Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»
консультация на тему

Матросова Наталья Петровна

 Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ»

Для  успешной  подготовки  ребенка  к  школе  во  все  без  исключения программы  воспитания  и  обучения  дошкольников,  рекомендованные Министерством образования России, включен раздел по формированию умений самостоятельно составлять рассказ по сюжетным картинам. Можно сделать вывод, что более неинтересного вида деятельности в детском саду, чем составление рассказа по картине, нет.

Но ведь такой вид работы необходим!

Как заинтересовать ребенка?

Традиционная методика не ведет  к  развитию  самостоятельности  детей  при  составлении  творческих рассказов по сюжетной картине. Рассказы  детей  фактически  являются  вариантами  образца  рассказа воспитателя; теряется интерес к рассказу своих сверстников, потому что тексты однообразны. Все дети группы не имеют возможности рассказать свой текст — им отводится роль пассивного слушателя. Не  решается  задача  формирования  обобщенного  способа составления рассказа по сюжетной картине, т.к. ребенок не понимает, по каким правилам он строится.  И  в  то  же  время  ребенок должен  к  поступлению  в  школу  уметь составлять рассказы по картине.  

Технология ТРИЗ – Теория Решения Изобретательских Задач (автор Г.С. Альтшулер). Целью использования ТРИЗ – технологии является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне.

При обучении детей, по традиционной методике они уже через 1  2  дня  забывают даже название картины и не помнят ее смыслового значения. При планомерной работе по методике ТРИЗ даже через неделю дети способны составить рассказ по данной картине по памяти. При этом их рассказы могут носить творческий, более оригинальный характер.

Образец рассказа, используемый воспитателем в итоговой беседе, в отличие от стандартной методики, стимулирует детей для составления рассказов по следующей картине.

Ценным показателем является умение детей производить оценку собственного рассказа и рассказов сверстников.

Содержание этапов работы над картиной

Этап 1. Определение объектов на картине.

Цель:

  • учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;
  • учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»;
  • активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).

Алгоритм определения состава картины

- Перечисли объекты, изображенные на картине

- схематически изобрази их на листе бумаги

- сгруппируй по какому – либо признаку

- озвучь правило этого этапа « Смотрю на картину и называю объекты» Покажи эмблему.

Пример занятия

Педагог: К нам пришла в гости картина. Посмотрите на нее. Давайте возьмем подзорную трубу и перечислим, что мы на ней видим. Посмотрим, кто самый внимательный, кто больше всех увидит и назовет много разных предметов

(Педагог по мере называния объектов обозначает их схемами.)

Для мотивации детей к выделению объектов на картине кроме приемов «подзорная труба» можно использовать прием «бинокль» или приглашение «Волшебника Деления». Последовательность на называния объектов на картине может быть любой.

Выявлять части одного объекта можно с помощью приемов: «Аукцион», «Охота за потребностями», «Кто самый внимательный» и др. Все эти упражнения проводятся как соревнования с целью более полного выделения частей объектов.

Этап 2.«Установление взаимосвязей между объектами на картине».

  • Цель учить детей находить взаимосвязи объектов, изображенных на картине;
  • учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками;
  • учить запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Один объект связан с другим»;
  • активизировать словарь дошкольников в соответствии с
    сюжетом картины (называние действий и взаимодействий объектов).

Алгоритм установления взаимосвязей между объектами на картине.

  1. Выдели два объекта на картине.
  2. Объясни, почему они между собой связаны.
  3. Объедини названные объекты стрелками.
  4. «Все объекты между собой связаны», « Один объект связан с другим, потому, что…».

Для обучения установлению взаимосвязей между объектами на картине предлагаются следующие творческие задания:

  • пришел волшебник Объединения и соединил два предмета. Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;
  • «Ищу друзей»  найти  объекты, которые между собой связанному эмоциональному расположению. И т.п.

Работа по активации речи: обучение детей сопоставлению не только простых, но и сложноподчиненных предложений, с краткими рассказами- рассуждениями.

Модель таких рассказов:

  • утверждение, что с чем связано;
  • ряд доказательств утверждения с помощью слов «во-первых…, потому что»; «во-вторых…, потому что»; «в-третьих,…» и т.п.;
  • вывод-подтверждение.

Последовательность объединения объектов может быть любой в зависимости от выбора детей.

Пример занятия

П.: Давайте поиграем в сыщиков и раскроем тайну картины: все изображенные предметы между собой связаны. Найдем эти связи. Для  обучения  установлению  взаимосвязей  между  объектами на  картине предлагается детям следующие творческие задания:—пришел Волшебник Давай и соединил два предмета (Педагог указывает на них.) Волшебник просит объяснить, почему он это сделал;—«Ищу друзей» —найти объекты, которые между собой связаны по взаимному эмоциональному расположению

 Этап 3. «Составление сравнений, загадок и метафор по картине».

  • Цель: учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям;
  • учить узнавать эмблему этапа и озвучивать правило:
    «Я смотрю на предмет, изображенный на картине, и могу сравнить его признаки с признаками других предметов»;
  • активизация словаря дошкольников по сюжету  картины (проговаривание прилагательных).

Алгоритм составления загадок

Загадки составляются из трех сравнений одного объекта с другими.

  • Выбери предмет на картине и перечисли его особенности — признаки (цвет, форму, его части...).
  • Выбери один из вопросов, по которому ты будешь составлять загадку:
  • Какой предмет? Что такое же у других предметов?
  • Что делает? Кто или что делает так же?
  • На что это похоже? Чем отличается?
  • Перечисли предметы, похожие на выбранный тобой.
  • Найди в них общее.
  • Составь текст загадки с помощью слов: «как», но не».

Алгоритм мыслительных действий

 1.«Вхождение в картину»

2.Выбор органа чувств, который помогает «путешествовать» по картине.

3.Речевая зарисовка ощущений.

В  работе  с  картиной   используется прием приглашения  волшебников-помощников: «Я чувствую запах», «Я пробую на вкус», «Я слышу», «Я вижу», «Я трогаю руками».

Пример занятия

П: Ребята, перед вами лежат карточки, посмотрите, каким волшебником вы будете.  «Войдите в картину» и опишите свои ощущения от лица любого героя картины или стороннего наблюдателя. Начинайте  речевую  зарисовку  с  фразы:  «Я  слышу,  как...»,  «Я  чувствую запах...» и т.д

Этап 4. «Представление возможных ощущений с помощью разных органов чувств».

Цель:

  •  учить детей на основе восприятия объекта представлять
    возможные ощущения через разные органы чувств (слух,
    обоняние, осязание);
  • учить детей находить эмблемы этапа и озвучивать правило:
    «Я смотрю на предмет и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь»;
  • активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине

1. Посмотри на картину, «войди в нее».

2. Выбери орган чувств, который поможет тебе «путешествовать» по картине.

3. Опиши свои ощущения.

4. Найди эмблемы этого этапа.

Описание возможных ощущений, полученных через органы обоняния. Волшебник «Я нюхаю»

Описание возможных ощущений, полученных с помощью тактильного анализатора. Волшебник «Я ощущаю лицом и руками»

Описание возможных ощущений, полученных с помощью органа слуха. Волшебник - «Я слышу» (чувствую)

Пример занятия

Для обучения детей пространственной ориентировке на картине можно  использовать такие игры как: Игра «Да — нет»

П: Я  загадала объект на картине, а вы с помощью вопросов, установите  его местонахождение.

-Вопросы задавайте таким образом, чтобы я могла отвечать только «Да» или «Нет».

-А сейчас выберите любой объект на картине и опишите его местонахождение от лица, данного объекта.

Игра «Ожившая картина»  Игра  может  быть  продолжением    игры  «Да —нет». Найденный  объект «оживает» и находит себе место на сцене (трехмерное пространство). Задача ребенка описать объект по месту на картине, а затем указать его на сцене. Постепенно выстраивается композиционная модель картины на сцене.

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени.

1.Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.

2.Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы.

3.Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта.

4.Назвать рассказ.

Этап 6 «Определение местонахождения объектов на картине».

Цель:

  • учить детей пространственной ориентировке на картине;

активизировать в речи слова, обозначающие пространственные понятия (наречия);

  • учить детей находить эмблему этапа и озвучивать правило:
    «У каждого объекта есть свое место на картине»

Алгоритм мыслительных действий

Выбери предмет. Определи, где он находится на картине.

Опиши, как расположены другие предметы по отношению к нему:

а)        как это видит тот, кто рассматривает картину;

б)        с позиции выбранного предмета.

Правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине».

 «У каждого объекта есть свое место на картине. Каждый объект на картине может быть описан через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства центральная часть; левая  правая; нижняя  верхняя части картины; правый  левый; верхний  нижний углы картины и т.п. ближе  дальше; впереди  сзади; около; между; за; перед; после; в глубине…

Игра «Да  нет» на плоскости

Педагог загадывает объекты на картине, а дети с помощью вопросов, сужающих поле поиска в пространстве, устанавливают его местонахождение.

Вопросы задают таким образом, чтобы ведущий мог отвечать только «Да» или «Нет». Идет постепенное суждение поля поиска через отсечение лишнего пространства на плоскости.

Этап 7. «Составление речевых зарисовок с использованием

Разных точек зрения».

Цель:

  • упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на
    картине, изменять свое настроение во времени;
  • учить составлять речевую зарисовку от имени какого-либо объекта на картине;
  • учить узнавать эмблемы этапа и озвучивать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня... характер» (определение вставляется по смыслу);
  • активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

Алгоритм мыслительных действий

Выбери героя на картине.

1.Определи его настроение или свойства характера.

«Войди» в образ героя (представь себя им).

2. Опиши, как воспринимает выбранный тобой герой то, что изображено на картине.

3. Правило этого этапа: «Я превращаюсь в героя, изображенного на картине, и у меня ... характер».

Перед тем как обучать ребенка составлению речевых зарисовок от первого лица, необходимо следующие творческие задания:

«Я назову тебе черту характера, а ты назови противоположную ей (например: добрый злой)».

«Превратись в кого-нибудь или во что-нибудь зависимости от ситуации»

Для обучения детей речевым зарисовкам от лица одного из объектов картины с заранее заданной характеристикой используется прием «эмпатии». Он заключается в том, что ребенок называет себя объектом и «входит» в его эмоциональное состояние или принимает какую-то черту его характера.

 Этап 8. «Описание объекта с изменением его характеристики

во времени».

Цель: 

  • учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени;
  • учить детей показывать эмблему этапа и озвучивать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом»;    
  • активизировать словарь детей с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было — будет; утро — вечер; весна осень; раньше — позже; до того — после того...).

Алгоритм мыслительных действий

Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.

Представь прошлое (будущее) объекта с учетом изменения его признаков, действий.

Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.

Правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».

Этап 9 «Понятие о смысловых характеристиках картины».

Цель:

  • учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины;
  • учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений;
  • активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины;
  • учить детей узнавать эмблему этапа и озвучивать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Алгоритм мыслительных действий

  • Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прослушай текст пословиц и поговорок о них. (Текст читает педагог.)
  • Рассмотри сюжет картины. Как связаны с ней каждая пословица или поговорка.
  • Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит для названия картины.
  • Правило этого этапа: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

Для осмысления содержания картины необходимо использовать пословицы и поговорки. Они могут иметь прямой и иносказательный смысл, более значимый по сравнению с тем, который в них выражен. Но смысл пословицы, поговорки так емок, что предоставляет возможность человеку по-разному толковать его. Данная многозначность позволяет «привязать» житейскую мудрость к картине любого содержания.

«Ромашка мудрости». Воспитателем готовятся листочки бумаги в виде лепестков, на которых написаны разные пословицы и поговорки как знакомые так и не знакомые детям. Задание: выдерни «лепесток», объясни, почему так назвали картину? (Текст пословицы читает воспитатель; рассуждения происходят вместе с детьми.) Следующая игра «Найди самое удачное название картины».

         Игры с сюжетной картиной не обязательно растягивать на две недели. Вы можете проводить их в любой последовательности. Но обязательно надо начинать с первых двух этапов.

         Попробуйте сами сочинить рассказ по картине, но озвучивайте его только после того, как ребенок рассказал свой.

          Обязательно записывайте детские рассказы!

Проанализировав созданный ребенком текст, Вы можете наметить пути дальнейшего развития речи ребенка.

Используя данную методику, качественно решается задача обучения составлению детьми связанного текста по сюжетной картине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

МАСТЕР – КЛАСС на тему: «Обучение детей старшего дошкольного возраста составлению творческих рассказов по картине, используя технологию ТРИЗ».

Качественно решается задача обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине, формируется устойчивый интерес дошкольника к созданию собственного речевого продукта....

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

В материале представлены этапы составления творческих рассказов с дошкольниками....

Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картинке (технология ТРИЗ)

Знакомство с игровыми упражнениями, в процессе которых, дети усваивают схему составления рассказа по картине....

Презентация "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"(Технология ТРИЗ)

В презентации представлены 11 этапов  обучения детей рассматриванию сюжетной картины по технологии мастера ТРИЗ Татьяны Александровны Сидорчук....

Игровая ситуация в подготовительной к школе группе с использованием ТРИЗ технологий. Тема: «Составление детьми творческих рассказов по портрету»

Данный конспект предназначен для работы с детьми подготовительной группы. Конспект дает возможность научить детей составлять творческий рассказ по портрету используя алгоритм, и методическое пособие ...

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине (Технология ТРИЗ): Методическое пособие для воспитателей детских садов и родителей...