Мастер-класс для педагогов "Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
ТРИЗ - это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазировать, творить, совершать новые открытия. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.
В настоящее время эта технология широко используется педагогами ДОУ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_dlya_pedagogov.doc | 887.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер- класс для педагогов
Составление творческих рассказов по сюжетной картине с использованием
ТРИЗ технологии
Разработала учитель-логопед Кимаева Н.А.
Новосибирск. 2019 г.
Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии.
Задачи:
- познакомить педагогов с составлением творческих рассказов с помощью ТРИЗ технологий;
- рекомендовать использование игровых методов и приемов ТРИЗ в совместной и образовательной деятельности с детьми.
Оборудование: картина «На троллейбусной остановке», листы бумаги, которые можно свернуть в трубочку, таблица с ориентировочными словами, игрушки, аналогичные объектам, изображенным на картине.
Описание мероприятия
Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы с вами поиграем в игры с использованием такой технологии, как ТРИЗ.
Что такое ТРИЗ? Это практика решения изобретательных задач, основанная Генрихом Альтшуллером и его коллегами в 1946 году.
ТРИЗ для дошкольников – увлекательные занятия, на которых ребенок может фантазировать, творить, совершать новые открытия. Во время таких занятий происходит стимуляция мышления ребенка, а также всестороннее развитие творческой личности при помощи детского воображения и фантазии.
В настоящее время эта технология широко используется педагогами ДОУ.
Рассмотрим методы работы в данной системе:
- метод «Каталог» Этот метод предполагает построение связного текста сказочного содержания с помощью наугад выбранных носителей. Здесь могут использоваться предметные картинки, игрушки, отдельные слова из любой литературы, а также слова, названные наугад;
- метод мозгового штурма - постановка проблемы и поиск ее решения;
- метод аналогии. Участники представляют себя в виде какого-то предмета, явления, героя и ведут повествование от его имени;
- морфологический анализ – ставится задача - выявить все возможные способы решения проблемы. Данный метод хорош для построения распространенных предложений и предложных конструкций;
- метод фокальных объектов - подобрать к предмету или явлению несвойственные характеристики. Очень смешные и неправдоподобные истории можно придумать с помощью этого метода;
- метод Робинзона - найти применение любым предметам. Вокруг нас множество разных предметов и мы даже не задумываемся какое еще применение они могут найти в быту, кроме привычного нам.
Какие игровые приемы можно использовать в совместной и образовательной деятельности? Сегодня мы с вами разберем несколько моментов работы с применением ТРИЗ технологий с помощью сюжетной картины «На троллейбусной остановке»
Алгоритм работы над картиной:
1. Определение состава картины.
2. Установление взаимозависимостей между объектами.
3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств (прием эмпатии)
4. Составление рассказов от лица разных героев.
5. Составление образных характеристик объектов.
6. Создание рассказов – фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени.
1. Определение состава картины
Цель: выделение как можно большего количества объектов
Игра № 1 «Подзорная труба»
На столах лежат листы бумаги, которые вы можете свернуть в трубочку. Направьте свои трубочки в сторону картины и выделите один объект. Что (кого) вы видите?
Игра № 2 «Ищу родственников»
Цель: классифицировать объекты на картине и активизировать словарь обобщенными понятиями.
Игровые действия: нахождение однородных объектов по заданному классифицированному признаку:
- природный мир рукотворный мир
- живая природа неживая природа
- целое частное
- по месту нахождения
- по выполняемой функции
На столе перед вами лежат ориентиры, по которым вы называете предметы (природный мир, рукотворный мир и т.д.)
Природный мир: деревья, птицы, небо, облака
Рукотворный мир: автобус, столб, дома, игрушки
И т.д.
2. Установление взаимозависимостей между объектами.
Игра «Ищу друзей»
Цель: установление взаимозависимостей между объектами по разным параметрам.
Задачи:
- устанавливать эмоционально-духовые связи и взаимодействие между изображенными объектами на уровне «хорошо – плохо»;
- развивать связную речь;
- упражнять в использовании предложений со сложноподчиненной связью.
(Например, остановка – трамвай, Обезьянка – кабина, Мишка – кукла. Медвежонок пропускает вперед куклу, потому что он вежливый и воспитанный. Водитель Обезьянка терпеливо ждет пассажиров, потому что он соблюдает технику безопасности на дороге)
Игра «Живые картинки»
Цель: ориентироваться в двухмерном пространстве, отвечать развернутыми предложениями на вопросы о местонахождении предмета.
Ход игры: нужно превратиться в один из объектов на картине и объяснить словам свое местонахождение.
Например:
В кабине впереди сидит Обезьянка. В салоне троллейбуса по середине сидит Зайка, за ним матрешка. Перед дверью стоит Медвежонок, за ним матрешка и за матрешкой кукла Катя.
(Педагоги занимают соответствующие места и объясняют свое местонахождение развернутой фразой)
Составление рассказов от лица разных героев
Цель: учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
(Например, от имени березки, ели, остановки, фонаря и т.д.)
После детального рассматривания картины кукла Катя рассказывает свой рассказ – откуда она пришла и куда едет. Рассказывает Катя и об элегантном Медвежонке, который любезно пропустил ее в салон.
Матрешка в красном рассказывает свою историю. Она ожидала на остановке свою подругу матрешку в синем платочке, которая ехала к ней в гости и увидела, как Медвежонок вежливо пропустил куклу. Она похвалила Медвежонка.
Своя история и у других героев картины:
- у водителя Обезьянки, который всегда очень внимателен к своим пассажирам;
- у Медвежонка, который всегда уступает место девочкам;
- у Зайчонка, который ехал в деревню к своей бабушке;
- у светофора, который каждый день добросовестно выполнял свою работу и не разу не ошибся;
- у троллейбуса, который очень пунктуален и всегда везет пассажиров по маршруту.
У каждой истории есть свое название. (Варианты)
Ну а теперь объединим истории в один рассказ и посмотрим, что у нас получится (Рассказы педагогов)
Хочу предложить ряд игр, которые можно провести в рамках этой же картины:
3. Описание восприятия картины с точки зрения различных органов чувств
Цель: входить в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.
Игра «К нам пришел волшебник. Я могу только слышать»
Я слышу, как гудит мотор троллейбуса. Я слышу, как щебечут птицы. Я слышу, как Медвежонок предлагает Кате пройти первой в салон. Я слышу, как Матрешка восхищается.
Игра «К нам пришел волшебник. Я ощущаю руками и кожей»
(Например, теплые летние лучи солнца, теплый ветерок, мягкая нежная травка, пушистые белые облака)
Игра «Да – Нетка»
Цель: научиться выделять главный признак предмета, классифицировать вещи по общим показателям.
Игровые действия: назвать обобщенные понятия – растения, животные, предмет мебели и т.д., определяя нужное направление к решению проблемы. Ведущий отбирает нужный вариант словами «да» или «нет»
(Например, задумано слово «светофор». Это растение? Это животное? Это рукотворный предмет? и т.д.)
Следующие игры можно использовать как часть организованной деятельности, в совместной и индивидуальной работе.
Некоторые игры можно рекомендовать родителям для их организации в домашних условиях и развлечениях.
Игра «К нам пришел волшебник. Я могу только слышать»
(Например, как шумит лес, как гудят машины, как идет дождь, как щебечут птицы)
Игра «К нам пришел волшебник. Я ощущаю только запахи»
(Например, как пахнет молоко, как пахнет пирог, как пахнет трава)
Игра «К нам пришел волшебник. Я пробую все на вкус»
(Например, какая вкусная косточка, сладкое молоко, горькая полынь, сочная травка)
Игра «К нам пришел волшебник. Я ощущаю руками и кожей»
(Например, теплые весенние лучи солнца, мягкая нежная травка, пушистые белые облака)
Игра «Мой образ»
Цель: учить вживаться в образ и составлять связный рассказ от первого лица.
(Например, от имени березки, ели, остановки, фонаря и т.д.)
Игра «Подбери такой же по цвету»
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по цвету и учить находить ярко выраженное цветовое решение в знакомых детям предметах окружающего мира.
Игровые действия: назвать цвет объектов или их частей и найти такой же цвет в окружающем мире.
(Например, белый, как снег – горох на платье, стена у дома, облако)
Игра «Подбери такой же по форме
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по форме и учить находить выделенную форму в знакомых детям предметах окружающей действительности.
Игровые действия: назвать форму объектов или их частей и найти эту форму в окружающем мире. (Например, прямоугольный, желтый, большой. Это дом.)
Игра «Сравни по материалу»
Цель: упражнять детей в сравнении объектов по материалу и учить находить этот материал в знакомых детям предметах окружающей действительности.
Игровые действия: назвать материал, из которого сделан объект, изображенный на картине и найти предметы, сделанные из такого же материала в окружающем мире.
Игра «Машина времени».
Цель: учить детей представлять объект, выбранный на картине с точки зрения его прошлого или будущего и придумать рассказ, используя в нем словесные обороты, характерные временные отрезки
До того, как…
После того, как…
Утром
Потом
В прошлом
В будущем
Днем
Ночью
Зимой
Осенью
Летом
Игра «Черное-белое»
Аналогичные игры: «Адвокаты- прокуроры», «Хорошо-плохо»
Игровые действия: назвать положительные и отрицательные качества объекта.
(Например, крапива – хорошо, потому что это лекарственное растение. Плохо – потому что жжется)
Варианты: «Книга», «Гусеница», «Птичка», «Укол», «Волк», «Ядовитая змея», «Стульчик», «Дерево», Цветок»
Игра «Перевертыши»
Игровые действия: назвать слова, противоположные по значению.
(Например, светлый – темный, дорогой – дешевый и т.д.)
Игра «Новые сказки» (Метод «Каталог»)
Цель: научить связывать в единую сюжетную линию случайно выбранные объекты, сформировать умение составлять сказочный текст по модели, в которой присутствуют два героя (положительный и отрицательный), имеющие свои цели; их друзья, помогающие эти цели достигнуть; определенное место.
Игровые действия: назвать наугад выбранных героев, предметов, действий и т.д.
Для детей трехлетнего возраста могут использоваться игрушки, спрятанные в «Чудесный мешочек». Используя вопросительные слова: «Кто?», «Какой?», «Где?», ведущий направляет ответы детей для решения поставленной задачи.
Для детей старшего дошкольного возраста объекты можно выбирать в книгах.
Игра «Жил – был…» (Например, Жил-был…. мяч! История о мяче, у которого возникла проблема)
Цель: перестраивать нить повествования в зависимости от новых обстоятельств, эмоционально реагировать на каждый найденный ответ (удивление, радость, озабоченность и др.).
Игра «Хорошо-плохо»
Игровые действия: назвать положительные и отрицательные качества объекта.
Например, трамвай – хорошо, потому что можно ехать по городу. Плохо – потому что он может сломаться.
И так, что хорошо, а что плохо? Что вам понравилось, а что не понравилось?
Я очень надеюсь, что мастер-класс вам поможет в вашей работе по развитию не только связной речи, но и в воспитании творческой личности ваших дошколят.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»
МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...
Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»
Мастер-класс на тему: "Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ» (для педагогов ДОУ)...
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)
В материале представлены этапы составления творческих рассказов с дошкольниками....
Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)
Знакомство с игровыми упражнениями, в процессе которых, дети усваивают схему составления рассказа по картине....
Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"
Сидорчук ТА "Составление творческих рассказов по сюжетным картинкам"...
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии».
Мастер-класс «Игры на развитие речи детей старшего дошкольного возраста с использованием ТРИЗ-технологии». Игры - ТРИЗ способствует преодолению застенчивости, замкнутости, робости; ма...
Мастер-класс «Составление творческих рассказов по сюжетной картинке с использованием ТРИЗ-технологии»
Цель: оказание практической помощи педагогам в использования приемов ТРИЗ технологии. Задачи: 1.Показать преимущество применения Триз-технологии при составлении творческих рассказов по сюжетной картин...