Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на выкладывание"
картотека (развитие речи) по теме

Милецкая Оксана Николаевна

Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_na_vykladyvanie.docx627.51 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45

комбинированного вида пгт Росляково

mbdou-ds45.ru

Оформила Милецкая Оксана Николаевна

Тема

Название игры

Части тела

Точка, точка, запятая…

Дом, семья

Наш дом

Игрушки

Соберу пирамидку

Фрукты

Я по садику гуляла

Осень

Выкладывание дорожки в осеннем парке

Одежда

Платье для кошки

Дикие животные

Ежик потерял колючки

Праздник елки

Елка излесу пришла

Зима

Трое

Зимняя одежда

Рукавичка

Зимние забавы

Снеговик

Домашние животные

Кот-мурлыка

Наша мама

Подарок маме

Транспорт

Грузовая машина

Весна

Почки-листочки

Обувь

Зайка тапки потерял

Посуда

Маша пьет чай

Деревья, цветы

Тюльпан – ромашка


«Точка, точка, запятая»
Цель: выработка у ребенка умения ориентироваться на листе картона; развитие ловкости пальцев; активизация словаря: «точка», «запятая», «рожица», «огуречик», «человечек».
Оснащение: разноцветные пуговки; красный полукруг из картона; картонный овал; две счетные палочки; схематичное изображение лица на листе бумаги.
Ход игры. Прочтите стихотворение:
                 Точка, точка, запятая,
                 Вышла рожица кривая,
                 Палка, палка, огуречик,
                 Вот и вышел человечек.
Предложите ребенку рассмотреть схематичное изображение лица, выделите все его части — глаза, рот, нос, брови. Попросите ребенка выложить такое же лицо на наборном полотне из мозаики (рот — полукруг, глаза пуговки, брови — счетные палочки).
Усложнение задания. Предложите ребенку выложить любимого человека (маму, папу...).


«Наш дом»
Цель: развитие оптико-пространственной функции, умения ориентироваться на плоскости; развитие зрительного внимания; воспитание навыка работы ведущей рукой и моторной ловкости пальцев; активизация словаря: «дом», «окно», «труба».
Оснащение: шесть счетных палочек (при повторении игры вместо счетных палочек возьмите спички); картонный квадрат («окно»), картонный прямоугольник («труба»).
Ход игры. Прочтите ребенку стишок:
                Посмотрите, дом какой,
                Он с окошком и с трубой.
Выложите из счетных палочек «дом» (из двух палочек сделайте «крышу», положите «окно» в середину квадрата, поставьте «трубу» на «крышу»). Выполняя работу, рассказывайте ребенку, что вы берете и куда кладете.
Разберите «дом» и предложите ребенку снова его «построить».

 

«Соберу пирамидку»
Цель: развитие умения ориентироваться на плоскости; освоение геометрически фигур (круг) и размеров (трех по возрастающей); развитие умения различать и называть формы и цвета предметов (пуговиц); активизация словаря: «пирамидка», «соберу», «пуговица.
Оснащение: четыре пуговицы разных размеров, нарисованный на листе картона образец для выкладывания.
Ход игры. Прочитайте ребенку стихотворение:
                    Я сегодня с Катей, Олей
                    Пирамидку вам построю.
                    Пуговку на пуговку...
                    Ай-ай-ай,
                    Пирамидка, милая,
                    Вырастай!
Выложите из пуговок пирамидку. Расскажите ребенку, какого цвета и величины «колечки» у пирамидки (пуговки). Разберите пирамидку, положите перед ребенком образец с контурной прорисовкой пирамидки и предложите ему самостоятельно собрать такую же из пуговиц.


«Я по садику гуляла»
Цель: формирование у ребенка умения выполнять задания по образцу; дальнейшее развитие умения ориентироваться на плоскости и определять местонахождение предметов; активизация словаря: «корзинка», «яблоки», «сливы», «гуляла», «собирала».
Оснащение: нарисованная на картоне корзинка; геометрическая мозаика: пять маленьких овалов синего цвета (сливы), пять больших красных кругов (яблоки); вырезанная по контуру из картона корзинка.
Ход игры. Покажите ребенку нарисованную корзину с яблоками и сливами и предложите рассказать о том, что лежит в корзине, какого цвета и формы фрукты.
Положите перед ребенком вырезанную по контуру корзину и попросите сложить в нее фрукты так же, как они лежат в корзинке на рисунке.
Прочтите стихотворение:
                                   Я по садику гуляла
                                   И в корзинку собирала
                                   Яблоки и сливы,
                                   Вышло так красиво.
Предложите ребенку самостоятельно сложить «фрукты» в корзину.


«Выкладывание дорожки в осеннем парке»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие умения ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря: «дорожка», «ладошка», «грожу», «стыжу», «деревья», «вверху», «внизу».
Оснащение: лист картона с пластилиновой «дорожкой»; нарисованные и вырезанные из картона «осенние деревья»; горох на блюдце.
Ход игры. Проведите пальцем ребенка по пластилиновой «дорожке». Попросите ребенка выложить горох по всей длине «дорожки» и проведите по гороховой «дорожке» указательным пальцем слева направо. Скажите: «дорожка длинная, вот такая». Прочтите стихотворение:
                                  Трудно пальчик мне вести
                                  Прямо по дорожке,
                                  Так и хочется ему
                                  Спрятаться в ладошке.
                                  Я
 ему грожу, грожу,
                                  Я его стыжу, стыжу,
                                  Пальчик постыдился,
                                  Взял и научился.
                                                                 Б. Заходер
Разместите сверху и снизу от «дорожки» «деревья» и попросите ребенка сказать, где они находятся.


«Платье для кошки»
Цель: дальнейшее развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «шью», «одела», «семья».
Оснащение: нарисованное на бумаге или сделанное в виде аппликации платье; пуговки синего и желтого цветов.
Ход игры. Предложите ребенку выложить на платье («пришить») синие (при повторении игры — желтые) пуговки. Сопровождайте его действия чтением стихотворения:
                Кукле платье буду шить,
                Синее в горошек.
                Пуговок пришью рядок,
                Беленьких, хороших.
Усложнение задания. Можно предложить ребенку «пришить» пуговки другого размера (большие или маленькие), «пришить» пуговки к другой одежде (рубашке, кофте и т. д.). 

 

«Ежик потерял колючки»
Цель: дальнейшее совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания; активизация словаря: «колючий», «соседи», «волки», «зайцы», «медведи», «еж».
Оснащение: счетные палочки для выкладывания колючек на спине ежика.

Ход игры. Покажите ребенку вырезанный из картона силуэт ежика с точками
на спине. Рассмотрите силуэт и попросите ребенка найти то, что потерял ежик (колючки). Прочтите стихотворение:
                     Что ж ты
, еж, такой колючий?
                     — Это я на всякий случай:
                     Знаешь, кто мои соседи
                     Лисы
, волки и медведи.
                                                          В. Заходер
Попросите ребенка помочь ежику найти все его колючки и вернуть на свое место (на спину ежа). При повторении игры счетные палочки можно заменить зубочистками.


«Елка из лесу пришла»
Цель: совершенствование мелкой моторики пальцев рук; развитие зрительного внимания и пространственной ориентации; активизация словаря: «елка», «иголки», «лапы».
Оснащение: счетные палочки зеленого цвета; контурная прорисовка елки (из трех треугольников разной величины); три зеленых картонных треугольника (маленький, средний, большой).
Ход игры. Выложите на листе белой бумаги елку из трех треугольников. Рассмотрите ее и попросите ребенка выложить на листе бумаги такую же елку из зеленых счетных палочек. Если ребенку трудно выполнить эту работу, попросите его сначала наложить палочки сверху на контурную прорисовку елки и только после этого выложить елку из счетных палочек рядом с образцом. Прочтите стихотворение:
               Как у нашей елки
               Колючие иголки.
               Ветки — лапы называются,
               Дети удивляются!

При повторном проведении игры замените счетные палочки спичками или зубочистками.


«Трое»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «полянка», «санки», «зима», «покроет», «веселимся».
Оснащение: нарисованный на листе бумаги мальчик, держащий за веревочку контурное изображение сапок; мелкие пуговки; счетные палочки.
Ход игры. Покажите ребенку рисунок, рассмотрите санки, назовите их части (полозья, сиденье). Попросите ребенка выложить «веревочку» для санок, чтобы мальчик мог везти их за собой. Положите первую пуговку и попросите ребенка продолжить работу. После того как он выложит пуговками «веревочку», попросите его выложить из палочек «санки». Когда ребенок закончит работу, прочтите стихотворение:
                         На заснеженной полянке
                         Я, зима и санки.
                         Только землю снег покроет,
                         Собираемся мы трое.
                         Веселимся на полянке —
                         Я, зима и санки.
                                                               А. Восев
При повторном выкладывании «санок» усложните задание, попросите ребенка выложить их на листе бумаги по памяти, поменяйте материал для выкладывания (спички, зубочистки).


«Рукавичка»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «рукавичка», «связала», «потеряла», «гуляла», «помогите».
Оснащение: шесть красных счетных палочек; «пальчик рукавички», вырезанный из плотного картона или бумаги; полукруг из картона или бумаги (для выкладывания передней части «рукавички»).
Ход игры. Прочтите стихотворение:
                           Рукавичку мама мне
                           Красную связала.
                           Я гуляла во дворе
                           И где-то потеряла.
                           Ой, ребята, помогите,
                           Рукавичку мне сложите!
Положите перед ребенком лист бумаги со схематичным изображением рукавички, попросите рассмотреть ее и назвать все части. На листе бумаги выложите из палочек и бумажных деталей «рукавичку». Попросите ребенка выложить рядом с ней вторую такую же.


«Снеговик»
Цель: развитие умения выкладывать несложные плоскостные предметы в горизонтальной плоскости; дальнейшая выработка умения ориентироваться на листе бумаги; развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «снеговик», «нос», «рот», «голова», «ведро», «появился».

Оснащение: вырезанные из белой бумаги круги разных размеров; две черные пуговки («глаза»); картонный треугольник красного цвета («нос»); образец для выкладывания — контурная прорисовка снеговика на бумаге или картоне.

Ход игры. Прочтите стихотворение:
                       Снеговик, снеговик, Появился во дворе,
                       Нос — морковкой,
                       Рот — морковкой,
                       И ведро на голове.

Попросите малыша сделать «снеговика» — наложить детали на его контурную прорисовку. Когда ребенок закончит работу, спросите его, какого размера круги, из которых выложен «снеговик» (большой, средний, маленький).

Усложнение задания. Возможны разные варианты усложненных заданий: а) выкладывание «снеговика» по представлению;

б) выкладывание большого «снеговика» и маленького «снеговичка».        

 

«Кот-мурлыка»

Цель: дальнейшее развитие умения ориентироваться на листе бумаги; развитие умения составлять мордочку кота из различного материала для выкладывания; активизация словаря: «кот», «гулял», «потерял».
Оснащение: большой серый картонный круг («мордочка кота»); две зеленые пуговицы («глаза»); два треугольника из геометрической мозаики («уши»); шесть кусочков тонкой проволочки («усы»); красная толстая нитка (рот»).
Ход игры. Прочтите двустишие:
                          Кот по улице гулял
                          И усищи потерял.
Ребенка двух лет шести месяцев попросите наложить только усы, остальные части мордочки выложите сами. Назовите их и определите назначение. («Это глаза, глазами кот смотрит»).

Усложнение задания. Возможны разные варианты усложненных заданий:

а) выложить мордочку из деталей по образцу;
б) выложить мордочку из деталей по памяти;
в) выложить мордочку кошки и котенка.


«Подарок маме»
Цель: развитие пространственной ориентации; дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; выработка умения составлять цветок по образцу и представлению; активизация словаря: «цветок», «ромашка», «мак», «лепестки», «подарю».
Оснащение: вырезанные из бумаги лепестки цветов (белые — лепестки ромашки, красные — мака); желтая салфетка; черная толстая нитка; клей; лист картона для приклеивания цветов (цвета картона ребенок выбирает по желанию); картинка с изображением цветов (ромашки и мака).
Ход игры. Покажите ребенку картинку с изображением цветов. Спросите, как они называются. Если ребенок затрудняется сказать, назовите сами.
Рассмотрите цветок и скажите: «У цветка есть лепестки. У ромашки лепестки белые, а у мака — красные. Цветок стоит на ножке, и эта ножка называется ,,стебелек”. У цветов есть листья. Они зеленые — вот какие».
Предложите ребенку сделать для мамы (бабушки, сестры) цветок. Спросите, какой цветок он хочет выложить. Если ребенок захотел выложить ромашку, покажите, как выкладывать ее желтую серединку.
Большим и указательным пальцами оторвите от желтой салфетки маленькие кусочки и скатайте их между ладонями, чтобы получились маленькие шарики. Нарисуйте на листе бумаги кружок — середину ромашки — и наклейте на него шарики из салфетки. Предложите ребенку приклеить к выложенной желтой серединке все лепестки. Когда ромашка будет готова, нарисуйте стебелек и листочки или предложите сделать это ребенку. Прочтите стихотворение:
                                            Маму я свою люблю,
                                            Ей цветочек подарю.
                                            Мой цветок не простой —
                                            Самый ей он дорогой.
Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания другого цветка по образцу (красного мака); за счет выкладывания цветка по представлению. 


«Грузовая машина»
Цель: развитие зрительного внимания, умения воссоздавать изображение по представлению, образцу; дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «машина», «мотор», «качу», «лечу». Оснащение: пуговки или картонные кружочки — на выбор (для выкладывания колес); четыре счетные палочки (для выкладывания окна в кабине машины); контурная прорисовка грузовой машины на листе бумаги или картона.
Ход игры. Прочтите ребенку четверостишие:
                     Качу, лечу во весь опор.
                     Я сам мотор.
                     Нажимаю на педаль,
                     И машина мчится вдаль.
                                                                                  Б.Заходер
Положите перед ребенком лист бумаги с контурной прорисовкой грузовой машины. Спросите: «Что здесь нарисовано?» Рассмотрите грузовую машину, назовите все ее части. Спросите ребенка, что забыл нарисовать художник (окно в кабине).
Вспомните, какое оно. Предложите малышу выложить окно в кабине из счетных палочек. Попросите ребенка посмотреть внимательно, что еще забыл нарисовать художник (нет колес). Спросите, зачем машине колеса, и попросите выложить их из пуговок или картонных кружков.
Усложнение задания. Возможно за счет выкладывания по образцу и по памяти кузова грузовой машины; за счет выкладывания недостающих частей к легковой машине


«Почки-листочки»
Цель: дальнейшее развитие зрительного внимания; совершенствование мелкой моторики пальцев рук (пинцетного захвата мелких крупинок гречи), совершёнствование ориентации ребенка на листе бумаги (вверху, внизу); активизация словаря «почки», «листочки», «ветка», «вверху», «внизу».
Оснащение: гречневая крупа (крупинки будут «почками на дереве»), листочки из тонкой зеленой бумаги, нарисованное на картоне дерево
Ход игры. Прочтите ребенку стихотворение:
                                         Я по улице гуляю,
                                         Все на свете замечаю
                                         На березе почки,
                                         А еще — листочки!
                                         Почки, словно детки,
                                         Спрятались на ветке,
                                         А листочки — вот краса,
                                         Зеленые чудеса.
Положите перед малышом лист бумаги с нарисованным деревом. Спросите его «Что здесь нарисовано?» Вспомните, что вы видели на дереве (почки и листочки). Попросите ребенка рассказать, какие почки (маленькие, коричневые). Вспомните, какие листочки (побольше, зеленые).
Предложите ребенку  выложить на ветках «почки» и «листочки» там, где он захочет.
Усложнение задания. Возможны различные варианты усложненных заданий:
а) ребенок выкладывает листочки и почки по просьбе взрослого (на верхней ветке, на нижней ветке);
б) ребенок выкладывает только коричневые почки и только на нижних ветках дерева;
в) ребенок выкладывает только зеленые листочки и только на верхних ветках дерева.


«Зайка танки потеряла»
Цель: дальнейшее развитие мелкой моторики пальцев рук (пинцетного захватывания мелких предметов — гороха, фасоли); активизация словаря: «зайка»,  «попляши», «посмеши», «топа», «тапки».
Оснащение: изображение зайца, стоящего босиком на проталинке; фасоль (пуговицы, горох).
Ход игры. Положите перед ребенком картинку и рассмотрите ее. Спросите ребенка, можно ли ранней весной ходить на улице босым. Почему нельзя? Предложите помочь зайцу и выложить для него туфли (или тапки). Прочитайте стихотворение:
               Зайка, зайка, попляши!
               Нашу Машу посмеши!
               Топай, топай лапками,
               Серенькими тапками.
                                                И. Лагэдынь
Во время работы называйте части тапок: «носок», «подошва», «пятка».

«Маша пьет чай»
Цель: дальнейшее развитие умения ориентироваться на листе картона; развитие зрительного внимания; закрепление навыка работы с разрезными картинками; дальнейшее формирование мелкой моторики пальцев рук; активизация словаря: «чай», «пить», «красавица», «нравится».
Оснащение: вырезанные из картона части чайника (корпус, носик, ручка, крышка); образец для выкладывания чашки; счетные палочки.
Ход игры. Покажите ребенку красивую куклу и прочитайте двустишие:
Машенька — красавица, Чай ей очень нравится. Предложите ему рассмотреть рисунок, на котором изображены чайник и чашка. Назовите части чайника и расскажите об их назначении (за ручку держим, из носика течет вода и т. д.). Попросите ребенка найти называемые вами детали и лишь затем наложить их на контурное изображение чайника. Так же рассмотрите чашку, но выложите из счетных палочек.
Усложнение задания. Возможно за счет увеличения заданий:
а) выложить тарелку из фасоли; б) выложить чайный сервиз из счетных палочек по образцу и по памяти.

«Тюльпан ромашка»
Цель: закрепление умения ребенка составлять узор из деталей (по образцу, по памяти); развитие моторной ловкости пальцев рук; развитие умения ребенка ориентироваться на листе бумаги; активизация словаря: «ромашка», «тюльпан», «цветы», «собираю».

Оснащение: два листа картона (на одном контурная прорисовка ромашки, на втором — тюльпана); белый шнур для выкладывания лепестков ромашки; красный шнур для выкладывания лепестков тюльпана; короткий кусок желтого шнура для выкладывания серединки ромашки; зеленый фломастер.

Ход игры. Прочитайте ребенку стихотворение:
          По полянке я шагаю
          И цветочки собираю.
          Белую ромашку — много лепестков.
          Красненький тюльпанчик —
          Шляпа, как тюрбанчик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр на развитие мелкой моторики

О проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходит...

Картотека упражнений по развитию мелкой моторики

Доступная для всех педагогов картотека, собранная из различных источников. Удобна тем, что упражнения подобраны к  лексическим темам...

Электронная картотека игр для развития мелкой моторики с использованием нестандартного оборудования

Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. СухомлинскийПредложенные игры, требующие тонких движений пальцев повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощны...

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры на тактильное восприятие"

Цель: учить ребенка узнавать на ощупь различную фактуру тактильных таблиц, находить на ощупь «такую же» табличку....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с бумагой"

Цель: развитие мелкой моторики, стимуляция работы больших и указательных пальцев рук....

Картотека игр по развитию мелкой моторики рук "Игры с мозаикой"

Цель: развитие координации движений пальцев ведущей руки, развитие способности запоминать расположение объектов на образце и располагать их на наборном полотне...