Конструкт непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки» с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

 Людмила Павловна  Гимадиева

Данный конструкт способствует развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_nod_volshebnyy_mir_biblioteki_gimadievoy_l.p.docx693.73 КБ

Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад комбинированного вида № 53»

Асбестовского городского округа

Свердловской области

  Конструкт непосредственно – образовательной деятельности

по  развитию связной монологической речи через  обучение составлению  творческого  рассказа

с применением ТРИЗ  «Волшебный мир  библиотеки»  с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

 

Автор:

 Гимадиева  Людмила Павловна,

 учитель-логопед высшая кв.к.,

 

Асбестовский городской округ

2015-2016 учебный год

Содержание работы

Пояснительная записка3

Актуальность, новизна творческой работы 3

Цели, задачи, планируемый результат 4

Возраст участников 5

Условия проведения 5

План  проведения  сценария6

Список литературы15

Приложение16

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность. Литература имеет огромное значение в жизни каждого человека. Ведь человек, в высоком смысле слова, становится человеком благодаря литературе. Книга - источник всяческих знаний. Книги заставляют человека мыслить, воспитывают собственное мнение, развивают воображение.

В настоящее время на государственном уровне вплотную занялись решением проблем литературной сферы и стимулированием самого интереса россиян к чтению. 

2015 год официально объявлен Годом литературы. Указ о его проведении подписан Президентом РФ Владимиром Путиным 12 июня 2014 года. Глава государства отметил, что в будущем году пройдет целый ряд мероприятий, связанных с русской словесностью. К Году литературы в России приурочено проведение огромного числа мероприятий,  к которым я решила присоединиться.

Актуальность и важность проблемы очевидны. Телевизор, компьютеры практически вытеснили книгу из жизни детей. Моя задача - приобщить ребенка к книге.

Конструкт  непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Волшебный мир библиотеки» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, существенно повышает  интерес детей к художественной, классической, современной литературе и  навыкам чтения, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Предоставляет детям возможность в течение НОД поработать  над одной темой, чтобы получить ответы на интересующие их вопросы. Поддерживая стремления детей к творчеству, данный конструкт поможет детям обогатить имеющиеся знания и навыки, даст возможность использовать их, пережить радость открытий, побед и успеха. Исходя из потребностей, интересов и предпочтений детей, работа над темой  позволит каждому ребенку продвинуться вперед и обеспечить выход каждого на свой более высокий уровень.

Новизна творческой работы. В настоящее время большое внимание уделяется преемственности работы школы и детского сада. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения. Все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи. Ещё большего внимания, усиленной подготовки требуют дети с общим недоразвитием речи.

Решению этих задач способствует технология  «Обучение творческому рассказыванию по картине» авторов Сидочук Т.А., Кузнецова А.Б. Данная технология позволяет обучение творческому рассказыванию и одновременно решает задачи развития, как связной речи, так и развития высших психических функций: воображения, внимания, памяти. Это необходимо знать и применять в работе  с детьми с ОВЗ.  Она формирует у детей умение выявлять самые характерные признаки, свойства и качества, ограничивать главное от второстепенного, случайного, а это способствует развитию более содержательной, обдуманной речи.

Это пошаговый метод, помогающий получить гарантированный результат: умение составлять творческий рассказ по картине на фоне устойчивого интереса к этому виду деятельности всех детей. В основу методики положен инструментарий для формирования системно-диалектического способа мышления, разработанный в теории решения изобретательских задач (ТРИЗ). Одной из задач которой – создание у ребенка зоны успеха, т.е. уверенности в своих силах, умению выполнять такую сложную деятельность – как рассказывание. Психологическая готовность в данном случае позволяет преодолеть барьер неуверенности и выводит ребенка на новый уровень речевого развития.

Цель:   развитие связной речи, через  составление  творческого рассказа по сюжетной картине  «Библиотекарь» с элементами ТРИЗ.

Задачи: развивать познавательный интерес,  детскую инициативу, речевые, коммуникативные навыки и творческое воображение через формирование у детей потребности в книге, чтении, в духовном и интеллектуальном росте, самосознании и самообразовании. Обобщить и систематизировать представление, словарь  детей по теме: «Библиотека, книга»,   познакомить   с библиотекой,   развивать связную речь через составление рассказа по сюжетной картине, помочь детям освоить разные способы поиска информации, опираясь на знания, полученные в разных видах деятельности, и на совместный опыт детей и взрослых, по участию, в познавательно-исследовательской деятельности. Расширять представления о книге  через познавательно-исследовательскую деятельность.  Воспитывать бережное отношение к книге, развивать наблюдательность, мышление, внимание, познавательную активность. Развивать и обогащать социально-личностный опыт  посредством включения детей в сферу межличностного взаимодействия.

ЗАДАЧИ

образовательной программы

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

 Коррекционно-образовательные:

         

Развивающие:

Воспитательные:

  • Обобщать и закреплять знания по теме «Библиотека, книги». Обучать  составлению творческого рассказа по сюжетной картине  «Библиотекарь» с элементами ТРИЗ.
  •  Продолжать совершенствование грамматического и синтаксического строя речи.
  • Развитие индивидуальных способностей ребенка, познавательного   интереса, речевых, коммуникативных навыков и творческого воображения, восприятия через разные органы чувств, мелкую  и общую моторику, координацию движений;

•        Развивать  словесно- логическое и ассоциативное мышление, внимания, памяти, развивать умения выдвигать гипотезы о свойствах предметов и  их применении.

•         Развитие коммуникативной компетентности дошкольников  на основе организации совместной   деятельности (умения работать над картиной в команде, эффективно распределять обязанности, развитие навыков межличностного общения и коллективного творчества).

 

•        Воспитывать умение следовать социальным нормам поведения и правилам.

•         Воспитывать способность, оказывать помощь, учитывать чувства других людей.

  • Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации совместной  деятельности.

Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества)  Приобретен  новый познавательный опыт,   который  дети могут применять самостоятельно,   владеют навыками взаимодействия со сверстниками и взрослыми в разных видах деятельности.

- Возрастная группа:   подготовительная к школе  группа.

- Условия проведения:

Форма НОД:  интегрированное занятие-экскурсия. 

Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная).

Интеграция областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие» «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Средства:

Наглядные:  предметные картинки: книги, лампа настольная, стол, стул, библиотекарь, мальчик, девочка, этажерка с книгами, пол,  

Мультимедийные:  Виртуальная экскурсия (презентация)  «В Российскую  библиотеку», проектор.

Материалы к НОД: магнитно-маркерная доска, маркеры, магниты,  волшебники,  волшебная коробочка, указка, книжки по количеству детей в подарок.

ХОД:

Этапы

деятельности

(алгоритм)

Содержание  деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат (продукт деятельности, компетентности, качества)

Предварительный мотивация на совместную деятельность

-  "Доброе утро, дети!

- Я принесла с собой волшебную коробочку

- Все что сегодня с нами произойдет- будет волшебным. Итак, волшебство начинается…

Логопед приглашает детей в стать в круг и подарить улыбку соседу.

- Я вам желаю, чтобы такое настроение было на протяжении всей нашей встречи.  

Обеспечивает  доступность   их привлекательность (педагог здоровается с детьми.

Дети заходят в группу, здороваются, занимают удобные для них места.

-Эмоциональный настрой.

-Готовность детей к общению со взрослым и совместной деятельности

Организационный

 

Игровая ситуация, побуждающая интерес

детей к новому знанию

Уточнение правил поведения

-Сегодня день у нас особый!

Я познакомлю вас, друзья,

С предметом, без которого

Прожить на свете нам нельзя!

-Сейчас я загадаю вам загадку, а вы постарайтесь  отгадать ее.  

 У сосны и елки — листики—иголки.
На каких листочках растут слова и строчки?

-Правильно,   это – КНИГА!

-А для чего нам нужны книги? (Чтобы читать, узнавать новое, чтобы учиться в школе, чтобы быть умнее.)

-Много книг на белом свете
 Книги любят взрослые и дети.
 Книга – друг наш навсегда,
 Нам без книг прожить нельзя!

-Как  же ребята надо обращаться с книгой, чтобы она действительно была другом?

- Надо научиться читать книги, любить чтение, беречь книги, нельзя их рвать, мять, бросать, загибать страницы в книгах, брать чистыми руками).

- А  вы знаете, где хранятся книги? (Дома, на полках, в книжных шкафах, и в библиотеках.)

- Как вы думаете, что такое библиотека? Это собрание книг, которые один человек или много людей собрали и хранят.

- Сейчас библиотек много. Есть библиотеки школьные. Есть библиотеки для взрослых и для детей. Есть библиотеки для людей определенных профессий. Но самая большая библиотека в Москве – Российская библиотека.

- Туда мы с вами сейчас и отправимся.

-Прежде чем войти вспомним правила поведения в общественном месте.

- Чтобы обойти все помещения этой библиотеки, понадобится много-много часов. Надо будет подниматься на лифтах, спускаться по лестницам, идти по длинным коридорам. И везде – бесконечные ряды полок с книгами. Чтобы нужные книги доставить в читальный зал, используют специальные поезда!

Эта библиотека такая большая потому, что попадают сюда каждая книга, журнал, газета, напечатанные в нашей стране. Здесь миллионы книг.

-Давайте зайдем в детское отделение  и понаблюдаем за работой библиотекаря.

- А помогут нам в этом помощники –волшебники.  

-Стимулирует любознательность детей, интерес

-Виртуальная экскурсия в самую большую библиотеку России. (Приложение  в Microsoft PowerPoint прилагается)

Актуализация знаний детей

Включение детей в целеполагание

Побуждение к деятельности, эмоциональный

настрой

- Слушают,  рассуждают. 

 Введение в тему эмоциональное погружение.

 

.

Содержательно-операционный

Ценностно-волевой

Рефлексирующий

Выводы о проделанной работе

  Пришел «Волшебник Дели-Давай». Он умеет все на свете делить на части    Посмотрите и скажите «дели». Для этого сделайте  трубу: сложите ладошки вместе, чтоб получился маленький глазок, и смотрите через него, так, чтобы в глазок попал только один объект. Дети смотрят, называют, что видят и схематически отображается это на доске и обводится кружком.

- Кого вы видите на картине?

- Что вы видите на картине?

2. Игра «Объединение» или  «Ищу друзей»  Выделите два объекта на картине (кого с кем, что можно объединить). Объясни, почему они между собой связаны. Объедини названные объекты стрелками. 

Мы картинку разобрали на части, а собрать забыли. Для этого понадобится умение  второго волшебника «Объединяй» объединять. Какие два кружочка или картинки мы можем связать между собой? Кто придумал, может подойти к доске и соединить линией, с условием, что он сможет обосновать почему так сделал. Итак, объединяем стол и книгу, потому что  книга лежит на столе.

3.Игра «Вхождение в картину».  Представьте себе, что вы попали в эту библиотеку, закройте глаза, прислушайтесь. Появился волшебник «Я слышу».

-Что вы слышите в библиотеке? слышу как   шелестят книги, как разговаривает  библиотекарь,  с детьми,  тишину,  звук отодвигающегося стула).

- «Когда я трогаю руками,…» («Я трогаю руками).

Книга – твердая, мягкая, бумага шершавая, гладкая; лампа – горячая; шкаф, этажерка – деревянный, тяжелый; пол – гладкий, твердый, шероховатый.

        Мы вместе с волшебниками слушали, смотрели, ощущали. А хотите поиграть с ними.

Физкультминутка «Открывай скорее книжку! 

Открывай скорее книжку:      

(раскрываются сложенные ладони) 
В книжке мошка, мышка, мишка.   (соединяют указательный и большой  палец, показывают ладонь, переваливаются, как мишка)
В книжке мячик – круглый бок -  (соединяют пальцы рук, округляя локти)
Вверх-вниз: прыг-скок.      (прыжки)
В книжке зонт – открой и пой.   (правая рука поднята округлённой     головой)            
Льет дождь, а ты сухой.  (поднять левую руку вверх и постукивать по ладони правой руки)
Киска в книжке близко-близко:         (правой ладонью гладить левую руку)
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой:                
Ведь у киски мех такой тёплый!       (показать ладони с растопыренными пальцами, развести руки в стороны,  обнять себя, обхватив руками). 


 Вернемся к волшебникам, которые нам помогали  все рассмотреть, составить интересные предложения. А теперь они хотели бы послушать, что мы можем рассказать об увиденном в детской библиотеке.

Приготовьтесь к  составлению рассказа по цепочке.  Внимательно слушайте, не повторяйте ответы товарищей. Расскажите, куда пришли дети,  кто работает в библиотеке, что делает библиотекарь,  где хранятся книги, как нужно обращаться с книгой. Загляните в прошлое и будущее людей, изображенных на картине. Начните рассказ словами «Однажды… ».

- составление рассказа детьми

Однажды Таня и Витя зашли в библиотеку. И были очень  удивлены  увидев    много книг. Книги    стояли на деревянных этажерках,  полках, шкафах. Книги были толстые и тонкие, большие и маленькие, детские и взрослые, художественные, научные. В библиотеке была тишина, только иногда было слышно голос библиотекаря и шёпот детей,  как шелестят листы книг, как скрепят стулья, и гудит настольная лампа.

Таня выбрала новую, толстую, интересную книгу про зверят. А Витя всё стоял   рассматривал книги  и никак не мог выбрать самую интересную книгу. Ему хотелось прочитать многие книги.

Когда Таня вернется домой  она весь вечер будет читать книжку, узнает много интересного о жизни животных и расскажет о ней Вите.

Решение проблемных ситуаций: "Если бы не было книг"

  - А мы сегодня с вами много говорили о книге, библиотеке.  

Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре……

Я с вами полностью соглашусь ребята, что без книг было бы не интересно, поэтому книги нужно беречь

Скажите, что больше всего вам понравилось, О чем еще хотелось бы узнать?  

- Выход на новую проблему

- Где пригодятся вам эти знания?

Волшебники они очень рады знакомству с вами, но  пришло время возвращаться  в волшебный мир библиотеки,

- На память о нашей встрече они  дарят     каждому из вас  книгу.

Помни, юный гражданин,

Книга – роста витамин!

Читая сказки круглый год,
Ребёнок сказочно растёт!

Развивает  зрительно –пространственный гнозис .

Формирует умения устанавливать причинно-следственные  связи.

 Логопед побуждает детей к описанию возможных ощущений и предлагает мысленно прислушаться, вдохнуть запахи, попробовать на вкус, притронуться рукой т.д. Развитие восприятия через разные органы чувств.

Обучение мыслительным операциям

Организует физическую разминку, двигательную активность в непринуждённой обстановке

Закрепляет знания, полученные в ходе этапов составления рассказа

Создаёт проблемную ситуацию, показывает и свою заинтересованность.

Дети называют предметы которые видят на картине  и помещают предметную картинку на магнитную доску.

Дети маркером на доске соединяют предметы между собой.

Представляют возможные звуки и запахи, исходящие от объектов как изображенных на картине так и предполагаемых за ее пределами.

Картина рассматривается детьми как остановившейся миг. По сути же, возможно развитие сюжета во времени.

Выражают собственные мысли. Сосредотачивают внимание.

Осуществляют контроль и взаимоконтроль. Самостоятельно решают поставленную задачу.

Выражают собственные мысли. чувства и эмоции.

Составление рассказа детьми. Представление своего опыта сверстникам (взрослым).

Выводы, умозаключения детей, рассказывают о своих чувствах, эмоциях, выражают своё мнение о работе

-Трансформация знаний, умений, приобретенных в совместной деятельности с педагогом  в опыт самостоятельной деятельности.

Умение использовать речь взрослого как источник информации при выполнении заданий.

Проявление инициативности в  общении со взрослым и сверстниками.

Готовность рассказать об опыте другим участникам образовательного процесса

Список литературы

  1. Альтшулер Г.С., Мурашковска И. Н., Валюмс Н. П. Картинка без запинки (методика рассказа по картинке), СПб.: Издательство ТОО "ТРИЗ-ШАНС"; 1995. - 39 с.
  2. Вальков В., А. Сталь «Книжкин дом» Издательство: "Книжная палата" (1990).
  3. Кыласова  Л. Е. «Развитие речи» Конспекты занятий для подготовительной группы -  Волгоград:  Учитель, 2008.    332с.
  4. Романенко В.Н. Рассказы о книгах и библиотеках Санкт-Петербург. 2003 - 125 с.
  5. http://biblionight.info.     
  6. http://nsportal.ru/blog/detskii-sad/all/2013/04/06/stikhi-o-knigakh-i-chtenii.
  7. http://old.iro.yar.ru/institut/kdino/metod_kart.shtml


ПРИЛОЖЕНИЕ  №1

Эмблема года Литературы

D:\Пользавотель Документы\Рабочий стол\Родительское собрание  2015\картинки ко дню книги\i.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ №2

Картина «Библиотекарь».

Продукции  русских художников  

по теме: «За   чтением».

Ирина Васильевна Шевандронова «В сельской библиотеке»,

1954 год

F:\картины по теме За чтением\Ирина Васильевна Шевандронова В сельской библиотеке.jpg

Маковский Владимир «В сельской школе».

 

F:\картины по теме За чтением\МАКОВСКИЙ-Владимир-В-сельской-школе-1024x615.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

Татьяна Дерий «Вместо сна», 2006 год.

F:\картины по теме За чтением\ХудожникТатьяна Дерий Вместо сна 2006.jpg

F:\картины по теме За чтением\087de3c09b4c327f3fafcd37c4104d3d.jpg

Русская живопись (автор неизвестен)

Л.П.Гимадиева, учитель-логопед, МБ ДОУ «Детский сад комбинированного вида № 53» АГО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию фонематической стороны речи и обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР "Буквы Ф, ф"

 Цель: закрепить звуки [ф], [ф’]; познакомить с их графическим обозначением; упражнять в звуко-буквенном анализе; формировать навык чтения; развивать зрительное восприятие....

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по развитию связной монологической речи через обучение составлению творческого рассказа с применением ТРИЗ «Волшебный мир библиотеки»

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по  развитию связной монологической речи через  обучение составлению  творческого  рассказас применением ТРИЗ  &l...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке с использованием схемы».

Программное содержание:- Учить детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы.- Закрепить умения обследовать предмет от восприятия его в целом к в...