Конспект НОД по речевому развитию с учетом интеграции познавательных областей: "Речевое развитие", "Физическое развитие", "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие" на тему "Рассказывание по сюжетным картинкам"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Чипизубова Елена Георгиевна

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя с учетом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx24.14 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности воспитателя Чипизубовой Елены Георгиевны с учетом интеграции образовательных областей:

«Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»

на тему: «Рассказывание сказки по сюжетным картинкам»

Возраст детей: 5-6 лет.

Используемые современные образовательные технологии: здоровьесберегающие технологии,    информационно-коммуникативные.

Цель: формирование умения детей составлять рассказ по сюжетным картинкам.

Задачи:

  1. развивать умения детей составлять, придумывать коллективную сказку, давать ей название согласно сюжету серии картинок.
  2. уточнить и закрепить знания детей русских народных, авторских сказок и сказок народов мира.
  3. развивать способность самостоятельно придумывать события, предшествовавшие на картине, и последующие.
  4. активизировать в речи детей прилагательные и глаголы в форме настоящего, прошедшего и будущего времени множественного числа, побуждать детей использовать в сказке диалогическую речь.

5.упражнять детей в умении заканчивать предложение, начатое  педагогом, в рифму. 

Активизация словаря:  сказка народная, авторская; авторы-сказочники.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательная.

Форма организации: фронтальная и индивидуальная в условиях группового режима.

Формы реализации детских видов деятельности: создание игровых ситуаций и реализация в них двигательной  деятельности.

Материалы и оборудование: четыре сюжетных картинки для демонстрации, книги со сказками - авторские и русские народные, мультимедийная презентация.

Предварительная работа:

Рассказывание по картинкам, составление описательных рассказов по игрушке или предметам, чтение и рассказывание детям русских народных сказок, сказок народов мира и авторских сказок, драматизация сказок в часы досуга.

Ход:

I. Вводная часть (мотивационная)

                         Придумано кем-то просто и мудро

                         При встрече здороваться: «Доброе утро!»

                         - Доброе утро солнцу и птицам!

                          - Доброе утро улыбчивым лицам.

                          И каждый становится добрым, доверчивым.

                          Пусть доброе утро длится до вечера!

- Доброе утро, дорогие ребята.

II. Вводная беседа

Дети сидят полукругом на коврике. Педагог говорит: Ребята, отгадайте, про что я сейчас загадаю  загадку:

 Их любят взрослые и дети,

В них происходит все на свете:

И чудеса и волшебство,

В них побеждает зло добро.

Их мамы читают детишкам  на ночь

После чего закрываются глазки

И снятся всю ночь ребятишкам…? (сказки)

- Правильно, сказки, и  сегодня мы поговорим о сказках. Как вы думаете, кто сочиняет сказки? Ответы детей (народ, сказочники) уточняю.

- Если сказку сочинил народ, то, как мы ее называем? (Народная)

- А если сказку сочинил один человек? Как мы ее назовем? (Авторская сказка)

- Назовите, каких авторов-сказочников вы знаете?  Какие сказки они написали? Посмотрите на экран и скажите, где авторские сказки? Где русские народные? (слайд 1)

- Ответы детей уточняю и исправляю (К.Чуковский, А.С.Пушкин, Шарль Перро, братья Гримм и др.).

- Назовите русские народные сказки. Дети перечисляют сказки.

- Какими словами начинаются русские народные сказки? («Жили - были», «в некотором царстве, в некотором государстве...»)

- Какими словами они заканчиваются? («Жили долго и счастливо», «стали жить-поживать и добра наживать», «и я там был, мед-пиво пил», «вот и сказке конец, а кто слушал - молодец»).

- Скажите,  чем отличается сказка от рассказа? Ответы детей уточняю.

-В сказках звери разговаривают, думают, в сказках происходят чудеса, волшебство, в сказках есть выдуманные персонажи баба-яга, водяной, леший, кикимора и др.

III. Основная часть

Далее  открываю 2 слайд и говорю: Сегодня мы будем с вами сказочниками и придумаем свою сказку, но придумаем все вместе. Посмотрите на эту картинку и скажите, о ком мы будем сочинять сказку. Кого вы видите на картинке?

Дети перечисляют, кого они видят на картинке.

- Где живут звери? (В лесу)

- В каком лесу живут звери? (Густом,  зеленом, светлом, дремучем и т.д.)

- Какое время года, время суток вы видите? (Лето, день)

- Какой день на картинке, как вы думаете? (Солнечный, летний, теплый, ясный)

- Как вы догадались, что это солнечный, ясный день? (Тень от деревьев, со стороны солнца деревья светлее, трава и листья светло- зеленые)

- Мы с вами выяснили, что на картине изображены разные звери. Какой еж? Заяц? Медвежонок? Белка? и др. (Описание внешности зверей).

- С каких слов мы начнем придумывать сказку?

- Как вы думаете, что было до события, изображенного на картине? (Если дети затрудняются, я наводящими вопросами помогаю детям.)

- В одном густом, зеленом лесу жили-были белка, еж, заяц, медвежонок. (Жили-были разные звери.) Жили они дружно. Однажды в летний, солнечный, теплый день собрались друзья вместе и ...

- Что было дальше, как вы думаете? (Ответы детей)

-Я открываю вторую картинку, и дети продолжают начатую сказку по сюжету второй картинки.

- Затем я открываю 3 слайд, и уже другие дети продолжают сюжет сказки.

-Если дети затрудняются во время рассказывания, я помогаю наводящими вопросами: Что делает каждый из друзей? Что случилось с одним из героев сказки? Как  помогла белка (заяц, медвежонок, мышка), попавшему в беду, ежику?

- Далее я спрашиваю: Чем закончилась сказка? (Высказывания детей)

- Молодцы, вы придумали свой конец сказки, а вот как она закончилась у нас на картинах, узнаем после игры.

Физминутка. Звериная зарядка.

Раз — присядка, два — прыжок.

Это заячья зарядка.

А лисята как (кулачками потереть глаза)

Любят долго потянуться (потянуться)

Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)

Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)

А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)

И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)

Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)

Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)

То одну, то обе вместе (переступание с ноги на ногу)

Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)

А кому зарядки мало — начинает все сначала.

После физминутки открываю 4 слайд и предлагаю рассмотреть его, затем по нему придумать завершение сказки.

- Чем закончилась сказка на наших картинках? Ответы детей обобщаю.

- Что помогло всем зверям  спасти ежика? (Дружба)

- Мы с вами придумали сказку, а как мы ее назовем? Ответы детей: «Звериная дружба»,  «Спасение ежика» и др.

- Далее дети, которые не рассказывали, рассказывают всю  сказку от начала до конца (3 человека).

Дыхательная гимнастика:

Тишина стоит вокруг

Воздух свежий мы вдыхаем

Руки к небу поднимаем

Выдохнули, опустили

И еще раз повторили.

Оценивание сказки вместе с детьми:

- Чья сказка понравилась больше всех? Почему?

- Похвала всех детей, особенно тех, у кого были удачные речевые обороты, интересный эпизод, интересное начало сказки и ее концовка.

- Мы с вами еще не раз будем сочинять и сказки, и рассказы. А позже мы нарисуем сюжеты нашей сказки, которые вам больше всего понравились и сделаем альбом с иллюстрациями к сказке.

- А сейчас мы с вами поиграем в игру «Закончи предложение в рифму».

Я буду читать предложения, а вы закончите его.

        1.Заболела эта книжка,

            Изорвал ее ... (мальчишка, парнишка)

        2.Взяли мы разные маски,

           Чтобы показывать ... (сказки)

        3.Пышный хвост - ее краса,

Это - хитрая ... (лиса)

        4.Песни поем веселые, хороводные,

А сказки любим ... (русские, народные)

         5.А еще мы любим сказки поэтов.

Они в стихах, все знают ... (об этом)

         6.Хоть зима, хоть весна,

Вся в иголках ... (сосна)

Молодцы! Хорошая у вас получилась рифма, мы еще потренируемся и будем сами сочинять стихотворения.

III. Заключительная часть (итог занятия в соответствии с поставленными целями). Ребята, вам понравилось наше занятие? А что понравилось больше всего? А что не понравилось? Молодцы! Хорошо потрудились, но особенно……….

Игра «Встретимся опять»

Все дети дружно встают в круг, протягивают вперед левую руку “от сердца, от души” (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова:

“Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!”.