Главные вкладки

    Методическая разработка по обучению грамоте на тему: «Путешествие в королевство гласных звуков и букв».
    методическая разработка по логопедии (подготовительная группа) на тему

    Сюняева Дарья Олеговна

    Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    ·        активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;

    ·         закрепление знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках;

    ·        закрепление умения выделять гласные звуки в начале слова, в середине и в конце;

    ·        формирование навыка слогового чтения;

    ·        совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;

    ·        совершенствование умения отвечать на вопросы полным ответом;

    ·        ознакомление с графическим изображением звуков- буквами;

    ·        закрепление навыка выделения звука на фоне слова;

    Коррекционно- развивающие:

    ·        развитие фонематического слуха, восприятия, представления;

    • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
    • развитие зрительного и слухового внимания;
    • развитие мышления, внимания, памяти;
    • развитие координации речи с движением;
    • развитие мелкой моторики;

    Коррекционно-воспитательные:

    • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
    • воспитание умения выслушивать до конца ответы других детей;

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_zanyatiya_na_temu_glasnye_zvuki_i_bukvy.docx22.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект итогового логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Путешествие в королевство гласных звуков и букв" с использованием ИКТ.

    Учитель-логопед: Новаторова Дарья Олеговна

    Цель: Закрепление знаний о звуке - букве.

    Задачи:

    Коррекционно-образовательные:

    • активизация речевой и интеллектуальной деятельности дошкольников;
    •  закрепление знаний детей о гласных звуках: их акустических, артикуляционных признаках;
    • закрепление умения выделять гласные звуки в начале слова, в середине и в конце;
    • формирование навыка слогового чтения;
    • совершенствование слогового и звукового анализа и синтеза;
    • совершенствование умения отвечать на вопросы полным ответом;
    • ознакомление с графическим изображением звуков- буквами;
    • закрепление навыка выделения звука на фоне слова;

    Коррекционно- развивающие:

    • развитие фонематического слуха, восприятия, представления;
    • развитие кинестетических ощущений на данный артикуляционный уклад;
    • развитие зрительного и слухового внимания;
    • развитие мышления, внимания, памяти;
    • развитие координации речи с движением;
    • развитие мелкой моторики;

    Коррекционно-воспитательные:

    • воспитание навыков сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельности, инициативности, доброжелательности, ответственности;
    • воспитание умения выслушивать до конца ответы других детей;

    Оборудование: проектор с презентацией, кружки разного цвета на каждого ребенка, предметные картинки, фланелеграф, буквы, конструктор букв.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Логопед: Здравствуйте, ребята! Сейчас присядут те из вас, кто назовет 1 звук вашего имени и фамилии.

    Дети называют первые звуки.

    1. Введение в тему.

    Сегодня у нас с вами необычное занятие. Утром мне доставили в кабинет ларец, а в нём письмо. В этом письме просят о помощи гласные звуки.  В их королевстве произошла беда, злая волшебница забрала у гласных звуков голос. Они теперь не могут петь. Чтобы вернуть им голос, нужно выполнить все задания злой волшебницы. Поможем звукам?

    Дети: Конечно поможем!

    1. Повторение изученного материала.

    Отправляемся на прогулку по Королевству звуков. Закройте глазки и представьте, что нас закружил ласковый ветерок и перенес в сказочное королевство.

    Звучит музыка.

    Логопед берет волшебную палочку, одевает накидку.

    Логопед: Ребята, как вы думаете, кто я?

    Дети: Фея. Мы с вами превратились в волшебников. Перед вами волшебное королевство. (слайд 1)

    Логопед: Чтобы нам с вами быть очень внимательными, посмотрите на волшебные картинки и следите глазками за движениями бабочек. (слайд 2-5).

    Логопед: Ребята, а что больше всего любят делать гласные звуки?

    Дети: Петь.

    Логопед: Каким цветом мы их обозначаем? 

    Дети : Красным!

    Логопед: А сколько всего гласных звуков?

    Дети: Их шесть. (слайд 6).

    Логопед:

    Что такое звук? Скажи!
    Постучи и пошурши,
    Покричи и позвени,
    Звук, попробуй, догони!
    Даже если подойдёшь
    Очень осторожно,
    Не увидишь, не найдёшь,
    А услышать можно.

    Ребята, а почему мы не можем увидеть гласные звуки?

    Дети: Потому что мы их можем только слышать и говорить.

    Логопед: А что мы тогда пишем?

    Дети: Мы пишем буквы.

    Логопед: Сколько гласных букв в русском языке?

    Дети: 10 (а я о ё ы и э е у ю).

    Логопед: Какая гласная буква никогда не бывает большой?

    Дети: ы.

    Логопед: Прежде, чем мы будем спасать наши звуки от злой волшебницы, давайте вспомним их.

    Широко откроет рот,

    Песню первую споет – АААА

    Как откроет рот колечком,

    Встанет солнце за крылечком – ООООО

    Сдвинет губы трубочкой,

    Пропоет он дудочкой - УУУУ

    Губки улыбаются,

    Зубки появляются - ИИИИИ

    Если вдруг ворчать начнет,

    Тут уж каждый запоет – ЫЫЫЫ

    Любит голосок резвиться,

    Любит голосок дразнится.

    Он тогда кричит тебе:

    “Ну – ка спой мне песню – Э”

    • Игра: “Повтори-не ошибись”

    Учитель-логопед проговаривает ряд звуков, а ребёнок повторяет:

    АО, УАЭ, УАЭЫ, ОУЭЫ, АУИО, УЫИИО, ЭОУА, ААООУЭ, ИЭЫУО и т.д.

    Логопед: А вот и первое задание слой волшебницы.

    • Игра «Угадай какой звук».

    Это фотографии мальчика, он нам говорит звуки, но мы их не слышим. Давайте по губам определим, какой звук он произносит. (Слайды 7-12).

    Дети определяют звуки по артикуляции.

    Логопед: Как мы уже говорили, звуки мы обозначаем…

    Дети: Буквами.

    Логопед: Ребята, а вот и второе задание коварной волшебницы.

    • Игра “Разведчики”. 

    Логопед: Я буду называть вам слова, а вы мне должны показать ту гласную букву, которая есть в этом слове: ЛУК, СЫР, МАЛ, ВЫЛ, СОЛЬ, ЛИС, НОС.

    Что вы называли?

    Дети: Звуки.

    Логопед: Что показывали? 

    Дети: Буквы!

    Логопед: Теперь задание усложним. Я показываю вам картинку, а вы кладете перед собой ту гласную букву, которая есть в названии этой картинки.

    Детям показываются картинки: ВОЛК, КИТ, МОРЖ, РЫСЬ, СЛОН. Они выкладывают перед собой гласные буквы.

    Затем, логопед на доске вывешивается правильный образец: О И О Ы О. Дети проверяют выполненное задание.

    Логопед: Ребята, вспомните и назовите по порядку названия картинок, которые я вам показывала. А помогут вам гласные буквы, которые вы выкладывали.

    Дети называют названия животных, а учитель-логопед вывешивает эти картинки. - Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на этих картинках? (Животные)

    Логопед: Молодцы!

    Логопед: Нужно продолжать, а то злая волшебница не отдаст голос гласным звукам!

    • Игра «Найди звуки».

    Логопед: Перед вами картинки, найдите среди них те, в которых есть звук «А», затем «О», «У», «И», «Э», «Ы»? (слайды 13 -18).

    Дети по очереди называют картинки.

    Логопед: Ребята, вы наверно очень устали, давайте станем в кружок и немножко отдохнем.

    Дети выполняют задание в соответствии с текстом.

    Гром гремит, грозит, грохочет 
    Напугать гроза нас хочет. (Топают ногами в такт.)
    Небо было голубое — 
    Стало грозное, стальное. (Качают руками над головой.)
    Град горошинами бьёт, 
    Град гулять нам не даёт! (Приседают, закрывая руками голову)
    Но гроза всё дальше, тише, 
    Глуше гром и небо чище ... (Стучат кулаками по коленям в такт.)
    Загорелась полукругом 
    Радуга-дуга над лугом! (Приседают, рисуют рукам над головой дугу — разводя руки в стороны.) 
    Л. Гадасина, О. Ивановская.

    Логопед: А теперь давайте продолжим.

    • Игра "Где находится звук?"  (слайды 19-24).

    Логопед: Ребята, посмотрите на картинки, где находятся наши звуки (в начале, в середине или в конце).

    Дети определяют положение звука в слове. На каждый звук по 3 картинки.

    Логопед: молодцы! Ребята, а сколько слогов в слове слон? Почему? И т.д

    Дети: В слоне Слон – 1 слог, потому что 1 гласная О.

    Логопед: Это знает каждый из учеников – Сколько в слове гласных, столько и слогов.

    • Игра “Ребусы”.

    На фланелеграф логопед прикрепляет картинки, нужно назвать что изображено на них и составить из первых звуков каждой картинки слово.

    Логопед: Назовите слово, которое спряталось в названии этих картинок.

    Нужно составить слово из первых звуков следующих предметов:

    1. эскимо, хомяк, обруч. (ЭХО)
    2. очки, санки, аист (ОСА)
    3. ириска, гусь, луна, арбуз (ИГЛА)

    Логопед: Какие вы молодцы!

    • Игра «Какая гласная спряталась?».

    На доску вывешиваются картинки, внизу напечатано название картинки с закрытой гласной буквой

    Логопед: Какие буквы потерялись в словах?  ЛУК – Л _ К, КОТ – К _ Т, СЫР – С _ Р, КИТ – К _Т, РАК – Р _ К, СЛОН – СЛ _Н. 

    Каждый ребенок выходит к доске и пишет нужную букву. 

    • Игра “Почини букву”

    Двигаясь под музыку, подходят к подносу с “поломанными буквами”

    Логопед: Какие буквы странные,

                   Совсем как иностранные!

    Ребята! Я догадалась, эти буквы “поломались” и их надо “отремонтировать”.

    Дети “ремонтируют” буквы, и прикрепляют их на доску.

    Логопед: Ребята, вы это слышите? (аудиозапись «гласные поют»). Голоса гласных звуков вернулись, а это значит, мы спасли их! Молодцы! Злая волшебница быстро убежала из королевства! А нам нужно возвращаться к группу. Давайте закроем глаза (звучит спокойная музыка).  Вот мы и в группе.

    4. Итог занятия.

    Логопед:  Вам понравилось наше волшебное путешествие? Что понравилось больше всего?

    Дети рассказывают логопеду , что им понравилось больше всего.

    До-свидания!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук С, буква С"

    Учить называть слова с заданным звуком и определять место звука....

    Методическая разработка по обучению грамоте в старшей группе "Согласный звук Т, буква Т"

    Цель: закрепление (Т), Т, буквы Т, закрепление гласных и согласных звуков, умение делить слова на слоги, определение места звука в словах, учить читать по слогам с договариванием  до целого слова...

    Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Путешествие в страну гласных звуков и букв" для детей старшего дошкольного возраста.

    Итоговое занятие на закрепление артикуляторных и акустических особенностей гласных звуков и букв, обозначающих эти звуки....