Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНР
материал (старшая группа)

Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНР

Сформирование навыков рас­сказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе обще­го коррекционного воздей­ствия. Положительный ре­зультат возможен только при благополучном овладении сло­варным запасом языка, грам­матическим строем речи и умением пользоваться усвоен­ным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выпол­нять упражнения на формиро­вание грамматически правиль­ной речи, усвоение навыков по­строения и использования в речи различных типов синтак­сических конструкций, обога­щение словаря за счет гла­гольной лексики, слов-призна­ков.

Следует придерживаться особенно точно данных требо­ваний при обучении составле­нию рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя твор­ческий рассказ, ребенок дол­жен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его

логически, облечь в словесную  форму, соответствующую это му содержанию. Такая работа  требует большего запаса слов,  композиционных навыков  (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку),  умения точно, занимательно и выразительно передавать свой | замысел»

Составление творческих рассказов следует проводить  на втором году обучения, когда у детей сформированы определенные лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов,  сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов, проводить игры-упражнения  на узнавание предмета по его 1 описанию, отгадывание и составление загадок

Примером использования данных методических приемов может служить конспект 1 занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной  речи.

Для детей умения состав­лять текст по аналогии и из­менять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, харак­теризующие цвет шерсти ди­ких животных в зимний пе­риод и другие ее свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного заня­тия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая,), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, л шерсть собаки (густая, грубая, мох­натая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, заня­тие было насыщено различны­ми речевыми играми, в ходе которых многократно повторя­лись слова-признаки, характе­ризующие шерсть животных.

Такая словарная работа под­готовила детей к восприятию нового главного героя сказки — пушистого «комочка-колобочка», и дети уже самостоятель­но дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных кар­тинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов.

Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок»

Задачи:

учить образовывать сравни­тельную степень прилага­тельных;

—продолжать учить состав­лять описательные загадки;

закрепить умение образо­вывать притяжательные прилагательные;

упражнять в подборе при­знаков к предмету;

активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные».

Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», пред­метные картинки с изображе­нием диких животных.

Предварительная работа: задание детям вместе с роди­телями — погладить собаку и кошку, подобрать слова-призна­ки, характеризующие шерсть животных.

Организационный момент

Игра «Четвертый лишний» (дикие и домашние животные, взрослые животные и детены­ши, животные и их части)

Основная часть

Давайте вспом­ним, какое задание вам было дано накануне. (Погладить кош­ку и собаку.) Чью Шерсть вы гладили? (Кошачью, собачью.)

Игра «Назови, чья шерсть?» (Шерсть домашних и диких животных.)

Игра «Назови, какая шерсть?»

Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть животных.

Ознакомление со слова­ми-синонимами: мягкая (не­жная), пушистая (ворсис­тая), жесткая (грубая, тор­чащая), густая (плотная).

Сравнение шерсти кош­ки и собаки:

у кого шерсть длиннее, у кого короче;

у кого шерсть мягче, у кого жестче?

Игра «Добавь словечко» — сравнение шерсти кошки и собаки и их детенышей и об­разование сравнительной сте­пени прилагательных.

— У кошки шерсть густая, а у собаки еще ... (гуще).

— У кошки шерсть теплая, а у собаки еще ... (теплее).

— У кошки шерсть не­жная, мягкая, а у котенка еще ... (нежнее, мягче).

— Котенок пушистый, а кошка еще ... (пушистее).

— Щенок мохнатый, а со­бака еще ... (мохнатее).

— У щенка шерсть грубая, а у собаки еще ... (грубее).

— У кошки шерсть длин­ная, а у собаки еще ... (длин­нее).

У щенка шерсть короткая, а у котенка еще ... (короче).

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз — присядка, Два — присядка. Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, Любят сладко потянуться.

А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы, Не одну, а обе вместе Долго топчется на месте.

Игра «Чья шерсть похо­жа?»

На панно выставляются кар­тинки с изображением диких животных. Детям дается зада­ние предположить, шерсть ка­ких диких животных похожа на кошачью (собачью).

Игра «Назови, какая шерсть?»

Подбор слов-признаков, ха­рактеризующих шерсть ди­ких животных.

Лиса — лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсис­тая), густая (плотная), теплая.

Заяц — заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пу­шистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.

Волк — волчья, серая, длинная, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.

Медведь — медвежья, длин­ная, бурая, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.

Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти

Рассказывание сказки деть­ми с последующим коллектив­ным анализом.

Результатом работы на за­нятиях стали детские расска­зы.

«Жила-была девочка и она вышла погулять. И у нее пом­пончик упал на снег. Она даль­ше пошла играть. А комочку- колобочку надоело лежать, и он покатился в лес.. Й прикатился он к зайцу. И заяц говорит: “Комочек-колобочек, садись ко мне на спинку”. Комочек-ко­лобочек сказал: “Нет, потому что у тебя белая шубка, а у меня серая, у тебя ворсистая, а у меня нежная”. И покатил­ся комочек-колобочек дальше. Прикатился он к волку. Волк и говорит: “Ой, какой ты кра­сивый, садись ко мне на спин­ку!” Комочек-колобочек гово­рит: “У тебя шубка серая, тор­чащая и ворсистая, а у меня мягкая и еще нежная”. И по­катился он дальше. Прикатил­ся к медведю. Медведь гово­рит: “Прыгай ко мне на спин­ку!” А комочек-колобочек отвечает: “Нет, потому что у тебя коричневая шубка, а у меня серая, а у тебя еще вор-; систая и грубая, а у меня не­жная и мягкая”. Покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился к лисе. Лиса го­ворит: “Я лиса старая, прыгай ко мне на хвостик”. А комо- чек-колобочек испугался и укатился. И прикатился обрат­но к дому. И девочка взяла его и пришла домой, и мама ей пришила и девочка очень была веселая».

«Девочка пошла гулять. И вдруг помпончик упал. Это был колобок. Ему надоело ле­жать, и он покатился в лес. Навстречу ему заяц и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. А сказал комок-колобок: “У тебя шубка белая, у меня серая”. И он дальше покатил­ся. Навстречу ему волк и го­ворит: “Прыгай ко мне на спинку”. И сказал колобок: “У тебя жесткая, грубая и тол­стая, а у меня пушистая и мягкая”. И он дальше пока­тился. Навстречу ему медведь. И сказал: “Прыгай ко мне на спинку”. И говорит Колобок: “Нет, потому что у тебя ко­ричневый мех, а у меня се­рый. У тебя большой и гру­бый, толстый и плотный, а у меня мягкий”. И он дальше покатился. Навстречу ему лиса и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. Колобок го­ворит: “У меня шерсть серая, а у тебя рыжая. У тебя глад­кая, а у меня пушистая”. И он прыгнул на хвост. Про­бежала два разика лиса и упал

комочек-колобочек. И он даль­ше покатился на то место. Пришла девочка на то место, взяла его и пришила».

Повышение мотивации спо­собствует получению более ка­чественных рассказов, поэто­му в практике нашей работы созданные детьми рассказы мы оформляем в книжки-ма­лышки, на страницах которых печатаются не только детские рассказы, но и иллюстраций к ним, выполненные детьми, и фотографии авторов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shure_1.docx18.42 КБ

Предварительный просмотр:

Работа по подготовке к составлению творческого рассказа по аналогии детей с ОНР

Сформирование навыков рассказывания у детей с общим недоразвитием речи занимает важное место в системе общего коррекционного воздействия. Положительный результат возможен только при благополучном овладении словарным запасом языка, грамматическим строем речи и умением пользоваться усвоенным языковым материалом на практике. Поэтому на каждом занятии по развитию связной речи детям необходимо выполнять упражнения на формирование грамматически правильной речи, усвоение навыков построения и использования в речи различных типов синтаксических конструкций, обогащение словаря за счет глагольной лексики, слов-признаков.

Следует придерживаться особенно точно данных требований при обучении составлению рассказа с элементами творчества, поскольку оно наиболее сложно для детей с ОНР. Ведь «составляя творческий рассказ, ребенок должен самостоятельно продумать его содержание, выстроить его

логически, облечь в словесную  форму, соответствующую это му содержанию. Такая работа  требует большего запаса слов,  композиционных навыков  (умения придумывать завязку, кульминацию, развязку),  умения точно, занимательно и выразительно передавать свой | замысел»

Составление творческих рассказов следует проводить  на втором году обучения, когда у детей сформированы определенные лексические навыки. На данном этапе особое внимание нужно уделять лексическим упражнениям на подбор определений, эпитетов,  сравнений, синонимов и антонимов, родственных слов, проводить игры-упражнения  на узнавание предмета по его 1 описанию, отгадывание и составление загадок

Примером использования данных методических приемов может служить конспект 1 занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной  речи.        

Для детей умения составлять текст по аналогии и изменять время действия в их активном словаре должны присутствовать слова, характеризующие цвет шерсти диких животных в зимний период и другие ее свойства. С этой целью нужно сравнить шерсть диких (лисы, собаки, волка) и домашних (кошки) животных. В ходе подготовительного занятия дети вместе с родителями охарактеризовывают шерсть кошки (мягкая, пушистая,), обогащая словарь синонимами нежная, ворсистая, л шерсть собаки (густая, грубая, мохнатая, плотная, торчащая). Чтобы новые слова прочно вошли в словарь детей, занятие было насыщено различными речевыми играми, в ходе которых многократно повторялись слова-признаки, характеризующие шерсть животных.

Такая словарная работа подготовила детей к восприятию нового главного героя сказки — пушистого «комочка-колобочка», и дети уже самостоятельно дали характеристику его меха и смогли решить, подходит ли он к шубкам героев сказки. Спланировать высказывание помог анализ текста сказки с выкладыванием опорных картинок с изображением главных героев. Каждый детский рассказ анализировался с выделением наиболее удачных моментов.

Обучение составлению рассказа с элементами творчества на основе русской народной сказки «Колобок»

Задачи:

учить образовывать сравнительную степень прилагательных;

—продолжать учить составлять описательные загадки;

закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные;

упражнять в подборе признаков к предмету;

активизировать словарь по теме «Дикие и домашние животные».

Оборудование: сюжетные картины «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», предметные картинки с изображением диких животных.

Предварительная работа: задание детям вместе с родителями — погладить собаку и кошку, подобрать слова-признаки, характеризующие шерсть животных.

Организационный момент

Игра «Четвертый лишний» (дикие и домашние животные, взрослые животные и детеныши, животные и их части)

Основная часть

Давайте вспомним, какое задание вам было дано накануне. (Погладить кошку и собаку.) Чью Шерсть вы гладили? (Кошачью, собачью.)

Игра «Назови, чья шерсть?» (Шерсть домашних и диких животных.)

Игра «Назови, какая шерсть?»

Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть животных.

Ознакомление со словами-синонимами: мягкая (нежная), пушистая (ворсистая), жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная).

Сравнение шерсти кошки и собаки:

у кого шерсть длиннее, у кого короче;

у кого шерсть мягче, у кого жестче?

Игра «Добавь словечко» — сравнение шерсти кошки и собаки и их детенышей и образование сравнительной степени прилагательных.

— У кошки шерсть густая, а у собаки еще ... (гуще).

— У кошки шерсть теплая, а у собаки еще ... (теплее).

— У кошки шерсть нежная, мягкая, а у котенка еще ... (нежнее, мягче).

— Котенок пушистый, а кошка еще ... (пушистее).

— Щенок мохнатый, а собака еще ... (мохнатее).

— У щенка шерсть грубая, а у собаки еще ... (грубее).

— У кошки шерсть длинная, а у собаки еще ... (длиннее).

У щенка шерсть короткая, а у котенка еще ... (короче).

Физкультминутка «Звериная зарядка»

Раз — присядка, Два — присядка. Это заячья зарядка.

А лисята, как проснутся, Любят сладко потянуться.

А волчата спинку выгнуть И легонечко подпрыгнуть. Ну а мишка косолапый, Широко расставив лапы, Не одну, а обе вместе Долго топчется на месте.

Игра «Чья шерсть похожа?»

На панно выставляются картинки с изображением диких животных. Детям дается задание предположить, шерсть каких диких животных похожа на кошачью (собачью).

Игра «Назови, какая шерсть?»

Подбор слов-признаков, характеризующих шерсть диких животных.

Лиса — лисья, рыжая, длинная, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.

Заяц — заячья, короткая, белая, мягкая (нежная), пушистая (мохнатая, ворсистая), густая (плотная), теплая.

Волк — волчья, серая, длинная, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.

Медведь — медвежья, длинная, бурая, жесткая (грубая, торчащая), густая (плотная), теплая.

Заучивание загадок о животном с описанием его шерсти

Рассказывание сказки детьми с последующим коллективным анализом.

Результатом работы на занятиях стали детские рассказы.

«Жила-была девочка и она вышла погулять. И у нее помпончик упал на снег. Она дальше пошла играть. А комочку- колобочку надоело лежать, и он покатился в лес.. Й прикатился он к зайцу. И заяц говорит: “Комочек-колобочек, садись ко мне на спинку”. Комочек-колобочек сказал: “Нет, потому что у тебя белая шубка, а у меня серая, у тебя ворсистая, а у меня нежная”. И покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился он к волку. Волк и говорит: “Ой, какой ты красивый, садись ко мне на спинку!” Комочек-колобочек говорит: “У тебя шубка серая, торчащая и ворсистая, а у меня мягкая и еще нежная”. И покатился он дальше. Прикатился к медведю. Медведь говорит: “Прыгай ко мне на спинку!” А комочек-колобочек отвечает: “Нет, потому что у тебя коричневая шубка, а у меня серая, а у тебя еще вор-; систая и грубая, а у меня нежная и мягкая”. Покатился комочек-колобочек дальше. Прикатился к лисе. Лиса говорит: “Я лиса старая, прыгай ко мне на хвостик”. А комо- чек-колобочек испугался и укатился. И прикатился обратно к дому. И девочка взяла его и пришла домой, и мама ей пришила и девочка очень была веселая».

«Девочка пошла гулять. И вдруг помпончик упал. Это был колобок. Ему надоело лежать, и он покатился в лес. Навстречу ему заяц и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. А сказал комок-колобок: “У тебя шубка белая, у меня серая”. И он дальше покатился. Навстречу ему волк и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. И сказал колобок: “У тебя жесткая, грубая и толстая, а у меня пушистая и мягкая”. И он дальше покатился. Навстречу ему медведь. И сказал: “Прыгай ко мне на спинку”. И говорит Колобок: “Нет, потому что у тебя коричневый мех, а у меня серый. У тебя большой и грубый, толстый и плотный, а у меня мягкий”. И он дальше покатился. Навстречу ему лиса и говорит: “Прыгай ко мне на спинку”. Колобок говорит: “У меня шерсть серая, а у тебя рыжая. У тебя гладкая, а у меня пушистая”. И он прыгнул на хвост. Пробежала два разика лиса и упал

комочек-колобочек. И он дальше покатился на то место. Пришла девочка на то место, взяла его и пришила».

Повышение мотивации способствует получению более качественных рассказов, поэтому в практике нашей работы созданные детьми рассказы мы оформляем в книжки-малышки, на страницах которых печатаются не только детские рассказы, но и иллюстраций к ним, выполненные детьми, и фотографии авторов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Конспект НОД образовательная область коммуникация (связная речь) для детей подготовительной группы с ОНР. Тема: Составление творческого рассказа с опорой на «Теремок сказок» (авторская игровая методика развития творческого мышления Козыревой Н. А.)

Обучение творческому рассказыванию играет важную роль в развитии словесно-логического мышления, предоставляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отраж...

Методы и приемы работы воспитанников составлению творческих рассказов

как обучать детей состовлять творческий рассказ...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...