Карты Проппа при обучении пересказу и составлению творческих рассказов
материал по развитию речи на тему

Королёва Галина Владимировна

Использование приемов мнемотехники и карт Проппа для развития связной речи дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx25.23 КБ
Файл karty_proppa.pptx684.76 КБ

Предварительный просмотр:

Карты Проппа

при обучении пересказу и составлению творческих рассказов

В соответствии с целевыми ориентирами дошкольного образования, обозначенными в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, современный дошкольник должен быть инициативным, самостоятельно действовать в повседневной жизни, уметь выдвинуть идею, план действий, организовать партнёров по деятельности, использовать деловую, познавательную, личностную формы общения; владеть речевыми умениями, диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия.

Согласно этому, одним из основных условий становления личности в дошкольные годы является речевое развитие ребёнка.

Однако, как показывает практика из года в год количество детей, имеющих определённые речевые нарушения, растёт. Что во многом затрудняет общение ребёнка с окружающими, отрицательно влияет на его мыслительную деятельность, ведёт к изменениям в эмоциональной сфере ребёнка, ограничивает овладение им понятийных значений и речевых образцов. Детские рассказы страдают скудностью, наличием слов – повторов, длительными паузами, а главное - в виду ограниченного словарного запаса, ребёнок сам не строит рассказ, а копирует предыдущий с незначительными изменениями.

Психологами неоднократно доказано, что развитие речи идёт намного активнее, если задействовано образное мышление, воображение, развита способность ребёнка к замещению и наглядному моделированию, использованию речевых умений и навыков при решении разнообразных умственных задач. Таким образом, использование приёмов мнемотехники для развития связной речи дошкольников сегодня становится не просто актуальным, а весьма и весьма необходимым!  

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания». Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, развитие речи.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному.

Начинала я работу в данном направлении с введения простейших мнемоквадратов, последовательно переходила к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы - это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путём выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию связной речи детей. Я их использую для обогащения словарного запаса, при обучении составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов, при пересказах художественной литературы, при отгадывании и загадывании загадок, при заучивании стихов.

Работать с мнемотаблицами я начала со средней группы. Хотя уже в младшем возрасте использовала простейшие схемы одевания, формирования культурно-гигиенических навыков, экологических представлений т. д. Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях использую модельные схемы, мнемотаблицы по блокам «Зима», «Весна», «Лето», «Осень». Опираясь на опыт других педагогов, разработала мнемотаблицы для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых, которые чаще всего вывожу во время НОД на доску. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Для детей среднего дошкольного возраста я использую цветные мнемотаблицы, т. к. у детей остаются в памяти отдельные образы: ёлочка - зелёная, ягодка – красная. Позже – я усложняю или заменяю другой заставкой - изображаю персонаж в графическом виде. Для детей старшего возраста схемы создаю в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений.

К началу старшей группы в результате использования мнемотаблиц у моих ребят расширился не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; заучивание стихов превратилось для них в увлекательную игру, у них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

Однако, наряду с этим у моих ребят продолжали возникать трудности при пересказе сказок, а также составлении творческих рассказов.

В связи с этим, я стала искать дополнительные приёмы обучения детей данным формам работы. И таким, не только для моих ребят, но и для меня самой, ноу-хау, стали карточки Проппа, названные так в честь известного филолога, фольклориста, исследователя русских народных сказок – Владимира  Яковлевича Проппа.

В ходе своей работы он разделил сказку на набор, состоящий из 31 варьирующиеся и видоизменяющиеся внутри функции, которые можно представить в виде схем (карт).

При помощи карт ребёнок легко усваивает содержание сказки, что на первых этапах облегчает её пересказ, а в дальнейшем способствует созданию ребёнком собственной сказки.

Карты Проппа подразумевают несколько этапов работы:

На первом этапе:

1) знакомим детей со сказкой, как жанром литературного произведения и вычленяем её структуру:

- присказка, зачин (приглашение в сказку);

- повествование;

-концовка сказки (возвращение слушателя в реальную действительность).

2) изготавливали сами карты. Таким образом, дети лучше запоминают функции сказки, т.к. при совместном обсуждении они сами решают, как их обозначить.

3) играем с детьми в игры, которые помогают им освоить карты.

«Волшебные имена» - перечисляем всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут.

«Хороший-плохой» - проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества-он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.

«Волшебные или чудесные вещи» - придумываем волшебную вещь для какого-либо героя и др.

"Примени символ к сказке"

На этом игровом поле расположены основные карты Проппа, бросая кубик, ребёнок «ходит» по игровому полю, и остановившись возле какого-либо символического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой сказке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны знать.

На столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок, которые ребёнок выбирает в соответствии с символом.

На втором этапе читаем сказку и сопровождаем чтение выкладыванием карт Проппа.

На третьем этапе пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Здесь можно брать не все карточки, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например:  герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

 Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети уже самостоятельно находят обозначенную функцию словесно и выкладывают карточки с функциями.

 По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;

самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;

выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;

найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоём, втроём (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребёнок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие: они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

С детьми оговариваются следующие положения:

кто будет главным героем;

кто будет мешать герою;

кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);

придумать название к сказке;

какие зачины и концовки будут использованы;

придумывание сказочных слов и выражений;

присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приёмов и ситуаций зависит от фантазии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 55 города Благовещенск» Карты Проппа при обучении пересказу и составлению творческих рассказов Королёва Г.В., воспитатель высшей квалификационной категории

Слайд 2

Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Слайд 3

Структура мнемотехники Мнемотехника Мнемоквадраты Мнемодорожки О Мнемотаблицы

Слайд 4

Обогащении словарного запаса Обучении составлению описательных, повествовательных и творческих рассказов Пересказах художественной литературы Разучивание стихотворений, скороговорок, чистоговорок . Отгадывании и загадывании загадок Мнемотаблицы можно использовать при:

Слайд 5

Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений

Слайд 6

Карточки Проппа : 29. Свадьба 30. Наказание героя 31. Вред герою

Слайд 7

Этапы работы с картами Проппа : 1 этап знакомим со сказкой, как жанром литературного произведения и вычленяем ее структуру; изготавливаем сами карты; играем с в игры, помогающие освоить карты.

Слайд 8

Игра «Примени символ к сказке»

Слайд 9

Этапы работы с картами Проппа : 1 этап знакомим со сказкой, как жанром литературного произведения и вычленяем ее структуру; изготавливаем сами карты; играем с в игры, помогающие освоить карты. 2 этап читаем сказку и сопровождаем чтение выкладыванием карт Проппа . 3 этап пересказываем сказку, опираясь на выложенную схему.

Слайд 10

Сочиняем сказку. Этапы работы: 1 этап непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки; чтение сказки и « раскладывание» ее по функциям. 2 этап - проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Слайд 11

Необходимо договориться: кто будет главным героем; кто будет мешать герою; кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои); придумать название к сказке; какие зачины и концовки будут использованы; придумывание сказочных слов и выражений; присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление творческого рассказа "Картинка без запинки"

В процессе своей работы с детьми  я  часто становилась свидетелем  такой сцены, как трудно порой ребенку выразить своими словами то, что он чувствует, видит, слышит. Рассказывая, ...

«Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »

laquo;Технология обучения детей составлению сравнений, метафор, обучение детей составлению творческих рассказов по картине »...

Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазиров...

Мастер-класс для педагогов на тему: «Составление творческих рассказов по картинкам»

Повышение компетентности педагогов в обучении детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, развитие фантазии и творческого воображения у детей старшего до...

Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"

Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"...

План-конспект открытого занятия в подготовительной группе Тема: "Составление творческих рассказов о животных весной с использованием интеллектуальных карт"

Развивать логическое мышление и внимание, разговорную речь детей, побуждать к желанию общаться; развивать мелкую моторику рук путем различных движений и упражнений....