Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

Сюняева Дарья Олеговна

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;

·         закрепление знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках;

·        закрепление умения выделять гласные звуки в начале слова, в середине и в конце;

·        формирование навыка слогового чтения;

·        совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;

·        совершенствование умения отвечать на вопросы полным ответом;

·        ознакомление с графическим изображением звуков- буквами;

·        закрепление навыка выделения звука на фоне слова;

Коррекционно- развивающие:

·        развитие фонематического слуха, восприятия, представления;

  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие мышления, внимания, памяти;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
  • воспитание умения выслушивать до конца ответы других детей;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_glasnye_zvuki_i_bukvy.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в королевство гласных звуков и букв" с использованием ИКТ.

Учитель-логопед: Новаторова Дарья Олеговна

Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
  •  закрепление знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках;
  • закрепление умения выделять гласные звуки в начале слова, в середине и в конце;
  • формирование навыка слогового чтения;
  • совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;
  • совершенствование умения отвечать на вопросы полным ответом;
  • ознакомление с графическим изображением звуков- буквами;
  • закрепление навыка выделения звука на фоне слова;

Коррекционно- развивающие:

  • развитие фонематического слуха, восприятия, представления;
  • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
  • развитие зрительного и слухового внимания;
  • развитие мышления, внимания, памяти;
  • развитие координации речи с движением;
  • развитие мелкой моторики;

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
  • воспитание умения выслушивать до конца ответы других детей;

Оборудование: проектор с презентацией, кружки разного цвета на каждого ребенка, предметные картинки, фланелеграф, буквы, конструктор букв.

Ход занятия:

  1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуйте, ребята! Сейчас присядут те из вас, кто назовет 1 звук вашего имени и фамилии.

Дети называют первые звуки.

  1. Введение в тему.

Сегодня у нас с вами необычное занятие. Утром мне доставили в кабинет ларец, а в нём письмо. В этом письме просят о помощи гласные звуки.  В их королевстве произошла беда, злая волшебница забрала у гласных звуков голос. Они теперь не могут петь. Чтобы вернуть им голос, нужно выполнить все задания злой волшебницы. Поможем звукам?

Дети: Конечно поможем!

  1. Повторение изученного материала.

Отправляемся на прогулку по Королевству звуков. Закройте глазки и представьте, что нас закружил ласковый ветерок и перенес в сказочное королевство.

Звучит музыка.

Логопед берет волшебную палочку, одевает накидку.

Логопед: Ребята, как вы думаете, кто я?

Дети: Фея. Мы с вами превратились в волшебников. Перед вами волшебное королевство. (слайд 1)

Логопед: Чтобы нам с вами быть очень внимательными, посмотрите на волшебные картинки и следите глазками за движениями бабочек. (слайд 2-5).

Логопед: Ребята, а что больше всего любят делать гласные звуки?

Дети: Петь.

Логопед: Каким цветом мы их обозначаем? 

Дети : Красным!

Логопед: А сколько всего гласных звуков?

Дети: Их шесть. (слайд 6).

Логопед:

Что такое звук? Скажи!
Постучи и пошурши,
Покричи и позвени,
Звук, попробуй, догони!
Даже если подойдёшь
Очень осторожно,
Не увидишь, не найдёшь,
А услышать можно.

Ребята, а почему мы не можем увидеть гласные звуки?

Дети: Потому что мы их можем только слышать и говорить.

Логопед: А что мы тогда пишем?

Дети: Мы пишем буквы.

Логопед: Сколько гласных букв в русском языке?

Дети: 10 (а я о ё ы и э е у ю).

Логопед: Какая гласная буква никогда не бывает большой?

Дети: ы.

Логопед: Прежде, чем мы будем спасать наши звуки от злой волшебницы, давайте вспомним их.

Широко откроет рот,

Песню первую споет – АААА

Как откроет рот колечком,

Встанет солнце за крылечком – ООООО

Сдвинет губы трубочкой,

Пропоет он дудочкой - УУУУ

Губки улыбаются,

Зубки появляются - ИИИИИ

Если вдруг ворчать начнет,

Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

Любит голосок резвиться,

Любит голосок дразнится.

Он тогда кричит тебе:

“Ну – ка спой мне песню – Э”

  • Игра: “Повтори-не ошибись”

Учитель-логопед проговаривает ряд звуков, а ребёнок повторяет:

АО, УАЭ, УАЭЫ, ОУЭЫ, АУИО, УЫИИО, ЭОУА, ААООУЭ, ИЭЫУО и т.д.

Логопед: А вот и первое задание слой волшебницы.

  • Игра «Угадай какой звук».

Это фотографии мальчика, он нам говорит звуки, но мы их не слышим. Давайте по губам определим, какой звук он произносит. (Слайды 7-12).

Дети определяют звуки по артикуляции.

Логопед: Как мы уже говорили, звуки мы обозначаем…

Дети: Буквами.

Логопед: Ребята, а вот и второе задание коварной волшебницы.

  • Игра “Разведчики”. 

Логопед: Я буду называть вам слова, а вы мне должны показать ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.

Что вы называли?

Дети: Звуки.

Логопед: Что показывали? 

Дети: Буквы!

Логопед: Теперь задание усложним. Я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.

Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

Затем, логопед на доске вывешивается правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.

Логопед: Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.

Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

Логопед: Молодцы!

Логопед: Нужно продолжать, а то злая волшебница не отдаст голос гласным звукам!

  • Игра «Найди звуки».

Логопед: Перед вами картинки, найдите среди них те, в которых есть звук «А», затем «О», «У», «И», «Э», «Ы»? (слайды 13 -18).

Дети по очереди называют картинки.

Логопед: Ребята, вы наверно очень устали, давайте станем в кружок и немножко отдохнем.

Дети выполняют задание в соответствии с текстом.

Гром гремит, грозит, грохочет 
Напугать гроза нас хочет. (Топают ногами в такт.)
Небо было голубое — 
Стало грозное, стальное. (Качают руками над головой.)
Град горошинами бьёт, 
Град гулять нам не даёт! (Приседают, закрывая руками голову)
Но гроза всё дальше, тише, 
Глуше гром и небо чище ... (Стучат кулаками по коленям в такт.)
Загорелась полукругом 
Радуга-дуга над лугом! (Приседают, рисуют рукам над головой дугу — разводя руки в стороны.) 
Л. Гадасина, О. Ивановская.

Логопед: А теперь давайте продолжим.

  • Игра "Где находится звук?"  (слайды 19-24).

Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, где находятся наши звуки (в начале, в середине или в конце).

Дети определяют положение звука в слове. На каждый звук по 3 картинки.

Логопед: молодцы! Ребята, а сколько слогов в слове слон? Почему? И т.д

Дети: В слоне Слон – 1 слог, потому что 1 гласная О.

Логопед: Это знает каждый из учеников – Сколько в слове гласных, столько и слогов.

  • Игра “Ребусы”.

На фланелеграф логопед прикрепляет картинки, нужно назвать что изображено на них и составить из первых звуков каждой картинки слово.

Логопед: Назовите слово, которое спряталось в названии этих картинок.

Нужно составить слово из первых звуков следующих предметов:

  1. эскимо, хомяк, обруч. (ЭХО)
  2. очки, санки, аист (ОСА)
  3. ириска, гусь, луна, арбуз (ИГЛА)

Логопед: Какие вы молодцы!

  • Игра «Какая гласная спряталась?».

На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой

Логопед: Какие буквы потерялись в словах?  ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. 

Каждый ребенок выходит к доске и пишет нужную букву. 

  • Игра “Почини букву”

Двигаясь под музыку, подходят к подносу с “поломанными буквами”

Логопед: Какие буквы странные,

               Совсем как иностранные!

Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.

Дети “ремонтируют” буквы, и прикрепляют их на доску.

Логопед: Ребята, вы это слышите? (аудиозапись «гласные поют»). Голоса гласных звуков вернулись, а это значит, мы спасли их! Молодцы! Злая волшебница быстро убежала из королевства! А нам нужно возвращаться к группу. Давайте закроем глаза (звучит спокойная музыка).  Вот мы и в группе.

4. Итог занятия.

Логопед:  Вам понравилось наше волшебное путешествие? Что понравилось больше всего?

Дети рассказывают логопеду , что им понравилось больше всего.

До-свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....

Методическая разработка по обучению грамоте в средней группе ДОУ "Знакомство с буквами и гласными звуками А, О, У, И"

Данная разработка предназначена для работы с детьми среднего возраста по обучению грамоте. Материал основан на программе обучения грамоте детей Н.В.Нищевой. На первом этапе проходит ознакомление ...

Открытое занятие по развитию речи в средней группе Тема: «Путешествие в страну гласных звуков и букв»

                               Образовательная деятельностьЭтапы деятельностиСодержаниеI.Организационный этап....