особенности проведения НОД "Чтение художественной литературы"
консультация по развитию речи по теме

Сергушова Мая Алексеевна
  • основное правило организации чтения
  • приемы для развития навыков слушания, запоминания, припоминания
  • наглядность и чтение - точки соприкосновение (особенности использования наглядности во время чтения художественной литературы)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_-_chtenie_khud.lit_.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ НОД ПО ЧТЕНИЮ

 ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

  • Перед началом чтения воспитатель должен приготовить весь наглядный материал, который предполагается использовать во время чтения (игрушки, муляж, картину, портрет, наборы книжек с иллюстрациями для раздачи детям и т.д.)
  • Во время чтения дети должны видеть лицо воспитателя, его артикуляцию, мимику, а не только слышать его голос.
  • Воспитатель, читая по книге, должен научиться смотреть не только в текст книги, но и время от времени на лица детей, встречаться с ними глазами, следить за тем, как они реагируют на чтение.
  • Перед НОД воспитатель обязательно должен производить интонационный разбор произведения, поиск новых, незнакомых детям слов и тренироваться в чтении вслух.
  • Во время НОД читается 1 новое произведение и можно повторить 1-2 из тех, которые дети уже слышали ранее.  МНОГОКРАТНОЕ ЧТЕНИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ОБЯЗАТЕЛЬНО! Повторение эмоциональных переживаний не обедняет восприятия, а ведет к лучшему усвоению языка.
  • Со старшей группы можно читать произведения больших размеров, рассчитанные на несколько прослушиваний.

  • ОСНОВНОЕ ПРАВИЛО ОРГАНИЗАЦИИ ЧТЕНИЯ  - эмоциональная приподнятость и читающего, и слушающих.
  • В начале чтения: можно показать красивую обложку книги, можно обратиться к опыту детей (сходный или противоположный тому, который описан в книжке). Вид и голос рассказчика должны подсказывать детям, что в данную минуту речь пойдет о трогательном или забавном.
  • ТЕКСТ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЬ ЧИТАЕТ НЕ ПРЕРЫВАЯСЬ (комментарии допускаются только при чтении познавательных книг). Все слова, понимание которых вызывает затруднения, нужно объяснить в начале, перед чтением.

  • Приемы для развития навыков слушания, запоминания, понимания:
  • Повторное чтение всего текста
  • Повторное чтение отдельных его частей

  • Чтение может сопровождаться:
  • Игровыми действиями детей
  • Предметной наглядностью (рассматривание игрушек, муляжей, иллюстраций, привлечение внимания к реальным объектам и т.д.)
  • Сравнение со сходным или противоположным случаем
  • Постановкой поисковых вопросов.
  • Сравнение иллюстраций разных художников

  • Сначала читается текст, а затем можно рассмотреть вместе с детьми иллюстрации. НАДО, ЧТОБЫ КАРТИНКА СЛЕДОВАЛА ЗА СЛОВОМ, А НЕ НАОБОРОТ: иначе яркая картинка может увлечь ребенка настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно. Исключение составляет только красочная обложка книги, которая вызывает естественный интерес к предстоящему чтению. После того, как книга прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней.
  • Могут быть исключения из этого правила: если речь идет о вещах неизвестных детям, нужно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки (например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина нужно показать изображение землянки, невода, а может быть даже и корыта).
Resource id #2054

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция образовательных областей «Чтение художественной литературы» и «Художественное творчество».Роль художественной иллюстрации в формировании интереса дошкольников к художественной литературе

Ккнижная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребенке эстетическую восприимчивость, выражаю...

Особенности восприятия произведений художественной литературы старшими дошкольниками

У старших дошкольников появляется способность мысленно действовать в воображаемых обстоятельствах, как бы становиться на место героя. Например, вместе с героями сказки дети испытывают чувство страха в...

"Особенности восприятия детской художественной литературы в процессе непосредственно образовательной деятельности в ДОУ"

Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.Из книги ре...

Особенности проведения занятий по ознакомлению с художественной литературой младший дошкольный возраст

Художественная литература в детском саду способствует полноценному личностному формированию. Основными методами ознакомления дошкольников с произведением являются следующие:1. Чтение воспитателя ...

Особенности ознакомления с художественной литературой дошкольников с ТНР

Особенности ознакомления  с художественной литературой дошкольников с ТНР...