Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Нарезкина Любовь Васильевна

Знакомство с игровыми упражнениями, в процессе которых, дети усваивают схему составления рассказа по картине.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине

(Технология ТРИЗ)

Наш многолетний опыт работы показывает, что традиционная методика не ведет к развитию самостоятельности детей при составлению рассказов по сюжетной картине. Рассказы детей фактически являются вариантами образца рассказа воспитателя, тексты однообразны. Не решается задача обобщенного способа составления рассказа по картине, т.,к ребенок не понимает, по каким правилам он строится. Основная наша задача – усвоение ребенком обобщенных способов при создании своего рассказа. Познакомимся с этапами игровых упражнений, в процессе которых, ребенок усваивает  общую схему составления рассказов по картине. Освоение обобщенных способов составления творческих рассказов по картине проводится во время подготовительной работы до планируемого занятия.  Картина находится в группе на уровне глаз детей в специально отведенном  месте.

В течении двух недель проводятся игровые тренинги со всей группой  или подгруппами и помещаются 7 эмблем этапов.

На каждом этапе в течении всего дня проводится работа с подгруппами детей. К концу второй недели рекомендуется проведение итогового занятия со всей группой.

 В сетке занятий творческое рассказывание по сюжетной картине рекомендуется проводить один раз в 1,5 месяца. Подбор сюжетных картин осуществляется на основе общих дидактических требований в соответствии с возрастом детей.

Основная дидактическая задача не обучение составлению конкретного рассказа, а усвоение ребенком обобщенных способов умственной деятельности при создании собственного речевого продукта по любой сюжетной картине. Реализация этой задачи позволит ребенку успешно составлять  связный текст по картине, а значит,  мотивировать и активизировать свою познавательную позицию.

У ребенка к концу дошкольного возраста формируются обобщенные правила организации умственной деятельности,  и он не только составляет свой собственный рассказ по сюжетной картине, но и может рассказать, как он это делал.

Сейчас я познакомлю вас с этапами игровых упражнений, в конце которых ребенок усваивает общую схему составления рассказа по картине.

Этап 1: Определение объекта на картине.

Цели:

-учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;

-учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило «Смотрю на картину и называю объекты»;

-активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (название объектов и их частей)

Алгоритм определения состава картины.

  1. Перечисли объекты изображенные на картине;
  2. Схематически изобрази их на листе бумаги;
  3. Сгруппируй по какому-либо признаку: по принадлежности природному или рукотворному миру, функциональному назначению, форме, цвету и т. д.
  4. Озвучь правила этого этапа: « Смотрю на картину и называю объекты», покажи его эмблему.

Ход занятия.

К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу( имитируют руками) и перечислим, что мы видим. Посмотрим кто самый внимательный и кто больше всех увидит и назовет разных предметов.

Воспитатель по мере называния объектов, обозначает их схемой.

Д: Девочка и еще девочка.

В: Давайте дадим девочкам имена.

Д: Девочка Света, которая держит куклу и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Сережа.

В: кто еще, что видит?

Д: Мячик, прутик, лужа, елочка

В: Много елочек, одна в правой части, одна в левой части картины.

Д: Цветы, много разных цветов, небо, трава, кофта, юбка.

В: Что мы сейчас делали?

Д: Играли в игру «Кто назовет больше предметов»

В: Вот эмблема этой игры (показывает эмблему) и ее правило « Смотрю на картину и называю предметы, изображенных на ней.

Этот этап важен для обозначения объектов на картине и проговаривание их названия.

При наличии однородных объектов на картине их группируют  по какому либо признаку: принадлежности к рукотворному или природному миру; по функциональному назначению; форме, цвету и тд. Например, « назови предметы одного цвета»,  « назови предметы круглые по форме». Группы объектов или предметов обозначаются одним словом, но не схематизируются.

Моделирование объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок и тд.

Модели объектов выделенных на картине располагаются на листе так, чтобы общая композиция картины сохранилась.

В старшем возрасте схематизм объектов производится детьми.

Последовательность названия объектов на картине может быть любой.

Используется прием «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный». Эти приемы проводятся как соревнование с целью выделения большего количества частей объектов. Работать в быстром темпе, эмоционально обязательно на этом этапе обозначать «земля-небо»,  «пол-потолок» на листе бумаги.

Подведение итога 1 го этапа сводится к перечислению объектов, узнаванию эмблемы. Правило « смотрю на картину и называю предмет изображенный на ней»  

Этап 2 Установление взаимосвязи между объектами на картине

Цели:

  • учить находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
  • учить объяснять связи между объектами на картине и обозначать их стрелками;
  • учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»
  • активизировать словарь в соответствии с сюжетом картины (название действий и взаимодействий объектов)

Алгоритм установления связий между объектами на картине

  1. Выдели два объекта на картине.
  2. Объясни почему они между собой связаны
  3. Объедини названые объекты стрелками

Озвучь правила этого этапа: «Все объекты между собой связаны», «Щдин объект связан с ругим, потому что…» и т.д. Покажи эмблему второго этапа Занятие:

В: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи.

Д: Мячик и вода в луже связана между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрый (ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к воде)

- мячик и прутик связаны: потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи (проводится стрелка от прутика к мячу)

- Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, мальчик держит прутик в руке, во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч. Поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику.

-Девочка Таня и девочка Света связаны  между собой, т.к они подружки, вместе играют. Света жалеет Таню. (проводится стрелка от Светы к Тане).

В: Что мы сейчас делали?

Д: Мы играли в сыщиков. Искали как предметы связаны между собой.

В: Вот эмблема игры ( Показывает эмблему 2го этапа) и ее правило « один предмет связан с другим, потому что…»

Для составления осмысленного рассказа по картине дети должны научиться устанавливать взаимосвязь между объектами, изображенными на ней. С этой целью нужно соединить выделенные ранее объекты.

Выбираются любые 2 объекта и объясняется, почему их можно объединить. Взаимодействие между объектами могут быть установлены на уровне:

- физических связей (касание, давление…)

-Эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится…)

- родственных связей (брат-сестра, мама- дети…)

Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагается творческое задание:

- Пришел волшебник «объединения» и соединил 2 предмета, воспитатель указывает на них. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал.

- «Ищу друзей» - найти объекты, которые между собой связаны по взаимному эмоциональному расположению и т.,д.

 Активизация речи: составление простых и сложных предложений с краткими рассказами рассуждениями.

Модель рассказов:

- Утверждение, что с чем связано.

- Ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых.., потому что...; Во-вторых …, потому что, и тд.»

- Вывод подтверждение

Последовательность объединения событий может быть любой в зависимости от выбора детей.

Если рассказ затрудняется  объяснить  взаимосвязи между объектами, предлагается коллективное обсуждение .

Терпимость воспитателя к необычным объяснениям связей

Этап 3 Составление сравнений и загадок по картине

Цели:

  • учить детей составлять сравнения, загадки по моделям;
  • учить узнавать эмблему и озвучивать правило « Я смотрю на предмет, изображенный на картине и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;
  •  активизация словаря по сюжету картины (проговаривание прилагательных)

Алгоритм составления сравнения

Алгоритм

пример

1. Выбери предмет, изображенный на картине

Мяч

2. Что ты можешь сказать , например, о его форме?

По форме мяч –круглый. Это его признак

3. Какие ее предметы, круглые по форме, ты знаешь?

Круглые по форме: колесо, сонце и т.д

4. Составь словосочетание: «мяч по форме похож на..»

Ияч по форме похож на колобок

5. Произнеси правило этого этапа

Я смотрю на предмет и могу сравнить его признаки с признаками других объектов.

6. Покажи эмблему 3 этапа

Алгоритм  составления загадок

Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с  другими.

  1. Выбери предмет по картине и перечисли его особенности – признаки(цвет, форму, его части)
  2. Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку ( модель составление загадок)
  • какой предмет? Что такое  же у других предметов?
  • что делает? Кто или что делает также?
  • на что это похоже? Чем отличается?

3. Перечисли предметы, похожие на выбранные тобой

4. Найди в них общее

5. Составь текст загадки с помощью слов: «как», «но не»

6. Произнеси правило этого этапа: « Я смотрю на объект и могу составить загадку» .  Покажи эмблему этого этапа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине....

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

В материале представлены этапы составления творческих рассказов с дошкольниками....

Презентация "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"(Технология ТРИЗ)

В презентации представлены 11 этапов  обучения детей рассматриванию сюжетной картины по технологии мастера ТРИЗ Татьяны Александровны Сидорчук....

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей...