Главные вкладки

    Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» СРЕДНЯЯ ГРУППА
    календарно-тематическое планирование по развитию речи (средняя группа) по теме

    Планирование непосредственно-образовательной деятельности по О.О. Коммуникация выполнено для средней группы. Исползуется следующая интеграция областей:коммуникация, социализация, познание, чтение художественной литературы, безопасность, здоровье. В планировании указана тема, программное содержание, используемые материалы, дидактические  игры и упражнения,физкультминутки и использование художественного слова. Планирование разработано с сентября по май.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon перспективное планирование230 КБ

    Предварительный просмотр:

    Филиппова  Ольга  Федоровна

    Воспитатель

    Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

    «Детский сад № 20» г. Ухта

    Перспективное планирование

    Образовательная область: «Коммуникация»

                                                                                                 СРЕДНЯЯ ГРУППА

                                                                                                          Сентябрь

    п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Описание игрушек – кошки и собаки

    Учить составлять рассказ об игрушках с описанием их внешнего вида. Активизировать слова, обозначающие действия и состояние (глаголы); учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    Закреплять произношение звуков «у, а, г, к, в», учить правильно произносить в словах звуки «с» - «сь», выделять в речи слова с этими звуками; закреплять представления о значении терминов «слово», «звук»; учить вслушиваться в звучание слов.

    Развивать интерес к животным.

    Воспитывать усидчивость.

    Игрушки – кошка, собака, машина, слон, лиса, гусь, лягушка.

    д/и «Угадай по голосу»

    Цель: закрепить

    звукопроизношение.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.107)

    д/и «Кто поедет на машине?»

    Цель: учить выделять слова со звуком «с».

    Предложить детям покатать в машине зверей, в названии которых есть звук «с» (собака, слон, лиса)

    «А щенята как проснуться,               Очень любят потянуться,               Обязательно зевнут,

    Ловко хвостиком махнут!                       А котята спинку выгнут                       И неслышно с места прыгнут.

    Перед тем, как прогуляться,             Начинают умываться»

    Загадки:

    «У порога плачет,

    Коготки прячет,

    Тихо в комнату войдет,

    Замурлычет, запоет»,

    «Во дворе поставлен дом,

    На цепи хозяин в нем»

    Стихотворения:

    «Сторожит собака дом,
    Без ружья, одна притом!
    В холод, ветер, дождь, мороз
    Служит верно людям пёс.
    У собаки чуткий слух
    И отличный, тонкий нюх»,

    «Без кота нельзя никак:
    Он мышам первейший враг.
    Притворится, будто спит,
    Сам внимательно следит.
    Точит когти и клыки —
    Очень любит шашлыки»

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Составление рассказа по картине «Кошка с котятами»

    Учить составлять рассказ по картине совместно с воспитателем и самостоятельно; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины). Учить соотносить слова, обозначающие названия животных, с названиями их детенышей; активизировать в речи слова, обозначающие действия (глаголы).

    Развивать интерес к составлению рассказов по картине.

    Воспитывать умение внимательно слушать рассказы других детей.

    Картина «Кошка с котятами», игрушки (кошка и котята, собака и щенята, курица и цыплята, утка и утята), сорока (картинка).

    д/и «Кто как кричит?»

    Цель: закрепить звукопроизношение.

    Как говорит кошка?

    Как говорит собака?

    Как говорит курица?

    Как говорит утка?

     

    д/и «Кто с кем?»

    Цель: учить называть животных и их детенышей во множественном числе

    Собака с…щенятами,

    Кошка с…котятами,

    Курица с…цыплятами,

    Утка с…утятами.

    «Пушистые комочки

    Умыли лапкой щечки,

    Умыли лапкой носик,

    Умыли лапкой глазик –

    Правый глазик,

    Левый глазик.

    Умыли лапкой ушки –

    Правое ушко,

    Левое ушко.

    А ушки у котят, как домики стоят»

    Стихотворение:

    «Котёнок возится с клубком:
    То подползет к нему тайком,
    То на клубок начнет кидаться,
    Толкнет его, отпрыгнет вбок...
    Hикак не может догадаться,
    Что здесь не мышка, а клубок»

                   (А. Барто)

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    3.

    Описание игрушек – собаки, лисы. Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

    Учить при описании игрушки называть ее признаки, действия, связывать между собой предложения.

    Закреплять умение соотносить названия животных с названиями их детенышей, упражнять в использовании форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных; формировать представления о предлогах «за, под, на, в», навыки их применения в речи.  Отрабатывать навыки правильного произношения звуков «с» - «сь» изолированных,  в словах и фразах; учить произносить звук «с» длительно, на одном выдохе, отчетливо и внятно проговаривать слова.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Картинки с изображениями предметов и животных, в названиях которых есть звук «с» (8шт.) и нет этого звука (8шт.); игрушки (собака, лиса, белка и бельчата, слон и слонята, крольчиха и крольчата, свинья и поросята); ширма; большой кубик.

    д/и «Сравни собаку и лису»

    Цель: учить сравнивать животных.

    Сравним собаку и лису (по внешнему виду, где живут, чем питаются).

    д/и «Услышь звук»

    Цель: учить называть предметы и животных, в названии которых есть звуки «с» - «сь».

    Предложить показать картинки, в названии которых есть звук «с» или «сь».

    д/и «Прятки»

    Цель: учить употреблять предлоги в, на, за, под.

    Воспитатель прячет животных, дети ищут и называют место, где их нашли (бельчата прятались за кубиком, поросята спрятались под столом, слонята спрятались в шкафу, крольчата спрятались на полке).

    «А теперь насос включаем,

    Воду из реки качаем.

    Влево – раз, вправо – два.

    Потекла ручьем вода.

    С – с – с – с - с!

    Раз – два – три -четыре –

    Хорошо мы потрудились»

    Загадки:

    «С хозяином дружит,

    Дом сторожит,

    Живет под крылечком,

    Хвост колечком»,

    «Хвост пушистый,

    Мех золотистый,

    В лесу живет,

    В деревне кур крадет».

    Чистоговорка:

    «Са-са-са – у Кати лиса.

    Су-су-су – даю Саше лису.

    Са-са-са – у меня лиса».

    Скороговорка:

    «У Сони и Сани быстро едут сани».

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    4.

    Составление описательного рассказа о питомцах

    Учить составлять описание игрушки, называть характерные признаки и действия, подводить к составлению короткого рассказа на тему из личного опыта.

    Обогащать словарь правильными названиями окружающих предметов (игрушек), их свойств, действий, которые с ними можно совершать; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    Продолжать знакомить с термином «слово», закрепить произношение звука «с» в словах и фразах, учить подбирать слова со звуком «с» и вслушиваться в их звучание.

    Развивать внимание, память.

    Воспитывать любовь к животным.

    Игрушки – кошка, собака.

    д/и «Какая? Какой»

    Цель: учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    О ком можно сказать большой…, маленький…, большая…, маленькая…

    д/и «Кто что умеет делать?»

    Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

    Что умеет делать кошка? (мяукать, лакать молоко, ловить мышей, играть с клубком и т.д.)

    Что умеет делать собака? (лаять, грызть косточки, рычать, вилять хвостом, сторожить дом и т.д.)

    Пальчиковая игра:

    «У собачки острый носик,

    Есть и шейка, есть и хвостик.

    А у кошки ушки на макушке,

    Чтобы лучше слышать

    Мышь в ее норушке»

    Загадки:

    «Мягонькие лапки,

    А в лапках цап-царапки»,

    «Проживает во дворе,

    В своем доме – конуре,

    На всех, кого не знает,

    Она рычит и лает»

    Чистоговорки:

    «Са-са-са, са-са-са,

    Укусила в нос оса.

    Со-со-со, со-со-со,

    Стал мой нос, как колесо!

    Сы-сы-сы, сы-сы-сы,

    Не боюсь я злой осы!

    Су-су-су, су-су-су,

    Я осу в руке несу!

    Скороговорка:

    «У осы не усы, не усищи, а усики»

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

                                                                                                           Октябрь

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

         Интеграция

    1.

    Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»

    Учить составлять рассказ исходя из набора игрушек. Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов; учить согласовывать прилагательные с существительными в форме множественного числа.

    Закрепить правильное произношение изолированного звука «з», учить различать на слух разные интонации, пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

    Развивать желание рассказывать об игрушках.

    Воспитывать интерес к занятию.

    Игрушки – кукла, котенок, собака, блюдце.

    д/и «Кто как говорит?»

    Цель: учить различать разные интонации и пользоваться ими в соответствии с содержанием высказывания.

    Как жалобно мяукает котенок?

    Как радостно мяукает котенок?

    Как сердито мяукает котенок?

    Как весело гавкает собака?

    д/и «Услышь звук»

    Цель: учить выделять звук «з» в словах.

    Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши, услышав звук «з»: зайка, мишка, зонт, ваза, кошка, замок, звонок, танк, коза, карандаш, машина.

    «А щенята как проснутся,

    Очень любят потянуться,

    Обязательно зевнут,

    Ловко хвостиком махнут!

    А котята спинку выгнут

    И неслышно с места прыгнут,

    Перед тем, как прогуляться,

    Начинают умываться»

    Стихотворение:

    «Если кто-то с места сдвинется,

    На него котенок кинется.

    Если что-нибудь покатится,

    За него котенок схватится.

    Прыг-скок! Цап-царап!

    Не уйдешь от наших лап!»

    Считалка:

    «1-2-3-4-5!

    Будем мы слова считать.

    Зайка, зонтик, змей, корзина,

    Ваза, воздух и резина,

    Зубы, козлик и тазы,

    Зоопарк, завод, вазы.

    Посчитай-ка, не ленись,

    Да смотри, не ошибись»

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть»

    Учить пересказывать короткую сказку, выразительно передавать диалог персонажей.

    Учить правильно называть детенышей животных, употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

    Развивать умение понимать и оценивать поступки и характеры героев, образное содержание и идею произведения.

    Воспитывать интерес к художественной литературе.

    игрушки – собака, зайчиха, крокодил, щенки, зайчата, крокодильчики, бегемотики (по 2 шт.); игрушечная лесенка с тремя ступеньками.

    д/и «Поручения»

    Цель: учить употреблять форму повелительного наклонения глаголов.

    Дети просят животных:

    - Зайчик, поскачи, пожалуйста.

    - Щенок, спой, пожалуйста.

    - Бегемотик,  ляг, пожалуйста.

    -Собачка, попрыгай, пожалуйста.

    Затем дети просят игрушки друг у друга:

    - Оля, дай, пожалуйста, крокодила.

    - Спасибо.

    - Женя, дай, пожалуйста, щенка.

    - Спасибо.

    д/и «Кто заблудился?»

    Цель: учить образовывать однокоренные слова, подбирать синонимы к заданным словам, составлять ложные предложения. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.119)

    п/и «Пузырь»

    «Раздувайся пузырь, Раздувайся большой,

    Оставайся такой

    И не лопайся.

    Лопнул пузырь!

    Ш-ш-ш!»

    Стихотворение:

    «Зайка, заинька, зайчишка -

    Храбрый зверь и даже слишком.

    Самый смелый зверь в лесу.

    Не боится он лису,

    Не боится он и волка.

    Он запутает у ёлки

    След своих надёжных ног

    И ускачет по сугробам -

    Скок да скок»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    3

    Диагностическая неделя

    4.

    Диагностическая неделя

    Ноябрь

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Составление сюжетного рассказа по ролям

    Учить самостоятельно задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи слова, обозначающие качества и действия предметов, учить подбирать точные сравнения.

    Учить понимать и активно использовать в речи интонацию удивления, радости, вопроса, вслушиваться в звучание слов, выделять в словах заданный звук.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Игрушки – коза, козленок, корова, зайчонок.

    д/и «Назови ласково»

    Цель: учить образовывать существительные с уменьшительно- ласкательными суффиксами.

    Назовите ласково зайца, козлика, корову, козу.

    д/и «Кто что умеет делать?»

    Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

    Что умеет делать зайчик? (прыгать, бегать, грызть морковку, шевелить ушами и т.д.)

    Что умеет делать козлик? ( бодаться, скакать, ходить, жевать траву и т.д.)

    Что умеет делать корова?

    Что умеет делать коза?

     «Зайка наш идет к друзьям-

    Мышкам, белкам, воробьям…

    Вымыл шейку он и ушки,

    Причесал свою макушку,

    Вымыл лапки тщательно,

    Вытер их старательно.

    Приоделся – и скок – скок,

    Прыг скорее за порог»

    Стихотворение:

    «Тихо, тихо, Зоя спит,

    А вот злой комар летит.

    Зою будет он кусать

    И не даст он Зое спать.

    Мы прогоним комара:

    «Улетай ты со двора».

    Злой комар от нас летит,

    Улетает и гудит.

    З-з-з! З-з-з!»

    Чистоговорки:

    «За-за-за – серая коза.

    Зы-зы-зы - рожки у козы.

    Зе-зе-зе – травку дам козе.

    Зу-зу-зу – я пасу козу»

    Скороговорка:

    «Зоя – зайкина хозяйка. Спит в тазу у Зои зайка»

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Придумывание загадок-описаний об игрушках

    Учить описывать предмет, не называя его; учить задавать вопросы и отвечать на них. Активизировать в речи глаголы, прилагательные; упражнять в образовании названий детенышей животных в именительном и косвенных падежах. Продолжать знакомить с термином «слово», учить вслушиваться в звучание слов.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать бережное отношение к игрушкам.

    Ширма, Петрушка; игрушки – мяч, матрешка, барабан, машина, кукла, корова, утенок.

    д/и «Петрушка, угадай мою игрушку»

    Цель: учить давать описание игрушке.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.123)

    д/и «Угадай, кого не стало?»

    Цель: учить образовывать существительные в родительном падеже во множественном числе.

    Котята – котят,

    Коровы – коров,

    Утята – утят,

    Козлята – козлят.

    «Буратино потянулся,

    Раз, нагнулся,

    Два, нагнулся,

    Три, нагнулся,

    Руки в стороны развел,

    Ключик, видно, не нашел.

    Чтобы ключик нам достать,

    Нужно на носочки встать»

    Загадка:

    «Он с бубенчиком в руках,

    В сине-красных штанах.

    Он веселая игрушка,

    И зовут его…(Петрушка)

    Стихотворение:

    «Посмотрите, в магазине

    Все игрушки на витрине:

    Заводные зайчики,

    Куколки и мячики,

    Пушистые котята,

    Матрешки, медвежата –

    Все на полочках сидят,

    С нами поиграть хотят»

                 (Н. Воронина)

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Музыка

    Здоровье

    3.

    Составление рассказа-описания по лексической теме «Мебель»

    Учить высказываться на тему из личного опыта, предложенную воспитателем.

    Учить правильно называть предметы мебели, познакомить с их назначением; уточнить понятие «мебель»; учить правильно использовать в речи предлоги и наречия с пространственным значением: посередине, около, у, сбоку, перед; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

    Развивать представление о  ближайшем окружении.

    Воспитывать познавательный интерес.

    Фланелеграф; плоскостные геометрические формы из бумаги для конструирования кукольной мебели.

    д/и «Устроим кукле комнату»

    Цель: учить называть предметы мебели, ее назначение.

    Воспитатель показывает предметы мебели, дети называют их, для чего они нужны, куда их нужно поставить.

    д/и «Назови одним словом»

    Цель: учить классифицировать предметы (мебель, посуда, игрушки).

    - У Тани в комнате стоят шкаф, кровать, стол, стул, кресло… Как назвать все эти предметы одним словом? Какая мебель стоит у тебя в комнате?

    - Наша Таня любит играть. Назовите игрушки. Какие ваши любимые игрушки?

    - Таня ждет гостей. Что она поставит на стол? Как назвать эти предметы одним словом?

    «Девочки и мальчики

    Прыгают, как мячики,

    Ручками хлопают,

    Ножками топают,

    Глазками моргают,

    После отдыхают»

    Стихотворения:

    «У стола четыре ножки

    Сверху крышка, как ладошка»,

    «Ножки, спинка и сиденье –

    Вот вам стул на удивленье»

    Игра «Доскажи словечко»:

    Если ты захочешь спать,

    В спальне ждет тебя…(кровать).

    Чтобы ноги отдохнули,

    Посиди-ка ты на…(стуле).

    Свитер, кофту, теплый шарф

    Аккуратно сложим в…(шкаф).

    С пирогами чай попьем

    За обеденным…(столом)

    Коммуникация

    Познание

    Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Художественное творчество

    4.

    Составление рассказа по картине «Собака со щенятами»

    Подвести к составлению небольшого рассказа по картине; учить составлять короткий рассказ на тему из личного опыта (по аналогии с содержанием картины).

    Учить правильно образовывать формы родительного падежа существительных; активизировать в речи глаголы.

    Развивать связную речь.

    Воспитывать бережное отношение к животным.

    Картина «Собака со щенятами», игрушки – собака и щенята, утка и утята, крольчиха и крольчата, сорока (картинка).

    д/и «Один – много»

    Цель: учить употреблять в речи существительные во мн. ч.

    Щенок – щенки,

    Воробей – воробьи,

    Утенок – утята,

    Волчонок – волчата,

    Медвежонок – медвежата.

    д/и «Чего нет?»

    Цель: учить образовывать формы существительных в Р. п. мн.ч.

    - У воробьев перья, а у щенков нет…перьев.

    - У воробьев крылья, а у щенков нет…крыльев.

    «Дружные щенята Весело бегут.

    Дружные щенята

    Весело поют.

    А потом вдруг

    Захотелось им потанцевать:

    Показали лапочки,

    Пружинки показали,

    Покружились весело,

    Молодцы!!!»

    Стихотворение:

    «Нет, не просто подарили,

    В день рожденья подарили

    Очень славного щенка!

    Он малюсенький пока…

    Он идет смешной-смешной,

    Путается в лапах.

    Подрастет щеночек мой –

    Он поправдашний, живой»

                (И. Токмакова)

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Декабрь

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Описание игрушек – белки, зайчика, мышонка

    Учить составлять короткий описательный рассказ об игрушке.

    Учить ориентироваться на окончания слов при согласовании прилагательных с существительными в роде; образовывать слова при помощи суффиксов с уменьшительным и увеличительным значением. Учить слышать и правильно произносить звук «ш», изолированный, в словах и фразах; правильно регулировать темп и силу голоса; учить вслушиваться в слова, подбирать слова, сходные по звучанию.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать усидчивость.

    Большой медведь (мягкая игрушка); картинки с предметами, в названиях которых есть звук «ш»: чашка, кувшин, лягушка, лошадь, груша, вишня, черешня, шкаф.

    д/и «Какой, какая, какое»

    Цель: учить согласовывать существительные и прилагательные в роде и числе.

    - О ком  можно сказать:

    Пушистая, большая, шерстяная? (мишка или кошка)

    Веселая, смешная, коричневая? (мишка или обезьяна)

    Большой, коричневый, шерстяной? (мишка или мышка)

    Косолапая, большелапая, меховая? (мишка или медведица)

    д/и «Кто больше слов скажет?»

    Цель: учить называть качества, признаки, действия животных. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.131)

    «Мишки по лесу гуляли,           Мишки ягоды искали.          Сладку  ягодку малинку   Положили всю в корзинку.            Как малинкой угостились,         Все на травке развалились.          А потом        Мишки плясали,       Лапки кверху поднимали»

    Загадка:

    «Хозяин лесной

    Просыпается весной,

    А зимой под вьюжный вой

    Спит в избушке снеговой»

    Чистоговорки:

    Ша-ша-ша – у меня лапша,

    Шо-шо-шо – летом хорошо,

    Шу-шу-шу – я флажком машу,

    Ши-ши-ши – это малыши.

    Скороговорка:

    «Не найду я ушки у нашей лягушки»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Составление рассказа о любимой игрушке

    Учить описывать и сравнивать кукол; правильно называть наиболее характерные признаки, строить законченные предложения. Активизировать в речи прилагательные, учить пользоваться словами с противоположным значением, закрепить представления о понятии «мебель».

    Развивать выразительность речи.

    Воспитывать  заботливое отношение к игрушкам.

    Две куклы – большая и маленькая (у кукол разный цвет и длина волос); два комплекта цветных карандашей и бумаги.

    д/и « Сравни кукол»

    Цель: учить соотносить предметы с разными характеристиками, употреблять эти характеристики при описании.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.132)

    д/и «Устроим куклам комнату» Цель: учить называть предметы мебели, их назначение. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.133)

    «Поднимает кукла руки,

    Вверх - вниз,

    Вверх – вниз.

    А потом она танцует,

    Покружись, покружись!

    После танца всем ребятам

    Поклонись, поклонись!»

    Стихотворение:

    «Наша Маша рано встала,

    Кукол всех пересчитала:

    Две Матрешки – на окошке,

    Две Танюшки – на подушке,

    Две Иринки – на перинке,

    А Петрушка в колпачке –

    На дубовом сундучке»

            (Е. Благинина)

    Загадка:

    «Закрывает она глазки,

    Ей рассказывают сказки,

    Может «Мама!» закричать

    И в коляске полежать»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Художественное творчество

    3.

    Составление рассказа-описания по лексической теме «Зимняя одежда»

    Учить давать описания зимней одежды.

    Учить правильно называть зимнюю одежду, формировать представление о ее назначении; закрепить понятие «одежда»; учить пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    Учить выделять на слух и правильно произносить звук «ж», изолированный, в словах и фразах; подбирать слова на заданный звук.

    Развивать интерес к занятию.

    Воспитывать усидчивость.

    Кукла; зимняя кукольная одежда; картинки – жук, ежик, медвежонок.

    д/и «Оденем куклу на прогулку»

    Цель: учить называть предметы одежды.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.135)

    д/и «Какие бывают иголки?»

    Цель: познакомить с многозначным словом игла; упражнять в подборе однокоренных слов.

     (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.137)

    д/и «Найди звук в слове»

    Цель: развивать слуховое внимание.

    Воспитатель произносит слова, дети услышав слово со звуком «ж», хлопают в ладоши.

    «На полянку, на лужок

    Тихо падает снежок,

    Кружатся снежинки

    Белые пушинки.

    Полетели, понеслись,

    И под елкой улеглись,

    Улеглись снежинки,

    Белые пушинки»

    Стихотворения:

    « Как на горке – снег, снег,

    И под горкой – снег, снег,

    И на елке – снег, снег,

    И под елкой – снег, снег.

    А под снегом спит медведь.

    Тише, тише. Не шуметь!»

             (И. Токмакова)

    «Есть у ежика и елки

    Очень колкие иголки,

    В остальном на елку еж

    Совершенно не похож»

    Загадки:

    «Летит – воет,

    А сядет – землю роет»;

    «Ползун ползет,

    Иголки везет»;

    «Зимой спит,

    Летом ульи ворошит»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    4.

    Пересказ рассказа Я.Тайца «Поезд»

    Учить пересказывать небольшой рассказ, впервые прочитанный на занятии, выразительно передавать прямую речь персонажей. Упражнять в образовании формы родительного падежа множественного числа существительных. Закрепить представления о значении терминов «слово», «звук»; учить самостоятельно подбирать слово со звуком «с».

    Развивать умение внимательно слушать воспитателя.

    Воспитывать интерес к художественной литературе.

    Картинки с изображениями зимней одежды: валенки, варежки, носки, шарф, пальто, шуба, шапка; картина «Саша и снеговик».

    д/и «Оденем куклу на прогулку»

    Цель: учить называть предметы одежды; подбирать одежду по сезону.

    Рассмотреть кукольную одежду, назвать ее, предложить выбрать для куклы ту одежду, которую одевают зимой.

    д/и «Найди слово»

    Цель: учить подбирать слова с заданным звуком.

    Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картину и назвать слова со звуком «с». За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого больше фишек.

    п/и «Поезд»:

    «Деток поезд наш везет

    В лес и на полянку.

    Будут дети там гулять,

    Повстречают зайку.

    «Так-так-так, так-так-так»,

    Все колесики стучат,

    «Гу-гу-гу»,

    Белку встретим и лису.

    Едем-едем мы быстрей,

    Не боимся мы зверей.

    Паровоз идет потише.

    Остановка близко.

    «Гу-гу-гу, стоп!»

    Стихотворение:

    «Загудел паровоз

    И вагончики повез:

    «Чу-чу-чу, чу-чу-чу!

    Далеко я укачу!»

    Вагончики зеленые

    Бегут, бегут, бегут.

    А круглые колесики:

    «Тук-тук-тук,

    Тук-тук-тук!»

                  (Т. Волгина)

    Скороговорка:

    «У Сони сани с горки едут сами»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Январь

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Случай в лесу»

    Побуждать к составлению коротких рассказов исходя из набора игрушек.

     Учить правильно использовать в речи предлоги в, на, под, между; закрепить умение образовывать названия детенышей животных. Закреплять правильное произношение звука «ж» в словах и фразах; учить выделять этот звук в словах, четко и ясно произносить слова и фразы с этим звуком; учить правильно пользоваться интонацией (вопросительная, повествовательная), говорить достаточно громко.

    Развивать речевую активность.

    Воспитывать интерес к занятию.

    Кукла мальчик; игрушки – две елки, ежиха и ежата; картинки – жук, жираф, ножницы, флажок, собака, кубик, лейка, ведро.

    д/и « Собери семью»

    Цель: учить называть животных и их детенышей.

    Еж – ежиха – ежата,

    Медведь – медведица – медвежата,

    Волк – волчица – волчата,

    Заяц – зайчиха – зайчата,

    Лис – лисица – лисята.

    д/и «Прятки»

    Цель: учить правильно употреблять предлоги, имеющие пространственное значение.

    Воспитатель прячет игрушки в разных местах группы и предлагает детям их найти. Ребенок должен сказать, где он нашел игрушку.

    (Я нашел зайчика на полке. Я нашел машину под столом. Я нашел флажок за книгами и т. д.)

    д/и «Найди картинку»

    Цель: учить находить картинку с заданным звуком.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 141)

    «Я нашла себе жука

    На большой ромашке.

    Не хочу держать в руках –

    Пусть лежит в кармашке.

    Ой, упал, упал мой жук,

    Нос испачкал пылью.

    Улетел мой майский жук,

    Зажужжали крылья»

    Стихотворение:

    «Эту сказка ты прочтешь

    Тихо, тихо, тихо…

    Жили-были серый еж

    И его…(ежиха).

    Серый еж был очень тих

    И ежиха тоже,

    И ребенок был у них-

    Очень тихий…(ежик).

    Всей семьей идут гулять

    Ночью вдоль дорожек

    Еж-отец, ежиха-мать

    И ребенок…(ежик)»

    Чистоговорка:

    «Жа-жа-жа – есть иголки у ежа.

    Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.

    Жи-жи-жи – разлетаются стрижи»

    Скороговорка:

    «У ежа ежата, у ужа ужата»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Художественное творчество

    2.

    Составление рассказа по картине «Таня не боится мороза»

    Учить составлять небольшой рассказ, отражающий содержание картины, по плану, предложенному воспитателем.

    Учить подбирать определения к словам снег, зима, снежинки. Продолжать учить выделять звуки в слове, подбирать слова на заданный звук.

    Развивать связную речь.

    Воспитывать умение слушать друг друга.

    Картина «Таня не боится мороза»; бумажные снежинки на ниточках.

    д/и «Подбери слова»

    Цель: учить подбирать прилагательные к существительным.

    - Какой снег? (пушистый, белый, холодный, мягкий и т.д.)

    - Какая зима? (холодная, морозная, злая, длинная ит.д.)

    - Какие снежинки? (колючие, нежные, резные, легкие, белые и т.д.)

    д/и «Назови слова на звук»

    Цель: учить называть слова с заданным звуком  («с»).

    Воспитатель просит детей назвать «зимние» слова со звуком «с» (снег, сосулька, снегирь, Снегурочка, синичка и т.д.)

    д/и «Оденем куклу на прогулку»

    Цель: учить называть предметы одежды, подбирать ее по сезону.

    Воспитатель предлагает набор одежды для прогулки, дети должны  выбрать и одеть куклу на прогулку.

    «На полянку, на лужок

    Тихо падает снежок,

    Кружатся снежинки

    Белые пушинки.

    Полетели, понеслись,

    И под елкой улеглись,

    Улеглись снежинки,

    Белые пушинки»

    Загадка:

    «Что за звездочки сквозные

    На пальто и на платке?

    Все сквозные, вырезные,

    А возьмешь – вода в руке»

    Стихотворение:

    «Проплясали по снегам

    Снежные метели.

    Снегири снеговикам

    Песню просвистели.

    У заснеженной реки

    В снежном переулке

    Звонко носятся снежки,

    Режут лед снегурки»

    (С. Погореловский)

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    3.

    Придумывание продолжения рассказа «Белочка, заяц и волк»

    Учить исходя из набора игрушек составлять короткий рассказ вместе с воспитателем.

    Учить понимать смысл загадок, правильно называть качества предметов; учить использовать в ответах на вопросы воспитателя сложноподчиненные и простые распространенные предложения.

    Учить выделять и четко произносить звук «ч» в словах и фразах, подбирать слова на заданный звук.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать познавательный интерес.

    Игрушки – елочки, волк, белочка, зайчик.

    д/и «Скажи по-другому»

    Цель: учить заменять многозначные слова в словосочетаниях. (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009,  с.146)

    д/и «Похвалялись звери»

    Цель: учить называть признаки животных по образцу взрослого.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.147)

    «Физзарядкой белочке не лень

    Заниматься целый день,

    С одной ветки прыгнув влево,

    На сучке она присела.

    Вправо прыгнула потом,

    Покружилась над дуплом.

    Влево-вправо целый день

    Прыгать белочке не лень»

    Загадки:

    «Длинное ухо,

    Комочек пуха.

    Прыгает ловко,

    Любит морковку»,

    «С веточки на веточку

    Прыгает, резвится.

    Легкая, проворная,

    А не птица»,

    «Кто зимой холодной

    Бродит злой, голодный?»,

    «Стучат, стучат, не велят скучать,

    Идут-идут, а все тут да тут»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    4.

    Составление описания внешнего вида

    Учить составлять описания друг у друга внешнего вида, одежды (цвет, отделка).

    Учить образовывать формы единственного и множественного числа глагола хотеть, формы повелительного наклонения глаголов рисовать, танцевать и др. Дать представление о том, что звуки в словах идут друг за другом в определенной последовательности.

    Развивать речевую активность.

    Воспитывать интерес к занятию.

    Кукла Петрушка, демонстрационная линейка.

    д/и «Опиши, я отгадаю»

    Цель: учить описывать внешний вид друг друга.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 147)

    д/и «Я хочу – мы хотим»

    Цель: упражнять в образовании форм глагола хотеть.

    Воспитатель начинает со слов: «Я хочу…»

    Дети отвечают: «Мы хотим…»

    (Я хочу попрыгать – Мы хотим попрыгать,

    Я хочу сесть – мы хотим сесть;

    Я хочу читать – мы хотим читать и т.д.)

    Затем ребенок может начинать со слов: «Я хочу…», остальные дети отвечают: «Мы хотим…»

    «Все захлопали в ладошки –

    Дружно, веселее!

    Застучали наши ножки –

    Громче и быстрее!

    По  коленочкам ударим –                 Тише, тише, тише. Ручки, ручки поднимаем -           Выше, выше, выше.                     Завертелись наши ручки,                    Снова опустились. Мы на месте покружились         И остановились»

     Стихотворение:

    «В деревушке три Катюшки
    Взяли в руки три катушки,
    Шуре сшили сарафан,
    Сшили дедушке кафтан,
    Сшили бабушке жакет,
    Сшили дядюшке жилет.
    А девчонкам и мальчишкам,
    Всем Андрюшкам и Наташкам,
    Сшили яркие штанишки,
    Сшили пестрые рубашки»
               (А. Страйло)

    Загадка:

    «Наряд мой пестрый,

    Колпак мой острый,

    Мои шутки и смех

    Веселят всех»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Февраль

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Составление рассказа с использованием предложенных предметов

    Упражнять в составлении рассказа о предметах и действиях с предметами. Упражнять в образовании названий посуды.

     Учить правильно произносить звук «ч», отчетливо проговаривать слова с этим звуком.

    Развивать представление о ближайшем окружении.

    Воспитывать познавательный интерес.

    Посуда и продукты – хлебница и хлеб, сахарница и сахар, конфетница и конфеты, салфетки в салфетнице.

    д/и «Кого можно гладить»

    Цель: познакомить с многозначным глаголом  гладить.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.149)

    д/и «Помоги Тане накрыть на стол» Цель: учить называть предметы посуды, их назначение.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009,  с.149)     

    «Точим нож!

    Точим нож!

    Будет очень он хорош.

    Будет резать он припасы:

    Масло, сало, хлеб, колбасы,

    Помидоры, огурцы…

    Угощайтесь, молодцы!»

    Чистоговорка:

    «Ча-ча-ча – побывал я у врача.

    Чу-чу-чу – плавать в речке я хочу.

    Чи-чи-чи – прилетели к нам грачи.

    Че-че-че – мы мечтаем о мяче»

     

    Скороговорка:

    «У четырех черепах по четыре черепашонка»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Пересказ рассказа Е.Чарушина «Курочка». Сравнение предметных картинок

    Учить пересказывать рассказ.

    Учить сравнивать объекты на картинках по величине, цвету; подбирать определения, антонимы; согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе.

    Учить подбирать слова, сходные и различные по звучанию.

    Развивать способность к целостному восприятию рассказа.

    Воспитывать любовь к окружающей природе.

    Картинки с изображениями курицы и цыплят.

    д/и «Угадай, кто это?»

    Цель: учить отгадывать птицу по описанию.

    Большая, добрая, пестрая, заботливая. Кто это? (курочка)

    Маленький, желтый, пушистый? Кто это? (цыпленок)

    Большой, важный, горластый, красивый. Кто это?

    (петушок)

    д/и «У кого какая птица?»

    Цель: учить пофразно описывать игрушку.

    Воспитатель и ребенок описывают каждый свою игрушку.

    - У меня цыпленок.

    - А у меня курочка.

    - Цыпленок маленький.

    - А курочка большая.

    - Цыпленок желтый.

    - А курочка пестрая.  И т.д.

    П/и «Курочка»

    «Вышла курочка гулять,

    Свежей травки пощипать,

    А за ней ребятки –

    Желтые цыплятки.

    Ко-ко-ко, ко-ко-ко,

    Не ходите далеко,

    Лапками гребите,

    Зернышки ищите!

    Съели толстого жука,

    Дождевого червяка,

    Выпили водицы

    Полное корытце»

    Загадка:

    «Квохчет, квохчет,

    Детей созывает,

    Всех под крыло подбирает»

    Стихотворение:

    «Ищут зёрнышки подружки
    С хохолками на макушке.
    От крыльца недалеко
    раздаётся: «КО-КО-КО!»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    3.

    Описание потерявшихся зайчат по картинкам

    Учить составлять описание предмета, нарисованного на картинке, выделяя существенные признаки. Упражнять в подборе глагола к существительному.

    Учить четко правильно произносить звук «щ», выделять этот звук в словах.

    Развивать  интерес  к занятию.                            Воспитывать умение внимательно слушать других детей.

    Картинки с изображениями разных зайчат; три щетки – зубная, обувная, одежная.

    д/и «Опиши, мы отгадаем» 

    Цель: учить описывать предмет и отгадывать его.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009,  с.152)

    д/и « Большой – маленький»

    Цель: учить образовывать формы существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; правильно произносить звук «щ».

    Щенок – щеночек,

    Ящик – ящичек,

    Щепка – щепочка,

    Щека – щечка,

    Щука – щучка,

    Щетка – щеточка.

    «Ну-ка, зайка, поскачи, поскачи,

    Лапкой, лапкой постучи, постучи.

    Ты на травку упади, упади,

    Полежи и отдохни, отдохни.

    Отдохнул, теперь вставай,

    Прыгать снова начинай!

    Быстро к елочке беги

    И скорей назад скачи»

    Стихотворение:

    «Этой щеткой чищу…зубы,

    Этой щеткой – башмаки.

    Этой щеткой чищу брюки.

    Все три щетки мне нужны»

    Чистоговорки:

    «Ща-ща-ща – дайте мне борща,

    Щу-щу-щу – я тебя ищу,

    Щи-щи-щи – мы сварили щи»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    4.

    Составление рассказа по картине «Мама моет посуду»

    Учить составлять рассказ по картине.

    Закрепить умение образовывать имена существительные – названия посуды.

    Закрепить произношение звука «щ», представление о том, что звуки в слове произносятся в определенной последовательности.

    Развивать произвольное внимание.

    Воспитывать усидчивость.

    Картина «Мама моет посуду», кукольная посуда; картина «Заблудился».

    д/и «Скажи наоборот»

    Цель: учить подбирать антонимы.

    Широкая – узкая,

    Толстая – тонкая,

    Глубокая – мелкая,

    Высокая – низкая,

    Тупой – острый,

    Большая – маленькая,

    Прочная – хрупкая.

    д/и «Поймай звук»

    Цель: развивать фонематический слух.

    Воспитатель произносит слова, если дети слышат звук «щ» - хлопают в ладоши, если звука «щ» нет – прячут руки за спину.

    «Мы сейчас бревно распилим,

    Пилим-пилим,

    Пилим-пилим.

    Раз-два! Раз-два!

    Будут на зиму дрова!

    Щ-щ-щ! Щ-щ-щ!»

    Стихотворение:

    «Мыть посуду – не пустяк.
    Блюдца мокрые скользят,
    Ложки, падая, звенят,
    Помогая нашей маме,
    Мы посуду моем сами.
    Сами чашки вытираем,
    Сами ставим их на полки,
    Сами дружно подбираем
    На полу потом … осколки»
              (Т. Петухова)

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Март

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Составление описания животных по картинкам

    Учить составлять описание по картинке, называть объект, его свойства, признаки, действия, давать ему оценку.

    Учить составлять сложноподчиненные предложения.

    Закрепить правильное произношение звука «щ», учить выделять этот звук в словах; закреплять умение различать твердые и мягкие звуки.

    Развивать речевую активность.

    Воспитывать  усидчивость.

    Щенок, Петрушка, заяц, кубик; предметы – ящик, щетки, клещи, ширма; фланелеграф и к нему изображения лисы, лука, молоточка, колеса, листа.

    д/и «Опиши животное» 

    Цель: учить описывать животных.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.155)

    д/у «Угадай звук»

    Цель: развивать слуховое внимание.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.155)

    «Хомка, хомка, хомячок – Полосатенький бочок.                 Хомка  раненько встает,                Щечки моет,       Шейку трет.            Подметает хомка хатку ,и выходит на зарядку.                  1-2-3-4-5!              Хомка хочет сильным стать»

    Стихотворение:

    «Два щенка щека к щеке

    Щиплют щетку в уголке.

    Да у щетки половой

    Палка есть над головой.

    Палка щелк щенков с плеча,

    Два щенка ушли ворча»

           (С. Михалков)

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Составление описания по лексической теме «Овощи»

    Учить описывать овощи, правильно их называть. Уточнить представления об овощах; учить выделять в овощах определенные свойства, правильно классифицировать овощи. Продолжать учить вслушиваться в звучание слов, выделять на слух звуки в словах, находить слова, сходные по звучанию.

    Развивать интерес к окружающему.

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

    Блюдо с овощами (муляжи) или картинки: морковь, помидор, огурец, лук, свекла, капуста, редис, картофель, репа; разные фрукты (2-3 экз.); картина «Брат и сестра».

    д/и «Чудесный мешочек» 

    Цель: учить описывать овощи.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.156)

    д/и «Что растет на огороде» 

    Цель: учить называть овощи, место произрастания.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.157)

    Пальчиковая игра:

    «Мы капусту рубим, рубим,

    Мы морковку трем, трем,

    Мы капусту солим, солим,

    Мы капусту жмем, жмем.

    В кадку все утрамбовали,

    Сверху грузиком прижали»

    Загадки об овощах.

    Стихотворение:

    «В огороде много гряд,
    Есть и репа, и салат.
    Тут и свекла, и горох,
    А картофель разве плох?
    Наш зеленый огород
    Нас прокормит целый год»
          (А. Прокофьев)

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    3.

    Употребление в речи слов с пространственным значением

    Продолжать учить составлять описания предметов, игрушек. Учить правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (ближе – дальше, впереди – сзади). Учить четко и правильно произносить звуки «л – ль», выделять на слух эти звуки в словах, подбирать слова со звуками «л – ль», закреплять умение подчеркнуто произносить звук в слове, различать на слух твердые и мягкие согласные звуки, определять первый звук в слове.

    Развивать память, внимание, умение отвечать на вопросы воспитателя.

    Воспитывать усидчивость.

    Игрушки, в названиях которых есть звуки «л – ль»: лошадь, лиса, теленок; картинки с изображениями домашних и диких животных – лошади, теленка, слона, льва, верблюда, оленя, лося, лисы, волка.

    д/и «Кто где стоит» Цель: учить употреблять слова, обозначающие пространственные отношения.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.158)

    д/и «Назови первый звук»

    Цель: развивать фонематический слух.

    Воспитатель предлагает детям игрушки и просит назвать первый звук. (Петрушка, лиса, самолет, волк)

    «Звери шли на водопой.

    За мамой-лосихой топал лосенок,

    За мамой-лисицей крался лисенок,

    За мамой-ежихой катился ежонок,

    За мамой-медведицей шел медвежонок,

    За мамою-белкой скакали бельчата, За мамой-зайчихой – косые зайчата,

    Волчица вела за собою волчат.

    Все мамы и дети напиться хотят»

    Стихотворение:

    «Я люблю свою лошадку,

    Причешу ей шерстку гладко,

    Гребешком приглажу хвостик

    И верхом поеду в гости»

                  (А. Барто)

     

    Чистоговорки:

    Ла-ла-ла – Лена маме помогла,

    Лы-лы-лы – Лена вымыла полы,

    Ло-ло-ло – ловко вымыла стекло.

    Ля-ля-ля – зеленые поля,

    Лю-лю-лю – полено я пилю,

    Ли-ли-ли – воду мы несли.

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    4.

    Пересказ рассказа Н.Калининой «Помощники»

    Учить пересказывать рассказ, замечать несоответствия с текстом в пересказах товарищей. Закрепить умение образовывать названия предметов посуды по аналогии; обратить внимание на несхожесть некоторых названий. Закреплять представления о звуковом составе слова, об определенной последовательности звуков; учить самостоятельно подбирать слова с определенными звуками – «с», «ш».

    Развивать умение слушать.

    Воспитывать интерес к художественной литературе.

    Полочка с кукольной посудой: двумя сахарницами, двумя хлебницами, двумя салфетницами (разные по форме, материалу, размеру), блюдо для печенья, две сухарницы, две солонки; картина «Саша и снеговик»; звуковая демонстрационная линейка.

    д/и «Магазин посуды»

    Цель: учить называть предметы посуды, образовывать названия по аналогии.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009,  с.161)

    д/и «Назови слова»

    Цель: учить называть слова с заданным звуком.

    Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука  «с» девочкам, мальчикам – со звука «ш».

    «Точим нож!

    Точим нож!

    Будет очень он хорош.

    Будет резать он припасы:

    Масло, сало, хлеб, колбасы,

    Помидоры, огурцы…

    Угощайтесь, молодцы!»

    Стихотворение:

    «Вот большой стеклянный чайник,
    Очень важный, как начальник.
    Вот фарфоровые чашки,
    Очень хрупкие, бедняжки.
    Вот фарфоровые блюдца,
    Только стукни – разобьются.
    Вот серебряные ложки,
    Голова на тонкой ножке.
    Вот пластмассовый поднос.
    Он посуду нам принес»
                (Н.Нищева)

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Апрель

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Описание внешнего вида животных

    Продолжать составлять описание предметов. Упражнять в образовании форм глагола хотеть (хочу – хочет, хотим – хотят). Закреплять правильное произношение звуков «л – ль», изолированных, в словах и фразах, учить выделять этот звук в речи; правильно пользоваться вопросительной и утвердительной интонациями; выделять голосом определенные слова (логическое ударение); продолжать учить определять первый звук в слове; закреплять умение интонационно выделять заданный звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

    Развивать интерес к окружающему.

    Воспитывать умение слушать рассказы товарищей.

    Картинки или игрушки – лошадь, волк, лиса, козленок, белка, ослик, коза, жеребенок, котенок, медвежонок, собака; картинка, на которой изображены мама и девочка; елка (из фланели) и игрушки к ней – шарик, пирамидка, неваляшка, матрешка, собака, грибок; фишки.

    д/и «Зоопарк»

     Цель: учить составлять рассказ о животном, выделять заданный звук.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.162)

    д/и «Подбери слово»

    Цель: упражнять в образовании форм глагола хотеть.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.164)

    д/и «Услышь звук»

    Цель: учить подбирать слова на заданный звук.

    Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются на звук «м», затем на звук «мь». За каждое правильно названное слово ребенок получает фишку. В конце игры фишки подсчитываются, у кого больше, тот выиграл. 

    Пальчиковая игра:

    «Повстречались два котенка,

    Мяу-мяу, мяу-мяу.

    Повстречались два козленка,         Ме-ме, ме-ме.           Повстречались два жеребенка,       Иго-иго, иго-иго.   Повстречались два щенка,             Гав-гав, гав-гав.    И два ослика – Иа. Вот и кончилась игра»

    Стихотворение:

     «Мама купала в ванной малышку.

    Мылом, мочалкой мыла голышку.

    Около мамы Мила стояла,

    Теплой водой малыша обливала»

              (Г. Лагздынь)

    Чистоговорки:

    Ла-ла-ла – лапа, лампа, лак, пила,

    Лы-лы-лы – лыжи, малыши, столы,

    Ло-ло-ло – лодка, локоть, ложка, лом.

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Составление рассказа по картине «Куры»

    Учить составлять короткий описательный рассказ по картине.

    Учить сравнивать (по внешнему виду, поведению) петуха и курицу, курицу и цыплят.

    Закрепить умение самостоятельно подбирать слова, сходные и не сходные по звучанию; представление о том, что звуки в слове следуют друг за другом.

    Развивать наблюдательность.

    Воспитывать интерес к занятию.

    Картина «Куры», звуковые часы, демонстрационная линейка.

    д/и «Сравни птиц»

    Цель: учить находить сходства и отличия.

    Воспитатель предлагает сравнить петуха, курицу, цыпленка.

    Спрашивает, чем они похожи друг на друга (птицы, есть крылья, клюв, живут у людей и т. д.), чем отличаются (размер, цвет, повадки)

    д/и «Найди пару»

    Цель: упражнять в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

    (Швайко Г. С. «Игры и игровые упражнения для развития речи»,

    М.: Просвещение, 1988, с. 53)

    П/и «Курочка- хохлатка»

    «Вышла курочка-хохлатка,

    С нею желтые цыплятки,

    Квохчет курочка: «Ко-ко! Не ходите далеко»

    (дети изображают цыплят – размахивают руками, клюют корм)

    На скамейке у дорожки

    Улеглась и дремлет кошка.

    …Кошка глазки открывает

    И цыпляток догоняет»

    Загадки:

    «Гребешок аленький,

    Кафтанчик рябенький,

    Двойная бородка,

    Важная походка.

    Раньше всех встает,

     Голосисто поет»,

    «Квохчет, квохчет,

    Детей созывает,

    Под крыло собирает»,

    «Был белый дом

    Чудесный дом.

    И что-то застучало в нем,

    И он разбился, и оттуда

    Живое выбежало чудо –

    Такое теплое,

    Такое пушистое и золотое»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Музыка

    3.

    Диагностическая неделя

    4.

    Диагностическая неделя

    Май

    № п/п

    Тема

    Программное содержание

    Материалы

    Дидактические игры и упражнения

    Физкультминутки

    Художественное слово

    Интеграция

    1.

    Составление описаний персонажей сказки «Теремок»

    Учить составлять описание предметов.

    Учить подбирать нужные по смыслу слова; закреплять усвоение обобщающих понятий: «овощи», «одежда», «мебель».

    Учить четко и правильно произносить звуки «р – рь», подбирать слова с этими звуками; внятно произносить слова и фразы, пользуясь соответствующей интонацией; продолжать воспитывать умение определять и называть первый звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

    Развивать внимание, память.

    Воспитывать познавательный интерес к русским народным сказкам.

    Картинка с изображением тигра; плоскостные или объемные игрушки – персонажи сказки «Теремок», мелкие игрушки – фишки.

    д/и Назови одним словом»

    Цель: учить классифицировать предметы.

    Редис, морковь, огурец, помидор, лук – как назвать все это одним словом? (овощи)

    Сарафан, рубашка, брюки, платье – это…(одежда)

    Шкаф, стол, стул, кровать, кресло – это…(мебель)

    д/и «Кто как кричит?» 

    Цель: закрепить звукоподражание.

    Ворона каркает…

    Утка крякает…

    Петух кукарекает…

    Воробей чирикает…

    Свинья хрюкает…

    Тигр рычит…

    д/и «Доскажи словечко»

    Цель: учить подбирать слова – рифмы.

    -Кто, кто в теремочке живет?

    Кто, кто в невысоком живет?

    - Я мышка…(норушка)

    - Я лягушка…

    - Я зайчик…

    - Я лисичка…

    - Я волк…

    Пальчиковая игра:

    «Повстречались два тигренка,

    Р-р-р, р-р-р!

    Повстречались два утенка,

    Кря-кря, кря-кря!

    Повстречались два котенка,

    Мур-мур, мур-мур!

    Повстречались два ежонка,

    Фр-р-фр-р, фр-р-фр-р!

    И два воробья,

    Чирик-чирик!

    Вот и кончилась игра»

    Стихотворение:

    «Терем, терем, теремок.

    Звери строили домок –

    Ставенки резные,

    Двери расписные.

    Пришел медведь,

    Принялся реветь:

    - В теремок пустите,

    Двери отворите!

    Выходили звери,

    Отворяли двери.

    Смотрят на мишку:

    - Велик ты слишком!

    Теремок сломаешь,

    Зверей распугаешь!

    Уходи, медведь!

    Перестань реветь!»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    2.

    Определение специфических признаков предмета

    Учить составлять описание игрушки, называя ее характерные признаки. Упражнять в образовании форм родительного падежа  множественного числа существительных. Закреплять представления о том, что слова звучат, состоят из звуков, что звуки в слове разные; умение самостоятельно заканчивать слово (определять последний звук), названное воспитателем.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать умение слушать друг друга.

    Кукла, матрешка, фишка, пирамидки, ленточки, шарики, лошадки, колечки, башенки (по 2 экз.); картина «Избушка на курьих ножках».

    д/и «Узнай по описанию» 

    Цель: учить описывать игрушку.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.170)

    д/и «Чего не стало?»

    Цель: учить образовывать формы существительных во мн. ч. Р.п.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.171)

    д/у «Доскажи звук» 

    Цель: учить заканчивать слово, развивать внимание.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 172)

    Пальчиковая игра:

    «5 игрушек в день рожденья подарили гости мне.

    Раз – ушастый серый зайка.

    Два – есть дудка у меня.

    Три – сейчас я покажу вам черногривого коня.

    Бурый мишка мой – четыре,

    Белка рыженькая – пять.

    Только всех моих игрушек мне никак не сосчитать».

    Стихотворение:

    «Посмотрите, в магазине

    Все игрушки на витрине:

    Заводные зайчики,

    Куколки и мячики,

    Пушистые котята,

    Матрешки, медвежата –

    Все на полочках сидят,

    С нами поиграть хотят»

            (Н. Воронина)

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    3.

    Определение предмета по его специфическим признакам

    Закреплять умение составлять описание предмета, рассказывать о его внешнем виде, качествах и свойствах. Учить согласованию существительных, прилагательных и местоимений в роде. Закреплять правильное произношение звуков «р – рь», учить слышать эти звуки в словах, подбирать слова с этими звуками, четко и ясно произносить слова и фразы, насыщенные «р – рь», произносить чистоговорку отчетливо с разной громкостью и темпом.

    Развивать умение слушать и понимать заданные вопросы.

    Воспитывать интерес к окружающему миру.

    Мешочек с овощами и фруктами (морковь, огурец, яблоко, апельсин, редис, лимон); игрушки и предметы, в названиях которых есть звуки «р – рь»: рыба, курица, карандаш, ведро и др.

    д/и «Чудесный мешочек»

    Цель: учить отгадывать предметы на ощупь, описывать их.

    (Ушакова  О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.172)

    д/и «Кто как кричит?» 

    Цель: закрепить звукоподражание.

    Тигр рычит…(р-р-р)

    Кошка мурлычет…

    Утка крякает…

    Петух кукарекает…

    Воробей чирикает…

    Свинья хрюкает…

    «Мы сейчас насос включаем,

    Воду из реки качаем,

    Влево – раз, вправо – два,

    Потекла ручьем вода!

    Раз, два, три, четыре-

    Все мы овощи полили!»

    Чистоговорка:

    «Ра-ра-ра – у мышонка есть нора.

    Ре-ре-ре – носим воду мы в ведре.

    Ры-ры-ры – сильно жалят комары.

    Ри-ри-ри – на ветках снегири.

    Ар-ар-ар – кипит наш самовар.

    Арь-арь-арь – на стене висит фонарь»

    Скороговорка:

    «Три вороны на воротах»

     

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    4.

    Описание внешнего вида детенышей животных

    Продолжать учить давать описание внешнего вида предметов, их характерных признаков.

    Учить пользоваться точными наименованиями для называния детенышей животных; обратить внимание на то, что не все названия детенышей звучат так же, как и названия взрослых животных того же вида.

    Закреплять представления о том, что звуки в словах произносятся в определенной последовательности; продолжать воспитывать умение самостоятельно находить разные и похожие по звучанию слова.

    Развивать активную речь.

    Воспитывать умение слушать.

    Игрушки – медвежонок, лисенок, бельчонок, цыпленок, щенок, слоненок, жеребенок, ягненок; счетная лесенка; картины «Заблудился», «Звуковые часы»; индивидуальные звуковые линейки; демонстрационная звуковая линейка, индивидуальные звуковые часы.

    д/и «Малыши»

    Цель: учить описывать детенышей животных.

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с. 174)

    д/и «Что изменилось?» 

    Цель: развивать зрительную память.    

    (Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.:ТЦ Сфера, 2009, с.174)

    «У нас славная осанка,

    Мы свели лопатки.

    Мы походим на носках,

    А потом на пятках.

    Пойдем мягко, как лисята,

    И как мишка косолапый,

    И как заинька-трусишка,

    И как серый волк-волчишка.

    Вот свернулся еж в клубок,

    Потому, что он продрог.

    Лучик ежика коснулся,

    Ежик сладко потянулся»

    Стихотворение:

    «У верблюда есть горбатый верблюжонок,

    У серой мышки – маленький мышонок,

    У кошки – пушистые котята,

    У белки – рыжие бельчата,

    У крольчихи – пуховые крольчата,

    У собаки – шаловливые щенята,

    У коровы – ласковый теленок,

    У свиньи – резвый поросенок,

    У лошади есть жеребенок,

    У козы – смешной козленок,

    У овцы – кудрявые ягнята,

    А у мамы – конопатые ребята»

    Коммуникация

    Познание Социализация

    Чтение художественной литературы

    Безопасность

    Здоровье

    Музыка

    Список использованных источников:

    1. Ушакова О.С. Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера, 2009 г.
    2. Генинг М.Г., Герман Н.А. «Воспитание у дошкольников правильной речи. Пособие для воспитателей детского сада», - Чувашское книжное издательство, 1971 г. – 130 с.
    3. Елисеева Л.Н. «Хрестоматия для маленьких и постарше», М.: Знание, 1996 г. – 384 с.
    4. Елкина Н.В., Тарабарина Т.И. «1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов», - Ярославль: «Академия развития», 1997 г., - 224 с.
    5. Лопухина И.С. «Логопедия, 550 занимательных упражнений для развития речи: Пособие для логопедов и родителей», - М.: Аквариум, 1995 г. – 384 с.
    6. Селиверстов В.И. «Речевые игры с детьми», - М.: ВЛАДОС, 1994 г. – 344 с.
    7. Ушакова О.С., Струнина Е.М. «Методика развития речи детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений», - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 г. – 287 с.
    8.  Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 3-5 лет», М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 192 с.
    9. Ушакова О.С. «Занятия по развитию речи для детей 5-7 лет», М.: ТЦ Сфера, 2009 г. – 256 с.
    10. Черенкова Е.Ф. «Развивающие игры с пальчиками», - М.: РИПОЛ классик: ДОМ, 21 век, 2010 г. – 186 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") средняя группа

    Перспективный планОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ» Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка(средняя группа)Задачи формирования начальных представлений ...

    Перспективное планирование (образовательная область "Здоровье") старшая группа

    Перспективный планОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ЗДОРОВЬЕ»Приобщаем к здоровому образу жизни, укрепляем физическое и психическое здоровье ребенка(старшая группа)Задачи воспитания и развития детей1.Способств...

    Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» СТАРШАЯ ГРУППА

    Перспективное планирование разработано для образовательной области «Коммуникация» на учебный год, с сентября по май, для воспитанников старшей группы. В планировании указана тематика непосредственно-о...

    Перспективное планирование Образовательная область: «Коммуникация» ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ ГРУППА

    Перспективное планирование разработано для образовательной области «Коммуникация» на учебный год, с сентября по май, для воспитанников подготовительной группы. В планировании указана тематика непосред...

    Конспект открытого занятия Непрерывно -Образовательной Деятельности, образовательная область «Коммуникация» средняя группа

    Предлагаю вашему вниманию конспект НОД для детей средней группы (4-5ЛЕТ) на тему "Путешествие в сказку "Гуси - лебеди"....