Методы и приемы работы воспитанников составлению творческих рассказов
учебно-методический материал (развитие речи, старшая группа) на тему

Сапожникова Надежда Ильинична

как обучать детей состовлять творческий рассказ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_priemy_raboty_po_tvorcheskomu_rasskazyvaniyu.docx16.7 КБ

Предварительный просмотр:

СП детский сад «Колокольчик» ГБОУ СОШ пос. Восточный

муниципального района Большечерниговский Самарская область

«Методы и приемы работы при обучении воспитанников составлению творческих рассказов»

Опыт работы

Подготовила: воспитатель Сапожникова Н.И.

2013г.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояние окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться  информацией.

  Важнейшим критерием собственно социализированной речи, диалога Ж.Пиаже считал наличие в речевом взаимодействии общающихся не менее трех взаимосвязанных высказываний: инициативного высказывания, ответа на него и встречной  ответной реакции. При таком взаимодействии каждый из коммуникантов получает возможность откликнуться на высказывание партнера, проявить диалогическое активно ответное отношение (М.М.Бахтин). Говоря о диалогическом общении, диалоге, мы имеем в виду личностно значимое для детей речевое общение (Л.С.Выготский). Именно в общении и сотрудничестве сначала со взрослым, а потом и со сверстниками происходит становление речи- целенаправленной, мотивированной деятельности, опосредованной знаками языка, мотив которой лежит вне нее, а именно в предметной и бытовой деятельности, игре и др.(А.АЛеонтьев).

 Чтобы ребенок своевременно и качественно овладевал устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ею как можно чаще, вступая в контакт со сверстниками и взрослыми, т.е. обладал определенной речевой активностью. При нормальном становлении речи этот процесс протекает незаметно, сам собой, а педагогически правильная организация жизни и общения детей позволяет ускорить формирование речевой активности.

 У ребенка дошкольного возраста речевой слух находится в процессе развития. Малыш не всегда различает звуки речи, не всегда может уследить за непрерывным потоком слогов. У него словарный запас и жизненный опыт не настолько велики, чтобы безупречно ориентироваться в звучащем тексте. В результате услышанное им трактуется по- своему, так, как понятно только ему. Созданное малышом глубоко индивидуально, образно, красочно. За неправильно понятым словом или фразой порою встает целый мир детских видений, в котором ребенку уютно потому, что он стал для него близким, отчетливым.

  Обучая детей творческому рассказыванию стараюсь особое внимание уделять самому построению занятий, независимо от того, какова основная их цель. При планировании занятий  включаю в них диалоги (как со взрослым, так и с детьми) и проблемные ситуации. Организация занятия в диалогической форме, с одной стороны, обеспечивает разнообразие высказываемых точек зрения, вариативность рассказов, взаимодействие детей в развертывании единого сюжета, а с другой- дает возможность реализоваться потребности детей в общении со взрослым. Диалогическое ведение занятия помогает мне понять ребенка, «услышать» язык эмоционального сообщения. При данной форме ведения занятия ребенку предоставляется возможность создать нечто «новое», придумать, предположить и реализовать это.

 Важной составляющей занятия является также создание проблемной ситуации- в практической, игровой, двигательной и даже речевой деятельности,- которая активизирует творческое воображение ребенка, любопытство и любознательность. При этом предполагается не только создание новых образов на основе имеющегося опыта, но и их воплощение во внещнюю форму: словотворчество, придумывание рифмы, загадок, продолжение стихов, рассказов.

 Все эти аспекты обучения творческому рассказыванию использую в работе с детьми, которые испытывают трудности в усвоении навыков составления рассказов с элементами творчества. Эта поэтапная работа, однако большинство детей не готовы к овладению данным видом рассказывания. Нередко составление рассказа на тему подменяется пересказом знакомого текста. Но я при проведении занятий с элементами творчества формирую у детей само желание участвовать в общем процессе, делиться своими чувствами, стараюсь развивать индивидуальные речевые возможности ребенка, мимику и жесты, учить создавать новые образы на основе имеющегося опыта и воплощать их (закончить предложение, ответить на вопрос без наглядной опоры и т.д.); развивать слуховое внимание, активизировать речевую активность, стимулировать творческие высказывания (ответы одним словом, словосочетанием и договаривание слов в предложении), побуждать самостоятельно включаться в деятельность, развивать воображение.

 Обучаю детей творческому рассказыванию в такой последовательности:    составление рассказа по демонстрируемому действию;

 -по серии сюжетных картин;

-по одной сюжетной картине;

- на основе сравнения предметов;

-составление описательного рассказа о предметах.

Использую свободное от занятий время во второй половине дня для художественно- речевой деятельности детей. Создана и оформлена в групповой комнате специальная зона, в которой дети в свободное время перелистывают знакомые им книги, рассматривают иллюстрации в них, пересказывать прочитанное своим товарищам с помощью театра игрушек, кукол, играть литературные игры, готовиться к праздничным и летературным утренникам, вечерам развлечений- это уголки: «уголок книги», «уголок иллюстраций и картин», «уголок театра».

  Целенаправленная работа по активизации речевой деятельности детей обеспечивает не только интенсивное речевое общение, но и взаимопринятие детей друг другом, повышение самооценки, проявление собственной активности каждым ребенком.

 Для пробуждения и развития творческой активности ребенка необходимо не только поощрять его оригинальные идеи, его «новый» взгляд на что- то привычное, но и создавать условия способствующие появлению таких идей и творческого начала. Одним из средств для достижения этих целей является обучение рассказыванию с элементами творчества.

 Нередко сам взрослый является для ребенка эталоном: его эмоциональные реакции, интонации, высказывания воспринимаются ребенком как образец для подражания. Эмоциональное взаимодействие между ними создает ситуацию доверия и внутренней свободы, которые помогают ребенку перебороть стеснение и проявить творческую активность. Таким образом, отношения между взрослым и ребенком на уровне эмпатии являются необходимым условием для обучения творческому рассказыванию.

 Известно, что развитие ребенка возможно только при наличии у него положительной мотивации к занятиям, основанной на его потребностях. Одна из них заключается в стремлении реализовать желания, фантазии, а это лучше всего удается сделать в игре, в которой стираются грани между иллюзией и действительностью. Игра- эта некая «модель», где ребенок может «принять» на себя любую роль. Именно в игре ребенок реализует возможность действовать самостоятельно, активно. Дети с удовольствием перевоплощаются в лисичку, художника, волшебника и т.п.; надевая на себя «маску» этого героя, они высказываются от его имени, включая таким образом свое творческое воображение и творческое мышление, которые в свою очередь активизируют словесное творчество. Принимая на себя роль героя, дети не только действуют, как он, но пытаются говорить, как он. Следовательно, любую сказку можно использовать кА модель для развития творческих способностей ребенка и творческого рассказывания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

«Формы, методы и приемы работы с дошкольниками по ранней профессиональной ориентации воспитанников ДОУ»

В последнее время утрачивается ценность труда для молодого подрастающего поколения. Признаком «успешности» человека молодёжь считает наличие денег, а то, что эти «деньги» должн...

Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине".

Цикл конспектов НОД по развитию речи, используя метод ОТСМ-ТРИЗ-РТВ "Обучение детей составлению творческих рассказов по картине"....

Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНР

Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНРСформирование навыков рас­сказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе обще­го к...