Главные вкладки

    «Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »
    творческая работа учащихся по развитию речи (подготовительная группа) на тему

    Новаева Юлия Сергеевна

    «Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_2.docx22.25 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

    Создание условий для развития умственных способностей детей дошкольного возраста является частью глобальной проблемы развития интеллектуально-творческого потенциала личности. В современных педагогических системах существуют методики, позволяющие активизировать интеллектуально-творческий потенциал детей, но чаще всего они связаны с художественной деятельностью.

    Созданная в 1946 г. Генрихом Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) дала мощный толчок к разработке в педагогике технологий, связанных с развитием креативных процессов подрастающего человека в различных предметных областях. Отличительная особенность данной педагогической системы заключается в том, что ребенок усваивает обобщенные алгоритмы организации собственной творческой деятельности.

    Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно, поэтому, поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

    Предлагаем педагогам образовательных учреждений разработанные нами технологии для детей дошкольного возраста, направленные на развитие умственных способностей и создание творческого продукта в речевой деятельности.

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

    Обучение детей выразительности речи - одна из проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром голоса, но и образность слова.

    Ребенок достаточно быстро может научиться использовать такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже воспринимается и отражается окружающий мир.

    Для того чтобы ребенка мотивировать на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии, если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

    Разработанные нами алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень выразительности их речи.

    Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе дети 6 - 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

     

    Технология обучения детей составлению сравнений

    Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

    Модель составления сравнений:

    • воспитатель называет какой-либо объект;
    • обозначает его признак;
    • определяет значение этого признака;
    • сравнивает данное значение со значением признака в другом объекте.

    ПР:

    • цыпленок (объект №1);
    • по цвету (признак);
    • желтый (значение признака);
    • такой же желтый (значение признака) по цвету (признак), как солнце (объект № 2).

    В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

    На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого длинного сочетания позволяют детям понять, что признак - это понятие более общее, чем значение данного признака.

    ПР: "Мячик по форме круглый, такой же круглый по форме, как яблоко".

    Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным значением признака (круглое по форме - солнце, колесо, тарелка).

    До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: "Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике".

    На пятом году жизни тренинги усложняются:

    • в составляемой фразе не произносится признак, а оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
    • в сравнениях усиливается характеристика, второго объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

    В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего сравнению.

    В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект (дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

    ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель задал признак цвета, а его значение - золотистое - выбрано ребенком).

     

    Технология обучения детей составлению метафор

    Как известно, метафора - это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

    В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа "побуждать детей делать сложные сравнения", "учить детей раскрывать смысл метафор" и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

    Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

    Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

    1. Берется объект 1 (радуга). Про него и будет составлена метафора.
    2. У него выявляется специфическое свойство (разноцветная).
    3. Выбирается объект 2 с таким же свойством (цветочная поляна).
    4. Определяется место расположения объекта 1 (небо после дождя).
    5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная поляна - небо после дождя).
    6. Составить предложение с этими словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

    РАЗДЕЛ 3. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

    Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

    Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа воспитателя. Опыт показывает, что дети фактически воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями. Детские рассказы бедны выразительными средствами, в них практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения. Тексты изобилуют словами-повторами ("ну", "потом", "вот"... и т.д.), длительными паузами между предложениями. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий с очень незначительными изменениями. За одно занятие детям приходится выслушивать 4-5 однотипных рассказов. Детям этот вид деятельности становится неинтересен. Благое намерение педагога воспитывать волю сводится к замечаниям скучающим дошкольникам: "Ребята, слушайте внимательно!", "Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает..." Этого требования хватает лишь на 30-40 секунд дисциплинированного поведения. Закономерно возникают вопросы:

    • Действительно ли надо заставлять детей слушать однообразные рассказы?
    • Нужны ли примеры рассказов воспитателя до того, как ребенок сам составил текст по картине?
    • Верно ли выбрана форма обучения детей составлению рассказов?

    Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая нами технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

    1-ый тип: "Текст реалистического характера"

    Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине.

    Виды получаемых текстов (выделены условно):

    • рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей;
    • описание картины как раскрытие темы;
    • развернутое описание конкретного объекта;
    • словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.;
    • создание рифмованных текстов по содержанию картины.

    2-ой тип: "Текст фантастического характера"

    Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине.

    Виды получаемых текстов (выделены условно):

    • рассказ как фантастическое преобразование содержания;
    • фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени;
    • рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой;
    • сказки по мотивам содержания картины;
    • рифмованные тексты фантастического плана.

    Оба типа рассказов можно отнести к творческой речевой деятельности разного уровня.

    Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

    Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

    обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

    Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

    Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

    ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ

    Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для пе...

    Технология Сидорчук, Хоменко "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ"

    Технология Сидорчук, Хоменко "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ"...

    «Современные технологии в обучении детей составлению творческих рассказов по картине»

    Актуальность:Проблема развития связной речи дошкольников знакома всем педагогам: воспитателям, узким специалистам, психологам.Давно известно, что к подготовительной группе, дети  проявляют сущест...