Презентация "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"(Технология ТРИЗ)
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Наталия Евгеньевна Ли

В презентации представлены 11 этапов  обучения детей рассматриванию сюжетной картины по технологии мастера ТРИЗ Татьяны Александровны Сидорчук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rasskazyvanie_po_kartine_s_priemami_triz.pptx1.49 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине. (Технология ТРИЗ и ТПФ) Автор: мастер ТРИЗ, Сидорчук Татьяна Александровна город Ульяновск, Россия.

Слайд 2

Сидорчук Татьяна Александровна город Ульяновск ,Россия -медалист Российской академии наук; Научный руководитель общественной организации «Волга- ТРИЗ», Международной ассоциации, руководитель 24 экспериментальных площадок по России. Автор более 250 публикаций в России и за рубежом по использованию ОТСМ - ТРИЗ в педагогике; Кандидат педагогических наук Преподаватель педагогического колледжа ;

Слайд 3

Этапы рассматривания картины 1 этап:ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ 2. УСТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗЕЙ МЕЖДУ ОБЪЕКТАМИ НА КАРТИНЕ 3этап. ТЕКСТЫ, СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ 4этап. СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ 5этап.ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ 6этап. ОПИСАНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ НА КАРТИНЕ 7этап. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ 8этап СМЫСЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИНЫ 9этап. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ 10этап. СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 11этап. СОСТАВЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПО МОТИВАМ СОДЕРЖАНИЯ КАРТИНЫ

Слайд 4

Методика рассчитана на два типа рассказов по картине . 1тип "Текст реалистического характера". Цель : обучение составлению описательных рассказов по картине . рассказ , как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины, как раскрытие темы; развернутое описание конкретно взятого объекта; словесно-выразительное описание изображенного с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.; создание рифмованных описаний содержания картины. 2 ой тип "Текст фантастического характера". Цель : составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного. рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; рассказ от имени изображенного объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; сказки по мотивам изображенного на картине; рифмованные тексты фантастического плана.

Слайд 6

1 этап: ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОСТАВА КАРТИНЫ Объекты картины по мере их называния, обозначаются схемами. Дети : девочка, еще девочка… В.: давайте их назовем. Д.: Девочка Света, которая держит куклу и девочка Таня, которая плачет. Мальчика зовут Сережа… В.: Кто еще, что видит? Д.: лужа, прутик, мяч, кукла, елочка, еще елочка… В.: хорошо, много елочек: одна слева, другая в правой части картины. Д.: цветы, много цветов разных, больше всего ромашек. Небо, земля, трава… Кофта, юбка…

Слайд 7

2 этап: Установление взаимосвязей между объектами на картине "Мячик и вода в луже: мяч попал в лужу, лежит на ней, стал мокрым. Значит, они связаны". "Мячик и прутик: кончик прутика касается мяча и подталкивает его к краю лужи". "Прутик и мальчик: рука мальчика держит прутик, которым он хочет достать мяч". "Девочка Таня и мячик: мяч этот Танин, она с ним долго играла и полюбила эту игрушку". "Девочка Таня и девочка Света: они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню". "Одежда, игрушки - объекты рукотворного мира. Их сделали руки

Слайд 8

3 этап: ТЕКСТЫ, СОЗДАННЫЕ НА ОСНОВЕ ВОЗМОЖНОГО ВОСПРИЯТИЯ ОБЪЕКТА ЧЕРЕЗ РАЗНЫЕ ОРГАНЫ ЧУВСТВ Волшебник "Я слышу" - описание возможных ощущений полученных с помощью слуха . "Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!" "Я слышу, как прутик постукивает мячик". Волшебник "Я ощущаю лицом и руками" - описание возможных ощущений полученных с помощью тактильных анализаторов "Я чувствую, какая елочка колючая и веточки у нее как маленькие ежики". Волшебник "Я нюхаю" - описание возможных ощущений полученных через органы обоняния. " Елочка пахнет очень приятно, чувствую запах цветов и меда". "Я чувствую, как мяч пахнет резиной. Его ведь купили в магазине и он новый".

Слайд 9

4 этап: СОСТАВЛЕНИЕ ЗАГАДОК И МЕТАФОР ПО КАРТИНЕ Основные модели загадок 1. . Какой, что такое же у другого объекта? У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос "Какой?" и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен. 2.Модель «Что делает? Кто или что делает так же?» (Дети выделяют у объекта действия. Затем перечисляют другие объекты, у которых данные действия ярко выражены). 3.Модель «На что это похоже? Чем отличается?» (К выбранному объекту подбирают похожие по внешнему облику объекты; фиксируют их отличительные признаки на ощупь».

Слайд 10

Модель «Какой? Что такое?» (С помощью педагога дети у объекта выделяют признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делают подборку объектов, у которых данный признак ярко выражен).

Слайд 11

5этап: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ ОБЪЕКТОВ ВО ВРЕМЕНИ Для преобразования объектов во времени необходимо определить время года и части суток, изображенные на картине . Волшебник прошлого времени "Магазин игрушек ". А прошлым летом этот мяч лежал в витрине магазина. Там было много разных мячей: маленькие и большие, одноцветные и разноцветные, и даже с симпатичными рисунками. Ребята заглядывались на красивые мячи, а родители их покупали. Так очередь дошла и до нашего мячика. Его купили для Тани в подарок ко дню рождения. Волшебник будущего времени

Слайд 12

6этап: ОПИСАНИЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЯ ОБЪЕКТОВ . А) с позиции стороннего наблюдателя Б) в роли самого объекта Лужа . А). На картине лужа. Она изображена чуть ниже центральной части, ближе к правой ее стороне. Б). Я лужа на опушке леса. Вокруг меня - трава. Совсем рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу. Белый бантик . А). Белый бантик находится в левой центральной части картины. Б). Я белый бантик. Хорошо устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.

Слайд 13

7этап:СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ С РАЗНЫХ ТОЧЕК ЗРЕНИЯ " Лужа - воображала ". Я - красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила. Все хотят поближе ко мне быть. Вот и детей я не звала, а ноги их сами ко мне привели. Ха! Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться. Ну ладно, смотри, смотри, не жалко. Эй, елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало , скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой!… (и лужа высохла). "Грустный мяч". 1. Я грустный мяч . 2. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми - все это не вызывает у меня радости . Я только вздыхаю и думаю: "Ох, какие дети все шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!". Вот опять меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть! Другого не ожидал. Только бы не заплакать! О-хо- хох …

Слайд 14

8этап: СМЫСЛОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАРТИНЫ "Добро век не забудется". "Жизнь дана на добрые дела". "Мир не без добрых людей". "Трудно найти, легко потерять". "Умел ошибаться, умей исправляться". "Поспешишь, людей насмешишь". "Слезами горю не поможешь". Рассуждение и рассказ на тему: "Мир не без добрых людей". Пословица подходит к картине, потому что Таня сама одна не достала бы мяч. Она заплакала, а Сережа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик. А если бы не было Сережи, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что "Мир не без добрых людей". Составила Лена К. (6 лет 3 мес.)

Слайд 16

9 этап:СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ-ФАНТАЗИЙ Преобразование: увеличение размера. Объект - "мяч". Мяч стал надуваться. Делаться большим, намного больше лужи и прикрыл собой всю ее. Ребята удивились и стали думать, как же теперь с ним можно играть (изобретательская задача). Ой, что со мной случилось? Я толстею и становлюсь огромным. Как мне тяжело! Но зато я могу сам выкатиться из лужи (обсуждение ситуации на уровне "хорошо-плохо").

Слайд 17

10 этап:СОСТАВЛЕНИЕ СКАЗОК НРАВСТВЕННО - ЭТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА 1 этап : описание места происходящего до появления неловкого Мяча. 2 этап : перечисление героев истории и наделение их характеристиками. Лужа - ворчливая, Цветы - пересмешники, Елочки - молчаливые, равнодушные, Веточка - трудолюбивая, Лужайка - мудрая. 3 этап : появление неуклюжего Мяча и случай с ним. 4 этап : отношение каждого героя к случаю. 5 этап : мораль истории . Сказка, которая так похожа на правду. 1.Наша история происходила на Лужайке, которую только что полил теплый летний дождик. Яркое солнце уже успело осветить умытую землю. 2 . Даже пересмешницы - Ромашки на миг успокоились. Вода в Луже перестала волноваться и ворчать. Елочки и до того спокойные и молчаливые, совсем притихли и задумались.Веточка лежала на траве совсем без дела 3 .. Все бы было так до вечера, если бы не Его Величество Случай. Откуда не возьмись, появился Мяч.Совершенно не замечая окружающих, он неуклюже хлопнулся прямо в Лужу. 4.Лужа зашевелилась и стала возмущаться: "Что это за безобразие! Нахал какой! Совсем под ноги себе не смотрит. Растревожил меня. Только мудрая Лужайка некоторое время, понаблюдав за происходящим, глубокомысленно произнесла: "Эх, пересмешники, ворчуны и ленивицы, а если вы в беду попадете? Ведь правду люди говорят: 5"Не смейся над чужой бедой - своя может быть впереди".

Слайд 18

СОСТАВЛЕНИЕ РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ ПО МОТИВАМ СОДЕРЖАНИЯ КАРТИНЫ Для создания рифмованного текста можно пользоваться алгоритмом: Жили-были как-то кто-то, Ой, какие были кто-то, Что-то делали они, На картину посмотри. И закончив, говори: "Вот какие кто-то На картине той-то…". Возможны варианты создания рифмованного текста. Он может начинаться со слов "Если эти кто-то…, то они чего-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то…", "Кто-то был такой-то и свершал он то-то, потому что был такой-то…". Жил-был прутик от березы, И был он крепкий, без занозы. Всегда и всем он помогал И даже мячик он спасал. Вот какой на картине прутик надежный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»

«Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием технологии ТРИЗ»...

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

В материале представлены этапы составления творческих рассказов с дошкольниками....

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

Знакомство с игровыми упражнениями, в процессе которых, дети усваивают схему составления рассказа по картине....

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей...