обучение дошкольников рассказыванию по картине
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа) по теме

Ипатова Светлана Викторовна

Занятие по картине «Собака со щенятами»

Тема. Рассказ по картине «Собака со щенятами».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа. Чтение рассказа Е. Ча­рушина «Собака».

Ход занятия

1.   Организационный момент, объявление темы
занятия.

—  Сегодня  мы  будем рассматривать картину
«Собака со щенятами». Но сначала послушайте сти­
хотворение.

2.   Создание эмоционального фона для воспри­
ятия   картины:    чтение   педагогом   стихотворения
М. Стремина «Подарок».

ПОДАРОК

Раскрывается корзинка. В ней подарок, да какой! Не игрушка, не картинка — Песик маленький, живой.

Уши мягкие, как тряпки, Нос — как пуговка звонка, Неуверенные лапки Разъезжаются слегка.

Шелковистой теплой спинкой Жмется ласково к ногам... Не игрушку, не картинку — Друга подарили нам!

3.  Рассматривание картины О.Капустиной «Со­
бака со щенятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и органи­зует беседу по ней.

  • Кого вы видите на картине?
  • Собаку и маленьких щенят.
  • Давайте рассмотрим собаку и расскажем о
    ней. Какая она?
  • Большая, красивая.
  • У нее золотистая шерсть, длинные уши и
    короткий хвост. А какие у нее глаза?
  • Глаза у нее добрые.
  • А что делает собака?
  • Собака смотрит на щенят.
  • Она наблюдает за ними, охраняет их.

 

 

Давайте еще раз расскажем о собаке. Какая она, какие у нее шерсть, уши, глаза, хвост? Что делает собака?

  • Собака большая, красивая. У нее золотистая
    шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и корот­
    кий хвост. Она охраняет щенят.
  • А теперь давайте расскажем о щенятах. По­
    смотрите на них. Они разные или похожи друг на
    друга?
  • Все щенята одинаковые.
  • Какие они по размеру? Какого они цвета?
    Какие у них ушки и хвостики?
  • Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
    ки у них коричневые.
  • Что делают щенята?
  • Один щенок сидит рядом с собакой.
  • Два щенка борются на матрасике.
  • Еще один щенок хочет залезть на скамейку.
  • Наверное, он самый любопытный, хочет уз­
    нать, что лежит на скамейке.
  • Вдалеке один щенок играет с мячиком.
  • Этот щенок — самый смелый: ушел далеко
    от мамы и играет один.

Попробуем повторить все, что мы рассказали о щенятах, еще раз. Расскажите о том, какие щенята, что они делают.

  • Щенята маленькие, беленькие. Ушки и хвости­
    ки у них коричневые. Один щенок сидит рядом с со­
    бакой. Два щенка играют на матрасике. Любопыт­
    ный щенок хочет залезть на скамейку. А смелый ще­
    нок играет на крылечке с мячиком.
  • Посмотрите внимательно, что еще вы видите
    на картине?
  • Корзинку.
  • Правильно. В корзинке щенята спят.
  • Еще видим блюдце.
  • Для чего оно нужно?
  • Для воды или молока.
  • Конечно. Щенята пьют из него.

А теперь давайте немного поиграем. Вспомним упражнение про Тузика.

4. Физкультурная пауза. Развитие подражатель­ности, общей моторики, координации речи с движени­ем.

ТУЗИК

Стоя на месте, дети выпол­няют повороты корпуса впра­во-влево, руки на поясе. Бегут по кругу. Меняют направление движе­ния.

Прыжки на месте, руки на поясе.

 

Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик,

хвост крючком. Вот летит во весь опор То на речку, то во двор.

То дежурит у ворот — Словом, дел невпроворот. А. Прокофьев


5. Обобщающий рассказ педагога по картине «Собака со щенятами».

СОБАКА СО ЩЕНЯТАМИ

На картине мы видим собаку со щенятами. Они живут на даче, на большой веранде. Здесь стоит корзина, в которой спят щенята, лежит матрасик, на котором спит сама собака, стоит блюдце для молока.

Собака большая, красивая. У нее золотистая шерсть, длинные уши, добрые темные глаза и ко­роткий хвост. Она наблюдает за своими щенятами, охраняет их.

Щенята еще совсем маленькие. Сами они бе­ленькие, а ушки и хвостики у них коричневые. Один щенок сидит рядом с собакой, два щенка иг­рают на матрасике, любопытный щенок хочет за­лезть на скамейку, а смелый щенок играет с мячи­ком. Щенята очень симпатичные и забавные. Хо­чется улыбнуться, когда смотришь на них.

6. Подведение итога занятия, оценка работы де-тей.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx19.03 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по картине «Кошка с котятами»

Тема. Рассказ по картине «Кошка с котятами».

Образовательные цели. Обучение составлению рассказа по картине.

Развивающие цели. Развитие связной речи, уточнение словаря по теме «Домашние животные и их детеныши»; формирование естественнонаучных представлений; развитие мышления, зрительного внимания, творческого воображения.

Воспитательные цели. Воспитание бережного отношения к домашним животным.

Предварительная работа. Чтение сказки В. Сутеева «Три котенка», рассказа Е. Чарушина «Кошка».

Ход занятия

1.        Организационный момент, объявление темы
занятия, чтение педагогом стихотворения С. Михал
кова «Котята».

Вы послушайте, ребята, Я хочу вам рассказать: Родились у нас котята — Их по счету ровно пять.

Мы решали, мы гадали: Как же нам котят назвать? Наконец мы их назвали: Раз, Два, Три, Четыре, Пять.

Раз — котенок самый белый, Два — котенок самый смелый, Три — котенок самый умный, А Четыре — самый шумный,

Пять похож на Три и Два —

Те же хвост и голова,

То же пятнышко на спинке,

Так же спит весь день в корзинке.

Хороши у нас котята — Раз, Два, Три, Четыре, Пять. Приходите к нам, ребята, Посмотреть и посчитать.

2.        Рассматривание    картины     О.Капустиной
«Кошка с котятами» и беседа по ней.

Педагог помещает на доску картину и организует беседу по ней.

  • Кого вы видите на картине?
  • Кошку с котятами.


  • Давайте расскажем о кошке. Какая она?
  • Большая, пушистая.
  • Правильно. У нее белая грудка и белые пе
    редние лапки. Какая у кошки мордочка? Какие у
    нее спина и хвост?
  • Мордочка у кошки рыжая с белым, а спинка и
    хвост — рыжие.
  • Посмотрите, какие у кошки острые ушки,
    зеленые глаза и длинные усы. А что делает кошка?
  • Кошка лежит на полу рядом со своими котя
    тами.
  • Попробуйте повторить все, что мы рассказа
    ли о кошке: какая кошка; какие у нее грудка и
    передние лапки, мордочка, спина и хвост, ушки,
    глаза и усы; что делает кошка.
  • Кошка большая,  пушистая.  У нее беленькие
    грудка и передние лапки, рыжая с белым мордочка,
    рыжие спина и хвост, острые ушки, зеленые глаза и
    длинные усы. Кошка лежит на полу со своими котя
    тами.
  • А теперь давайте рассмотрим котят и расска
    жем о них. Сначала я расскажу вам о сером котенке,
    а о других котятах будете рассказывать вы сами.

Серый котенок играет с мамой-кошкой. Он маленький и забавный. У него белая мордочка, коротенький хвостик, большие глаза и острые ушки. Он стоит на задних лапках, а передние лапки положил на голову кошке.

А теперь вы расскажите о котятах, которые играют с клубком. Откуда у них клубок? Что они опрокинули? Какие они? Какие у них мордочки, ушки, глаза, хвостики?

—        Два веселых котенка опрокинули корзинку с
клубками ниток и играют с синим клубком. Белый
котенок с серыми пятнами катает клубок лапкой, а
рыжий котенок смотрит на клубок. Котята малень
кие. У них зеленые глазки и острые ушки, хвостики у
них коротенькие.

(Можно сразу же предложить еще одному ребенку повторить рассказ о котятах.)

  • А кто хочет рассказать про котенка, который
    спит на коврике? Какие у него мордочка, грудка,
    лапки, ушки и усики?
  • Один котенок спит на коврике. У него белая с
    серым мордочка, белые грудка и лапки, остренькие
    ушки и длинные усики. Он крепко закрыл глазки.

(Имеет смысл и этот рассказ повторить еще раз.)

—        Что делает еще один рыжий котенок? Рас
скажите о нем.


Рыжий котенок сидит около блюдца с молоком. У него белая грудка и белые лапки, а хвостик полосатый. У котенка красивые желтые глаза, а носик розовый.

(Можно предложить кому-то из детей рассказать об этом котенке еще раз, добавив что-то от себя.)

3. Физкультурная пауза. Развитие подражательности, общей моторики, координации речи с движением.

КОШКА

Вы со мной знакомы

близко.

Я приветливая киска. Кверху — кисточки

на ушках, Когти спрятаны

в подушках.

В темноте я зорко вижу, Понапрасну не обижу. Но дразнить меня

опасно — Я царапаюсь ужасно.

В. Стоянов

Дети идут по кругу на носочках, крадучись, держа согнутые руки перед грудью. Останавливаются,     встают лицом в круг, делают «ушки» из   ладошек,   а   «когти»   из пальчиков. Идут по кругу крадучись.

Останавливаются, встают лицом в круг и показывают «когти».

4.        Обобщающий  рассказ  педагога по картине
«Кошка с котятами».

КОШКА С КОТЯТАМИ

На картине мы видим кошку с котятами. Большая рыжая кошка лежит на полу вместе со своими котятами. У кошки белая с рыжим мордочка, белые грудка и передние лапки. У нее зеленые глаза, острые уши и длинные усы.

Веселый серый котенок играет с кошкой. Он стоит на задних лапках, а передние положил кошке на голову. У котенка зеленые глазки, остренькие ушки и короткий хвостик.

Два котенка опрокинули корзинку с клубками ниток и играют с синим клубком. Серый котенок с белыми пятнами катит клубок, а рыжий котенок смотрит на него. Котята маленькие и забавные. У них остренькие ушки и короткие хвостики.

Около блюдца сидит большой рыжий котенок с белой грудкой. У него полосатый хвостик и красивые желтые глаза. Наверное, это старший брат маленьких котят.

Еще один котенок спит на коврике. У него серая с белым мордочка и белые лапки. Он крепко зажмурил глазки.

Кошка любит своих котят и охраняет их. Видно, как внимательно она смотрит, нет ли опасности.

5.        Подведение  итога  занятия,   оценка  работы
детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников рассказыванию по картине

Методические рекомендациидля педагогов ДОУ по основам теории и практики обучения детей рассказывани. по картине...

презентация обучение дошкольников рассказыванию по картине

презентация для воспитателей ДОУ на тему "Обучение дошкольников рассказыванию по картине". В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие  окружающей жизни . Картина не т...

ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ РАССКАЗЫВАНИЮ ПО КАРТИНЕ....

«Обучение дошкольников рассказыванию по картине»

Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явл...

Обучения дошкольников рассказыванию по картине.

Материалы к мастеру-классу в рамках работы «Школа молодого специалиста»...

Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...