Главные вкладки

    МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»
    учебно-методический материал по развитию речи на тему

    Подопригора Людмила Сергеевна

    Данный материал поможет в распространении педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл master-klass.docx447.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    МБДОУ «Елань-Коленовский детский сад №1»

    МАСТЕР – КЛАСС ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

    Подготовила:

    Воспитатель

    Подопригора Л.С.

    Елань-Колено 2018 г.

    Цель: распространение педагогического опыта работы с детьми дошкольного возраста в обучении составлению творческого рассказа по картине.

    Задачи: 

    • передать способы методических приемов в овладение детьми основных этапов работы над картиной;
    • создать атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

    Добрый день уважаемые коллеги! Сегодня я хочу поговорить с вами о ТРИЗ технологии. ТРИЗ зародился давно, в 1946 году, основателем данной технологии является великий немецкий философ, писатель, изобретатель Генрих Саулович Альтшуллер. А в дошкольное образование ТРИЗ пришел в 80 годы, в то время бурную деятельность по данной технологии развивала педагог Л, Б Фесюкова, Шустерман, Т Н Доронова. чуть позже присоединились ряд известнейших педагогов Светлана Гин, Светлана Пристяжная и другие.

    Для детей в речевом плане характерно стремление сочинять рассказы на определенную тему. Следует всемерно поддерживать это стремление детей и развивать их навыки связной речи. Большим подспорьем для педагога в этой работе могут стать картины.

    Картина любого жанра содержит богатый образовательный потенциал и

    широко используется в разных видах деятельности: в рассматривании с

    последующим обсуждением, составлении рассказа, в играх – путешествиях,

    дидактических играх.

    На мой взгляд, наиболее сложным является составление рассказа по картине.

    Когда я пользовалась классической схемой составления рассказа, мне было

    трудно поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности; и такие

    занятия зачастую, не приносили удовлетворения и были скучны для детей.

    Игровые методы и приемы ТРИЗ превращают составление рассказа по

    картине в увлекательное действо, потому что раздвигают привычные рамки

    стереотипа поведения взрослого и детей, дают педагогу свободу в выборе

    методов и приемов при условии соблюдения заданного технологией

    алгоритма данной деятельности. Согласно ТРИЗ, работа с картиной в группе

    продолжается две недели.

    Творческая речевая деятельность находится в прямой зависимости от уровня развития мышления ребенка. Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение детей составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления. В работе с детьми можно выделить несколько этапов, на каждом из них представлена какая-либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается  способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение ребенка  осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений.

    Этапы работы над картиной

    Этап 1. Определение состава картины

    Цель:

    • учить детей определять объекты, изображенные на картине, и схематизировать их;
    • учить детей запоминать эмблему этапа и озвучивать правило: «Смотрю на картину и называю объекты»;
    • активизировать словарь дошкольников в соответствии с сюжетом картины (называние объектов и их частей).

    Алгоритм определения состава картины.

    Перечисли объекты, изображенные на картине.

    Схематически изобрази их на листе бумаги.

    Сгруппируй по какому-либо признаку.

    Правило этого этапа: «Смотрю на картину и называю объекты». Покажи его эмблему.

    Я предлагаю взять бинокль, наведите его на один из объектов картины и назовите его. Теперь прошу пройти к столам и зарисовать выбранный объект схематично. Как только схемы будут готовы, перечисляя их названия, начиная с главного, разместим на доске

    Этап 2. Найдите на картине взаимосвязи между объектами

    Цель:

    -        Учить детей находить взаимосвязи объектов на картине.

    -        Учить объяснять связи между объектами и обозначать их стрелками.

    -        Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Один объект связан с другим».

    -        Активизации словаря дошкольников по сюжету картины (называние действий и взаимодействий объектов).

    Оборудование: сюжетная картина «Спасаем мяч», лист бумаги с обозначенными на первом этапе объектами, фломастер контрастного цвета, эмблема этапа 2.

    Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине:

    1.        Выдели два объекта на картине.

    2.        Объясни, почему они между собой связаны.

    3.        Объедини названные объекты стрелками.

    4.        Скажи правило этого этапа: «Все объекты между собой связаны, и я могу объяснить почему» или «Один объект связан с другим, потому что….». Узнай эмблему этапа.

    Пример:

    П.: Давайте поиграем в сыщиков и узнаем тайну картины: Все объекты между собой связаны. Найдем эти связи.

    Д.: «Мячик и вода в луже связаны между собой: мяч попал в лужу, лежит в ней, стал мокрым». Ребенок на листе бумаги с выделенными объектами рисует контрастным фломастером стрелку от мяча к воде.

    «Мячик и прутик связаны, потому что прутик касается мяча и подталкивает его к краю лужи», проводится стрелка от прутика к мячу.

    «Прутик и мальчик связаны между собой. Во-первых, рука мальчика держит прутик, во-вторых, прутик нужен, чтобы достать мяч, поэтому я провожу стрелку от мальчика к прутику».

    «Девочка Таня и девочка Света связаны между собой, так как они подружки, вместе играли. Света жалеет Таню». Проводится стрелка от Светы к Тане

    П.: Что мы сейчас делали?

    Д: Играли в игру «Сыщики»

    П.: Вот эмблема игры (показ эмблемы этапа 2) и ее правило: «Один объект связан с другим, потому что….».

    Этап 3.Составьте сравнение, загадку или метафору  по картине

    Цель:

    • Учить детей составлять сравнения, загадки или метафоры по моделям.
    • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».
    • Активизация словаря дошкольников по сюжету картины (проговаривание прилагательных).

    Оборудование:

    сюжетная картина «Спасаем мяч», модели составления сравнений, загадок, метафор, фломастер, эмблема этапа 3.

    Алгоритм составления сравнений.

    Алгоритм

    Пример

    1. Выбери объект на картине

    Мяч

    2. Выбери признак объекта и назови проявление этого признака в данном объекте.

    Форма.

    По форме - мяч круглый.

    3. Найди проявление данного признака в другом объекте.

    Круглое по форме бывает колесо, солнце, Колобок и т.д.

    1. Составь словосочетание:

    Объект - признак – другой объект

    Мяч по форме круглый, такой же, как Колобок.

    5. Скажи правило этого этапа

    «Я смотрю на объект и могу сравнить его признаки с признаками других объектов».

    6. Узнай эмблему этапа 3.

    Этап 4. Представьте возможные ощущения с помощью разных органов чувств

    Цель:

    • Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (слух, обоняние, осязание).
    • Учить детей узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь».
    • Активизировать в речи слова, характеризующие звуки, запахи и тактильные ощущения.

    Оборудование:

    сюжетная картина «Спасаем мяч», три эмблемы четвертого этапа (изображение носа, уха, руки).

    Алгоритм мыслительных действий:

    1. Посмотри на картину, «войди в нее».
    2. Выбери орган чувств, который поможет «путешествовать» по картине.
    3. Сделай речевую зарисовку  возможных ощущений.
    4. Скажи правило этого этапа «Я смотрю на объект и представляю, чем он может пахнуть, какие издает звуки и какой он на ощупь». Узнай эмблемы четвертого этапа.

    Примеры

    4.1 Описание  возможных ощущений, полученных с помощью слуха. Волшебник «Я слышу»:

    «Я слышу, как мяч шлепнулся в лужу: плюх!»

    «Я слышу, как прутик постукивает о мячик».

    «Я слышу, как Таня плачет, а мальчик ее успокаивает и говорит: «Тише, Танечка, не плач: не утонет в луже мяч».

    «Я слышу, как шумит ветерок, и щебечут птички».

    «Я слышу, как мама зовет Таню домой».

    Этап 5. Составьте рифмованные тексты по мотивам содержания картины

    Цель:

    • Учить детей подбирать рифмы к объектам на картине и составлять из них рифмованные тексты.
    • Активизировать речь за счет рифмующихся слов.
    • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «Я называю объект и составляю про него рифмовку».

    Оборудование:

    сюжетная картина  «Спасаем мяч», лист бумаги для фиксации рифмованных текстов, фломастер, эмблема пятого этапа.

    Алгоритм составления рифмованных текстов создан на основе сочинения лимериков.

    Алгоритм

    Пример

    1. Подбери рифмующиеся слова к объектам на картине

    Мячик - зайчик, бантик – фантик, девочка - припевочка, палочка - помогалочка и т.д.

    2. Из пары слов составь двустрочник так, чтобы каждая строчка заканчивалась рифмующимся словом

    Жила - была девочка,  

    И была она припевочка;

    На голове сидел бантик

    И был похож на фантик.

    3. Из двустрочников собери четверостишье

    Жила - была девочка,  

    И была она припевочка;

    На голове сидел у нее бантик

    И был похож на фантик

    4. Добавь пятую строчку - вывод по содержанию картины. Пятая строчка не рифмуется.

    Жила - была девочка,  

    И была она припевочка;

    На голове у нее сидел бантик

    И был похож на фантик

    Она веселилась и не знала пока о своей неприятности.

    5. Выразительно прочти рифмовку.

    6. Скажи правило этого этапа и узнай эмблему этапа.

    «Я называю объект и  составляю про него рифмовку»

    Этап 6. Определите местонахождение объекта на картине

    Цель:

    • Учить детей пространственной ориентировке  на картине.
    • Активизировать в речи слова, обозначающие пространственные ориентировки (наречия).
    • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждого объекта есть свое место на картине».

    Оборудование:

    сюжетная картина  «Спасаем мяч», эмблема этапа 6.

    Алгоритм мыслительных действий:

    1. Выбери объект, определи его местонахождение на плоскости картины.
    2. Опиши объект с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему:

                 а) с позиции постороннего наблюдателя;

                 б) в роли самого объекта.

    1. Скажи правило этого этапа: «У каждого объекта есть свое место на картине». Узнай эмблему этапа.

    Примеры рассказов детей, описывающие местонахождения объекта на картине

    Лужа.

    а). На картине лужа. Она изображена  чуть ниже центральной части, ближе к правой ее стороне.

    б). Я лужа на опушке леса. Вокруг меня – трава. Рядом стоит мальчик, чуть подальше девочки. Елочки от меня стоят так далеко, что я их почти не вижу.

    Белый бантик.

    а). Белый бантик находится в левой центральной части картины.

    б). Я белый бантик. Хорошо устроился на голове у светловолосой девочки. Мы вместе с ней присели и оказались поближе к лужице, в которой я красиво отражаюсь.

    Этап 7. Составьте речевые зарисовки, используя  разные точки зрения

    Цель:

    • Упражнять детей в умении перевоплощаться в объект на картине, изменять свое настроение во времени.
    • Учить составлять речевую зарисовку от  имени какого-либо объекта на картине.  
    • Учить узнавать эмблемы этапа и проговаривать правило: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер».
    • Активизировать в речи слова, обозначающие свойства характера объекта.

    Оборудование:

    сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблема этапа 7.

    Алгоритм мыслительных действий:

    1. Выбери объект (героя) на картине.
    2. Определи его эмоциональное состояние, настроение или свойства характера.
    3. Войди в образ героя.
    4. Опиши восприятие изображенного на картине с точки зрения выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой.
    5. Скажи правило этого этапа: «Я превращаюсь в объект на картине и у меня какой-то характер». Узнай эмблему этапа.

    Пример

    Речевые зарисовки, составленные детьми совместно с педагогом от имени объекта

    Грустный мяч.

    Я грустный мяч. У меня всегда плохое настроение. Солнце светит или дождь идет, лежу ли я в сторонке или играю с детьми – все это не радостно. Я только вздыхаю и думаю: «Ох, какие дети все шумные. Почему они все время бегают? Ох-ох-ох!». Вот опять меня взяли. Сейчас будут бросать. Обязательно не удержат в руках, и тогда я точно попаду в лужу. Так и есть! Только бы не заплакать! О-хо-хо…

    Лужа – воображала.

    Я – красавица лужа. Я такая прозрачная, голубоватая, что небо всегда на меня смотрит и завидует. И вода у меня  тепленькая и ласковая, поэтому все меня любят. Вон как травка обступила. Все хотят поближе ко мне быть. Вот и дети. Ха! Даже этот выскочка мяч не утерпел, хотел еще раз мною полюбоваться и искупаться. Ну ладно, смотри, смотри, не жалко. Эй, елочки, а вы меня видите? Как я вам? Солнышко, солнышко, ты многое видало, скажи, что я самая красивая. Краше меня никого на свете нет. Ах, как приятно солнышко припекает. Это оно для меня старается. Ой!… (и лужа высохла).

    Этап 8. Опишите объект, изменяя его во времени

    Цель:

    • Учить составлять речевые зарисовки об изменении объекта во времени.
    • Учить детей узнавать эмблему этапа и проговаривать правило: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом».
    • Активизация словаря с использованием речевых оборотов, характеризующих временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позже, до того –  после того…).

    Оборудование:

    сюжетная картина «Спасаем мяч», эмблема этапа 8.

    Алгоритм мыслительных действий:

    1. Выбери объект, определи его состояние в настоящее время.
    2. Представь прошлое (будущее) объекта с учетом  изменения его признаков.
    3. Составь речевую зарисовку о прошлом (будущем) объекта.
    4. Скажи правило этого этапа: «Я выбираю объект и представляю, что было с ним раньше и что будет с ним потом». Узнай эмблему этапа.

    Пример

    Речевые зарисовки, составленные детьми с помощью Волшебника Прошлого Времени.

    «Игры с мячом».

    Ребята играли с мячом в разные игры: перебрасывали друг другу, подбрасывали вверх, играли в вышибалы.… А когда стали играть в игру «А ну-ка отними!» – мячик выскользнул из рук мальчика и упал прямо в лужу, сейчас он там лежит.

     «Магазин игрушек».

    Прошлым летом мяч лежал в витрине магазина. Там было много разных мячей: маленькие и большие, одноцветные и разноцветные, и даже с симпатичными рисунками. Ребята заглядывались на красивые мячи, а родители их покупали. Очередь дошла и до нашего мячика. Его купили для Тани в подарок ко дню рождения.

    Этап 9.  Найдите смысловые характеристики картины

    Цель:

    • Учить детей находить и объяснять смысловое содержание картины.
    • Учить детей составлять речевые зарисовки по типу рассуждений.
    • Активизировать в речи слова, обозначающие смысл сюжета картины.
    • Учить детей узнавать эмблему  этапа и проговаривать правило: «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл».

    Оборудование:

    сюжетная картина «Спасаем мяч», ромашка мудрости, эмблема этапа 9.

    Алгоритм мыслительных действий:

    1. Возьми несколько лепестков «Ромашки мудрости» и прочти текст пословиц и поговорок на них (текст читает педагог).
    2. Рассмотри сюжет картины через призму каждой пословицы или поговорки.
    3. Объясни, почему та или иная пословица подходит или не подходит в качестве названия картины.
    4. Скажи правило этого этапа «У каждой картины есть мудрость, правило жизни или главный смысл». Узнай эмблему этапа.

    Лепестки «Ромашки мудрости». Перечень пословиц и поговорок.

    «Добро век не забудется».

    «Жизнь дана на добрые дела».

    «Мир не без добрых людей».

    «Трудно найти, легко потерять».

    «Умел ошибаться, умей  исправляться».

    «Семь раз примерь, один раз отрежь».

    «Поспешишь, людей насмешишь».

    «Слезами горю не поможешь».

    «Не было бы счастья, да несчастье помогло».

    «Без беды друга не узнаешь».

    «Ум хорошо, а два лучше».

    «Под лежачий камень и вода не течет».

    «Мал золотник, да дорог».

    «Не копай другому яму, сам в нее ввалишься».

    «Всякая вина виновата».

    «Сам кашу заварил, сам и расхлебывай».

    «Охота, пуще неволи».

    Рассуждение на тему: «Мир не без добрых людей».

    Пословица подходит к картине, потому что Таня сама одна не достала бы мяч. Она заплакала, а Сережа ей стал помогать. Он хороший, отзывчивый мальчик. А если бы не было Сережи, то могли бы помочь другие дети или кто-нибудь из взрослых у кого доброе сердце. Поэтому и говорят, что «Мир не без добрых людей».

    Составила Лена К. (6 лет 3 мес.)

    Заключение

    Педагогам необходимо планировать не более 6-7 сюжетных картин в год для составления рассказов по ним, потому как основная цель, не рассказ по данной картине, а усвоение обобщенных способов действий по составлению рассказов по любым сюжетным картинам.

    Используя данную методику, педагоги качественно решают задачу обучения составлению детьми связного текста по сюжетной картине.  Ребенок думает, что он составляет рассказ по конкретной картине. Мы, взрослые, знаем, что важнее понимать главное: при составлении рассказа по картине, ребенок должен мысленно сначала назвать объекты, увидеть связи между ними, представить возможные ощущения, найти местоположение объекта на картине, подумать о том, что было и что будет с конкретными объектами, сделать сравнения по выбранному признаку. Чтобы рассказ получился интересным, то найти рифмовку или составить рассказ от имени какого-либо объекта на картине, найти житейскую мудрость, подходящую к ситуации. Такой подход ведет к формированию устойчивого интереса дошкольника к созданию собственного речевого продукта.


    C:\Users\Анна\Desktop\Download\53_M.png


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образовательных технологий, ИКТ»

    МАСТЕР-КЛАСС воспитателя МАДОУ «ЦРР-д/с № 2» г.Славянска-на-Кубани Недосековой Татьяны Юрьевны по теме «Составление с детьми творческих рассказов по сюжетной картине с использованием современных образ...

    Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ

    Презентация для составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине по технологии ТРИЗ...

    Презентация «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"

    Програма нацелина на развитие в детях позновательного интереса, стремление к получению знаний к положительной мотивации в дальнейшем....

    Консультация для воспитателей ДОУ «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине, используя технологию ТРИЗ»

    Составление детьми творческих рассказов по сюжетной  картине, используя технологию ТРИЗ....

    Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине

    Техника ТРИЗ.Схема составления рассказов детьми дошкольного возраста....

    Консультация для родителей: «Технология составления детьми творческих рассказов по сюжетной картине»

                                              БеседаС родителями группы №9 на родительском с...

    «Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине» Название: «Зима».

    Конспект занятия "Составление детьми творческих рассказов по сюжетной картине"...