Главные вкладки

    Формирование интереса к художественному слову у детей младшего возраста
    материал по развитию речи (младшая группа) по теме

           Первое  знакомство ребенка с  художественным словом начинается с малых фольклорных форм, сказок. Младший возраст обладает  благодатной восприимчивостью. У детей интенсивно  формируется  наглядно – образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и  действовать по представлению. В нашем детском саду для  занятий фольклором создана  «Русская изба».

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл naumenko_2.docx20.57 КБ

    Предварительный просмотр:

           Первое  знакомство ребенка с  художественным словом начинается с малых фольклорных форм, сказок. Младший возраст обладает  благодатной восприимчивостью. У детей интенсивно  формируется  наглядно – образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и  действовать по представлению. В нашем детском саду для  занятий фольклором создана  «Русская изба». Она оформлена  с учетом всех требований и рекомендаций программы О.Л. Князевой и М.Д.  Михневой «Приобщение детей к  источникам русской народной культуры». В избе есть предметы быта ( оригиналы), лавки со столом, люлька, печка, прялки, старинные утюги, чугуны и многое другое.

           Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое  общение с малышами. Ведь на  глазах у детей разыгрываются красочные действия: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т.д.

           Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства – вот в чем особенность и приобретет фольклорных занятий.

          В своей работе мы принимаем следующие методические  приемы:

    •  пальчиковая гимнастика (показ),
    • использование игрового персонажа ,
    • речевые приемы,
    • инсценирование,
    • действенное соучастие детей (привлечение детей к поисковой  деятельности , самостоятельности с целью развивать их фантазию)

    Большинство песенок, потешек, сказок  создавалось в процессе труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, выразительность.

          Малые фольклорные формы, сказки оказывают на детей нравственное влияние – побуждают в них чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому,  интерес и уважение к труду.

          Детские заклички можно найти во многих книгах. Они легко учатся и надолго остаются в памяти.

            Читая заклички  с детьми нужно попробовать не просто ощутить прелесть народной поэзии, но и подумать над текстом.

             Солнышко –вёдрышко!

              Выгляни в окошко,

              Солнышко, появись,

              Красное покажись!

     Так мы общались к  солнышку, которое не хотелось показываться из-за туч. Но дети могут поинтересоваться, а  почему солнышко называют «ведрышком». Нужно  объяснить, что в  прежние времена в просторечии «ведро» означало «тихая, солнечная, сухая погода».  В русском народном фольклоре слово» красное» означало «красивое, хорошее, доброе». Не случайно в народных песнях и сказках называют «красные девицы» и  угол, в котором в  избе стоял стол, и висели иконы, назывался «кранным».

           У фольклорных стихов есть своё  преимущество – даже если забыли текст, всегда можно придумать своё продолжение. В фольклоре не существует единственного варианта текста, как в стихах поэтами. Поэтому не стоит удивляться, если в  разных книгах похожие тексты будут  различаться: фольклор предполагает такое разнообразие. В качестве  творческого задания можно предложить  детям придумать собственное продолжение текста про солнце, дождик или радугу.

           Выйдя с детьми на прогулку обращаем внимание на  известные народные приметы: если на траве нет  росы, значит в течение дня нужно  ждать дождя; если солнце красное при закате – завтра будет ветер;  если солнце садится в тучу – завтра быть дождю; если птицы купаются в  пыли –будет дождь и т.д.

            Эти природные явления были отражены в загадках. Поэтому  дневную прогулку можно разнообразить загадками из мира природы «Шёл долговяз, в сыру землю увяз» (дождь), « Красная девушка по небу ходит» ( солнце); «Крашеное коромысло через реку повисло» (радуга), на вечерней прогулке лучше сопровождать такими загадками: « Вся дорожка усыпана горошком» (звезды); , « Сестра к брату идет, а он от неё прячется» (солнце и месяц).

           Сейчас наши дети подросли и я больше внимания уделяю сказкам, которые мы  читаем, а потом многократно рассказываем. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Я не спешила задавать вопросы по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Что бы  лучше понять содержание сказки, я показывала  иллюстрации, обращалась к детям: « Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?». Вот тут и  начиналась беседа, в которой малыши вспоминали все события сказки, поступки её героев выявлялось отношение детей к ним. Потом мы рисовали по желанию по мотивам сказки. Свои работы мы показывали родителям.

           Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями,  яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в  любой ситуации.

          Дети собираются на прогулку. Напоминаю медлительной Саше «Семеро одного не ждут». Или замечаю, что Ярослав оделся  не аккуратно, говорю «Поспешишь –людей насмешишь». Во время прогулки пословицы помогают ребятам понять лучше различные явления. События. Гуляем по весеннему парку, любуемся его свежестью и красотой, отмечаю, что «Весна красна цветами», об осени « Осень красна плодами». Из событий своих наблюдений, заключаем: «март – с водой, апрель – с травой». В своей группе мы сделали альбомы пословиц и поговорок, потешек, закличек и т.д. Мы вместе с детьми объясняли смысл, учились понимать в каких ситуациях можно применить ту или иную пословицу. Пословицы у нас иллюстрированы. Все дети могут по картинке угадать ту или иную пословицу. Большую помощь в нашей работе нам оказывают родители. Они приобрели для наших детей много разнообразной художественной литературы.

    Муниципальное  автономное дошкольное

    образовательное учреждение

    « Детский сад комбинированного вида № 2 «Сказка»

    п. Троицкий

    Формирование интереса

    к  художественному слову у детей

    младшего возраста

                  Воспитатель:

                                            Науменко Мария Ильинична

    2013г


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста

    Презентация по самообразованию, которая содержаи матреиалы и фотографии...

    "Формирование интереса к художественному слову у детей раннего и младшего дошкольного возраста".

    В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать детям. В статье говорится о том, как воспитать читателя в ребенке....

    "Формирование интереса к художественному слову у детей старшего дошкольного возраста."

          Доклад по самообразованию. Что такое литературный вкус? Целесообразно ли говорить о нем в дошкольном возрасте?...

    ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ КРУЖКОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

    Одной из ведущих особенностей российского образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую ...

    Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста

    Формирование интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста...

    Воспитание любви и интереса к художественному слову у детей дошкольного возраста

    Статья о воспитании интереса к художественному слову у детей старшего дошкольного возраста...