Программа обучения составлению творческих рассказов по картине детей 5-6 лет с использованием ТРИЗ "Нескучные картинки"
рабочая программа по развитию речи (старшая группа) на тему

Аксёнова Наталья Павловна

В программе описываются цели, задачи, содержится план мероприятий на год, 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksyonova_n.p.moya_programma.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад»

Программа обучения составлению творческих рассказов по картине  детей 5-6 лет с использованием ТРИЗ

Разработчик:

Аксёнова Наталья Павловна,

воспитатель

г. Лысково

2016 г.

Содержание

Актуальность………………………………………………………………….…..3

Пояснительная записка………………………………………………...…………4

Цель…………………………………………………………………….………….4

Задачи…………………………………………………………………...…………4

Принципы построения программы………………………………………………5

Ожидаемые результаты……………………………………………………...……5

Диагностика…………………………………………………………………….....6

Этапы работы…………………………………………………………………...…7

Сроки реализации программы……………………………………………………7

Содержание программы…………………………………………………………..8

Литература…………………………………………………………………….…16

Актуальность

Для успешной подготовки ребёнка к школе во все без исключения программы воспитания и обучения дошкольников, рекомендованные Министерством образования России, включена задача  формирования умения самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам.

Методические рекомендации к реализации этой задачи в целом сводятся к следующему:

  • Картина предъявляется детям в начале занятия, т.е. не демонстрируется им заранее.
  • Воспитатель разрабатывает  вопросы детям по содержанию картины. Обычно дошкольники сами не задают вопросы.
  • Рекомендуется использовать образец рассказа воспитателя по картине. На НОД, где присутствуют все дети, заслушиваются рассказы, составленные только 3-5 ребятами.
  • Качество рассказов оценивается воспитателем, как правило, на уровне «освоил – частично освоил – не освоил».

По отзывам педагогов, можно сделать вывод, что более неинтересного занятия, чем составление рассказа по картине, нет.

Традиционная методика не ведёт к развитию самостоятельности детей при составлении рассказов по сюжетной картине. Невозможно пополнение словаря, формирование грамматического строя речи, а тем более составление собственного речевого продукта за короткое время, отведённое на ООД  (15-30 мин.).  Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст – им отводится роль пассивного слушателя. Не решается задача формирования обобщённого способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребёнок не понимает, по каким правилам он строится. Но такой вид работы необходим!

Возникшие противоречия можно решить с помощью технологии ТРИЗ и методики обучения рассказыванию по картине И.Н. Мурашковской, Н.П. Валюмс.

Пояснительная записка

Совершенно очевидно, что необходимо изменение способов работы педагога на ООД по обучению дошкольников составлению рассказов по картине. Предлагаемая  программа развития связной речи дошкольников, разработанная на основе методов и приемов ТРИЗ,  рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.  Первый тип  рассказа носит реалистический характер, второй фантастический. Программа построена на использовании комплекса дидактических игр и творческих заданий для освоения дошкольниками алгоритмов работы с картиной.

Метод организации работы с детьми отличается:

  • оригинальнальностью;
  • интегративностью;
  • процессуальностью;
  • здоровьесбережением;
  • универсальностью.

Технология  ТРИЗ  можно с успехом применяться в таких  образовательных областях, как  речевое развитие, познавательное развитие,

художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: обеспечение  умения старших дошкольников составлять творческие рассказы по картине.

Задачи:

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия;

- упражнять в составлении фантазийных рассказов от 1-го лица; развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

- расширять и активизировать словарь детей;

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 

                                   Принципы построения программы

- доступность предлагаемого материала, соответствие возрастным особенностям детей;

- систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;

-  практическое участие дошкольников;

- творческий и индивидуальный подход к решению проблемы.

Ожидаемые результаты

Ребенок может:

  • выделить объекты, изображенные на картине;
  • установить взаимосвязь между объектами;
  • характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);
  • представить объект в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);
  • описать местонахождение объектов на картине;
  • представить себя на картине в качестве одного из объектов;
  • составить творческий текст с помощью приемов фантастического преобразования объектов на картине.

Диагностика

Педагогическая диагностика воспитателя детского сада преимущественно направлена на изучение ребенка дошкольного возраста для познания его индивидуальности и оценки его развития как субъекта познания, общения и деятельности; на понимание мотивов его поступков, видение скрытых резервов личностного развития, предвидение его поведения в будущем. Диагностическая деятельность является начальным этапом педагогического проектирования, позволяя индивидуализировать педагогический процесс, и завершает цепочку по решению этих задач, поскольку направлена на выявление результативности образовательного процесса.

Достижения ребенка (Что нас радует)

- ребенок самостоятелен и инициативен в придумывании рассказов;

- с интересом относится к аргументации, доказательству и широко ими пользуется;

- замечает речевые ошибки сверстников, доброжелательно исправляет их;

- имеет богатый словарный запас, безошибочно пользуется обобщающими словами и понятиями;

- речь грамматически правильная, выразительная.

 Критерии оценки:

- освоил;

- частично освоил;

- не освоил.

Вызывает озабоченность и требует совместных усилий педагогов и родителей.

- ребенок допускает смысловые ошибки в самостоятельных рассказах;

 - в творческом рассказывании недостаточно самостоятелен (повторяет рассказы сверстников);

- затрудняется в аргументировании суждений, не пользуется речью – доказательством;

- речь невыразительна.

Этапы работы:

1. Диагностическая работа

2. Составление плана работы

3. Консультативная работа со специалистами и родителями (выработка совместных обоснованных рекомендаций по основным направлениям работы с детьми)

4. Информационно-просветительская работа (лекции, беседы, информационные стенды, печатные материалы, направленные на разъяснение участникам общеобразовательного процесса вопросов,             связанных с особенностями воспитательно-образовательного процесса с детьми).

Срок реализации программы 1 учебный год.

Содержание программы

Мероприятия

Задачи

Сроки реализации

Диагностика

Сентябрь

Игра с «подзорной трубой»

- упражнять детей в умении выделять конкретные объекты, изображенные на картине, и давать им соответствующие названия.

Сентябрь

Игра «Кто в кружочке живет?»

- производить замену выделенных объектов схемами.

Сентябрь

Игра «Ищу родственников»

- классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщающими понятиями.

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

- расширять и активизировать словарь детей;

Октябрь

Игра «Ищу друзей (недругов)»

- устанавливать эмоционально-духовные связи и взаимодействие между изображенными объектами на уровне «хорошо - плохо»;

- упражнять в использовании предложений со сложноподчинительной  связью.

Октябрь

НОД Рассказывание по картине «Строим дом»

- формировать умение внимательно рассматривать картину, рассуждать над ее содержанием;

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- расширять и активизировать словарь детей;

- активизировать восприятие, развивать воображение, аналитические умения;

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей.

Октябрь

Игра «Живые картинки»

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- ориентироваться в двухмерном и трехмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении объекта.

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 

Ноябрь

Игра «Кто-то теряет, кто-то находит, и что из этого выходит»

- объяснять взаимодействие между объектами на уровне физических связей; 
- подвести их к выводу, что все на картине взаимосвязано; 
- упражнять в умении строить рассуждение, соблюдая его структуру.

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

Ноябрь

Игра «К нам пришел волшебник: я могу только слышать»

- представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе; 
-  побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

Ноябрь

НОД «Рассказывание по картине «Речка замерзла»

- формировать умение при описании событий  на картине указывать  место и время действия, используя разные типы предложений;

- отбирать для рассказа самое интересное и существенное, включая в повествование описания природы, окружающей действительности (на основе использования технологии ТРИЗ);

- развивать монологическую форму речи,   внимание, наблюдательность;

- умение слушать и оценивать ответы сверстников;

- расширить словарный запас;                - воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам.

Декабрь

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только запахи»

- представлять возможные запахи, передавать в речи свои представления в законченном рассказе и фантазировать на основе предполагаемых восприятий запахов.

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

Декабрь

Игра «К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей»

- представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

Декабрь

Игра «К нам пришел волшебник: я пробую все на вкус»


- разделять объекты на съедобные-несъедобные с точки зрения человека и других живых существ, изображенных на картине;
- уточнить представления о способах и

продуктах питания;   
- побуждать передавать в речи различные вкусовые характеристики.

- активизировать восприятие, развивать внимание, память, воображение, аналитические умения;

Январь

Игра «Подбери такое же по цвету»

-  упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям объектах.

Январь

Игра «Сравни по форме

- упражнять детей в сравнении предметов по форме и учить находить выделенную форму в предметах окружающего мира.

- расширять и активизировать словарь детей;

Февраль

Игра «Сравни по материалу»

- упражнять детей в сравнении предметов по материалу и учить находить выделенный материал в предметах окружающего мира.

- расширять и активизировать словарь детей;

Февраль

Составление рассказов от лица разных героев

- вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

- развивать у детей эмпатию, наделяя объекты на картине человеческими чувствами, мыслями, характерами;

Февраль

Игра «Аукцион»


- способствовать  более полному перечислению составляющих объекта;
- формировать понятие об отношениях «целое - часть - подчасть».

- расширять и активизировать словарь детей;

Март

Создание рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

- представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).

Март

Игра «Да - Нет» (на загаданный объект, его часть или однородное множество)

- классифицировать объекты по заданным признакам.

- формировать умение подбирать наиболее точные определения при описании объектов, изображённых на картине;

Март

Игра «Что с чем связано»

- описывать объект с точки зрения его разнообразных связей с окружающим. - формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

Апрель

Игра «Путешествие на машине времени»

- составлять рассказ об объекте с точки зрения времени его существования.

- формировать умение внимательно рассматривать картину (с помощью вопросов воспитателя), рассуждать над её содержанием;

- воспитывать умение внимательно выслушивать товарища, не перебивать и не повторять его, оценивать рассказы товарищей, аргументируя свой выбор. 

Апрель

НОД Рассказывание по картине «Лошадь с жеребенком»

- составлять рассказ о конкретном объекте, представляя его прошлое и будущее;

- активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины, побуждать к активному употреблению в речи сложноподчиненных предложений;

- развивать фантазию, воображение, развивать  у детей навыки речевого общения;

- воспитывать доброжелательное отношение к окружающему, эмоциональную отзывчивость.

Апрель

Копилка образных характеристик.

- познакомить со  значением новых слов в толковом словаре, вспомнить их, рассматривая предметы на рисунках, использовать  их для составления сравнений, загадок.

- расширять и активизировать словарь детей;

Май

Оформление альбома с рассказами детей

Упорядочить творческие работы, воспитывать гордость за свои творческие достижения.

Май

Диагностика

Май

Литература

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: введение в теорию решения изобретательской задачи. - 3-е изд., дополненное. - Петрозаводск: Скандинавия, 2003. - с. 240.

2.  Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: жизненная стратегия творческой личности. Минск, 1994. - 479 с.

3. Балобанова В.П., Богданова Л.Г., Венедиктова Л.В. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – СПб.: Детство-пресс, 2001.

4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М., 1985.

5. Колесникова Е.В., Телышева Е.П. Развитие интереса и способности к чтению у детей 6-7 лет. – М., 1998.

6. Мурашковска И.Н., Валюмс Н.П. Картинка без запинки. (Методика рассказа по картинке) 1995, текст приведен по рукописи. СПб. ТОО «ТРИЗ – ШАНС».

7. Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Технология составления творческих рассказов по картине. 2014 г. Издательство АРКТИ.

8. Ушакова О.С.  Развитие речи детей 5-7 лет. – 2012, «Сфера».

9. Филичёва Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. –Екатеринбург,1996.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы обучения составлению творческого рассказа

Приёмы обучения составлению творческого рассказа у детей с заиканием на этапе самостоятельной речи....

Карты Проппа при обучении пересказу и составлению творческих рассказов

Использование приемов мнемотехники и карт Проппа для развития связной речи дошкольников....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по  развитию связной монологической речи через  обучение составлению  творческого  рассказас применением ТРИЗ  &l...

Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

Конспект НОД по обучению составлению творческих рассказов по картине

Основная дидактическая задача - не обучение составлению конкретного рассказа по картине, а усвоение ребёнком обобщённых способов умственной деятельности при создании своего речевого продукта по любой ...

Сторителлинг – инновационная технология обучения составлению творческих рассказов старших дошкольников

Сторителлинг – инновационная технология обучения составлению творческих рассказов старших дошкольников...