Педагогический проект "Сочиняем сказку"
проект по развитию речи (старшая группа) по теме

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_pokaz.docx24.71 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Сочиняем сказку»

(Групповой,  

кратковременный,  

творческий)

                                                                                                                                 

Авторы – разработчики

Ружбеляева, О.В.

Слободскова, Т.Н.

МБДОУ ЦРР д/с №20 «Сказка»

г. Ханты-Мансийск

                                                             2013г

1 этап. 

Актуальность: 

Актуальность определяется уникальными возможностями детей в речевом творчестве, в частности, в области сочинительства собственных сказок, небылиц, однако, для формирования такого творчества необходимо создание оптимальных условий, способствующих наиболее полному раскрытию творческого потенциала личности ребенка. Огромную роль в этом призван сыграть родной русский язык, богатство и многообразие которого отражено в русских народных сказках. А так же высший психический процесс - воображение.

     В настоящее время изучению проблемы речевого творчества дошкольников посвящается большое количество научно-исследовательских работ психологов и педагогов. Исследователи отмечают, что развитие в дошкольном периоде творческих способностей, постоянное совершенствование речевых навыков, овладение литературным языком являются необходимыми компонентами образованности и интеллигентности в дальнейшем.

    Процесс обучения дошкольников придумыванию сказок и историй очень важный этап в формировании у детей навыков монологической речи. В монологической речи необходимо использовать всё многообразие простых и сложных синтаксических конструкций литературного языка, которые делают речь связной.
   Творческое рассказывание строится на особой психологической основе – детском воображении. Ребёнку, сочиняя сказку необходимо произвести в уме анализ известных ему сказочных сюжетов, а затем творчески синтезировать новое явление: новую композицию, образы сказочных героев, обстоятельства их жизни. А чтобы сказочную историю донести до зрителя ребёнок должен обладать богатым словарным запасом и умением выстраивать контекстное высказывание.
  Но как показывает практика последних лет, у многих детей дошкольного возраста, к сожалению, наблюдается крайне низкий уровень речевого развития. Это же подтверждают результаты диагностических исследований. Анализ диагностических данных показывает, что особую трудность для детей дошкольного возраста представляет собой - оформление контекстного высказывания.
     Поэтому актуальность темы обусловлена следующими обстоятельствами.
1. Речь является убедительным показателем духовной культуры личности.
2. Обществу необходимы люди, владеющие словом, умеющие отстаивать свои убеждения, взгляды, вести дискуссию, творчески включающиеся в процесс  межличностной коммуникации.
3. Важно проводить работу по развитию устной речи в контексте деятельности, создавая такие ситуации речевого общения детей, которые бы формировали умение владеть теми или иными жанрами устных высказываний.
4. В дошкольном возрасте восприятие сказки становится специфической деятельностью ребенка, обладающей невероятно притягательной силой, и позволяет ему свободно мечтать и фантазировать.
5. У ребенка сильно развит процесс эмоционального включения, объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоения его норм, ценностей, образцов.

Цель работы:

 Подвести дошкольников к самостоятельному словесному творчеству и сочинению собственных сказок.

Задачи:

  • Помочь сформировать умение самостоятельно придумывать событие, явление, определять его место и время прохождения. 
  • Подвести к коллективному сочинению сказки на предложенную тему.
  • Развивать связную речь детей, работать над ее выразительностью.
  • Способствовать развитию словаря, формированию грамматического строя речи.
  • Развивать интерес к творчеству, творческие способности, желание фантазировать. 
  • Способствовать совершенствованию воспитательного процесса в сфере нравственного, эмоционального, эстетического развития.
  •  Совершенствовать стиль партнерских отношений между ДОУ и семьей.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников, специалисты.

Длительность проекта:  Деятельность  рассчитана на 2 месяца. 

Образовательные области:

Коммуникация, познание, чтение художественной литературы, художественное  творчество.

Формы реализации проекта:

  • Информационно-познавательные беседы;
  • Наблюдения в природе, исследовательская деятельность;
  • Речевые игры;
  • Художественно-речевая деятельность детей (составление описательных рассказов, сказок)
  • Художественное творчество, ручной труд, моделирование.
  • Чтение художественной литературы;
  • Заучивание стихов о зиме, о  Новом годе.
  • Сотворчество детей и родителей по сочинению и оформлению сказки.

Предполагаемый результат:

  • Развитие творческих способностей детей.
  • Развитие связной речи детей, обогащение словаря;
  • Создание условий, помогающих детям овладеть творческой продуктивной речевой деятельностью;
  • Интеграция речевого развития с другими видами деятельности;
  • Совершенствование работы  с семьей, создание условий для дополнительного общения детей и родителей.

2 этап. Разработка проекта:

  • Осознание важности данной проблемы всеми участниками проекта.
  • Подбор методической, научно-познавательной, художественной литературы.
  • Подбор иллюстрированного материала на зимнюю тематику, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности.
  • Беседа с детьми « Этапы составления Сказки».
  • Цикл познавательных бесед и наблюдений за зимними явлениями в природе.
  • Развлечения: « Вечер загадок».  «Новогодний утренник»
  • Подборка стихов о снежинке, о Зиме.

Образовательная

деятельность

                                 Формы и методы работы

Познавательно-исследовательская

Наблюдения в природе: за снегом; ветром; красотой зимней природы;

Исследования, опыты, эксперименты:

Рассматривание снежинки с помощью лупы (строение, форма, цвет).

Определение направления ветра с помощью  «султанчиков», вертушек, ленточек.

Рассматривание морозных узоров на окне.

Беседы с детьми:

Почему снег белый?

Как образуются снежинки?

Почему бывают снежные узоры на окнах?

Отчего бывает ветер?

Почему ветер воет?

Коммуникативная

Разучивание стихов о зиме, о Новом годе.

Составление описательных рассказов  « Мой новогодний костюм».

Коллективное сочинение сказки  «Путешествие маленькой Снежинки».

Индивидуальное сочинение сказок по изготовленному коллажу, в совместной художественной деятельности  «Дед Мороз спешит на елку».

Чтение

художественной литературы

Чтение стихов о снежинке (подборка).

Чтение рассказов о зиме: «Летят снежные пушинки»

В. Архангельский, «Проказы старухи - зимы» К.Ушинский.

Чтение сказок: Русская народная сказка «Морозко», «Два Мороза», «Мороз и заяц», «Белые шубки» Н Павлова,  «Сосулька» О. Иваненко, «Зимняя пирушка» Н. Павлова и др.

Ознакомление со сказками, сочиненными детьми и родителями.

Игровая

Словесные игры:

« Скажи красиво», «Какая, какой?»

« Что делает?», « Что сначала, что потом?» и др.

Подвижные игры:

«Кто быстрей соберет снежинки»,«Добеги до снежинки», «Два Мороза», «Мороз» и др.

Музыкально-художественная

Художественное творчество:

Рисование снежинок  с использованием различных форм изобразительной деятельности.  

Рисование «печатками» снежинок.

Рисование рисунков по сюжету сказки, сочиненной детьми.

Оформление книжки.

Конструирование:

Вырезание снежинок разными способами.

Оформление группы, лестничного пролета к Новому году.

Вырезывание, складывание елочек  способом оригами  для оформления коллажа.

Выставки детского творчества для родителей в уголке.

Изготовление «султанчиков» «вертушек» для исследовательской деятельности.

Театральная:

Имитация движений сказочных персонажей: снежинок, тучи, ветра, лесных зверей.

Музыкальная:

Разучивание танца « Снежинки».

Слушание музыкальных произведений о зиме.

Новогодний утренник.

Взаимодействие с родителями

Беседа с родителями о важности, данной проблемы.

Обсуждение с родителями возможности  участия  в конкурсе сотворчества детей и родителей « Лучшая новогодняя сказка»

Обсуждение  с родителями идей оформления сказок ( знакомство и демонстрация сказок  из коллекции воспитателя)

Оформление стенда « Сочиняем сказку» в уголке для родителей.

3 этап. Выполнение проекта.

4 этап. Продукт проектной деятельности:

  • Книга  « Сказка о маленькой снежинке»- групповое коллективное издание.
  • Изготовление коллажа «Дед Мороз спешит нас ёлку». Сочинение сказок.
  • Книга «Новогодние сказки» - сотворчество детей и родителей
  • Подборка стихов о снежинке, зиме.
  • Материал в родительский уголок «Сочиняем и рассказываем».
  • Рекомендации родителям  «Развиваем детское творчество»

5 этап.  Презентация проекта:

Презентация проекта.

6 этап. Определение задач для новых проектов.

Сочинение сказок на весеннюю тематику:  «Про капельку».

Сочинение небылиц.

Придумывание рассказов на тему «Мой четвероногий друг».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Сказка в гости к нам спешит" для детей младшего возраста"

Дошкольное детство -  очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувств...

Педагогический проект "Сказка - ложь, да в ней намек"

Педагогический проект «Сказка – ложь, да в ней намек…» по приобщению детей к духовно – нравственным ценностям через сказку...

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Педагогический проект "Сказка за сказкой"

Педагогический проектпо развитию речина тему: «Сказка за сказкой»во второй младшей группы...

Психолого-педагогический проект «Сказка учит, сказка лечит...»

Актуальность: Сказки любят все. Даже те, кто не любит сознаваться в этом. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и легче принять (не так обидно, не так больно). Для сказочного героя легче ...