да, она ведь видит, что я красивый, умный и в меру упитанный мужчина в самом расцвете сил!

Из м\ф «Малыш и Карлсон»

Нет-нет, пожайлуста, не делай этого! Этого я не вынесу!

Из м\ф «Малыш и Карлсон»

« Кто ложился в мою постель и смял ее!»

Л. Толстого « Три медведя»

Упражнение 18. Соедините реплики персонажей и авторские слова:

Реплики                                                                                Авторские слова

"Сашенька, хватит сердиться! Извини меня, если я тебя обидела..."

— с сожалением протянула она.

"И ты еще издеваешься? И ты еще осмеливаешься спрашивать?"

— сказала она тихо, но решительно

"Я на тебя нисколько не сержусь. Клянусь."

— кричала и даже взвизгивала она, размахивая руками.

"Я ни в чем не виновата!"

— сказала она веселым голосом.

"Да-а-а, с тобой каши не сваришь..."

— сказала она кающимся голосом.

2.6.Дикция

Дикция — это степень отчетливости в произношении звуков, слогов и слов в речи. Ясность и чистота звучания речи зависят от правильной и активной работы артикуляционного аппарата.

Упражнения для отработки гласных и согласных звуков

Звуки И — Ы

А) Ил, икс, ива, игра, Ира, пилигрим, июль, химия, имя, вы, мы, ты, жил, в Индии, ужин, улицы, мыс, выпуск, валы, цирк, выписной, с интересом.Б) Был — бил, выл — вил, пыл — пил, лыжи — лижет, мил — мыл, ныл — Нил, тыл — Тиль, рысь — рис, дым — Дима, сын — синий, азы — Зина.В) Кому пироги да пышки, кому синяки да шишки. Каков Мартын, таков у него и алтын. Знали, кого били, потому и победили. Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.

Звуки У — О.

А) Ус, уж, ум, улей, лук, стул, паук, думать, уксус, сундук, кулак, южный, юркий, вьюн, каюта, люк, салют, ось, омут, охать, лом, вор, бор, молча, простор, договор, сукно, клен, пальто, подъем, прием.

Б) Бук — бок, тук — ток, сук — сок, купи — копи, гусь — гость, морс — Мурзин, лук — лоб, тур — торг, бум — бом, внук — у ног, люк — лег, люстра — Леша.

В) Без наук как без рук. Чужим умом умен не будешь. Дружба дружбой, а служба службой. Май холодный — не будешь голодный. Красно поле пшеном, а речь умом.

Звук А.

А) Асс, ахнуть, армия, арбуз, банк, касса, аркан, дама, жила, лампа, скала, як, яблоня, изъян, объявит, пустяк, размазня.

Б) На полатях лежать — так ломтя не видать. На чужой каравай рта не раскрывай. Не красна изба углами, а красна пирогами.

Звук Э.

А) Эх, этот, поэтому, шесть, жесть, жест, ценный, в шалаше, этаж, поэт, кашне, эти, ценник, поэтика, дело, лето, деревня, сень, пень, день.

Б) Все равны детки, что пареньки, что девки. Кто сеет да веет, тот не обеднеет. Ел — не ел, а за столом сидел.

Звуки П — Б.

А) Пар, папа, поп, капель, дуб, голубь, бак, боб, белый, кобура, барбос.

Б) Пар — бар, пас — бас, пыль — быль, болт — полк, пел — бел, пей — бей, пыл — пил, спать — спят, был — бил, борт — обертка, бур — бюро.

В) Все бобры добры до своих бобрят. В поле Поля-Полюшка польет поле-полюшко. Сорняков не будет в поле, если польет поле Поля.

Звуки Ф — В.

А) Факт, фунт, фары, фыркать, кофта, жираф, вперед, Валя, верный, выбить, видный, свет.

Б) Вода — фаза, Иван — Селифан, Вика — фикус, вилка — Филька, вот — рвет, вас — вяз, фирма — фыркнуть, Фомка — Фекла.

В) Водовоз вез воду из водопровода. Вавилу ветрило промоклосквозило. Фофанова фуфуйка Фефеле впору. Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.

Звуки М, Н, Л, Р, Й.

А) Мак, мама, обман, лампа, мятый, милый, нос, наш, сон, няня, низ, лак, луна, лейка, Оля, боль, рана, рейка, риск, говор, ель, майка, я, вьюн.

Б) Мама — мяла, мал — мял, мыло — мило, знаком — знакомь, Нана — няня, ныть — нить, нос — нес, лак — ляг, лук — люк, ел — ель, рад — ряд, ров — рев, брак — бряк, пожар — пожарь, рак — лак, рука — лука, ров — лов, дарить — удалить.

ама Милу мылом мыла. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку. Проснулась Ульяна ни поздно ни рано: все с работы идут, а она тут как тут. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да не вылавировали. Иней лег на ветки ели, иглы за ночь побелели.

Упражнение 19. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:


А) Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди! Гбди!


Б) Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!


В) Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!


Упражнение 20. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков: усложняется: первую часть пословицы произнесите громко, вторую- тихо, потом наоборот.

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова посреди двора. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои. Толком толковать, да без толку расперетолковывать. В пруду у Поликарпа — три карася, три карпа. Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу. — Грабь граблями гравий, краб! Купи кипу пик. Летят три пичужки через три пустых избушки. Наш Полкан попал в капкан. Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком. Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот. Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Для детей упражнение 21

Прочитайте приведенный ниже отрывок, отчетливо выделяя шипящие звуки и подчеркивая ритм.

…И сейчас же щетки, щетки

Затрещали, как трещотки,

И давай меня тереть,

Приговаривать:

«Моем, моем трубочиста

Чисто, чисто, чисто, чисто!

Будет, будет трубочист

Чист, чист, чист, чист!»

                              ( К. Чуковский. Мойдодыр)

Упражнение 22

Какими движениями можно сопровождать стихотворение – дирижирование, отстукивание пальцем по столу, топать ногой, хлопать и пр

Для детей упражнения могут быть построены в виде физминуток.

Левой, правой

Левой, правой!

На парад

Идет отряд.

На парад

Идет отряд.

Барабанщик очень рад.

Барабанит,

Барабанит

Полтора часа

Подряд.

Левой,

правой,

Левой,

правой,

Барабан... уже дырявый!

Папа тут, папа там,

Папа, папа тут и там.

Мама тут, мама там,

Мама, мама тут и там.

Папа тут, мама там,

Папа, мама тут и там;

У меня друзей не мало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Поша пашет,

Варя варит,

Валя валит,

Света етит,

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонит,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку тоню:

Подрисую что-нибудь!

(Комаровский Г, Ладонщиков Г)

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок на планеты.

На какую захотим

 На такую полетим!

Но в игре один секрет: Опаздавшим метса нет!

Заключение

Таким образом, техника речи-это основной инструмент с помощью которого педагоги могут донести основные моральные ценности, культуру.

Обучение  должно идти идти рука об руку с развитием любви к лучшим образцам родной литературы, потребности быть в  общении с ними, черпать в них радость и вдохновение.

Живое слово, образная сказка, рассказ, с выразительностью прочитанное стихотворение, народная песня должны царить в детском саду, как и в семье, и готовить ребенка к дальнейшим более глубоким художественным восприятиям.

Ребенок живо отзывается на эти первые эстетические впечатления; он подражает и матери и воспитателю, и сам рассказывает, декламирует, поет,мимирует, жестикулирует, импровизирует.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов. Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"

Консультация для педагогов.Тема: "Речь педагогов как средство развития речи у детей"...

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Мастер-класс для педагогов по технике речи и развитию дикции

Умение-красиво говорить-залог успеха! Умение красиво говорить педагогу, - залог профессионализма! Данный материал содержит упражнения для развития дикции педагогов....

Консультация для педагогов на тему «Речь педагога как фактор развития речи детей дошкольного возраста»

Все мы знаем, как важно для любого человека иметь правильную, красивую, образную речь, тем более для педагога, который является образцом для подражания у своих воспитанников. При этом следуе...

Требования к речи педагога для детей с тяжелыми нарушениями речи

Речь воспитателя, который постоянно находится в поле зрения ребенка с ОНР, является важным источником, из которого дети получают образец родного языка, культуры речи....