Дидактический материал по лексической теме "Школа" в детском саду.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) по теме

Васина Юлия Викторовна

Данный материал включает в себя подборку стихотворений, загадок, художественной литератуы, подвижных и дидактических игр  конспектов занятий по лексической теме "Школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon leksicheskaya_tema_shkola.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

         

                                                        __________________________Лексическая тема Школа Загдки

Первокласснику семь лет.

За плечами ранец,

А в руках большой букет,

На щеках румянец.

Что за праздничная дата?

Отвечайте-ка, ребята!

                           (1 сентября, День Знаний.)

Город в бантиках, букетах.

До свиданья, слышишь, лето!

В этот день гурьбой весёлой

Дружно мы шагаем в школу.

                         (1 сентября.)

Стоит весёлый, светлый дом.

 Ребят проворных много в нём.

 Там пишут и считают,

 Рисуют и читают.

                           (Школа.)

 Открыла двери школа,

 Впустила новосёлов.

 Кто, ребята, знает,

 Как их называют?

                  (Первоклассники.)

Он звонит, звонит, звонит,

Очень многим он велит:

То сядь да учись,

То встань, разойдись.

                      (Звонок.)

Меж двумя звонками срок

 Называется…  (Урок.)

Физкультурник нам сказал

 Всем зайти в спортивный …(Зал.)

Школы – не простые здания,

 В школах получают …(Знания.)

Распорядок этот дня

 Был написан для меня.

 Никуда не опоздаю,

 Ведь его я соблюдаю.      (Режим дня.)

                                                                __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

Придти я вовремя не смог –

 Давно уж начался урок.

 Учитель строгим сразу стал –

 За что меня он наказал?  (Опоздание.)

После срока ваш приход

 Как учитель назовёт?

 Будет наказание

 Вам за …    (Опоздание.)

Зимою в школу он бежит,

А летом в комнате лежит.

Как только осень настаёт,

Меня он за руку берёт.   (Портфель.)

До чего же скучно, братцы,

На чужой спине кататься!

Дал бы кто мне пару ног,

Чтобы сам я бегать мог.    (Ранец.)

Пишем в нём заданья на дом –

 Ставят нам отметки рядом,

 Коль отметки хороши,

 Просим: «Мама, подпиши!»    (Дневник.)

Всё на карте укажу -

Полюс, тундру и Аляску.

Я с учителем дружу.

Угадали? Я - ...            (Указка.)

 

Вы цветным карандашом

Все рисуночки раскрасьте.

Чтоб подправить их потом,

Очень пригодится... (ластик)

Я весь мир слепить готов -

Дом, машину, двух котов.

Я сегодня властелин -

У меня есть... (пластилин)

Я большой, я ученик!

В ранце у меня...(дневник)

                                                                __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

                                            Рюкзак

 

             Собирала я рюкзак,

 Что-то сделала не так:

 Он штангисту-силачу

 Получился по плечу!

 Может, зонт не брать в поход?

 Ну, а если дождь пойдет?

 Может, лишняя подушка?

 Сковородка? Раскладушка?

 Может, вытащить утюг?

 А помнется платье вдруг?

 ...Может, папу взять в поход?

 Пусть он мой рюкзак несет!        

****

 Женя пришел домой из школы и спросил у мамы:

 — У тебя есть новогодняя открытка?

 — Нет, — ответила мама.

 — Папа, а у тебя? — спросил Женя.

 — По-моему, есть, — ответил папа. — А зачем тебе?

 — А нам в школе сказали, что нужно поздравить родителей с Новым годом!

 И все засмеялись!

Валя Ячменева, Холмск Сахалинской обл.

     В камере хранения

 Примите, прошу, на храненье

 дурное мое настроенье

 уроки учить нехотенье,

 хотенье болтать ерунду

 Готов заплатить за храненье,

 Накиньте еще за продленье,

 н верьте мне — ля полученья

 навряд ли, пожалуй, приду...

        Бездельники и понедельники

 Все лодыри-бездельники

 не терпят понедельники,

 неделя начинается,

 с работы и забот.

 Желанье всех бездельников —

 пожить без понедельников,

 с одними воскресеньями

 неделю напролет.

Сергей Погореловский

 

                                                                __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

На Новый год нашему классу поручили провести елку для малышей. Мы сочинили небольшую пьесу, где участвуют Дед Мороз, Снегурочка и Баба-Яга.

 И вот начинается представление. На сцену выходит Дед Мороз (Витя Иванов) и громким голосом спрашивает:

 — А где же Снегурочка? Куда она запропастилась?

 Наконец появляется Снегурочка. Это была Маша Шапошникова, которая не успела выучить свою роль.

 — Так где ты была, внученька? — опять спрашивает Дед Мороз.

 — Где, где, слова учила! — сердито ответила Снегурочка.

 И все засмеялись.

Инна Черновская, 5-й класс, с. Верхняя Слобода Черновицкой обл.

 На уроке музыки мы слушали вальс из балета Прокофьева "Золушка". Сереже это было неинтересно, он вертелся и мешал другим.

 Учительница вызвала его и спросила:

 — Что мы сейчас слушали?

 — Танец Золушки, — ответил после раздумья Сережа.

 — А что же она танцевала?

 — Брейк!

 И все засмеялись!

          На перемене

 Если в школе перемена,

 Значит, драка непременно!

 Вот Попов тузит Петрова,

 Треплет Кошкин Комарова,

 Комаров уже пищит —

 Форма новая трещит!

А на новой перемене

 Выдал я Попову Гене,

 А Комар напал на Кошку

 И поддал ему немножко.

 Для того и перемены,

 Чтобы в драках были смены!

Римма Алдонина

Додумался...

 Составить предложение

 Со словом "МОЛОТОК"

 Дошкольник даже может,

 А Сидоров не смог!

 Он весь урок вертелся,

 Измучился и взмок,

 И написал:

На голову свалился молоток!

                                            __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

 Ю. Макаров

 После лета, после лета

 Я лечу на крыльях в класс!

 Снова вместе — Коля, Света,

 Оля, Толя, Катя, Стас!

 Сколько марок и открыток,

 Бабочек, жуков, улиток.

 Камни, стеклышки, ракушки.

 Яйца пестрые кукушки.

 — Это — ястребиный коготь.

 — Вот гербарий! — Чур, не трогать!

 ...Я из сумки достаю,

 Что б вы думали?.. Змею!

 Где теперь и шум и смех?

 Словно ветром сдуло всех!

Причины опозданий

 Во вторник подвела постель –

 Не смог я вовремя проснуться.

 Позавчера забыл портфель

 В нем был банан – пришлось вернуться.

 В своих ошибках разобрался,

 Сегодня в срок прийти хотел,

 Но слишком сильно разогнался

 И мимо школы пролетел.

Вячеслав Лейкин

    Во папа дает!

 Нашел я папин школьный

 Потрепанный дневник

 С таблицею футбольной,

 С певицею гастрольной,

 Страницею с контрольной,

 Где жирный кол возник.

 И я ходил довольный —

 Дневник такой приКОЛьный!

Сергей Махотин        

         

                                                __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

Первоапрельская шутка

Когда сели ужинать, папа отложил в сторону газету и пристально посмотрел на Витю:

— Что-то ты сегодня подозрительно тихий. Неужели опять схватил по русскому трояк с минусом?

— Нет, не трояк, — с загадочной улыбкой ответил Витя. — Я получил по русскому двойку!..

Папа поперхнулся, а мама чуть не выронила из рук заварной чайник.

— Он еще улыбается! — закричали хором папа и мама.

— А чего? Я не виноват! Она придирается! Я всего-то сделал две ошибки... В одном предложении...

— Во-первых, не она, а учительница! — сказала мама. — А во-вторых, смотря какие ошибки!

— Она попросила написать на доске сегодняшнее число, а я написал "перьвое опреля". Всего две ошибки!

Мама схватилась за сердце.

— Подожди-ка, подожди, — сказал папа, — какое сегодня число? Первое апреля? Теперь понятно, почему ты так хитро улыбаешься! Ты решил нас разыграть? Ты все это выдумал?

— Ага, — кивнул Витя. — Я пошутил. Меня по русскому и не спрашивали! С первым апреля!

— Ну и шуточки! — рассердилась мама. — Я из-за тебя чуть чайник не разбила!

Витя допил чай и вышел из-за стола. "Слава Богу, — подумал он, — что папа ничего не спросил про математику! Ведь двойку я как раз по математике получил!"

К. Леонидов

                                  Удивительные люди

 В третьем "в" вошло в привычку —

 Очень странная она:

 Отзываются на кличку —

 Позабыли имена!

 Скажешь Рябчикову: "Витя!" —

 Он решит: других зовут...

 Ну, а — "Рябчик" — позовите —

 Витя сразу тут как тут.

 Помидоровой Татьяне

 Скажешь: "Таня!" — тишина...

 "Помидора!" — сразу станет

 Вся внимание она.

 Коля — Бантик,

 Катя — Чудик,

 Лена Струнова — Струна...

 Удивительные люди:

 Позабыли имена!

В. Торопыгин

                                                                __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

                                  Первый урок

 Я на уроке в первый раз.

 Теперь я ученица.

 Вошла учительница в класс,

 - Вставать или садиться?

 Как надо парту открывать,

 Не знала я сначала,

 И я не знала, как вставать,

 Чтоб парта не стучала.

 Мне говорят - иди к доске, -

 Я руку поднимаю.

 А как перо держать в руке,

 Совсем не понимаю.

 Как много школьников у нас!

 У нас четыре Аси,

 Четыре Васи, пять Марусь

 И два Петровых в классе.

 Я на уроке в первый раз,

 Теперь я ученица.

 На парте правильно сижу,

 Хотя мне не сидится.

                                       Валентин Берестов

                                    С прогулки

 Домой я с лыжной шел прогулки.

 По просьбе мамы, по пути

 Купил картошки, хлеба, булки,

 Пришел домой часам к пяти.

 Потом поужинал. Устало

 Собрал портфель, залез под душ.

 Теперь — скорей под одеяло!

 Не спится что-то... Что за чушь?

 Какая-то мешает мелочь...

 Что недоделал? Не понять.

 Ах, вспомнил, что забыл я сделать —

 Забыл я лыжи... лыжи снять!

                                                Игорь Шевчук

                      Непослушные ноги

 Я шел к столу, чтоб сесть за стол

 И выполнить уроки,

 Но я два метра не дошел,

 Как повернули ноги!

 Иду к столу, чтоб сесть за стол

                                                                 __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

  И выполнить уроки,

 Но я полметра не дошел,

 Как повернули ноги!

 Опять иду, чтоб сесть за стол,

 И вновь свернули ноги:

 Когда б я до стола дошел,

 То сделал бы уроки!

                             Марина Тахистова

                      Перед контрольной

 Сказал я Наташе: "Послушай, Петрова,

 Сегодня ты выглядишь классно и клево!

 Потрясная челка и хвостик прикольный!

 Не дашь ли задачку списать на контрольной?"

 Наташа рукой у виска повертела,

 Но все же сказала: "А мне что за дело?

 Пожалуйста, списывай — я не заплачу!"

 И сунула мне на контрольной задачу.

 ...Полезно бывает в какой-то момент

 Девчонке изящный сказать комплимент!

                                            К. Леонидов

                         Новенькая

 Это кто ж она такая?

 Это что же за краса?

 Золотая, завитая,

 Теплым солнцем залитая,

 На спине ее коса.

 Вот уже почти что час

 Класс разглядывает нас.

 Мы на первой парте рядом.

 Я сижу, как сноп огня.

 Нестерпимо синим взглядом

 Так и смотрит на меня.

 Нет, не смотрит, чуть косит.

 Только я по горло сыт.

 Я взмолился: отсадите!

 Хватит, кончено, пора!

 Сесть готов я даже к Вите,

 Хоть подрался с ним вчера.

 Отсадите, говорю,

 А не то совсем сгорю!

                                                                __________________________Лексическая тема Школа. Художественная литература.

 Но и дома — нет покоя,

 Вспомню — снова жарко мне.

 Небо синее такое,

 А еще, еще в окне —

 Ветка ивы золотая,

 Как косичка завитая.

                                   Николай Рачков

               Зачет по физкультуре

 Был зачет по физкультуре.

Тройки — только мне и Юре,

Всем — четыре или пять.

Даже стыдно вспоминать,

 Как на брусьях мы болтались

И бессмысленно смеялись.

А Алферова Наташа,

И краса и гордость наша,

 Та на брусьях так вертелась —

На нее глядеть хотелось!

Ей решил в любви признаться

Прямо здесь — а что стесняться?

                          Людмила Фадеева

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                      __________________________Лексическая тема Школа. Конспекты занятий

Конспект занятия по развитию речи, по теме «ШКОЛА»

Программные задачи

1.Уточнить знания по лексической теме.

2.Закрепить умения отвечать полным предложением.

3.Воспитывать активность, усидчивость.

Оборудование: картинки школьных принадлежностей, школы, дороги, ученика ,колокольчик, школьные принадлежности, мешочек, лист картона, ножницы, картинки и игрушки к составлению задач.

Орг. момент:

Дети, сегодня я вас приглашаю в школу, здесь будут настоящие уроки, парты, а вы будете настоящими учениками.

                       Ход занятия:

1. Приготовьтесь к первому заданию. К своему учителю подойдет тот ученик, кто ответит на вопрос:

Д\упражнение  «Каким может быть этот предмет?»

Какой может быть карандаш?

Дети: карандаш может быть острым, поломанным, синим, желтым, обгрызанным, старым…

Тетрадь…., книга…, парта…

Молодцы, хорошо справились с первым заданием.

2. Звенит звонок на урок. Педагог приглашает детей в класс на урок.

1 урок. Математика.

1. Реши задачу.

2. Составь свою задачу.

3. Нарисуй на ветке листов на 1 больше, чем бабочек.

Звонок на перемену

Д\игра «Будь внимательным»

Дети под музыку бегают по группе, по сигналу они должны подобрать цыфру к обручу с таким же количеством предметов.

2 урок. Родная речь.

1. Составь предложение (картинки предметов)

 Мел, ученик, доска. Дорога, ученик, школа….

2. Чья это вещь?

( Это пенал Пети. Чей это пенал? Это Петин пенал.)

По аналогии: Это стол учителя. Это карандаш Юли….

3. Скажи, какой?

Фломастер из пластмассы, какой? Пластмассовый.

Линейка из дерева какая? Деревянная…

3. Звонок на перемену

  Д\игра «Волшебный мешочек» (школьные принадлежности)

3 урок. Труд.

Детям предлагается вырезать из блестящего картона цыфру 5.

Итог занятия.

                                                         __________________________Лексическая тема Школа. Конспекты занятий

Конспект занятия по развитию речи. Лексическая тема.«Школа»

Цели:уточнить знания детей о школе, закрепить названия и назначение учебных принадлежностей; образовывать существительные множественного числа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; упражняться в составлении сложноподчиненных предложений и рассказа по картине; развивать словарь по данной теме.

Оборудование:демонстрационный материал — предметные картинки: портфель, ластик, карандаш, учебник, тетрадь, линейка; картина «Класс», мяч.

                        Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед на фланелеграфе располагает картинки: парта, книга, тетрадь, ластик, пенал, мел и т.д. вверху, внизу, справа, слева, посередине. Дети запоминают, а логопед меняет их местами. Затем дети воссоздают первоначальный вариант, сопровождая высказываниями: Вверху была книга, и т.д.

2. Беседа о школе

Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (О школе.)— Зачем дети ходят в школу?

В какое время года дети начинают учиться?

— Как называют детей, которые ходят в школу? (Ученики, ученицы, школьники, учащиеся.)

— Подберите к слову «учить» одинаково звучащие слова.

3. Игра «Собери портфель»

Логопед загадывает загадки, а дети отгадывают и кладут в портфель предметы.

Новый дом несу в руке,

Дверцы дома на замке.

Тут жильцы бумажные,

Все ужасно важные. (Портфель.)

В черном поле заяц белый Прыгал, бегал, петли делал. След за ним был тоже бел. Кто же этот заяц? (Ластик.) Кто альбом раскрасит наш? Ну, конечно, ... (Карандаш.) Языка нет, а рассказывает. (Книга.)

— Как называются книги, по которым учатся дети? (Учебники.)

То я в клетку, то в линейку, — Написать по ним сумей-ка, Можешь и нарисовать. Называюсь я ... (Тетрадь.)

Я люблю прямоту, Я сама прямая. Сделать новую черту Вам я помогаю. И прямую без меня Начертить сумей-ка. Угадайте-ка, друзья, Кто же я? (Линейка.)

тическая игра «Для чего нужен предмет»

Это ручка — она нужна для того, чтобы писать, и т.д.

                                                         __________________________Лексическая тема Школа. Конспекты занятий

Дидактическая игра «Назови несколько» (по картинкам).

Ручка — ручки, учебник — ... , портфель — ... , карандаш — ..., пенал — ... , рюкзак — ... , фломастер — ... , тетрадь — ... , линейка — ... , альбом — ... .

Дидактическая игра «Скажи ласково».

Карандаш — карандашик и т.д.

(Пенал, линейка, учебник, рюкзак, тетрадь, портфель, альбом.)

5. Физкультминутка (с мячом)

Логопед показывает предмет, дети называют, каким он может быть, перекидывая мяч.

Карандаш — длинный, короткий, толстый, тонкий, деревянный, заточенный и т.д.

(Линейка, пенал, тетрадь и т.д.)

6. Обсуждение картины «Класс» (Вопросы по картинке, затем дети составляют рассказы.)

Логопед знакомит детей с поговорками и пословицами.

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Учи других — и сам поймешь.

Не выучит школа, выучит охота.

Кто много знает, с того много и спрашивают.

7. Итог занятия

 

                                                          __________________________Лексическая тема Школа. Дидактические игры

I. Уточнить знания детей о школе. Закрепить название и назначение учебных принадлежностей. Развивать словарь по данной теме.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Образование существительных множественного числа родительного падежа.

Например: книга — книги — книг.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: тетрадь — тетрадочка.

3. Образование прилагательных от существительных. Например: Пенал из пластмассы. Пенал какой? — Пластмассовый.

4. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

5. Подбор слов-антонимов.

Например: тупой — острый, длинный — ... , толстый — ... , умный — ... , высокий — ... , веселый — ... и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по лексической теме "Дикие животные" в детском саду

Дидактический материал по лексической теме "Дикие животные" в детском саду...

Дидактический материал по лексической теме "Животные Африки" в детском саду

Дидактический материал по лексической теме "Животные Африки" в детском саду...

Дидактический материал по лексической теме "Животные Севера" в детском саду

Дидактический материал по лексической теме "Животные Севера" в детском саду...

Дидактический материал по лексической теме "Зима" в детском саду

Дидактический материал по лексической теме "Зима" в детском саду...

Дидактический материал по лексической теме "Посуда" в детском саду

Дидактический материал по лексической теме "Посуда" в детском саду...

Дидактический материал по лексической теме "Овощи" в детском саду

Дидактический материал по лексической теме "Овощи" в детском саду...

«Мы играем на верандах» Дидактический материал для младших групп детского сада.

Ценность музыкально-дидактических пособий и игр состоит в том, что они воздействуют на ребенка комплексно, вызывают зрительную, слуховую и двигательную активность, тем самым расширяя музыкальное воспр...