Каталог"Калейдоскоп игр"
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)
В "Калейдоскопе игр" представлены различные игры, которые помогут педагогам и родителям развить речь детей, обогатить и активизировать словарь, познакомить с окружающим миром. Игры оформлены с помощью героев "Смешариков".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Калейдоскоп игр от "Смешариков" | 508.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Калейдоскоп
игр
Игры
Кроша
«Слова – наоборот»
(дети стоят в кругу, воспитатель обращается к каждому ребенку)
Слон большой, а комар…(маленький)
Камень тяжелый, а пушинка… (легкая)
Золушка добрая, а мачеха…(злая)
Зимой погода холодная, а летом …(теплая)
Сахар сладкий, а горчица…(острая)
Дедушка старый, а внук… (молодой)
Лев смелый, а заяц …(трусливый)
Река широкая, а ручеек… (узкий)
Работать трудно, а отдыхать …(легко)
Днем светло, а ночью…(темно)
Заяц скачет быстро, а черепаха…(медленно)
Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом (направо)
Продавец продает, а покупатель…(покупает)
Легко заболеть, но трудно… (вылечиться)
Друзья часто ссорятся, но легко… (мирятся)
Воспитатель спрашивает, а дети… (отвечают)
Сначала гостей встречают, а потом… (провожают)
Игра «Цепочка»
Взрослый называет объект природы или явление, ребенок называет одно из его признаков, характеристик; далее называет один признак взрослый, затем снова ребенок. Главное, чтобы слова не повторялись. Разберем один пример к объекту «белка»:
ребенок – рыжая
взрослый – быстрая
ребенок – прыгает
взрослый – бегает по веткам
ребенок – ест орехи
взрослый – ест грибы и т.д.
Игра «Узнавание»
Цель игры – узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или группе слов-действий. Предлагаемые слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка.
Например, «зеленая. Кудрявая, стройная, белоствольная» - береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет солнце
«Скажи какой»
учить называть не только предмет (например: яблоко), но и его признаки (большое, красное, зелёное, румяное), качества (кислое, сладкое, сочное) действия (висит, катится, лежит); обогащать речь прилагательными (Как можно сказать об утре, какое оно? Хмурое, скучное, неприветливое, грустное) и глаголами (Если человек хмурится, как можно сказать по-другому? Сердится, расстроился, обиделся, грустит, печалится).
Игры
Кар-Карыча
Рассказывание шуточного стихотворения с помощью моделей настроения.
(Дети читают четверостишье с разной интонацией, с разной мимикой)
***
Плачет киска в коридоре,
У нее – большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски.
Игра «Небылицы»
Перед ребенком раскладываются картинки с предметным и сюжетным содержанием и задаются вопросы: «Кто?», «С кем?», «Когда?», «Зачем?», «Куда?», «Что делать?», «Что из этого вышло?» и т.п. А ребенок поочередно берет картинки и отвечает на вопросы с помощью картинок, а точнее говорит то, что нарисовано на них. Взрослый записывает ответы детей. А затем читает полученный рассказ – небылицу.
Игра «Все наоборот» (отрицание)
Эта игра хорошо стимулирует речевую свободу ребенка, учит его исследовать слова, овладевать ими и применять неизвестные ранее склонения, смыслы, оттенки. В качестве приема используется отрицание – частица «нет». Если её добавить к любому слову, то предмет обыденный превращается в необычный, например, нож – ненож. Функция нового слова превращается в противоположную функцию ножа.
Не Мишка косолапый,
Не по лесу идет.
Не шишки собирает,
В корзину не кладет.
Не шишка отскочила.
Не прямо Мишке в лоб,
Не Мишка рассердился
И ногой - не топ!
Или так: «Не жили у бабуси два невеселых гуся…» и т.п.
Игра «Пропущенные слова»
Ведущий игры произносит предложение, а дети вставляют пропущенное слово. Например, «На пороге сидела и жалобно мяукала…», «Кошка поймала в саду…», «Шерсть у кошки…, когти…», «Дождь прошел и из-за туч показалось…», «Дворник взял метлу, он будет…». В дальнейшем ребенок и взрослый могут поменяться ролями: ребенок придумывает предложение, а ребенок его заканчивает.
Игры
Копатыча
«Отгадай овощи»
Необычный урожай
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо.
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел
И моркофель созрел.
Стал уже осыпаться спаржовник…
«Вершки- корешки»
- упражнять детей в квалификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле?) Ход игры: уточнить с ребёнком, что «вершки», а что – «корешки». Съедобный корень овоща - корешки, а съедобный плод на стебле - «вершки». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а ребёнок быстро отвечает, что в нём съедобно: вершки или корешки. (У некоторых овощей съедобны и вершки и корешки - лук). Если ребёнок ошибается, платит фант, который в конце игры выкупает.
Дидактическая игра «Кто больше назовёт действий»Дидактическая задача: учить детей соотносить действия людей с их профессией, активизировать словарь.
Игровые правила: называть только одно действие человека данной профессии. Если ребёнок не может вспомнить, он ударяет мячом об пол, ловит его и отдаёт ведущему.
Игровые действия: бросание и ловля мяча.
Ход игры:
Педагог перед игрой проводит короткую беседу, уточняя понимание детьми слов профессия, действия. «Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я назову профессию, а вы вспомните действия человека этой профессии». Педагог говорит: слово «врач» и бросает мяч кому-либо из играющих. Дети отвечают: «Лечит больных, выписывает лекарство, делает уколы» и т.д. Кто больше назовёт действий в игре, тот выигрывает.
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов по цвету, форме, качеству, активизировать речь детей.
Игровые правила: назвать предметы по заданному признаку.
Игровые действия: бросать и ловить мяч.
Ход игры
Вариант 1: играющие встают в круг. Взрослый называет какой-либо признак (цвет, форму, качество) и бросает мяч ребёнку. Он должен назвать предмет, имеющий такой признак и бросить мяч обратно. Например, «Зелёный» - говорит педагог, «Лягушка» - отвечает ребёнок.
Вариант 2: игра начинается аналогично. Ребёнок называет предмет, имеющий заданный признак и в свою очередь предлагает другой признак и перебрасывает мяч не взрослому, а другому ребёнку. Например, «Деревянный» - говорит педагог, «Стул» - отвечает ребёнок и затем добавляет новое слово-признак «Бумажный» и бросает мяч другому ребёнку. Тот называет «Книга» и снова добавляет новое слово-признак и бросает мяч следующему ребёнку и т.д.
Игры Пина
и Лосяша
«Что из чего сделано»
Воспитатель раздает детям предметы, они рассматривают их и называют материал, из которого он сделан:
из чего? (из пластмассы), металла, стекла, кожи, дерева, ткани, бумаги;
какой? (пластмассовый)…..
Игра «Летает – не летает»
Эта игра проста в организации и доступна ребятам любого возраста. В ее основе лежат элементарные формы сравнения по одному признаку, сопоставления, используя которые, можно продумать множество самых разнообразных вариантов:
например, «плавает – не плавает», «рисует – не рисует», «движется – не движется», «тянется – не растягивается», «растет – не растет» и т.п. Лучше всего эту игру проводить в движении – поднимать руки или ловить мяч.
Если дети при ответах допускают много ошибок, то игру нужно организовать как практический эксперимент по выявлению тех или иных свойств, качеств предметов – опускать предметы в воду, пробовать ими рисовать, растягивать их и т.п.
Дидактическая игра «Найди предмет треугольной (квадратной, круглой прямоугольной формы)»
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов по форме, активизировать в речи соответствующие слова, развивать мышление детей
Игровые правила: найти и назвать предметы заданной формы.
Игровые действия: получение фантов за правильные ответы.
Ход игры:
Детям предлагают в окружающей обстановке или на картинке найти и назвать предметы определённой формы. Например, треугольной формы: вымпел, крыша у домика, колпачок у Петрушки и т.д. за каждый предмет ребёнок получает фант. У кого больше фантов, тот и выигрывает.
Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Взрослый бросает мяч ребенку и произносит слово (сорока); ребенок ловит мяч, отвечает: «воздух» и перекидывает мяч взрослому. Далее взрослый называет другой объект природы, а ребенок называет соответствующее слово, обозначающее среду его обитания (птицы – воздух, звери – земля, рыбы и водные обитатели – вода).
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Дидактическая задача: упражнять детей в назывании и классификации предметов, учить их логично мыслить, делать правильные умозаключения.
Игровые правила: называть лишний предмет в группе, аргументировать свой ответ.
Игровые действия: найти в группе лишний предмет и отложить его в сторону.
Ход игры:
Вариант 1: ребёнку предлагаются картинки с изображением знакомых предметов. Педагог поочередно выкладывает перед ним по 4 карточки и говорит: «Посмотри, здесь все карточки можно объединить вместе, а одна не подходит к ним. Найди её и отложи в сторону. Объясни, почему она лишняя?» (например, можно использовать карточки с изображением следующих предметов: стул, стол, чашка, кровать).
Вариант 2: Используются карточки с изображением геометрических фигур. Перед ребёнком поочерёдно выкладываются карточки с изображением фигур, в которых одна отличается от остальных по какому-либо признаку. Ребёнка просят найти фигуру, которая не подходит и объяснить почему.
(Например, можно взять: круг, овал, квадрат, круг).
Игры Бараша
«Как назвать по-другому».
Что делает кошка? (мяукает),
значит она кто? – мяукалка.
Самолет (летает) – леталка
Нож (режет) – резалка
Собака (кусается) – кусалка
Корова (мычит) – мычалка
Лягушка – (прыгает, квакает) –
прыгалка, квакалка
Мышь (пищит) - пищалка
Уши для чего? (слышать) – слушалки
Глаза (смотреть) - смотрелки
Рука (держить-(держалка)
Кисть (рисовать)- рисовалка
Лейка (поливать) – поливалка
Игрушка (играть) – игралка
Стул (сидеть) – силелка
Кровать (лежать) – лежалка
Игра «Хочу быть»
Эта игра позволяет ребятам осмысливать присущие человеку качества, свойства, черты характера. Ребенку предлагают различные свойства, характеристики.
Качества, например: сильный, красивый, быстрый, невидимый, толстый, высокий, железный, крикливый, спокойный, везучий и т.п. Из этих качеств ребенок выбирает понравившиеся ему, и объясняет, почему он хотел бы стать таким, где это свойство может ему пригодится.
Например, «Я хочу быть большим, чтобы дотянуться до тучки и посмотреть на дождик сверху», или: «Я хочу быть невидимым, чтобы дикие звери в лесу не увидели меня, и я мог бы за ними понаблюдать».
Дидактическая игра
«Придумай предложение»
Дидактическая задача: Развивать у детей речевую активность.
Игровые правила: передавать камушек другому играющему можно только после того, как придумал предложение с названным словом.
Игровые действия: передача камушка.
Ход игры:
Дети и взрослый садятся в круг. Педагог объясняет правила игры: « мы будем придумывать предложения. Я скажу какое – либо слово, а вы быстро с этим словом придумаете предложение. Например, я скажу слово «близко» и передам Маше камушек. Она возьмёт камушек и быстро придумает предложение «Я живу близко с детским садом». Потом передаст камушек другому играющему. Если дети затрудняются, то педагог помогает им.
Игры Нюши
«Пять имён»
Ребенок и взрослый стоят напротив друг друга. Взрослый произносит слова: «Я знаю пять названий цветов» и бросает мяч ребенку. Тот ловит мяч, называет цветок (василек) и бросает мяч снова взрослому. Взрослый ведет счет: «Василек – один…) и снова перебрасывает мяч ребенку. И так до тех пор, пока ребенок не назовет пять названий. Далее взрослый предлагает назвать пять животных, птиц, деревьев и т.п.
Дидактическая игра «Волшебный мешочек»
Дидактическая задача: упражнять в различении и назывании форм предметов.
Игровые правила: определить форму предметов.
Игровые действия: выбрать предмет и определить его на ощупь.
Ход игры:
В мешочек помещают мелкие предметы разной формы. Ребёнку предлагают опустить руку в мешочек, выбрать предмет и определить его на ощупь. Затем он достаёт предмет из мешочка, рассматривает его и рассказывает о нём: на какую фигуру он похож. Вначале в мешочек помещают простые геометрические фигуры, а затем более сложные – предметы и игрушки, которые ребёнок отгадывает, обследуя их форму на ощупь.
«Какой, какая, какое»
(игра проводится в парах: один ребенок описывает предмет с помощью моделей, другой – отгадывает, что это).
Морковь какая? (оранжевая, продолговатая, твердая, гладкая, сочная, хрустящая, вкусная…)
Огурец какой? (длинный, зеленый, гладкий, сочный, вкусный и т.д.)
Помидор какой? (красный, круглый, гладкий, мягкий, сладкий, сочный …)
Яблоко какое? (круглое, красное, румяное, твердое, гладкое сочное, сладкое, полезное…)
Лимон какой? (кислый, желтый, душистый, сочный, полезный
Игры
Совуньи
Игра «Кто кем был? Кем будет?
Детям предлагаются картинки, к которым они должны найти пару, отражающую либо прошлое, либо будущее объекта, предмета, явления.
Например, семечко – подсолнух, котенок – кошка, мальчик – мужчина. В дальнейшем можно играть без наглядного сопровождения и отражать одновременно прошлое, настоящее и будущее предмета, объекта, явления.
Например, семечко – росток – саженец – дерево, икринка – головастик –лягушка.
Дидактическая игра «Магазин игрушек»
Дидактическая задача: учить детей описывать предмет, называть его существенные признаки, узнавать предмет по описанию.
Игровые правила: продавец продаёт игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель.
Игровые действия: считалочкой выбирается продавец. Игра с купленными игрушками.
Ход игры:
Дети садятся полукругом перед столом и полочкой с различными игрушками. Взрослый обращается к детям: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, сколько в нём красивых игрушек! Вы их сможете купить. Но, чтобы купить игрушку, нужно выполнить одно условие: не называть её, а описывать, при этом смотреть на игрушку нельзя. По вашему описанию продавец узнает её и продаст вам.
Короткой считалочкой выбирается продавец. Первым покупает игрушку взрослый, показывая как это нужно сделать. Например, «Товарищ продавец, я хочу купить у вас игрушку. Она круглая, резиновая, умеет прыгать, с ней любят играть дети». Продавец подаёт мяч.
Далее игру продолжают дети. Игра продолжается до тех пор, пока дети не купят себе игрушку.
Дидактическая игра «Да – нет»
Дидактическая задача: развивать речь детей, учить их мыслить, логично ставить вопросы и делать правильные умозаключения.
Игровые правила: на вопросы водящего можно отвечать только словами «да» или «нет».
Игровые действия: угадывание предмета посредством вопросов, даваемых в логичной последовательности.
Ход игры:
Вариант 1: педагог сообщает детям правила игры и объясняет название:
- Почему эта игра так называется? Потому, что мы с вами можем отвечать на вопросы водящего только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой предмет мы ему загадаем (этот предмет есть в комнате). Он придёт и будет нас спрашивать, где находится предмет, какой он, для чего нужен. Мы ему будем отвечать только двумя словами. Сначала водящим буду я. Когда я выйду из комнаты, Вова скажет вам, какой предмет он предлагает вам загадать. Потом вы позовёте меня.
Педагог выходит, потом заходит в комнату и спрашивает: «Этот предмет на полу?» - «Нет». «На стене?» - «Нет». – «На потолке?» - «Да». - «Он стеклянный? Похож на грушу?» - «Да».
Взяв на себя роль водящего, педагог учит детей логично задавать вопросы. Он объясняет детям, что сначала она узнала, где находится предмет, а потом какой он. Так же и они должны задавать вопросы. Затем в роли водящего выступает один из детей.
Вариант 2: загадывается предмет, которого нет в комнате.
Игры
Ёжика
Игра «Летает, плавает, бегает»
Взрослый показывает картинки с изображением объектов природы или называет обозначающие их слова, а ребенок изображает его движения (способ передвижения). Например, «воробей» - изображение полета птицы; карась – имитация плавающей рыбы и т.д.
Дидактическая игра «Отвечай быстро»
Дидактическая задача: упражнять детей в классификации предметов по цвету, форме, качеству, активизировать речь детей.
Игровые правила: назвать предметы по заданному признаку.
Игровые действия: бросать и ловить мяч.
Ход игры
Вариант 1: играющие встают в круг. Взрослый называет какой-либо признак (цвет, форму, качество) и бросает мяч ребёнку. Он должен назвать предмет, имеющий такой признак и бросить мяч обратно. Например, «Зелёный» - говорит педагог, «Лягушка» - отвечает ребёнок.
Вариант 2: игра начинается аналогично. Ребёнок называет предмет, имеющий заданный признак и в свою очередь предлагает другой признак и перебрасывает мяч не взрослому, а другому ребёнку. Например, «Деревянный» - говорит педагог, «Стул» - отвечает ребёнок и затем добавляет новое слово-признак «Бумажный» и бросает мяч другому ребёнку. Тот называет «Книга» и снова добавляет новое слово-признак и бросает мяч следующему ребёнку и т.д.
Дидактическая игра «Рыбы, птицы, звери»
Дидактическая задача: закреплять представления детей об объектах природы, умение классифицировать и называть животных, птиц, рыб; развивать память, мышление детей.
Игровые правила: называть птицу (зверя, рыбу) можно только после того, как получишь камушек, отвечать быстро, повторять сказанное нельзя.
Игровые действия: передача камушков, отыгрывание фантов.
Ход игры:
Все дети садятся на стулья в круг. Один из играющих берёт в руки какой-либо предмет и передаёт его соседу справа, говоря: «Вот птица. Что за птица?» Сосед принимает предмет и быстро отвечает: «Орёл». Затем он передаёт вещь своему соседу и сам говорит: «Вот птица. Что за птица?» «Воробей», - отвечает тот и передаёт предмет следующему. Предмет может ходить по кругу несколько раз, пока запас знаний не будет исчерпан. Если кто-нибудь повторит название два раза, у него берут фант, а по окончании игры заставляют его выкупать. Так же играют, называя рыб, зверей, насекомых.
«Охотник»
Цель- продолжать упражнять детей в квалификации животных, рыб, птиц…
Ход игры - родитель вместе с ребёнком отмечают с одной стороны комнаты – дом, с другой стороны - лес. В этот лес и отправляется один из играющих. Стоя возле дома он говорит: «Я иду в лес и буду охотиться на …»- делает шаг вперёд и называет зверя - «волк», и так на каждый шаг, пока не дойдёт до леса. Нельзя называть по два раза одного и того же зверя. Нельзя называть птиц – это уже будет другая охота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Электронный каталог картин.
Перечень картин известных художников, рекомендованных программой "Детство" для изучения на занятиях по изобразительной деятельности. К каждой картине прилагается о...
Аннотированный каталог интернет - ресурсов для воспитателя дошкольного образовательного учреждения
В каталоге представлены результаты анализа ресурсов, размещённых в Интернет, интересных для воспитателя дошкольного образовательного учреждения.Показано более 150 Интернет-ресурсов, в том числе ...
каталог игр по развитию речи
Краткое описание дидактических игр, используемых в процессе обучения дошкольников развитию речи....
каталог занятий по изобразительной деятельности на тему "Правила дорожного движения"
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до...
Каталог «Совместная деятельность с детьми дошкольного возраста ОО «Художественное творчество» на тему: «Изучаем с детьми Правила Дорожного Движения»
Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. А необходимость уже в дошкольном возрасте доводить до детей пе...
Каталог схем контроля.
Карты - схемы контроля (физическое развитие, социально - личностное развитие и т.д )...
Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы c детьми старшего дошкольного возраста
Каталог подвижных игр и упражнений для индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста позволит педагогам проводить прогулки интересно и одновременно развивать физические качества детей с...
Комментарии
Картинки смешариков можно
Картинки смешариков можно добавить самостоятельно.