Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе.Тема "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."
план-конспект занятия по развитию речи

Бурлакова Елена Владимировна

Данный материал предназначен для проведения НОД с группой детей старшего дошкольного возраста по теме "Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему."

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по развитию речи в старшей группе

учителя – логопеда Бурлаковой Е.В.

МБДОУ Гагинский детский сад № 1

Тема: Составление описательного рассказа о фруктах с опорой на схему.

Цели: формировать у детей умение правильно составлять описательный рассказ.

Задачи:

Коррекционно – образовательные:

- учить детей пересказывать рассказ с опорой на мнемотаблицу;

- соотносить внешний вид овощей с геометрическими формами;

- учить узнавать овощи по описанию.

Коррекционно – развивающие:

- развивать у детей умение отвечать на вопросы полным предложением;

- развивать внимание и мышление, обращая внимание на детали в описании;

- активизировать словарь по теме «Фрукты».

Коррекционно – воспитательная:

- Воспитывать доброжелательность, навык коллективной работы и культуры общения.

Оборудование: мультимедийная презентация, мультимедийный проектор, экран, предметные картинки, геометрические фигуры (круг, овал, треугольник), мемотаблица, корзина, яблоки.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Вводная часть.

1.Организационный момент.

- Здравствуйте, мои дорогие друзья! Я рада снова видеть вас. Ребята, сегодня к нам в детский сад приходила Фруктовая фея. Она попросила меня передать вам корзину с яблоками. Яблоки эти не такие, как на яблонях в саду, а с заданиями. Фруктовая фея просила эти задания выполнить.

- Выполним задания Фруктовой феи?

2. Мотивационно-побудительный установка на занятие.

- Настраиваемся на работу.

Наши умные головки

Будут думать много, ловко.

Ушки будут слушать,

Ротик четко говорить.

Спинки выпрямляются,

Друг другу улыбаемся.

- Вы готовы к выполнению заданий?

II. Основная часть

1 задание. Загадки

-Фруктовая фея предлагает нам отгадать загадки. (презентация)

-Мы выполнили задание Фруктовой феи. Теперь немного поиграем с пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин.               (Сжимаем ручку в кулачок)                                                                           Много нас, а он один!              (Крутим кулачком вправо-влево)
Эта долька для ежа,                 (Разгибаем большой пальчик)
Эта долька для чижа,              (Разгибаем указательный пальчик)                                                              Эта долька для утят,               (Разгибаем средний пальчик)
Эта долька для котят,             (Разгибаем безымянный пальчик)                                                             Эта долька для бобра,             (Разгибаем мизинчик)
Ну, а волку - кожура.!            (Открытую ладошку поворачиваем вправо-влево)                        Он сердит на нас – беда          (Берем вторую ручку и двумя руками показываем        волчью     пасть )                                                                                                                                                     В домик прячемся - сюда!                 (Складываем руки домиком)

2 задание. «Узнай по описанию»

- Фруктовая фея предлагает нам узнать по описанию предмет.                                                         (во время описания предмета учитель выставляет на магнитную доску предметные картинки с фруктами)

  • Красное, сочное, твердое, круглое (яблоко)
  • Желтая, сочная, сладкая, твердая, овальная (груша)
  • Оранжевый, сочный, сладкий, твердый, круглый (апельсин)
  • Желтый, сочный, кислый, твердый, овальный (лимон)
  • Фиолетовая, сочная, сладкая, мягкая, овальная (слива)
  • Красная, сочная, сладкая, мягкая, круглая, маленькая (вишня)
  • Розовый, сочный, сладкий, мягкий, круглый (персик)
  • Темно – красный, сочный, кисло – сладкий, твердый, круглый (гранат)

- Молодцы! Вы справились с заданием.

- Вот ещё одно задание Феи.

3 задание. Словесная игра «На что похоже?»

  • Овал подходит к сливе (персику, лимону) – она (он) овальной формы.
  • Круг подходит к яблоку (вишне, апельсину,) – оно (она, он) круглой формы.
  • Треугольник подходит к сливе – она треугольной формы.

- Задание выполнено. Молодцы!

- Ребята, как эти предметы можно назвать одним словом? (Это фрукты)

- Где растут фрукты? (Фрукты растут на деревьях в саду)

Сообщение темы НОД.

- Сегодня мы будем учиться составлять рассказы о фруктах, а пока Фея предлагает нам немножко отдохнуть.

Физкультминутка

Катя шла – шла - шла,                                  шагают

Катя яблоко нашла                                       нагибаются «поднимают» яблоко

Села, поела                                                   приседают

Опять пошла                                                шагают

4 задание. Игра «Магазин». Составление описательного рассказа (7 мин)

- Сейчас Фруктовая фея предлагает нам поиграть в игру «Магазин».

- В магазине продаются фрукты. Вы сможете купить фрукт, который вам нравится, если составите о нем рассказ. Поможет вам в этом схема - помощница.

Для игры нам нужен продавец. Им буду я, но сначала напомню вам, как нужно составлять рассказ.

Это яблоко. Яблоко – это фрукт. Оно бывает желтого, зеленого, красного цвета. Яблоко бывает разных размеров. Оно может быть большое, а может быть и маленькое. Яблоко круглое. На вкус яблоко сладкое, сочное, вкусное. На ощупь яблоко твердое. Из яблока можно сварить компот, варенье. Приготовить сок, повидло, джем, пюре. Яблоко можно использовать как начину в пироги. Яблоко можно есть сырым.

Рассказы детей.

- Спасибо вам, ребята за рассказы о фруктах. Игру «Магазин» можно продолжить после занятия.

5 задание. Игра на развитие речевого дыхания «Горячий чай»

 - Фруктовая фея своих друзей любит угощать фруктовым чаем. А вы ведь знаете, что чай обычно бывает горячим. Чтоб его остудить нам нужно на него подуть.

Логопед напоминает о правилах выполнения упражнения: воздух берем через нос, выдыхаем через рот; щеки – «худышки».

6 задание. Игра «Какой чай?»

- Посмотрите на свои чайные чашки. Скажите, каким чаем угощает своих друзей фея. Ребята, вы ведь знаете, чай всегда горячий. Чтобы его остудить нам нужно подуть.

  • Чай из яблока
  • Чай из груши
  • Чай из апельсина
  • Чай из лимона
  • Чай из сливы
  • Чай из вишни                
  • Чай из персика            
  • Чай из граната

(какой?)

 (какой?)

 (какой?)

 (какой?)

(какой?)

 (какой?)

 (какой?)

 (какой?)

  (яблочный)

(грушевый)

(апельсиновый)

        (лимонный)

   (сливовый)

        (вишневый)

        (персиковый)

        (гранатовый)

7. задание. «Доскажи словечко»

-  Фруктовая фея предлагает нам побыть поэтами. Она просит помочь сочинить стихи. Нужно закончить предложение.

Очень вкусны и красивы выросли на ветках (сливы)

Для Сережи и Марины набираем (мандарины)

Для Ванюши и Танюши соберем в корзину (груши)

Не забудем для Алёны очень кислые (лимоны)

Для начинки в пироги наберем мы (яблоки)

Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали.

III. Итог занятия

- Молодцы!  Со всеми заданиями Фруктовой феи вы справились. Наше занятие подходит к концу.

- Скажите, чем мы сегодня с вами занимались?

- Ой, ребята, посмотрите, а яблоки превратились в настоящие. Фруктовая фея дарит нам их. (Логопед раздает детям яблоки)

- Занятие наше закончено. До свидания!

Литература

1. Гомзяк О. С. «Говорим правильно в 5 – 6 лет» - М.: «ГНОМ», 2014.

2. Нищева Н. В «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности 5- 6 лет» - СПб.: «Детство – Пресс», 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности речевому развитию в подготовительной группе. Тема: «Составление описательного рассказа «Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.

Цель: учить детей составлять описательный рассказ на тему « Пришла зима» с опорой на мнемотаблицы.Задачи:-расширять и активизировать словарный запас по лексической теме «Пришла зима»-учить детей соста...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе Рассказ В. Драгунского «Друг детства».

Показать нравственно – духовное значение дружбы в человеческих взаимоотношениях: способствовать развитию конструктивного взаимодействия, повышению уверенности в себе....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе «Составление описательного рассказа об игрушках - «Заяц, лиса, мяч».

конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в младшей группе по теме «Составление описательного рассказа об игрушках - «Заяц, лиса, мяч»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине «Собаки с щенятами».

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе составление рассказа по картине «Собаки с щенятами».

Цель: Составление рассказа по картинке.Задачи:Формировать умение внимательно рассматривать персонажей картины, отвечать на вопросы и составлять небольшой рассказ по её содержанию. Образовывать слова в...

Конспект непосредственно- образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе по теме: "Фрукты. Овощи"

Конспект  непосредственно- образовательной деятельности  по развитию речи в старшей группе по теме: "Фрукты. Овощи" Цель: Развитие всех компонентов устной речи в различн...