Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)

ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазировать, творить, совершать новые открытия. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

В настоящее время эта технология широко используется педагогами ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass_dlya_pedagogov.doc887.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс для педагогов

Составление творческих рассказов по сюжетной картине с использованием

ТРИЗ технологии

                         

Разработала учитель-логопед Кимаева Н.А.

Новосибирск. 2019 г.

Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии.

Задачи:

- познакомить педагогов с составлением творческих рассказов с помощью  ТРИЗ технологий;

- рекомендовать использование игровых методов и приемов ТРИЗ в совместной и образовательной деятельности с детьми.

Оборудование: картина «На троллейбусной остановке», листы бумаги, которые можно свернуть в трубочку, таблица с ориентировочными словами, игрушки, аналогичные объектам, изображенным на картине.

Описание мероприятия

          Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поиграем в  игры с      использованием такой технологии, как ТРИЗ.

Что такое ТРИЗ? Это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.

ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазировать, творить, совершать новые открытия. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.

В настоящее время эта технология широко используется педагогами ДОУ.

         Рассмотрим  методы работы в данной системе:

  • метод «Каталог» Этот метод предполагает  построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей. Здесь могут использоваться предметные картинки, игрушки, отдельные слова из любой литературы, а также слова, названные наугад;
  • метод мозгового штурма - постановка проблемы и поиск ее решения;
  • метод аналогии. Участники представляют себя в виде какого-то предмета, явления, героя и ведут повествование от его имени;
  • морфологический анализ – ставится задача - выявить  все возможные способы решения проблемы. Данный метод хорош для построения распространенных предложений и предложных конструкций;
  • метод фокальных объектов - подобрать к предмету или явлению несвойственные характеристики. Очень смешные и неправдоподобные истории можно придумать с помощью этого метода;
  • метод Робинзона - найти применение любым предметам. Вокруг нас множество разных предметов и мы даже не задумываемся какое еще применение они могут найти в быту, кроме привычного нам.

          Какие игровые приемы можно использовать в совместной и образовательной деятельности? Сегодня мы с вами разберем несколько моментов работы с применением ТРИЗ технологий с помощью сюжетной картины «На троллейбусной остановке»

Алгоритм работы над картиной:

1. Определение состава картины.

2. Установление взаимозависимостей между объектами.

3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств (прием эмпатии)

4. Составление рассказов от лица разных героев.

5. Составление образных характеристик объектов.

6. Создание рассказов – фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени.

1. Определение состава картины

Цель: выделение как можно большего количества объектов

Игра № 1 «Подзорная труба»

На столах лежат листы бумаги, которые вы можете свернуть в трубочку. Направьте свои трубочки в сторону картины и выделите один объект. Что (кого) вы видите?

Игра № 2 «Ищу родственников»

Цель: классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщенными понятиями.

Игровые действия: нахождение однородных объектов по заданному классифицированному признаку:

  • природный мир                                    рукотворный мир
  • живая природа                                      неживая природа
  • целое                                                      частное
  • по месту нахождения
  • по выполняемой функции

На столе перед вами лежат ориентиры, по которым вы называете предметы (природный мир, рукотворный мир и т.д.)

Природный мир: деревья, птицы, небо, облака

Рукотворный мир: автобус, столб, дома, игрушки

И т.д.

2. Установление взаимозависимостей между объектами.

Игра «Ищу друзей»

Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разным параметрам.

Задачи:

- устанавливать эмоционально-духовые связи и взаимодействие между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо»;

 - развивать связную речь;

- упражнять в использовании предложений со сложноподчиненной связью.

(Например, остановка – трамвай, Обезьянка – кабина, Мишка – кукла.  Медвежонок пропускает вперед куклу, потому что он вежливый и воспитанный. Водитель Обезьянка терпеливо ждет пассажиров, потому что он  соблюдает технику безопасности на дороге)

Игра «Живые картинки»

Цель: ориентироваться в двухмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении предмета.

Ход игры: нужно превратиться в один из объектов на картине и объяснить словам свое местонахождение.

Например:

В кабине впереди сидит Обезьянка. В салоне троллейбуса по середине сидит Зайка, за ним матрешка. Перед дверью стоит Медвежонок, за ним матрешка и за матрешкой кукла Катя.

(Педагоги занимают соответствующие места и объясняют свое местонахождение развернутой фразой)

Составление рассказов от лица разных героев

Цель: учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

(Например, от имени березки, ели, остановки, фонаря и т.д.)

После детального рассматривания картины кукла Катя рассказывает свой рассказ – откуда она пришла и куда едет. Рассказывает Катя и об элегантном Медвежонке, который любезно пропустил ее в салон.

Матрешка в красном рассказывает свою историю. Она ожидала на остановке свою подругу матрешку в синем платочке, которая ехала к ней в гости и увидела, как Медвежонок вежливо пропустил куклу. Она похвалила Медвежонка.

Своя история и у других героев картины:

- у водителя Обезьянки, который всегда очень внимателен к своим пассажирам;

- у Медвежонка, который всегда уступает место девочкам;

- у Зайчонка, который ехал в деревню к своей бабушке;

- у светофора, который каждый день добросовестно выполнял свою работу и не разу не ошибся;

- у троллейбуса, который очень пунктуален и всегда везет пассажиров по маршруту.

У каждой истории есть свое название. (Варианты)

Ну а теперь объединим истории в один рассказ и посмотрим, что у нас получится (Рассказы педагогов)

Хочу предложить ряд игр, которые можно провести в рамках этой же картины:

3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств

Цель: входить в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

Игра  «К нам пришел волшебник. Я могу только слышать»

Я слышу, как гудит мотор троллейбуса. Я слышу, как щебечут птицы. Я слышу, как Медвежонок предлагает Кате пройти первой в салон. Я слышу, как Матрешка восхищается.

Игра  «К нам пришел волшебник. Я ощущаю руками и кожей»

(Например, теплые летние лучи солнца, теплый ветерок,  мягкая нежная травка, пушистые белые облака)

Игра «Да – Нетка»

Цель: научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям.

Игровые действия: назвать  обобщенные понятия – растения, животные, предмет  мебели и т.д., определяя нужное направление к решению проблемы. Ведущий отбирает нужный вариант словами «да» или «нет»

(Например, задумано слово «светофор».  Это растение? Это животное? Это рукотворный предмет? и т.д.)

Следующие игры можно использовать как часть организованной деятельности, в совместной и индивидуальной работе.

Некоторые игры можно рекомендовать родителям для их организации в домашних условиях и развлечениях.

     Игра  «К нам пришел волшебник. Я могу только слышать»

(Например, как шумит лес, как гудят машины, как идет дождь, как щебечут птицы)

      Игра  «К нам пришел волшебник. Я ощущаю только запахи»

(Например, как пахнет молоко, как пахнет пирог, как пахнет трава)

      Игра  «К нам пришел волшебник. Я пробую все на вкус»

(Например, какая вкусная косточка, сладкое молоко, горькая полынь, сочная травка)

      Игра  «К нам пришел волшебник. Я ощущаю руками и кожей»

(Например, теплые весенние лучи солнца, мягкая нежная травка, пушистые белые облака)

      Игра «Мой образ»

Цель: учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.

(Например, от имени березки, ели, остановки, фонаря и т.д.)

Игра «Подбери такой же по цвету»

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям предметах окружающего мира.

Игровые действия: назвать цвет объектов или их частей и найти такой же цвет в окружающем мире.

(Например, белый, как снег – горох на платье, стена у дома, облако)

       Игра «Подбери такой же по форме

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по форме и учить находить выделенную форму в знакомых детям предметах окружающей действительности.

Игровые действия: назвать форму объектов или их частей и найти эту форму в окружающем мире. (Например, прямоугольный, желтый, большой. Это дом.)

       Игра «Сравни по материалу»

Цель: упражнять детей в сравнении объектов по материалу и учить находить этот материал в знакомых детям предметах окружающей действительности.

Игровые действия: назвать материал, из которого сделан  объект, изображенный на картине и найти предметы, сделанные из такого же материала  в окружающем мире.

      Игра  «Машина времени».

Цель: учить детей представлять объект, выбранный на картине с точки зрения его прошлого или будущего и придумать рассказ, используя в нем словесные обороты, характерные временные отрезки

 До того, как…

После того, как…

Утром

Потом

В прошлом

В будущем

Днем

Ночью

Зимой

Осенью

Летом

       

       Игра «Черное-белое»

Аналогичные игры: «Адвокаты- прокуроры», «Хорошо-плохо»

Игровые действия: назвать положительные и отрицательные качества объекта.

(Например, крапива – хорошо, потому что это лекарственное растение. Плохо – потому что жжется)

Варианты: «Книга», «Гусеница», «Птичка», «Укол», «Волк», «Ядовитая змея», «Стульчик», «Дерево», Цветок»

       Игра «Перевертыши»

Игровые действия: назвать слова, противоположные по значению.

(Например, светлый – темный, дорогой – дешевый и т.д.)

        Игра «Новые сказки» (Метод «Каталог»)

Цель: научить связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.

Игровые действия: назвать наугад выбранных героев, предметов, действий и т.д.

Для детей трехлетнего возраста могут использоваться игрушки, спрятанные в «Чудесный мешочек». Используя вопросительные слова: «Кто?», «Какой?», «Где?», ведущий направляет ответы детей для решения поставленной задачи.

Для детей старшего дошкольного возраста объекты можно выбирать в книгах.

        Игра «Жил – был…»  (Например, Жил-был…. мяч!  История о мяче, у которого возникла проблема)

Цель: перестраивать нить повествования в зависимости от новых обстоятельств, эмоционально реагировать на каждый найденный ответ (удивление, радость, озабоченность и др.).

Игра «Хорошо-плохо»

Игровые действия: назвать положительные и отрицательные  качества объекта.

Например, трамвай – хорошо, потому что можно ехать по городу. Плохо – потому что он может сломаться.

 И так, что хорошо, а что плохо? Что вам понравилось, а что не понравилось?

Я очень надеюсь, что мастер-класс вам поможет в вашей работе по развитию не только связной речи, но и в воспитании творческой личности ваших дошколят.

Спасибо за внимание!

H:\DCIM\Camera\IMG_20190314_151153.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ» (для педагогов ДОУ)...

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

В материале представлены этапы составления творческих рассказов с дошкольниками....

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

Знакомство с игровыми упражнениями, в процессе которых, дети усваивают схему составления рассказа по картине....

Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"

Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"...

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».

Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...

Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»

Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии. Задачи: 1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картин...