НОД по теме: "Знакомство со сказкой "Пузырь, соломинка и лапоть"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Новикова Екатерина Юрьевна

НОД по образовательной области "Коммуникация"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod_po_kommunikatsii.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №32 «Журавушка» города Губкина Белгородской области

ЗНАКОМСТВО СО СКАЗКОЙ «ПУЗЫРЬ, СОЛОМИНКА И ЛАПОТЬ»

Образовательная область «Чтение художественной литературы»

средняя группа

Бокова Е.Ю., воспитатель

Муниципального автономного дошкольного

образовательного учреждения Детский сад

комбинированного вида №32 «Журавушка»

 

Задачи:

  1. Формировать у детей умение внимательно слушать рассказ   взрослого,  соблюдать правила коллективной игры
  2. Учить детей  подбирать  нужные  по  смыслу слова и заканчивать фразу, начатую взрослым;
  3. Развивать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, умение дифференцировать звуки [с], [ш], речевое дыхание, зрительное и слуховое восприятие – умение вслушиваться в речь взрослого;

4. Развивать умение отгадывать загадки, находить выход из проблемных ситуаций, творческое воображение;

5. Расширять  словарный запас детей за счет  прилагательных  и  глаголов, вводить в активный словарь антонимы (толстый  –  тонкий,   высокий – низкий, тяжелый – легкий, смелый – трусливый);

6. Воспитывать у детей чувство товарищества, желание прийти друзьям на помощь.

Интеграция образовательных областей:

  1. Коммуникация.
  2. Чтение художественной литературы.
  3. Социализация.
  4. Музыка.
  5. Физическая культура.

                                             

Ход НОД:

Дети с воспитателем входят в зал.

1-й слайд

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости, давайте поприветствуем их.

Дети здороваются

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Дети: Да, мы любим сказки.

Воспитатель: Тогда я вам предлагаю познакомиться ещё с одной интересной сказкой. Сейчас мы встанем на лужок и сделаем большой кружок.

Слайд (лужайка)

Дети вместе с воспитателем встают в круг

Воспитатель берет в руки игрушку Колобок

Воспитатель: У меня в руках Колобок. Сейчас мы будем его передавать друг другу под музыку. Как только музыка закончится, тот, у кого в руках оказался Колобок вспоминает название русской народной сказки.

Дети отвечают

Воспитатель: Молодцы, ребятки,  очень  много сказок вы знаете! А сейчас, чтобы продолжить нашу беседу я предлагаю вам сесть на стульчики.

Слайд (избушка Бабы-Яги)

Звучит фонограмма музыки из передачи «В гостях у сказки».

Воспитатель:  На неведомых дорожках,

                           Где растет дремучий лес,

                           Избушка там, на курьих ножках

                           Стоит до самых до небес,

                           Кто в избушечке живет,

                           Песню звонкую поет?

                           Там бабушка Яга –

                           Костяная нога!

Слайд (Баба-Яга)

Баба-Яга: Ох, и скучно же старушке

                   Жить одной в такой глуши,

                    Когда вокруг одни лягушки

                    И растут лишь камыши!

                    Ах вы, мои ладненькие,

                    Ах вы, мои складненькие!

                    Не забыли вы старушку,

                    Заглянули к ней в избушку.

                    Всех вас очень я люблю,

                    Сказку вам я покажу!

Воспитатель:  А какую сказку, назови?

Баба-Яга:  Ишь, какие хитренькие! Если загадки отгадаете, названье сказки вы узнаете. 

Слайд загадка

Слушайте внимательно:

  1. Мылу на замену

            Взбили пышну пену,

            А как подули – посмотри:

            Полетели …    

Дети: пузыри

Слайд (пузыри)

Воспитатель: Как вы догадались?  

Дети: Из мыльной пены летят мыльные пузыри.

Баба-Яга: Правильно, это пузыри.  

Слайд загадка

Слушайте еще одну загадку:

  1. У любого ты спроси:

          «Что носили на Руси?»

           Из коры плели галошки,

           Обували их на ножки.      

Дети: лапти.

Слайд (лапти)

Воспитатель: Почему вы так думаете?

Дети: Раньше бедные люди вместо ботинок носили лапти.

Баба-Яга: Молодцы ребята, это лапти.

Слайд загадка

А вот и последняя загадка:

  1. Летом в полюшке росла.

            Колос к солнышку несла,

            А как только пожелтела,

            Ей нашлось другое дело.    

Дети: солома.

Слайд (солома в поле)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солома?

Дети: Летом на полях люди выращивают пшеницу, когда ее собирают, то стебель, на котором зрел колос, становится сухой и превращается в солому.

Слайд (Баба-Яга)

Баба-Яга: Правильно, это солома. Как только стебель, который поднимал колосок к солнцу, начинает желтеть и сохнуть, он превращается в солому. Здорово, самую трудную загадку отгадали. Молодцы, ребятки, всех героев сказки отгадали. А называется эта сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Слайды  (фрагменты из сказки)

Воспитатель рассказывает сказку.

Воспитатель: Ребята, вам понравилась сказка?

Дети: Да, нам понравилась сказка.

Воспитатель: Давайте вспомним, кто пошел  дрова рубить?

Дети: Дрова пошли рубить, Пузырь, Соломинка и Лапоть.

Слайд (фрагмент из сказки)

Воспитатель: Куда пошли Пузырь, Соломинка и Лапоть рубить дрова?

Дети: Они пошли рубить дрова в лес.

Воспитатель: Что помешало им идти дальше?

Дети: Им помешала идти дальше речка.

Воспитатель: Что сказал Лапоть Пузырю?  

Дети: Лапоть сказал: «Давай мы на тебе переплывем».

Воспитатель: Согласился ли Пузырь перевезти друзей на другой берег?

Дети: Нет, не согласился.

Воспитатель: Как вы думаете, почему он не согласился?

Дети: Он струсил.

Воспитатель: Правильно, Пузырь струсил. Что же предложил Пузырь?

Дети: Пузырь предложил Соломинке перекинуться с берега на берег.

Воспитатель: Соломинка согласилась с предложением Пузыря?

Дети: Соломинка согласилась.

Воспитатель: Почему она согласилась?

Дети: Согласилась, потому что она смелая и хотела помочь друзьям перейти на другой берег.

Воспитатель: Конечно, она смелая. Кто первым пошел по Соломинке?

Дети: Первым пошел Лапоть.

Воспитатель: Что случилось с Соломинкой?

Дети: Соломинка переломилась.

Воспитатель: Почему соломинка переломилась?

Дети: Соломинка была тоненькой, слабой, сухой, поэтому переломилась.

Воспитатель: Что произошло с Лаптем?

Дети: Лапоть упал в воду.

Воспитатель: Что делал Пузырь, когда его друзья попали в беду?

Дети: Пузырь начал смеяться.

Воспитатель: Что стало с Пузырем?

Дети: Пузырь лопнул.

Воспитатель: Ребята, а если бы ваши друзья попали в беду, как бы вы поступили?

Дети: Не стали бы смеяться.  Помогли бы своим друзьям.

Слайд (Баба-Яга)

Воспитатель: Молодцы, вы внимательно слушали сказку и правильно отвечали на вопросы. Спасибо тебе Баба-Яга за такую интересную сказку.

Баба-Яга: Пожалуйста.

Физминутка:

Воспитатель: Ребята, мы с вами засиделись, предлагаю подвигаться и поиграть в игру «Пузырь». Дети, возьмитесь за руки, сделайте узкий круг, попробуем надуть наш Пузырь.

Слайд (Пузырь)

 Дети,  взявшись за руки,  стоят на месте и  произносят слова.

          Раздувайся пузырь,

          Большой пребольшой,

          Раздувайся пузырь,

          Да не лопайся!

          С-С-С-С-С

          Пузырь лопнул-

          Ой, ой, ой

          А ведь был такой большой!

          Ш-Ш-Ш-Ш-Ш

Воспитатель: Отдохнули, подвигались, садитесь на стульчики. Поиграем в игру «Подбери словечко». Я буду произносить фразу, а вы её заканчивать.

Слайд

  1. Пузырь толстый, а Соломинка наоборот …(тонкая)
  2. Пузырь легкий, а Лапоть…(тяжелый)
  3. Соломинка смелая, а Пузырь…(трусливый)
  4. Лапоть сплели, а Пузырь…(надули)
  5. Соломинка сломалась, а пузырь…(лопнул)

Слайд (Баба-Яга)

Баба-Яга: Молодцы-то вы, ребятки, молодцы! Но, что-то мне не нравится конец у моей сказки. Очень уж грустно она закончилась. Давайте придумаем другой конец.

Воспитатель: Дети, как надо было поступить, чтобы герои попали на другой берег реки?

Дети: построить плот, лодку, мостик

Воспитатель: Молодцы ребята. Чтобы дружба была крепкой всегда нужно приходить друзьям на помощь, не бросать в беде, поддерживать в трудную минуту. Послушай, бабушка, стихотворение о дружбе, которое сейчас прочитают дети.

Ребёнок: Друг нам в жизни очень нужен,

                 С другом жить нам веселей.

                 Рядом с ним в любую стужу

                 Нам становится теплей.

Ребёнок: Друг хороший нас утешит,

                 Успокоит в горький час,

                 Доброй шуткою потешит,

                  Рассмешить сумеет нас.

Ребёнок: Друг в беде всегда поможет,

                 Если грянет вдруг беда,

                 Все для нас он сделать может,

                 Не покинет никогда.

Воспитатель:  Дружбой искренней и честной

                          Нужно всем нам дорожить,

                          Потому что, как известно,

Все вместе: Без друзей нам не прожить. 

Баба-Яга: Вот хорошо, вот здорово! И настроение сразу поднялось!

Воспитатель: Ребята, вы послушали и посмотрели сказку. Как она называется?

 Дети: сказка называется «Пузырь, Соломинка и Лапоть».

Воспитатель: Кто из героев понравился больше всех и почему?

Ответы детей.

Воспитатель: Сегодня вы все были дружными, активными, веселыми. Молодцы!

Баба-Яга: Спасибо, дети, что в гости ко мне заглянули, порадовали меня. За это вручаю вам подарочек «Волшебную книгу сказок». Друзья мои, пришло время нам прощаться, а мне в сказку возвращаться. До новых встреч!

Слайд (Баба-Яга прощается с детьми)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а, что это лежит под деревцем, какая-то красивая коробочка. Давайте посмотрим, что там, а в ней лежит вкусное угощение. Это нам Баба-Яга оставила волшебную коробочку, в которой появился сюрприз.

Рефлексия. 

Воспитатель: Ребята посмотрите, на столе лежат колобки довольные и грустные. Если вам понравилось наше знакомство со сказкой, то возьмите довольного колобка, а если не понравилось, то грустного.

Ребята, попрощайтесь с гостями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему: "Слушание сказки "Пузырь, соломинка и лапоть"

Тема: 1. «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».             2. Д/и «Подбери словечко». Дифференциация звуков [с], [ш]....

Конспект "Русская народная сказка "Пузырь, Соломинка и Лапоть""

Конспект совместной деятельности с воспитанниками второй младшей группы по образовательной области «Коммуникация» Тема: « Русская народная сказка «Пузырь, Соломинка и Лапоть»"...

Конспект педагогического мероприятия на тему: «Пузырь, соломинка и лапоть».

Направление: познавательное развитие  Средняя группа...

Непосредственно образовательная деятельность в средней группе Тема: «Слушание сказки «Пузырь, соломинка и лапоть». Дифференциация звуков [з], [зь]".

Основной вид деятельности: коммуникативнаяДлительность: 20 минутЗадачи:Образовательные:-формировать у детей фонематический слух и звукопроизносительные навыки, закреплять  умение дифференцировать...

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста. Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть». Мыльные пузыри.

Развлечение для детей младшего дошкольного возраста.Кукольный театр «Пузырь, соломинка и лапоть».Мыльные пузыри. Цели: Развивать эмоциональность, двигательную активность, закреплять понятия «мале...