«Современные технологии в обучении детей составлению творческих рассказов по картине»
статья по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

КУЗЬМИНА  Марина Владимировна

Актуальность:

Проблема развития связной речи дошкольников знакома всем педагогам: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно известно, что к подготовительной группе, дети  проявляют существенная  разница в уровнях речи. Главной задачей развития связной речи ребёнка в предшкольный период является совершенствование монологической-распространённой речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, речевую работу, знакомство с художественной литературой, театральную деятельность и т. д:

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statyarasskazyvanie_po_kartine_.docx34.63 КБ

Предварительный просмотр:

«Современные технологии в обучении детей составлению творческих рассказов по картине»

Подготовила: Кузьмина.М.В.воспитатель

Высшая квалификационная категория

ГАДОУ№15 Колпинского р-на Санкт-Петербурга

Актуальность:

Проблема развития связной речи дошкольников знакома всем педагогам: воспитателям, узким специалистам, психологам.

Давно известно, что к подготовительной группе, дети  проявляют существенная  разница в уровнях речи. Главной задачей развития связной речи ребёнка в предшкольный период является совершенствование монологической-распостраненной речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности, речевую работу, знакомство с художественной литературой, театральную деятельность и т. д:

  • пересказ литературных произведений, (пересказ, придумывание, вхождение в образ героя, изменение концовки )
  • составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы,
  • создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи-рассуждения.
  • сочинение рассказов по картине, и серии сюжетных картинок.

Рассказ по картине –достаточно сложное задание для детей дошкольного возраста.  В соответствии с требованиями программы,  образовательная деятельность по рассматриванию картин проводятся во всех  дошкольных группах. Но если дети младшего и среднего возраста могут описывать не большие по сюжету картины, опираясь на вопросы педагога, активную помощь,  то в старшей и подготовительной к школе группах, основное внимание мы уделяем самостоятельности детей. Опыт работы с детьми, показывает, что дети  полностью  повторяют рассказ воспитателя с только  незначительными его изменениями. Детские рассказы бедны красивыми сравнениями, эпитетами,  словесными оборотами, в них отсутствуют простые качественные прилагательные.

Совершенно очевидно, что  нужны изменения способов работы педагога на занятии по обучению дошкольников составлению рассказов по картине, на основании этого воспитатели ставят перед собой цель:

используя универсальные, современные технологии, методы и приемы, добиться от детей творческого подхода к рассматриванию картины, используя в речи сложные предложения, активный словарь прилагательных, сравнительных словосочетаний.

       

  Задачи:

1. Вовлечь дошкольников  в совместную деятельность, включение в познание  мира через изобразительное искусство.  

2. Развитие психических процессов: мышление, внимание, память, речь, формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное на картине; активизировать и расширять словарный запас; пользоваться планом, мнемотаблицами.

4. Поощрять умения целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать свои оценочные суждения об их рассказах .Что можно было изменить? Почему?

5. Целенаправленно отрабатывать мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов.

6. Воспитывать у детей  осознанный интерес к составлению  творческих, интересных, самобытных рассказов по картинам, учить правильно, понимать их содержание.

  Соблюдая требования к организации работы с картиной.

  • Работу по привлечению детей к творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2 младшей группы.
  • При подборе сюжета картины  необходимо учитывать количество изображенных предметов и объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов, тем красочнее и значительнее они должны быть.
  • После первого внесения, картина остаётся в группе на всё время занятий с ней. Для глубокого знакомство и рассмотрения в индивидуальном порядке.
  • Игры с картиной могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы дети прошли через каждую игру с данной картиной.
  •  Хорошим итогом  может считается развёрнутый рассказ ребёнка, построенный им самим с помощью усвоенных приёмов. В этом случае воспитатель может быть уверен, что решил поставленные перед ним задачи.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит.

   Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит,  выражает свои эмоции, чувства.  Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком».

Таким образом, рассматривание картины побуждает ребенка к речевой активности, обусловливает тему и содержание рассказов, их нравственную, художественную, направленность.

В обучении детей рассказыванию по картине принято выделять несколько этапов.

Младший возраст  является подготовительным этапом, который имеет своей целью обогащать, пополнять  словарь, активизировать речь детей, научить их рассматривать картину и отвечать на вопросы воспитателя, предложением из 3-4 слов.

В среднем дошкольном возрасте детей побуждают  составлять описательные рассказы по предметным и сюжетным картинкам, сначала по подробным вопросам воспитателя, используя  план, а затем самостоятельно.

Старший дошкольный возраст характеризуется возросшей речевой и мыслительной активностью детей. Дети могут самостоятельно или с небольшой помощью педагога составлять не только описательные, но и повествовательные рассказы, придумывать начало и конец сюжета картины. Проявлять творчество, фантазию, познавательную инициативу.

Нельзя не отметить, что в практике детских садов проведение образовательной деятельности по обучению рассказыванию по картине вызывает значительные трудности. В основном это вызвано  серьезными ошибками, которые допускают воспитатели в методике проведения таких НОД.

Например, из-за отсутствия вводной беседы дети оказываются неподготовленными к восприятию картины.  Порою при рассматривании картины педагог не выделяет в ней с самого начала то, что является существенно важным и в то же время эмоционально привлекательным.

Особо необходимо остановиться на вопросе о речи педагога: она должна быть четкой, лаконичной, выразительной, так как произведение живописи, воздействуя на детей наглядными и красочными образами, требует, чтобы о нем говорили образно, эмоционально.

 Одним из основных методических приемов являются вопросы педагога. Вопросы должны быть сформулированы так, чтобы, отвечая на них, ребенок учился строить развернутые связные высказывания, а не ограничивался одним-двумя словами. (Развернутый ответ может состоять из нескольких предложений.) Необходимо своевременно поощрять проявленное ребенком творчество, фантазию, находчивость, словотворчество. Нечетко поставленные вопросы также вызывают затруднения у детей к проявлению речевых навыков. Надо иметь в виду, что непринужденные, свободные высказывания позволяют детям живее выразить впечатления от увиденного, поэтому при рассматривании картин следует устранять все, что повлечет за собой скованность детских высказываний, снизит эмоциональную непосредственность речевых проявлений.

Для того чтобы образовательная деятельность по рассказыванию проходила успешно, за два-три дня до него организуется занятие по рассматриванию картины. Такое сочетание  форм образовательной деятельности имеет место в основном в первом полугодии, когда дети приобретают начальный опыт самостоятельного составления рассказов по картинам. Это оживляет впечатления, полученные ими ранее, активизирует речь. Занятие по рассказыванию начинается с повторного просмотра картины. Педагог проводит краткую беседу, в которой касается основных моментов сюжета.

При оценке  рассказов детей педагог отмечает их соответствие содержанию картины; полноту и точность передачи увиденного, живую, образную речь; умение последовательно, логически переходить от одной части рассказа к другой и т. д.    В каждом  рассказе ребенка,  педагог должен найти неповторимость, самобытность, проявление творчества, фантазии,  своего мироощущения. Он также поощряет детей, которые внимательно слушают выступления товарищей.  Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах.

Для полноты восприятия используются разные технологии рассматривания картины:

       Технология «Вхождение в картину» направлена на развитие речи и эстетического чувства дошкольников, формирования коммуникативной компетентности, а также формирования произвольного внимания, деятельности наблюдения и коллективной деятельности. Технология «Вхождение в картину «ориентирована на принцип развивающего образования, учитывает возрастные особенности дошкольников, обеспечивает единство целей и задач, строится с учётом принципа интеграции всех образовательных областей. Но самое главное – имеет оптимальную нагрузку. Сюжет любого занятия построен так, чтобы помогать ребёнку мотивационно и содержательно включаться в работу с текстом в качестве активного участника, проходящих в нём событий.

Технология «Вхождение в картину» описана в комплекте «Предшкола нового поколения» – это комплект взаимосвязанных учебно-методических пособий, цель которых подготовка ребенка к школе. Использование инструментов, в ходе занятий, позволяет ребёнку: практически осваивать пространство картины; воспитателю: контролировать процесс формирования универсальных учебных действий. В свете видения ФГОС ДОУ, для нас приобретает особое значение. На этапе дошкольной подготовки - это будет способствовать успешной адаптации и обучению в начальной школе.

 Правила вхождения в картину:

1. Заходить в картину нужно не там, где вздумается! Надо искать подходящее место. Чаще всего художник сам подсказывает: Это может быть самый яркий объект на картине,  либо солнечную полянку, тропинку, либо веточку дерева, либо красивый дом изобразит на переднем плане или еще как-нибудь. А если нет ни тропинки, ни веточки, тогда что-нибудь другое искать, каждый раз надо думать! ( на картине Саврасов «Грачи прилетели» много таких мест дети выбрали: дом из которого идет дым, значит там живет кто-то, грача гуляющего по земле, старую церковь)

2. Ходить внутри картины нужно не там где хочешь, а там только где художник разрешает! Нужно включать всю свою наблюдательность и ходить осторожно. И не нарушать жизнь местных жителей, чтоб не вспугнуть, не нарушить, ту гармонию, которая есть в картине.

3. Но есть еще одно правило: попасть в картину вдвоем или втроем, а то и всей группой «не просто»! Нужно быть «РЯДОМ», т.е. думать и чувствовать в одном направлении! Соблюдать общие правила, помогать друг другу.

    Попав в картину мы используем все органы чувств ребенка(зрение, слух, обоняние) Что услышали? Что увидели? Что мы почувствовали? «Я слышу, как …»«Я чувствую запах…»«Когда я трогаю руками…».  Какое настроение у вас вызывает эта картина?  Почему?  Как вы относитесь к главному герою(объекту) картины? Здесь у детей появляется простор для фантазии, творчества. Необходимо это поощрять, эмоционально поддерживать ребенка в его рассказе.

Детям очень нравится эта технология, так  как она позволяет проявить фантазию, высказать личное отношение к тому или иному объекту, проявить наблюдательность и т.д.  Выход из картины так же не менее важен. Побывав в картине дети могут высказать свое отношение к работе художника в целом, что понравилось? Что удивило? Что бы вы добавили, изменили в картине? Почему? Какое настроение вызывает у вас картина?

Продолжить работу над этой же картиной можно с помощью методики  «Рассказ от имени героя»

- Сейчас мы с вами попробуем рассказать об этой картине с точки зрения  любого героя. Например березы, птицы, облачка, солнышка  и т.д. 

 «Я — берёза. Я росла на полянке, и вот пришли дети и стали бегать возле меня, мне было весело и приятно смотреть на них….С помощью денных методов и приемов (музыкальное сопровождение, чтение стихов, ИКТ технологии) можно  добиться хороших результатов не только в речевой деятельности детей но и в коммуникативной т.к  данная работа сближает детей, позволяет им почувствовать  свою значимость в коллективе.

      Давайте рассмотрим еще некоторые игровые приемы обучения творческому рассказыванию на примере картины 

 «Подзорная труба». Через подзорную трубу нужно посмотреть на картину, увидеть и назвать только один предмет. Для этой игры нам нужен альбомный лист бумаги, свернутый для имитации подзорной трубы. Каждый ребенок по очереди рассматривает картину в «подзорную трубу» и называет только один объект по окончанию определения состава картины необходимо подвести итог: быстро перечислить все названное; Можно разделить детей на группы – одни смотрят только на верхнюю часть картины, другие на нижнюю, и в центр, кто больше найдет не повторяющихся объектов и предметов.

   «Кружок  в котором живёт…».

А сейчас посмотрите на картину и вы поможете мне вспомнить, что на ней нарисовано. А для того, чтобы вам не забыть никого, я буду рисовать те предметы, которые вы назовёте.

   «Ищу родственников».

Хорошо, когда все вокруг дружат друг с другом. Я прошу вас подружить те предметы, которые живут на картине. ( По мере нахождения связей между объектами чертятся мини-соединения).

   «Живые картинки».

Наша картина сейчас оживёт здесь на коврике. А мы будем изображать предметы, которые нарисованы на картине.

Кто будет снеговиком? Где стоит снеговик?

-В центре. Где стоит девочка? Справа от снеговика. И т.д. А теперь 1,2,3 картина оживи.

 Волшебник «Я только слышу».

Закройте на минуту глаза, представьте, что вы попали в то, что здесь изображено. Послушайте внимательно, что вы слышите?

Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками». 

А сейчас мы будем учиться ощущать картину. 

Снег мягкий, пушистый, мокрый, холодный, лёгкий ит.д.

 Волшебник «Я только нюхаю».

Представьте, что мы с вами  в парке.

Я чувствую запах смолы, хвои, дует свежий ветерок.

Проблема обучения дошкольников творческому рассказыванию становится реально решаемой, если педагог, предъявляя детям  каждую новую картину, системно отрабатывает с ними мыслительные операции по анализу картины как целостной системы и изображенных на ней отдельных объектов. Приемы обучения рассказыванию многообразны, методика их использования зависит от этапа обучения, от уровня умений детей, степени их активности и самостоятельности. Таким образом, при формировании речевых навыков у детей очень важно развить творческие и мыслительные способности детей, углубить знания об окружающем мире, развить в детях желание творить, изменяя мир к лучшему. Выполнение этих задач возможно через ознакомление детей с искусством, художественной литературой, которые положительно воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Повышаются требования к детским рассказам с точки зрения содержания, логической последовательности изложения, точности описания, выразительности речи и т. д. Дети учатся описывать события, указывая место и время действия; самостоятельно придумывают события, предшествовавшие изображенным на картине и последующие. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах, повышает успешность ребенка в коллективе.

  Используемая литература:

  1. Алексеева М.М., Ушакова О.С. Взаимосвязь задач речевого развития детей на занятиях // Воспитание умственной активности у детей дошкольного возраста.- М, 2008. - с.27-43.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 1985. - 160 с.
  3. Бородич А. М. Методика развития речи у детей / А. М. Бородич. - М.: Просвещение, 2006. - С. 49.
  4. Выгодский Л.И. Из записок конспекта к лекциям по психологии детей дошкольного возраста  Д.Б.Элькомин. Психология игры. - М.: Просвещение, 2009. – 398с
  5. Выготский Л.С. “Воображение и творчество в детском возрасте” - М.Просвещение, 1991г. - 210 с.
  6. Гвоздев А. Н. От первых слов до первого класса / А. Н. Гвоздев. - М.: КомКнига, 2006. - 320 с.
  7.  Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей дошкольной группе детского сада / В. В. Гербова. - М.: Просвещение, 2009. - С. 40.
  8.  Гербова В.В. Работа с сюжетными картинами // Дошкольное воспитание - 2010. - N 1. - с. 18-23.
  9. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. - с.18-21
  10. Гербова В.В. Составление описательных рассказов // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 28-34.
  11. Елкина Н.В. Формирование связности речи у детей старшего дошкольного возраста.: Автореф. дис.… канд. пед. наук. - М, 2008. - 107 с.
  12.  Карпова С. И. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет / С. И. Карпова. - СПб. Речь, 2007. - С. 86.
  13. Киселева, О.И. Теория и методика развития речи детей: теория и технология обучения речевому творчеству / О. И. Киселева. - Томск Изд. ТГПУ, 2006. - 84 с.
  14. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. / Короткова Э.П. - М.: Просвещение, 1982.
  15. Ладыженская Т.А. Система работы по развитию связной устной речи учащихся. - М.:Педагогика, 1974. - 256с.
  16. Лямина Г.М. Формирование речевой деятельности (средний дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. - 2011. - N 9. - с. 49-55.
  17. Седов К. Ф. «Речь и мышление» в отечественной психологии / Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин // Научно-методический журнал Мир Психологии. - 2009. - № 1. - С. 4-10.
  18. Ушакова О.С. Обучение старших дошкольников рассказыванию по серии сюжетных картин / О. С. Ушакова, Е. А. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2007. - № 12. - С. 3-5.
  19. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / О. С. Ушакова. - М.: Изд-во «ВЛАДОС», 2010. - 147 с.
  20. Ушакова О.С. Работа по развитию связной речи в детском саду (старшая и подготовительная к школе группы) // Дошкольное воспитание, 2012. - N 11. - с. 8-12.
  21. Чемортан, С.М. Формирование художественно-речевой деятельности старших дошкольников. / Чемортан, С.М. - Кишинёв, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ является методическим пособием, где прописан полный алгоритм действий в работе с картиной с использованием технологии ТРИ...

Мастер-класс "Обучение детей составлению творческого рассказа по картине

обучение педагогов использовать технологию по составлению творческого рассказа по картине....

Обучение детей составлению творческих рассказов по картине методами ТРИЗ

Обучение составлению творческих рассказов по картине методом ТРИЗ...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Технология Сидорчук, Хоменко "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ"

Технология Сидорчук, Хоменко "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ"...