Семинар «Технология речевого развития»
методическая разработка по развитию речи на тему

Гончарова Юлия Яковлевна

Знакомство с региональными подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в ДОУ, систематизация знаний педагогов по данной теме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар

«Технология речевого развития»

Цель: знакомство с региональными подходами к обновлению содержания работы по речевому развитию ребёнка в ДОУ, систематизация знаний педагогов по данной теме.

План проведения:

  1. Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста.
  2. Условия успешного речевого развития.
  3. Диагностика речевого развития.
  4. Развитие речи детей дошкольного возраста в ДОУ.

I.Актуальность проблемы речевого развития.

         Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

           Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех основных психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относится к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных.

              Процесс обучения в школе во многом зависит от уровня развития устной речи. Высокий уровень речевого развития у детей подготовительной к школе группы, если дети:

  1. владеют литературными нормами и правилами родного языка, свободно пользуются лексикой и грамматикой при выражении своих мыслей и составлении любого типа высказывания.
  2. умеют вступать в контакт со взрослыми и сверстниками: выслушать, спросить, ответить, выразить, объяснить.
  3. знают нормы и правила речевого этикета, умеют пользоваться ими в зависимости от ситуации.
  4. умеют читать.

               

Причины низкого уровня развития

  1. Некомпетентность педагогов по проблемам становления речи. Воспитатель знает методику, но не знает технологию. При проведении занятия видит себя и приёмы, но не видит ребёнка. Не знает уровня развития речи.
  2. Речевое развитие рассматривается как изолированный процесс в отрыве от мышления, воображения, эмоций.
  3. Рассматривают развитие речи как подражание и забывают про формирование языковых обобщений.
  4. Обучение языку идёт в лингвистической форме, игнорируют коммуникативные умения, отсюда – отсутствие культуры речи и культуры общения.
  5. При обучении воспитатели ориентируются на средний уровень развития ребёнка и используют фронтальные методы.
  6. Работа по развитию речи кропотливая, ежеминутная, результата сразу не видно и воспитатель не хочет ею заниматься.
  7.  Родители не понимают своей функции – общение с ребёнком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трёх лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней, - комфортное пребывание способствует успешному развитию.

II.Условия для успешного развития речи

  1. Интересно организовать жизнь ребёнка.
  2. Постоянно побуждать ребёнка говорить.
  3. Создавать соответствующую обстановку, среду. У хорошо говорящих родителей не всегда говорят дети.
  4. Не забывать про одарённых детей, речью мы определяем судьбу ребёнка. Из всех талантов самый главный талант – общение.
  5. Дать детям одинаковые стартовые возможности.

 Речевое развитие ребёнка в дошкольном учреждении

  1. В ДОУ должны быть созданы условия для развития речи детей в общении со взрослыми и сверстниками:

-сотрудники побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями;

-побуждают к речевому общению между собой.

2.Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи:

-речь сотрудников чёткая, ясная, красочная, полная, грамматически правильная;

-в речь включаются разнообразные образцы речевого этикета.

3. Сотрудники обеспечивают развитие звуковой культуры речи со стороны детей в соответствии с их возрастными особенностями:

-следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей (звукоподражательные игры, занятия по звуковому анализу слова, чистоговорки, скороговорки, загадки, стихотворения);

-наблюдают за темпом и громкостью речи детей, в случае необходимости деликатно поправляют их.

 4.Сотрудники обеспечивают детям условия для обогащения их словаря с учётом возрастных особенностей:

- обеспечивают детям условия для включения детьми называемых предметов и явлений в игру и предметную деятельность;

- помогают ребёнку овладеть названием предметов и явлений, их свойств, рассказывать о них;

- обеспечивают развитие образной стороны речи;

- знакомят детей с синонимами, антонимами, омонимами.

5. Сотрудники создают условия для овладения детьми грамматическим строем речи:

- учат правильно связывать слова в падеже, числе, во времени, роде, пользоваться суффиксами;

- учат формулировать вопросы и отвечать на них, строить предложения.

6.Сотрудники развивают у детей связную речь с учётом их возрастных особенностей:

- поощряют детей к рассказыванию, развёрнутому изложению определённого содержания;

- организуют диалоги между детьми и со взрослыми.

7.Сотрудники создают условия для развития планирующей и регулирующей функции речи детей в соответствии с их возрастными особенностями:

- стимулируют детей комментировать свою речь;

- упражняют в умении планировать свою деятельность.

8.Приобщают детей к культуре чтения художественной литературы.

9.Сотрудники поощряют детское словотворчество.

III. Диагностика речевого развития

Выделяют 3 уровня:

1.Младший возраст.

      Ребёнка просят рассказать знакомую сказку и по его рассказу определяют уровень речевого развития.

Низкий уровень: воспитатель начинает сказку, а ребёнок добавляет одно слово.

Средний уровень: воспитатель говорит слово, ребёнок – фразу.

Высокий уровень: сам рассказывает сказку.

2.Средний  возраст:

       Воспитатель просит пересказать небольшой рассказ с сюжетом.

Низкий уровень: отдельные слова, повторы, небольшие паузы.

Средний уровень: воспитатель помогает словом, ребёнок продолжает рассказ.

Высокий уровень: сам рассказывает рассказ.

3.Старший возраст.

         Рассказ о том, что увидел.

Низкий уровень: всё время рассказывает воспитатель.

Средний уровень: небольшая подсказка.

Высокий уровень: самостоятельный рассказ по плану.

Практическая часть семинара

- Назовите основные функции речи.

Функции речи:

1.Речь как средство общения.

2.Познавательная функция речи.

3.Речь как регулятор поведения и деятельности.

- Назовите виды речи.

Виды речи:

1.Внутренняя.

2.Внешняя:

  • Диалогическая
  • Монологическая
  • Эгоцентрическая
  • Письменная

- По каким направлениям осуществляется развитие речи в детском саду?

1.Развитие связной речи.

2.Развитие словаря дошкольника.

3.Формирование грамматического строя речи.

4.Развитие звуковой культуры.

5.Развитие образной речи.

- Какую роль играет семья в формировании речи ребёнка?

(Варианты ответов)

Определяют и направляют поведение ребёнка, передают ему просьбы, приказы, объясняют, как он должен вести себя. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения. Речь взрослого является эталоном для ребёнка.

- Что бы вы порекомендовали  родителям по формированию речи ребёнка – дошкольника?

(Варианты ответов).

   

 Разработка рекомендаций для родителей по формированию речи ребёнка.

Факторы успешного речевого развития

(памятка для родителей)

  • Эмоциональное общение с ребёнком с момента рождения.
  • Создавать условия для общения с другими детьми.
  • Речь взрослого – пример для подражания.
  • Развивать мелкую моторику руки, это ведёт к развитию речи ребёнка.
  • Совместные игры взрослого и ребёнка.
  • Чтение художественной литературы, разучивание стихов.
  • Удовлетворение любознательности ребёнка, ответы на все его «почему».
  • Совместные выезды на природу, экскурсии, посещение музеев.
  • Рассказывание стихов руками.

     

Установлено, что речевая  функция и двигательная система связаны между собой. Совокупность движений тела и речевых органов способствует снятию напряжённости, монотонности речи, а подключение к работе тактильных ощущений улучшает запоминание стихов.

Попробуем рассказать стихотворение А. Барто «Звериная зарядка»при помощи движений.

 Звериная зарядка      А. Барто

Раз – присядка

Два – прыжок

Это заячья зарядка.

А лисята как проснутся,

Любят долго потянуться,

Обязательно зевнуть,

 Ну и хвостиком вильнуть.

А волчата – спинку выгнуть

И легонечко подпрыгнуть.

Ну а мишка косолапый,

Широко расставив лапы,

То одну, то обе вместе,

Долго топчется на месте.

А кому зарядки мало –

Начинаем всё сначала!

Потом воспитателей делят на две команды и предлагают пересказать при помощи движений другие стихи.

Утренние стихи

Как это приятно-

Проснуться

И встать,

И синее небо в окне увидать,

И снова узнать,

Что повсюду – весна,

Что солнце и утро

Прекраснее сна.

Одуванчик

Уронило солнце

Лучик золотой-

Вырос одуванчик

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он – большого солнца

Маленький привет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар «Технология театрализованных игр с детьми 4-5 лет с ОНР»

В посдеднее десятилетие в результате изменений традиционных представлений о развитии  и его соотношении с воспитанием особое внимание уделяется становлению ребенка как субъекта различных видов и ...

Семинар "Технологии речевого развития"

. Ведущей деятельностью детей является игра. Учебная деятельность предполагает творческое преобразование материала, с применением которого снимается чувство скованности, преодолевается застенчивость, ...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство речевого развития дошкольников»

Конспект  организованной образовательной деятельности по речевому развитию «Путешествие в сказку» ООД по речевому развитию в подготовительной группе «Моделирование как средство ...

Семинар Технологии речевого развития

Вы узнаете о разнообразных технологиях речевого развития дошкольников. Познакомитесь с направления данной работы. Будет предложена классификация занятий по развитию речи....

Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»

Семинар «Технология работы по развитию коммуникативных способностей в сюжетно-ролевой игре у детей младшего дошкольного возраста»...