"Путешествие в королевство звуков"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Куприяненко Ирина Борисовна

Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_zvukovoy_rechi.docx33.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                   Утверждено и заверено   на                                       педагогическом совете МБДОУ ДС ОВ № 28

от _____________№_____

Конспект занятия

 по познавательно-речевому направлению

вид деятельности: «Звуковая культура речи»

в подготовительной группе

 на тему: «Путешествие в королевство звуков».

воспитателя МБДОУ ДС ОВ № 28

Куприяненко Ирины Борисовны.

Задачи: Закреплять понятия: «слово», «слог», «звук», «буква», «гласные», «твердые согласные», «мягкие согласные»; умение делить слова на слоги; определять количество слогов в слове; различать на слух твердые и мягкие согласные звуки; выделять первый согласный звук; развивать речевое внимание и фонетический слух.

Материал: Свисток. Сюжетная иллюстрация «Мы строим дом». Игрушки: мяч, кукла, машина, матрешка, рыба, кубик, лиса, утка, паровоз, самолет, автобус.

Двенадцать картинок, изображающих предметы, название которых начинается на твердые и мягкие согласные звуки.

Значки обозначения: мяч, звуковой человечек, колокольчик, паровоз, скрипичный ключ. Аудиозапись с шумовыми звуками.

Костюмы: королевы звуков; шесть красных колпачков для гласных звуков; синий и зеленый колпачок и рубашки для гномиков; трон для королевы звуков; три замка - синий, зеленый, красный. Угощение для сюрпризного момента. Конверт с письмом.

Ход занятия

Дети под музыку «Вместе весело шагать» входят в зал, становятся возле стульчиков.

Воспитатель: Ребята, сегодня в детский сад пришло письмо к нам. Интересно, от кого оно? Это письмо пришло из царства звуков. И прислала нам его сама королева звуков. Давайте послушаем, что же в нем написано (воспитатель достает из конверта диск, вставляет его в проигрыватель, дети по телевизору смотрят видео и слушают обращение королевы).

«Уважаемые ребята подготовительной группы!

Приглашаю Вас посетить мое королевство страны звуков. Вы уже стали совсем большими, многому научились. Пришла пора поделиться знаниями. Мы поиграем, посоревнуемся и поучимся друг у друга. Но ваше путешествие будет необычным и путь вам предстоит непростой. Вам придется идти по заколдованной дорожке, а дорожку эту заколдовали звуки. И чтобы ее расколдовать, нужно будет выполнить разные задания».

Воспитатель: Ну что ребята, принимаем приглашение королевы звуков? Готовы отправиться в путь? Ну, тогда становитесь, поворачивайтесь друг за другом, и пошли по дорожке (дети идут за воспитателем, останавливаются возле знака, где нарисован мяч).

Воспитатель: Стойте, ребята. Заколдованное место. А чтобы его расколдовать, нужно выполнить задания, иначе мы не сможем идти дальше. Становитесь в круг. Кому мяч в руки попадет, тот слово со звуком «Р» назовет (или «Л», «М» и т.д.).

(Воспитатель бросает мяч детям, каждый, кому попадает мяч, называет слово, содержащее данный звук).

Воспитатель: Теперь можем идти дальше (дети снова идут друг за другом).

Воспитатель: посмотрите, снова знак. На нем изображен звуковой человечек. Это значит, в стихах-небылицах перепутались слова. А чтобы эти слова поставить на место, нужно будет заменить первые звуки в слове.

Итак, послушайте:

  • В огород забрались майки,

На балконе сохнут зайки.

  • С другом мы играли в чашки,

Пили чай из белой шашки.

  • Вылезла из норки шишка,

На нее упала мышка.

  • Под кустом сидели шишки,

На сосне висели мышки.

  • В воздухе летала кошка,

Молоко лакала мошка.

  • На столе стояла кошка,

На полу сидела плошка.

Воспитатель: Ну, вот и с этим заданием мы справились, отправляемся дальше (Останавливаются возле знака, где нарисован колокольчик).

Воспитатель: Ребята, звуки нужно не только уметь говорить, но и слышать. Сейчас мы с вами  послушаем разные звуки и должны угадать, что это за звук (звучит фонограмма со звукоподражаниями: шум дождя, лай собак, вой ветра).

Воспитатель: Ребята, что мы сейчас с вами слышали?

Дети: Разные звуки.

Воспитатель: Да, ребята, в природе существует много разных звуков, но есть звуки особенные, которые произносит человек. Что это за звуки?

Дети: Это звуки речи.

Воспитатель: Молодцы, ребята, и с этим заданием вы справились. Тогда пойдемте дальше. Смотрите, снова знак на нашем пути. Это скрипичный ключ.

А еще из звуков можно складывать песни и музыку. Так как на знаке изображен скрипичный ключ, то нам с вами нужно спеть песенку – распевочку. Сначала мы будем петь медленно, затем быстрее и еще быстрее (дети держатся за ленты карусели и исполняют песенку-распевочку «Закружись ты карусель»).

Воспитатель: вот еще один знак мы с вами разгадали и выполнили задание. Ну что, идем дальше? (на пути знак паровоза).

Ну а теперь, ребята не зевать, будем звуки подражать.

Игра:

 «Чики – чики – чики – чок,

Не стесняйся, язычок,

Не путайся, не ленись,

Повтори, не ошибись!»

(Воспитатель читает стихи, дети произносят звукопроизношения).

Где-то собаки рычали…(р-р-р),

В стойле коровы мычали…(му-у-у),

В комнате мухи жужжали… (ж-ж-ж),

Мимо машины бежали…(тр-р-р),

Гудели от ветра все провода…(зн-н-н),

Капала в кухне из крана вода…(динь-динь),

Перекликались в ночи поезда…(ту-у-у),

Листья от ветра шумели…(с-с-с),

Змеи шуршали, шумели…(ш-ш-ш),

А комары все пели…(з-з-з),

Ласково кошка мурлычет…(мур-р-р),

Маленький птенчик пищит…(пи-и-и),

Ворона летает и рыщет…(кар-р-р),

Чайник на печке свистит…(у-у-у).

(Дети садятся)

Воспитатель: Ну вот, ребята, мы с вами и пришли по заколдованной дорожке. Все знаки отгадали, все задания выполнили, и , наконец, попали в царство звуков (звучит музыка, открывается занавес, на троне сидит королева звуков, вокруг нее стоят три знака – красный, синий, зеленый).

Королева: Здравствуйте, ребята! Я королева звуков. Слышала, что вы многое умеете, и решила проверить, так ли это. Вы получили от меня письмо? (ответы детей).

Королева: Я очень рада встрече с вами. И хочу проверить, как вы умеете выполнять задания. На моем волшебном свистке много заданий и загадок. Если справитесь с ними, награжу вас!

Воспитатель: Ну что, ребята, попробуем отгадать загадки Королевы звуков?

Дети: Да!

Королева: Начнем! Первое задание – загадка:

Оно может быть ласковым, может быть грубым.

Может быть тихим, может быть громким.

Оно может обидеть, может рассмешить.

Его можно сказать, а можно взять и написать,

Но для этого надо буквы знать.

Что это?

Дети: Слово.

Королева: Молодцы! Отгадали загадку. Сейчас проверим, много ли вы знаете слов. Я покажу вам картинку. А вы по очереди будете показывать, что на ней нарисовано (королева звуков показывает детям сюжетную иллюстрацию, дети по очереди показывают изображенные на ней предметы).

Воспитатель: Королева звуков, видишь, сколько наши ребята назвали слов, а (ребенок) хочет тебе прочитать еще стихотворение.

Всему название дано –

И зверю и предмету.

Вещей кругом полным - полно,

А безымянных нету!

И все, что только видит глаз –

Над нами и под нами,

И все, что в памяти у нас,

Означено словами.

                                    (А. Шибаев)

Королева: Ребята, а что из слов можно составить?

Дети: Предложения.

Королева: А какие предложения?

Дети: Короткие и длинные.

Королева: Молодцы! А теперь ответьте на другой вопрос. Слова тоже бывают короткие или длинные? А как же их отличить?

Дети: их можно измерить.

Королева: А чем? Линейкой?

Дети: Нет. Слогами.

Ребенок: Измерить длиннющее слово –

                   Да это проще простого!

                   Сколько слогов в  нем, надо узнать –

                   Хлопать в ладоши пора начинать!

Воспитатель: А как еще можно сосчитать слоги?

Дети: Поставить тыльную ладонь к подбородку.

Воспитатель: Давайте покажем королеве звуков.

Как это, хлопая в ладоши, измерять слова? Вот например, «мяч» (показывает игрушки). Сколько слогов в этом слове? Давайте прохлопаем все вместе. А если назвать его ласково «мячик», сколько будет слогов? (Воспитатель показывает игрушки, дети прохлопывают слова, считают количество слогов).

Воспитатель: А еще, ваше величество, наши ребята знают правило, как узнать, сколько в слове слогов.

Ребенок: Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов.

Королева: Спасибо, что вы меня научили. А теперь я предлагаю поиграть в игру «Собери игрушки по количеству слогов» (играют две команды по пять человек в каждой).

У меня на столе игрушки. Первая команда будет собирать игрушки, названия которых состоят из двух слогов, а вторая – игрушки, названия которых состоят из трех слогов. Начали! (дети под веселую ритмичную музыку по очереди бегут к столу, берут по одной игрушке и относят к столу своей команды; после окончания игры, воспитатель вместе с Королевой звуков и детьми анализируют, правильно ли команды выбрали себе игрушки, исправляют ошибки).

Королева: Молодцы! Слушайте следующий вопрос. Из чего состоят слова, когда мы их произносим?

Дети: Из звуков.

Королева: Правильно, из звуков. Как выдумаете, что помогает нам произносить звуки?

Дети: Язык и губы.

Королева: Правильно, мы произносим звуки ртом. Наш рот – домик звуков.

Ребенок: В домике в этом красные двери,

                   Рядом с дверями белые звери.

                   Любят зверюшки конфеты и плюшки.

(звучит спокойная медленная музыка, шестеро детей в красных колпачках сидят возле красного замка и имитируют сон).

Воспитатель: Я расскажу вам сказку:

                          В звонком замке красном,

                          На певучей улице

                          Звуки жили гласные.

                          Песни пели разные: А, О, У, Ы, Э, И!

                          И вместе жили и давно дружили

Первым просыпается А.

А: А – а – а! Вставать уже пора – а!

Воспитатель:  Отвечал ему звук У.

У: У – у – у… Ну я же не хочу – у…

Воспитатель: Вслед за ним вставал звук О.

О: О – о – о… Как рано-то еще-о!

Воспитатель: Дальше ныл ленивый Ы.

Ы: Разве были мы должны-ы?

Воспитатель: Вдруг ну как из-поз земли,

                           Появились Э и И.

Э: Э – э – э! Проснитесь побыстрей!

                      Собирайтесь в путь скорей

                      Чтобы было веселей,

                      Надо нам найти друзей!

И: И – и – и! И тогда не будет грустно,

                       И не будем мы скучать.

                       И с друзьями вместе будем

                       И петь песни, и играть.

(звуки проснулись, стали в ряд)

А: Сказочный волшебный дом,

     Азбука – хозяйка в нем.

     Дружно в доме том живет

     Славный буквенный народ.

     А – начало алфавита,

     Тем она и знаменита

У: Удод у дороги увидел ужа,

     Удод улетел, от испуга дрожа.

     А уж зашуршал и уполз в камыши,

     Над глупым удодом смеясь от души.

О: В этой букве нет угла,

     От того она кругла.

     До того она кругла,

    Покатиться бы смогла.

Ы: А бедняжка буква ы

     Бродит с палочкой, увы.

     Мы слыхали у совы,

     Что нету слов на букву ы.

Э: Э с открытым ртом и большущим языком.

     Эхо! Эхо! Вот потеха.

     Это эхо каждый раз

      Передразнивает нас.

И: Индюк из города идет,

     Игрушку новую везет.

     Игрушка не простая –

     Игрушка расписная.

Королева: Ну что, узнали, какие это звуки?

Дети: Гласные.

Королева: Правильно. Гласные звуки. А чем мы их произносим.

Дети: Голосом.

Королева: Да, гласные звуки мы произносим только голосом, а губы, зубы и язык нам при произношении гласных не мешают. Их можно тянуть, петь.

Воспитатель: Ваше Величество, Королева! Наши ребята об этом даже стихотворение знают.

Ребенок: Воздух свободно идет через рот,

                  Нету препятствий разных.

                  Голос участвует, голос зовет,

                  Звук получается гласный.

                  Гласные тянутся в песенке звонкой,

                  Могут заплакать и закричать,

                  Могут в кроватке баюкать ребенка,

                  Но не желают свистеть и ворчать

Гласные звуки по очереди:

А – для пения гласные звуки важны

О – они и напевны и очень нежны.

У – гласные тянутся песенкой звонкой.

Ы – могут заплакать и застонать.

И – могут качать в колыбельке Аленку.

Э – могут как Эхо в лесу закричать.

(песенка гласных звуков, дети садятся на место)

Королева: гласные звуки пошли искать друзей. Кто дружит с гласными?

Дети: Согласные звуки.

Королева: верно, согласные звуки. Они так и называются – «согласные», потому что дружат с гласными. Послушайте, какую я вам расскажу историю.

Живут в моей сказочной стране два гномика со смешными именами Динь и Дон. Веселый гномик Динь любит все мягкие звуки: ль, мь, дь, а серьезный Дон – твердые: р, ж, д. Живут они в своих замках, и окружают их разные звуки. Динь любит играть с мягкими звуками, а Дон с твердыми. Замок Диня – зеленый, он выбирает предметы с начальным твердым звуком. А вот по-моему, они к нам идут (под музыку из замков выходят дети-гномики).

Динь: Я – Динь, веселый гномик,

            Люблю зеленый цвет.

            Люблю я звуки мягкие,

            А брат мой старший – нет.

Дон: Я Дон, люблю звук твердый,

         Люблю я синий цвет.

         Сегодня мы проснулись,

         А наших звуков нет.

Вместе: Кто-то звуки нам смешал,

                Все картинки разбросал.

(Гномики отдают воспитателю картинки, изображающие разные предметы, названия которых начинаются на твердые и мягкие звуки).

Воспитатель: Давайте поможем гномикам разобрать картинки. Садитесь, гномики, сюда на стульчики и проверяйте, правильно ли ребята подберут для вас картинки. Дону нужны предметы, названия которых начинаются на звуки… Какие? (твердые). А Диню? (на мягкие).

(Воспитатель раскладывает картинки на ковер; для игры выбирают четверо детей: двое собирают картинки для Дона, двое - для Диня; после окончания игры ведущий показывает всем детям по одной картинке; дети выделяют звук, на который начинается название предмета).

Воспитатель: Названия этих предметов начинаются на мягкие звуки – они для Диня. А эти начинаются на твердые звуки – они для Дона. Гномики, правильно ребята разделили для вас все картинки? Не ошиблись?

(гномики благодарят и садятся на место)

Королева: В моем звуковом царстве живут звуки, которые очень похожи друг на друга по звучанию. Ну вот, например, у звука «С» есть очень похожий дружок – звук «З». проверим, не спутаете ли вы эти звуки. Я буду называть слова, а вы, если услышите звук «С» - хлопните в ладоши, если услышите звук «З» - топните ногами.

Бусы – зубы,

Косы – козы,

Роза – роса,

Суп – зуб,

Слой – злой,

Соя – Зоя.

Королева: Ребята, мы с вами вспомнили, что слова состоят из звуков. Звуки бывают гласные и согласные. Гласные звуки можно пропеть, они произносятся легко и во рту нам ничего не мешает. А согласные звуки не пропоешь: когда мы их произносим, во рту работает язычок. Согласные звуки бывают твердые и мягкие.

Звуки мы слышим и произносим. А что мы пишем и читаем?

Дети: Буквы.

Королева: Правильно – буквы. А что такое буква? Для чего она нужна?

Дети: Буква – это специальный значок, символ, которым записывают звуки.

Воспитатель: Королева звуков, мы с ребятами и загадки отгадывали, и играли и соревновались. Как вы считаете, Ваше Величество, справились ребята с вашим заданием?

Королева: Справились. Молодцы, ребята! Вы меня не подвели! А вот и обещанный сюрприз! (раздача конфет в киндер – сюрпризах синего, зеленого и красного цвета).

Воспитатель: Ну а нам с ребятами пора возвращаться в свою группу (под музыку дети уходят из зала).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательный досуг "Четыре королевства звуков"

Знакомство с разнообразием звуков, издаваемые  деревянными, металлическими, стеклянными, бумажными предметами и шумовыми инструментами, развитие изобретательности, ассоциативного мышления....

"Путешествие в королевство звуков"

Конспект НОД по познавательно - речевому воспитанию в подготовительной группе...

Конспект итогового,открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе"В Королевстве звуков"

Выявить уровень развития у детей 6-ти лет оринтировки в звуковойсистеме нашего языка;закрепление знаний о звуках и буквах;закрепление умение находить место звука в слове;закрепление умение делить слов...

Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.Задачи:Коррекционно-образовательные:·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;·...

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове «Путешествие в Королевство правильного звукопроизношения»

Конспект индивидуального занятия на автоматизацию звука Ш в разных позициях в слове разработан для ребенка с ФНР и минимальными дизартрическими расстройствами....

Сценарий квест-игры "Путешествие в Королевство звуков"

Сценарий квеста для старших дошкольников...