"Осенний урожай"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Очень хорошее занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_sredney_gruppe.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в средней группе "Осенний урожай"

Программное содержание:

  • Учить детей сравнивать овощи и фрукты и описывать их по схеме.
  • Развивать мышление и мелкую моторику рук.
  • Учить отгадывать загадки, уточнять качественные признаки овощей и фруктов, согласовывать определения и существительные.
  • Воспитывать умение поддерживать беседу, выражать положительные эмоции при отгадывании загадок.

Оборудование:

  • муляжи овощей и фруктов;
  • корзинка;
  • 2 тарелки разного цвета;
  • разрезные картинки;
  • схема по составлению описательного рассказа.

Ход занятия

1. Дети заходят в группу, их встречает воспитатель в костюме Осени.

- Здравствуйте, ребята!
Я – Осень, в гости к вам пришла.
Вам подарки принесла!

Дети идут по кругу медленно, держась за руки, и говорят:

- Здравствуй, Осень!
Здравствуй, Осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, Осень, спросим,
Что в подарок принесла?

Осень: Принесла я вам муки!

Дети: Значит, будут пирожки!

Осень: Принесла вам гречки!

Дети: Каша будет в печке!

Осень: Принесла вам овощей!

Дети: И для каши, и для щей!

Осень: Рады ли вы грушам?

Дети: Мы их впрок насушим!

Осень: А уж яблоки, что мёд!

Дети: На варенье, на компот!

Осень: Принесла я мёду!

Дети: Полную колоду?

Дети идут в другую сторону по кругу и говорят:

Ты и яблок, ты и мёду,
Ты и хлеба припасла,
А хорошую погоду
Нам в подарок принесла?

Осень: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо!

2. Отгадывание загадок.

Осень: У меня в корзинке для вас подарки. Если хотите узнать, что вам в подарок принесла, то вы должны отгадать мои загадки.

(дети садятся на стульчики)

- Круглый, оранжевый, солнечный, сладкий. Растёт на дереве (апельсин).

- Продолговатый, красный, сочный, вкусный. Растёт на грядке (перец).

- Синяя, сладкая, мягкая, овальная, гладкая, спелая. Растёт на дереве (слива).

- Продолговатая, вкусная, жёлтая, сладкая, мягкая. Растёт на дереве (груша).

- Белая, круглая, сочная, большая, хрустящая. Растёт на грядке (капуста).

- Круглый, большой, вкусный, красный, мягкий. Растёт на грядке (помидор).

- Продолговатый, шершавый, длинный, зелёный, твёрдый. Растёт на грядке (огурец).

- Круглое, румяное, сочное, гладкое, наливное. Растёт на дереве (яблоко).

(Дети называют овощи и фрукты, а Осень достаёт из корзинки отгаданный предмет и выкладывает его на стол).

3. Физкультминутка “Яблоко” (выполняется под музыку)

Вот так яблоко! Оно – 
Соку сладкого полно. 
Руку протяните, 
Яблоко сорвите. 
Ветер ветку стал качать,
Трудно яблоко достать
Подпрыгну, руку протяну,
И быстро яблоко сорву!
Вот так яблоко! Оно – 
Соку сладкого полно.

встали, руки в стороны,
руки на поясе,
протянули руки вперёд,
руки вверх,
качают вверху руками,
подтянулись,
подпрыгнули,
хлопок в ладоши над головой,
встали, руки в стороны,
руки на поясе.

4. Игра-упражнение “Куда что положить?”

Осень: Ребята, посмотрите, у нас на столе лежат и овощи, и фрукты.

Помогите мне, пожалуйста, разделить овощи и фрукты. Овощи будем складывать на тарелку красного цвета, а фрукты – на тарелку синего цвета. Ребёнок по желанию подходит к столу, берёт предмет и называет его, например: “помидор - это овощ” и кладёт его на тарелку красного цвета. (Если кто-то из детей затрудняется с ответом, воспитатель задаёт наводящие вопросы “У тебя овощ или фрукт?”, “На тарелку какого цвета надо положить фрукт?”.)

5. Игра “Разрезные картинки”.

Осень: А сейчас я вам хочу подарить картинки (подходим к столам).

Ой, ребята, посмотрите, все картинки разлетелись на части. Давайте соберём каждый свою картинку, чтобы она была целая.

Дети складывают картинку, воспитатель даёт задание назвать цвет и форму предмета, например: “Это апельсин. Он круглый и оранжевый”. Описание предметов происходит с опорой на схему.

6. Анализ занятия.

Осень: Понравилось вам занятие? О чём мы сегодня говорили?

Ребята, с вами весело играть,
Песни петь и танцевать,
Но ведь пора в дорогу мне.
Вслед за Осенью Зима 
В двери к нам стучится, 
Буду снова через год 
С вами веселиться!

До свидания!

«Путешествие в осенний лес»

Программное содержание:

  • развивать мелкую моторику рук у детей 4-5 лет посредством пальчиковых игр;
  • продолжать учить проговаривать и запоминать  за воспитателем потешки, пальчиковые игры; развивать активную речь у детей 4-5 лет, ее выразительность, эмоционально отзываться на содержание потешки;
  • закрепить знания детей об осени, осенних явлениях, пополнить знания детей  о жизни животных в лесу, обогащать словарный запас детей на тему «Осень», осуществлять правильный подбор прилагательных к существительным;
  • развивать интерес к нетрадиционным формам работы с бумагой – мять, сминать, сжимать пальчиками бумагу до размеров маленького комочка – ягодки;
  • отрабатывать аккуратность при наклеивании комочка бумаги – ягоды рябины к веточке;
  • воспитывать интерес к процессу и результату работы, желание довести начатое дело до конца.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети входят в зал (осенний лес)

– Ребята, куда мы с вами попали. Приглашаю Вас на лесную прогулку.

В:

Здравствуй лес, дремучий лес
Полон сказок и чудес!

На зов ответит зовом,
На слово тем же словом
На смех ответит смехом
Нам отвечает … эхо

В: Поиграем в лесу с эхом? Слушайте внимательно и отвечайте как эхо.

В:

Собирайся, детвора! ра-ра
Начинается игра  ра-ра
Да ладошек не жалей   лей-лей
Бей в ладошки веселей  лей-лей
Сколько времени сейчас  час-час
Сколько будет через час  час-час
И неправда: будет два  два-два
Думай, думай голова  ва-ва
Вы хорошие всегда  да-да
Или только иногда  да-да
Не устали отвечать  чать-чать
Разрешаю помолчать.

В: Вот какое веселое эхо с нами играло. А теперь ребятки послушайте загадку:

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят
Ваню – земляникой, 
Таню – костяникой
Машеньку – орешком, 
Петю – сыроежкой
Катеньку – малиной, 
Васю – хворостинкой

В: Про что эта загадка, что за богатырь такой, всех угощает, грибы, ягоды раздает?

Дети: Про лес загадка

В: А вот еще одну отгадаете?

Дождик с самого утра, 
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает, 
Это все когда бывает?

Дети: Осенью.

В: Поглядите вокруг какое время года в нашем лесу?

Дети: Осень.

В: Давайте вспомним, Какие приметы осени вы знаете:

  • На улице стало холодно
  • Солнце светит мало, прячется за тучи
  • Tучи на небе серые, темные, синие
  • Часто идет дождь
  • На дорогах лужи
  • Листочки опадают с деревьев
  • Листопад на улице
  • Деревья стоят голые
  • Травка пожелтела
  • Птицы улетают в теплые края
  • Звери готовятся к зиме

В: Расскажите мне стихи про осень

Листья осенние тихо кружатся
Листья нам под ноги тихо ложатся
И под ногами шуршат, шелестят
Будто опять закружиться хотят.

Осень наступила высохли цветы
И глядят уныло голые кусты
Туча небо кроет солнце не блестит
Ветер в поле воет, дождик моросит

В: Молодцы ребята очень красивые стихи про осень. А давайте мы с вами соберем осеннюю картину.

(На фланелеграфе выложить дерево + листок к нему, пенек + гриб рядом, тучи синие + дождь, капли, птицы улетают)

В: Какое у нас красивое дерево получилось. А мы сейчас расскажем и покажем про наши деревья в лесу.

Пальчиковая игра:

Деревья в лесу росли                                       (руки вверх, кисти раскрыть
И с ветром дружили они                                   
кисти влево – вправо)
Лишь только вздохни ветерок                        
(встряхивают кистями) 
На дереве каждый листок
Тихонько – тихонько дрожит                         
(быстро шевелить пальцами)
И нежную песню шуршит
Ш-ш-ш-ш-ш…                                                 
(опускать руки, кисти плавно
                                                                                  вправо – влево)

В: Ребята, мы с вами в лес пришли, только из животных никого не встретили. Почему никого не видели?

Дети: Звери готовятся к зиме

В: А как готовятся к зиме Миша-медведь? (Делает берлогу, кушает ягоды, грибы, мед, ложится спать на зиму)

В: А про ежика что расскажите? (Роет норку, несет в нее грибы, будет спать зимой)

В: Что делает белочка в лесу? (Cобирает орехи, грибы, несет в дупло)

В: Медведь спать ложится, ежик тоже, а как зайка готовится к зиме? (Меняет серую шубку на белую, кушает травку, кору деревьев)

В: Пойдем по лесной тропинке, может встретим зверей в лесу. (Из под пенька дерева, куста – уши животных торчат, там шапочки –  маски детям)

Дети находят шапочку – маску медведя, одеваем одному ребенку. Потешка + пальчиковая игра про мишку

В: Чьи это ушки? (Медвежьи, медведя) Какие ушки? (Круглые, коричневые)

Мишка по лесу гуляет
В корзинку шишки собирает
Шишка – раз, шишка – два
Положу я их сюда.
А какая это шишка?
«Я не знаю» - шепчет Мишка
Научим мишку мы считать
Один, два, три, четыре, пять

Ребенок в маске мишки:

В берлогу скоро лягу спать
За осенью зима придет опять
Пусть мне во сне приснится мед
Проснусь когда весна придет.

В: А вот это чьи ушки?

Дети: Заячьи! Как уши у зайца? (Длинные, белые, пушистые)

(Одеваем ребенку)

Пальчиковая игра:

Дети:

Ушки длинные у зайки
Из кустов они торчат
Он прыгает и скачет
Веселит своих зайчат

Ребенок зайка:

Пора мне зайчику линять
Пора мне шубку поменять
Зимой быть серым не могу
Меня заметят на снегу

В: Кто-то там шуршит под елкой?

Дети: Ежик (достать уши ежа)

В: Какие ушки у ежика? (Маленькие, черные)

(Одеть ребенку)

Пальчиковая игра:

Под березой на пригорке
Старый еж устроил норки
А под листьями лежат 
Двое я маленьких ежат.

Ребенок ежик:

Я тоже буду спать как мишка
Я поохотился за лето.
Грибы искал, мышей ловил 
Мне нужно отдохнуть за это.

В: А кто это с ветки прыг да скок? Чьи такие ушки? (Беличьи, белки)

Ребенок белка:

Далеко еще зима, но не для потехи
Тащит белка в закрома ягоды, орехи

В: И мы знаем про ягоды потешку

Пальчиковая игра:

С веток ягоды снимаю
И в лукошко собираю
Ягод – полное лукошко
Я попробую немножко
Сколько ягодок в корзине?
Один, два, три, четыре, пять – 
Снова буду собирать.

В: Ой, ребята ветер подул и засыпало листьями угощения для зверей. Помогите мне их найти. Пальчиками осторожно расчищайте и найдите, что там спрятано. (На подносе яблоко, гриб, орех, ягодная ветка)

В: Кто любит яблочко, орех, гриб, ягоды, морковку?

В: Ребята, я предлагаю сделать подарки нашим лесным друзьям. Всем подарить веточку рябины, а зайке – морковку, потому что он ее очень любит. Проходите за столы, и ты миша, и ты зайка, и белочка. И ежик присоединяйтесь к нам.

Работа детей за столами; нарисована ветка рябины, на нее приклеиваем ягоды из бумаги (бумагу сминать, мять до размеров маленького комочка и наклеивать)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: Осенний урожай

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о дарах осени. Задачи: Образовательные: устанавливать связь между сезонными признаками природы; Развивающие: развивать связную ре...

План-конспект НОД "Соберём осенний урожай фруктов в саду".

Тема НОД : "Соберём осенний урожай фруктов в саду".Интеграция:  "Познание", "Коммуникация", "Здоровье", "Социализация", "Художественное творчество","Чтение художественной литературы".Задачи...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему "Осенний урожай"

Развитие познавательно-речевых способностей детей по теме « Овощи»Закрепление понятия овощи, названия цветов и геометрических  форм. Развитие образного мышления, зрительной  памяти  и в...

Осенний праздник в старшей группе "Осенний урожай"

Праздник рассчитан для детей 5-6лет. Дети участвуют активно в празднике, проводиться детьми сценка....

Сценарий осеннего утренника в старшей группе "Осенний урожай"

Сценарий включает в себя полное описание проводимого мероприятия...

Сценарий осеннего праздника «Осенний урожай» (старший возраст)

1. Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года.2.  Закреплять у детей представления об осенних явлениях природы посредством выразительного исполнения ими ...

Праздник Осени в старшей группе. «Осенний урожай»

Праздник Осени в старшей группе.«Осенний урожай»Цели:Воспитать любовь к природе посредством детского утренника, посвященного времени года;закреплять и расширять у детей представления об ос...