Идет волшебница зима
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Ронжина Зинаида Петровна

Занятие по развитию речи (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл idet_volshebnitsa_zima.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Идет волшебница зима

Цель:

  • углублять знания детей об особенностях природы в разные периоды зимы;
  • формировать эстетическое восприятие художественных текстов, картин природы;
  • обогащать словарный запас детей образными выражениями, сравнениями;
  • развивать творческое воображение;
  • воспитывать чуткость, восприимчивость к красоте природы, выраженной в произведениях искусства.

Предварительная работа:

  • чтение и заучивание загадок, поговорок, стихов на тему «Зима» (произведения И. Сурикова, А. Пушкина);
  • наблюдения за явлениями природы в зимний период на участке детского сада;
  • разучивание песен, прослушивание музыки о зиме;
  • рассматривание иллюстраций, репродукций картин И. Грабаря, А. Куинджи, А. Саврасова, И. Шишкина.

Материалы и оборудование: репродукции картин С.А. Куприянова «Волшебница-зима» и Г. Кондратенко «Зимний вечер»; аудиозапись музыки П.И. Чайковского «Январь» из цикла «Времена года»; фишки.

Ход

Дети сидят за столами.

Ребята, отгадайте загадку:

Как по небу с севера

Плыла лебедь белая,

Плыла лебедь сытая,

Вниз кидала, сыпала

На поля, озерушки

Белый пух да перышки.

/Зима/

С кем сравнивается зима? Почему?

Многие поэты в своих стихах создавали образ зимы. А.С, Пушкин описывает ее так:

Вот ветер, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идет волшебница зима,

Пришла, рассыпалась, клоками

Повисла на суках дубов;

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рукою

Сравнила пушной пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки-зимы!

Понравилось вам стихотворение?

Какими словами поэт называет зиму? (Волшебница, матушка)

Как поэт говорит про зиму, как она пришла? (Рассыпалась)

 Как вы понимаете слова «Клоками повисла на суках дубов»?

О каких коврах говорит автор в строках «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов»? Верно, это снег укрыл всю землю.

А какой бывает снег зимой? (Белый, пушистый, мохнатый, искристый, серебристый…)

«Брега с недвижною рекою сравняла пухлой пеленою…» Почему река «недвижная»? Что за пелена не реке?

Что значит «блеснул мороз»? (Когда морозный день, снег вокруг блестит, переливается)

Почему «рады мы проказам матушки-зимы»? (Можно играть в снежки, кататься на санках, лыжах, коньках, лепить снеговика)

Как ласково поэт называет зиму? (Матушка)

Какими словами можно описать зиму? (Волшебная, сказочная, снежная, морозная, вьюжная, сверкающая)

(За правильный ответ дети получают фишки)

Кто из вас любит зиму? Почему?

Что-то холодом повеяло… Да это же промчалась Зимушка-Зима! Хотите полететь за ней вслед?

А для этого нужно надеть шапки-невидимки и сказать волшебные слова:

Тары-бары, растабары,

Елки-палки, каламбей,

Шуры-муры, шары-вары,

Самба-мамба, милки-вэй!

Дети выходят на коврик и изображают, как они надевают шапки-невидимки, закрывают глаза, говорят волшебные слова и отправляются за волшебницей-Зимой в ее снежное царство – зимний лес.

Физкультминутка

Мы пришли в зимний лес.

Ходьба на месте.

Сколько здесь вокруг чудес!

Разводят руками.

Справа березка в шубке стоит.

Руку отводят в указанную сторону и смотрят.

Слева елка на нас глядит.

Снежинки в небе кружатся,

Отводят руку и прослеживают взглядом.

На землю красиво ложатся.

Движение «фонарики» и смотрят вверх.

Вот и зайка проскакал.

Кружась, приседают.

От лисы он убежал.

Прыжки.

Это серый волк рыщет.

Имитируют «волчью» походку.

Он себе добычу ищет!

Не найдет тогда он нас!

Приседают, прячась.

Лишь медведь в берлоге спит.

Имитируют сон.

Так всю зиму он проспит.

Пролетают снегири,

Имитируют полет птиц.

Как красивы они!

В лесу красота и покой,

Разводят руки в стороны.

А нам пора уже домой!

Садятся на свои места.

А теперь снимаем шапки-невидимки и возвращаемся домой в детский сад.

Звучит тема «Январь» из альбома П.И, Чайковского «Времена года».

Какая изумительная музыка!

Скажите, кто автор произведения?

О каком времени года эта музыка? Думаю, что слушая эту музыку, каждый из вас представил какую-то зимнюю картинку. Скажите, где вы оказались в своих фантазиях?

Ребята, посмотрите на репродукции картин известных художников. Как вы думаете, они любили зиму?

А почему вы так решили?

Какая из этих картин наиболее соответствует пушкинскому описанию зимы?

Давайте сравним эти картины. Какими художники изобразили снег, лес, небо?

Какое название вы дали бы этим картинам?

Итог: сегодня мы узнали, с какой любовью поэты, художники, композиторы изображают зиму в своих произведениях. И вы тоже любите зиму и много знаете о ней – столько хороших слов сказали о зиме, снеге. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию «Идет волшебница зима»

Эстетическое развитие личности ребенка 3-4 лет.   - обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы; - познакомить с зимними пейзажными картинами, учит...

"Идет волшебница Зима"

Конспект непосредственно образовательной деятельности  по образовательной области «Коммуникация» в старшей группе...

Занятие "Идет волшебница зима"

Конспект разработан для детей подготовительной к школе группы...

Идет волшебница зима

Воспитывать у детей любовь к окружающей среде...

Свидетельство участника конкурса Идет волшебница зима

Свидетельство участника конкурса Идет волшебница зима...

«Идет волшебница зима»

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательно художественное  развитию...