«Наши пальчики как зайчики»
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

 

Методическая разработка пальчиковых игр

 «Наши пальчики как зайчики»

Данные игры подойдут как для младших дошкольников, так и старших.

Дети с удовольствием выполняют упражнения и с легкостью запоминают стихотворные формы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki.doc744.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад компенсирующего вида Кировского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка пальчиковых игр

 «Наши пальчики как зайчики»

Разработала воспитатель

Рожкова Татьяна Михайловна

Санкт-Петербург
2013 год

Цель: развивать мелкую моторику рук, артикуляционный аппарат с помощью веселых стишков и игр с пальчиками.

Задачи: 

1. Способствовать развитию координации движений кистей рук.

2. Учить детей самостоятельно выполнять массаж рук и кистей

3. Показать приемы, способствующие снятию мышечного напряжения и тонуса.

Данные игры подойдут как для младших дошкольников, так и старших.

Дети с удовольствием выполняют упражнения и с легкостью запоминают стихотворные формы.


Просыпались зайки

Утром на лужайке

Просыпались зайки.        

Рука с зайцами кладется на стол тыльной стороной вниз.

Поднимается большой палец.

Поднимается указательный палец. Большой остается поднятым.

Поднимается средний палец. Большой и указательный остаются поднятыми.

Поднимается безымянный палец. Большой, указательный и средний остаются поднятыми.

Поднимается мизинец.

Все зайчики проснулись.

Мы морковку посадили

Мы морковку посадили,

Лето все за ней следили.

Зайчик, зайчик, в этот год

Не ходи к нам в огород!                

                

Нечего проказить,

В огород к нам лазить!                

Под березою нора

Под березою нора

Заглянуть в нее пора.

Зверь там или птица,

Кто в норе таится?                

                

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй становится огородником. Огородник протягивает руку ладонью вверх, приговаривая четверостишие

Игрок-зайчик одним пальчиком быстро касается середины ладони огородника, а тот старается поймать зайчика, сжимая руку в кулак.

Если зайчик пойман, огородник держит его и грозит стишком. Как только все зайцы пойманы, игроки меняются местами.

Играют двое. Один рисует на пальчиках любой руки зайчиков, а второй сжимает руку в неплотный кулак так, чтобы получилась просторная нора.

Игрок-зайчик вынимает из кулака одного зайчика, говорит стишок…

        

… и засовывает пальчик в нору.

Другой игрок тут же называет того, кто живет в норе и, если он опасен для зайчика (лиса, ласка, куница, горностай...), то "нора" сжимается в кулак, пытаясь его схватить. Игрок-зайчик должен успеть убрать пальчик. Если зверь или птица не опасные (енот, крот, мышь, хомяк, зимородок...), зайчик не должен "убегать из норы".

Пойманные зайчики выбывают (стираются или просто считаются пойманными). Иногда выбывшими считаются и те зайчики, что убежали от добрых зверей.

Когда все зайчики выловлены, игроки меняются местами.

Прыг – скок

        

На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами.

Один палец с зайчиком (в примере – указательный) вытягивается, остальные сжаты в кулак. Палец приставляется к ладони ребром либо со стороны мизинца, либо со стороны большого пальца. Зайчик прыгает через пальцы, приземляясь между ними, пока не перепрыгивает через последний и не падает вниз, приговаривая на каждое движение: "Прыг! Скок! Прыг! Скок! Ой!" Потом прыгает следующий пальчик.

Прыгают зайчишки

Прыгают зайчишки,

Серы шалунишки.        

        Чутко ушками прядут…                

Ой, Медведи к ним идут!

(коровы, собаки, косули, куницы, полевки, девицы, еноты, лягушки, олени, лисицы, туристы)

варианты:

Ой, Песцы сюда идут!

(сурки, бобры, хорьки, козлы, ослы, жуки, кроты, ежи)

или

Слышат, Рыси к ним идут!

(волки, тигры, лоси, кошки, мыши, зубры, барсы, козы, белки)

или

Слышат, Мужики идут!

(барсуки, пастухи, гончие, хомяки, кабаны, лесники, червяки)                

Мы не будем убегать!

Ими нас не напугать!

        Прячемся под ели,

Чтобы нас не съели!        

        Если малыш ошибется, взрослый должен указать малышу на его ошибку и, при необходимости, дать объяснение.

Когда малыш освоится в игре, можно и нужно поменяться ролями.

Играют двое. Пока взрослый произносит начало стишка, малыш сгибает и разгибает все пальчики одновременно, то сжимая их в кулак, то растопыривая как можно сильнее.

Малыш перебирает пальчиками вразнобой взад-вперед.

Пальчики плотно прижимаются друг к другу и дружно отклоняются назад, а малыш внимательно слушает, кто идет.

        Если тот, кто идет, зайцам не опасен, то малыш отвечает стишком, а его растопыренные пальчики вместе с кистью наклоняются то вправо, то влево.

Если же тот, кто идет, страшен зайцам, то малыш прячет пальчики в кулак и отвечает стишком.

И так несколько раз с самого начала и разными героями.

Зайчики по лесу шли

Зайчики по лесу шли,                

Зайца нового нашли.                

Ни один не поленился,

Зайцу в пояс поклонился:

        "Здравствуй!"

"Здравствуй!"

"Здравствуй!"

"Здравствуй!"

                

"Здравствуй, милый друг ушастый!"                

Заяц новый им кивал,

        

        В обе щеки целовал:

Чмок! Чмок! Чмок! да                

Чмок! Чмок! Чмок!

"Был я очень одинок!"                

Чмок! Чмок! Чмок! да                

Чмок! Чмок! Чмок!

"С вами я дружить бы мог!"        

И теперь в лесу гулять

Будет зайцев целых пять!        

Большой палец пригибается к ладошке, а четыре пальчика-зайчика ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.

Большой палец распрямляется так, чтобы нарисованный на нем зайчик смотрел на остальных четырех.         

Четыре пальца вместе кланяются большому.

Указательный палец кланяется.

Средний палец кланяется.

Безымянный палец кланяется.

Мизинец кланяется.

Все четыре пальца снова кланяются.

Большой кивает каждому пальцу на каждое ударение в строчке.

Большой "целует" три раза указательный палец.

Большой "целует" три раза средний палец.

Большой "целует" три раза безымянный палец.         

Большой "целует" три раза мизинец.

        Все пять пальцев ритмично поворачиваются вместе с кистью то вправо, то влево.

На старт! Внимание! Марш!

        

На одну руку наклеиваются зайчики, а ладонь второй руки держится вертикально с как можно более широко растопыренными пальцами-березками. Зайцы бегут наперегонки. Руки держатся на некотором расстоянии и обращены ладонями друг к другу. Говорится: "На старт!" Пальчики-зайчики сгибаются под прямым углом. Объявляется: "Внимание!" Зайчики сгибаются, касаясь подушечками основания пальцев. Дается команда: "Марш!", и рука с зайчиками, распрямляя пальцы, устремляется к неподвижным березкам, пытаясь попасть зайцами между пальцами-деревьями, образуя "замок". Чем дальше зайцы от березок, тем сложнее и интереснее. Но начинать лучше с небольшого расстояния, и чтобы зайчики бежали не очень быстро. Главное, научиться попадать, а потом уже можно постепенно увеличивать скорость и длину пробега.

Зайцы и морковка

Зайцы в поле ловко

Дергают морковку.

Кто ее достанет,

Тот и кушать станет!                .

Ать! Ать! Ать! Ать!

Нелегко морковку рвать!                

Указательный палец руки взрослого кладется на ладошку малыша с зайцами

 Пальчики-зайчики (кроме большого) по очереди пытаются коснуться "морковки". Когда все зайчики морковку достали, палец отодвигается дальше к запястью.

Любопытные зайки

- Выдра плавает в воде!

                

- Где? Где? Где? Где?                

- Кошка бродит в лебеде!

- Где? Где? Где? Где?

                - Дедка чешет в бороде!

- Где? Где? Где? Где?                

- Мышь играет на дуде!

- Где? Где? Где? Где?                

- Волк сюда идет большой!

- Ой! Ой! Ой! Ой!        

        

Ладони держатся друг напротив друга. Пальцы второй руки широко растопырены. Это деревца, между которыми будут выглядывать зайки.

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).

Указательный палец наклоняется вперед, стремясь образовать с ладонью и другими пальцами прямой угол, и по очереди на каждый "Где?" просовывается сначала между большим и указательным пальцами второй руки, затем между указательным и средним, потом между средним и безымянным и, наконец, между безымянным и мизинцем.

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).

Средний палец проделывает то же, что до этого делал указательный.

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).

Безымянный палец проделывает то же, что до этого делали указательный и средний.

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза).

Мизинец проделывает то же, что до этого делали указательный, средний и безымянный.

Большой палец кивает на каждое ударение строки (4 раза). Пальцы, начиная с указательного, на каждый "Ой!" по одному прижимаются

Охота

Вышел Вася погулять,

Серых зайцев пострелять!                

Пиф! Паф! Ой-ой-ой!

Побегу-ка я домой!        

        Пиф-паф! Я не трус!

Никого я не боюсь!                .

Зайчишки – хвастунишки

Громко хвастаются зайки

Возле ёлки на лужайке:

"Не боимся мы в лесу

Ни медведя, ни лису!"

                А услышали про волка,

Тут же спрятались под ёлку

И вповалку там лежат,

Вместе с ёлкою дрожат.

                Мимо серый волк прошел,

Зайцев наших не нашел.        

        Говорим мы: "Зай-зай-зай!

Из-под ёлки вылезай!"                

Играют двое. Один рисует на пальчиках зайчиков, а второй становится охотником. Оба играющих сжимают руки в кулаки и начинают синхронно трясти ими, как в игре "камень-ножницы-бумага", приговаривая начало стишка. После этого каждый выбрасывает из кулака один палец.

Если пальцы совпали, например, оба мизинца, то зайчик напуган. Пальчик дрожит, а игрок говорит стишок. После этого зайчик убегает – наклейка снимается с пальчика, и он больше в игре не участвует.

Если пальцы не совпали, то охотник выстрелил в другую сторону. Пальчик-зайчик "прыгает", то сгибаясь, то разгибаясь и дразнит охотника стишком.

Игра повторяется до тех пор, пока не будут напуганы 4 зайчика из 5. После этого игроки меняются местами

Выпрямленные пальчики-зайчики в такт повествованию то с напряжением растопыриваются в разные стороны, то прислоняются друг к другу.

Пальцы с усилием сжимаются в кулак, и кулак мелко дрожит.

Вторая рука-волк, хлопая "пастью" о большой палец другими соединенными вместе пальцами, проходит мимо.

Кулак резко раскрывается. Пальчики-зайчики растопыриваются.

Серый волк увидел зайца

Серый волк увидел зайца

И сказал: "А ну сдавайся!

Очень кушать я хочу,

Вот тебя я проглочу!"

Зайчик бедненький дрожит,

А второй спасать бежит.                

"Ах, вы так, а ну пугайтесь,

Сразу оба мне сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Вас обоих проглочу!"

И не стало б их на свете,

Но бежит спасать их третий.                

"Вот вы как! А ну пугайтесь,

Сразу трое мне сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Всех троих я проглочу!"

Трое зайцев смерти ждут,

Но четвертый тут как тут.                

"Сколько вас! А ну пугайтесь,

Сразу четверо сдавайтесь!

Очень кушать я хочу,

Четверых уж проглочу!"

Но там, где четыре брата,

Завсегда и братец пятый.        

        И заплакал серый волк:

"Вас тут зайцев целый полк!

Хоть я очень есть хочу,

Пятерых не проглочу!"

Потерял к ним интерес

И ушел обратно в лес.                

Во лесу – лесочке

Во лесу-лесочке

Прятались за кочкой.

                Коротышка,        

        Торопыжка,        

        Тришка,

                Тишка        

        И Трусишка.        

        

Посмотри-ка, Тришка,

Кто идет там?

Мишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!                

Ну-ка, Коротышка,

Кто бежит?

Волчишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!                

Посмотри-ка, Тишка,

Кто летит?

Сычишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!        

        Глянь-ка,

Торопыжка,

Кто кричит?

Мальчишка!

Нет уж, братцы, посидим,

Посидим да поглядим!                

Посмотри, Трусишка,

Кто шуршит там?

Мышка!                

Ну, уж мышки братцы

Стыдно нам бояться!        

Во лесу-лесочке

Прятались в кусточке.        

        Коротышка,        

        

Торопыжка,        

        

Тришка,                

Тишка                

И Трусишка.                

Пальчики-зайчики растопыриваются, а свободная рука складывается в пасть волка. Она закрывается и открывается в такт речи.

Указательный палец дрожит. Средний палец прислоняется к нему.

Серый волк снова щелкает зубами.

Указательный и средний пальцы дрожат. К ним прислоняется безымянный палец.

Серый волк снова щелкает зубами.

Указательный, средний и безымянный дрожат. К ним прислоняется мизинец.

Серый волк снова щелкает зубами.

Указательный, средний, безымянный и мизинец дрожат. К ним присоединяется большой палец.

Серый волк снова щелкает зубами.

Ладонь с волком поворачивается и "уходит".

Рука с пальчиками-зайчиками кладется ладонью на стол. Вторая ладошка-"кочка" кладется перед ней невысокой горкой тыльной стороной вверх.

Все пальчики-зайчики, не отрывая ладони от стола, приподнимаются вверх насколько возможно. Большой палец тут же кладется на стол – прячется.

Указательный палец кладется на стол.

Средний палец кладется на стол.

Безымянный палец кладется на стол.

Мизинец кладется на стол.

Средний палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Большой палец приподнимается, стараясь стать выше кочки. Пальчик возвращается на стол.

Безымянный палец приподнимает-ся, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

Указательный палец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

Пальчик возвращается на стол.

 Мизинец приподнимается, стараясь стать выше кочки.

 Вся ладонь вместе с пальцами поднимается над кочкой, не отрывая низ ладони от стола. Чтобы было интереснее, можно менять выделенные строчки местами (подставлять Торопыжку к волчишке, Тишку к мишке и т.д.), развивая у малыша внимательность и реакцию. При этом он должен приподнимать те пальчики-зайчики, к которым по именам обращается ведущий.

В эту игру можно также играть, выполняя другое упражнение.

Соедините ладони, спрятав каждого зайчика за соответствующим пальцем второй руки.

Большой палец выглядывает между большим и указательным пальцами другой руки и прячется обратно.

Указательный палец выглядывает между указательным и средним пальцами другой руки и прячется обратно.

Средний палец выглядывает между средним и безымянным пальцами дру-гой руки и прячется обратно.

Безымянный палец выглядывает между безымянным пальцем и мизинцем другой руки и прячется обратно.

Мизинец выглядывает из-за мизинца другой руки и прячется обратно.

Далее стихотворение продолжается так же, как и в первом варианте.        Теперь пальцы под продолжение стихотворения выглядывают из "куста" в соответствие с именем зайчика – каждый пальчик в своем месте, а в конце – рука с зайчиками "смело" выходит из-за другой руки.

Приходили зайцы

Приходили зайцы,

Зайцы-побегайцы!        

        Коротышка,                

Торопыжка,        

        Тришка,        

        Тишка                

И Трусишка.                

Кланялись нам зайцы,

Зайцы-побегайцы!        

        Коротышка,                

Торопыжка,        

        Тришка,                

Тишка                

И Трусишка.                

Мы погладим зайцев,

Зайцев-побегайцев:                .

Коротышку,

Торопыжку,

Тришку,

Тишку

И Трусишку.                

Испечем для зайцев

Круглых каравайцев!        

Коротышке,                

Торопыжке,        

        Тришке,        

        

Тишке                

И Трусишке.                

Их за стол посадим

Да напротив сядем

Коротышки,        

        Торопыжки,        

        Тришки,                

Тишки        

        

И Трусишки.

                Зайцев привечаем,

Поим сладким чаем:                

Коротышку,                

Торопыжку,                

Тришку,

                Тишку                

И Трусишку.        

        

А напоим чаем,

В люльке покачаем:

Ко-ро-ты-ы-ы-ы-шку,                

То-ро-пы-ы-ы-ы-жку,

                Три-и-и-и-и-и-шку,                

Ти-и-и-и-и-и-шку        

        И Тру-си-и-и-и-шку.        

        Спите, спите, зайцы,

Зайцы-побегайцы!                

Рука с зайчиками сжата в кулак.

Распрямляется большой палец.

Распрямляется указательный палец.

Распрямляется средний палец.

Распрямляется безымянный палец.

Распрямляется мизинец.

Пальцы кланяются все вместе, касаясь подушечками ладони.

Большой палец кланяется.

Указательный палец кланяется.

Средний палец кланяется.

Безымянный палец кланяется.

Мизинец кланяется.

Свободная рука поглаживает тыльную сторону ладони с зайцами

А затем каждый пальчик по отдельности, начиная с большого.         

Указательный палец другой руки водит кругами по ладони с зайцами.

Указательный палец другой руки касается большого пальца.

Указательный палец другой руки касается указательного пальца.

Указательный палец другой руки касается среднего пальца.

Указательный палец другой руки касается безымянного пальца.

 Указательный палец другой руки касается мизинца.

        Обе руки ставятся ладонями друг к другу на некотором расстоянии.

Большие пальцы касаются друг друга.

Указательные пальцы касаются друг друга.

Средние пальцы касаются друг друга.        

Безымянные пальцы касаются друг друга.

Мизинцы касаются друг друга.

Свободная рука складывается в горсть и переворачивается ладонью вверх. Рука с зайчиками прислоняется к краю "чашки".

Большой палец касается середины ладони-чашки и поднимается.

Указательный палец касается середины ладони-чашки и поднимается.

Средний палец касается середины ладони-чашки и поднимается.

Безымянный палец касается середины ладони-чашки и поднимается.

 Мизинец касается середины ладони-чашки и поднимается.

Вторая рука складывается лодочкой. На середину ладони кладется большой палец. Остальные пальцы в это время под ладонью.

Ладонь качается словно люлька.

Люлька качает указательный палец.

Люлька качает средний палец.

Люлька качает безымянный палец.

Люлька качает мизинец.

Качать всех пятерых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания "Что умеют наши пальчики?"

Цель: показать и научить родителей игровым приемам развития у детей мелкой моторики пальцев рук и ног.Задачи: ·         Обогащение отношений детей и родит...

План работы кружка «Наши пальчики играют»

Задачи:  Развивать мелкую моторику рук детей.  Развивать у детей умение соотносить действие с текстом.  Развивать речь и детей и пополнять активный словарный запас.  Развивать творческие спосо...

«Наши пальчики играли, наши пальчики считали...»

Игры и упражнения пальчиковой гимнастики.Старшая группа....

Статья "Наши пальчики писали, наши пальчики устали!"

Развитие мелкой моторики у ребенка....

Наши пальчики играют! Гимнастика для пальчиков для тех, кому 2,3,4...

Буклет для родителей и воспитателей. В буклете отражены возрастные особенности развития тонкой моторики рук и игры для развития мелкой моторики рук....

Конспект занятий по изобразительной деятельности аппликация «Животные нашего леса – Пушистый зайчик»

Конспект занятий по изобразительной деятельности«Животные нашего леса – Пушистый зайчик»  С использованием не традиционных техник аппликации в средней группе.Тема: «Животн...