Игры, упражнения с целью обучения диалогической речи. Средняя группа.
картотека по развитию речи (средняя группа) по теме

Бородина Екатерина Александровна

Игры, упражнения и коммуникативно-речевые ситуации с целью обучения диалогической речи

 

Возрастная группа: средняя группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_uprazhneniya_dialogicheskaya_rech.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Игра – упражнение  ”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (1 вариант)

Цель: акцентирование внимания детей на речевом взаимодействии.

Материалы и атрибуты: два телефонных аппарата.

Ход игры:

*Воспитатель берет трубку одного телефона и говорит:

    - У меня зазвонил телефон. Дзинь! Алло?!

    - (в трубку другого телефона) Здравствуйте. Это магазин?

    - Да, мы вас слушаем.

    - Скажите, пожалуйста, вам привезли свежий хлеб?

    - Да, приходите, пожалуйста.

    - Спасибо. (Весь диалог ведет один воспитатель.)

* Воспитатель предлагает ребенку роль покупателя, сам берет роль продавца и ведет ролевой диалог по телефону, побуждая ребенка к ответным высказываниям с помощью сопряженной речи.

*Ребенку предлагается ведущая роль в диалоге по телефону с взрослым.

*Воспитатель предлагает одному ребенку быть продавцом, а другому  покупателем и вести телефонный диалог между собой.

Игра – упражнение ”У МЕНЯ ЗАЗВОНИЛ ТЕЛЕФОН” (2 вариант)

Цель: знакомство с различными вариантами ведения ролевого диалога.

Материалы и атрибуты:  три телефонных аппарата.

Ход игры:

Участники игры рассаживаются в кружок, воспитатель вводит смысловую ситуацию и предлагает роли двоим, вовлеченным в игру детям: “Давайте опять поиграем в телефон, только по-другому. Здесь как будто ваши дома. У каждого телефон, а это мой телефон. Это у меня больница. Я доктор.  Вы как будто заболели. Давайте, вы мне позвоните, чтобы вызвать врача».

Дзинь...

- У меня телефон звонит. Алло! Это доктор у телефона. Кто мне звонит?..                                                                                                                      - Больная девочка?

 - Что у тебя болит?

Воспитатель развертывает диалог с одним ребенком, а затем переходит к взаимодействию с другим участником, строя диалог аналогичным способом, но несколько изменяя содержание своих вопросов и реплик в зависимости от ролевых высказываний ребенка.

Подвижная игра  «ГУСИ – ЛЕБЕДИ» 

Цель.  Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей, внимание, слух.

Правила игры.  Гуси должны «лететь» по всей площадке. Волк может ловить их только  после  слов:  «Ну,  бегите  же  домой!»

Ход игры:

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные — гуси-лебеди.                      На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

  1. Гуси-гуси! (хозяин)
  2. Га-га-га. (гуси)
  3. Есть хотите? (хозяин)
  4. Да, да, да. (гуси)
  5. Гуси-лебеди! Домой! (хозяин)
  6. Серый волк под горой! (хозяин)
  7. Что он там делает? (гуси)
  8. Рябчиков щиплет. (хозяин)
  9. Ну, бегите же домой! (хозяин)

Гуси бегут в дом, волк пытается их поймать. Пойманные  выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Русская народная игра  «ПОЧТА»

Цель.  Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей, воображение, артистичность.

Правила игры.  Тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.

Ход игры:

Игра   начинается   с   переклички   водящего   с игроками:

- Динь, динь, динь!                                                                                                                   - Кто там?                                                                                                                                          - Почта!                                                                                                                                         - Откуда?                                                                                                                                        - Из города...                                                                                                                               - А что в городе делают?

Водящий может сказать, что в городе танцуют, поют, прыгают и т. д. Все играющие должны делать то, что сказал водящий. А тот, кто плохо выполняет задание, отдает фант.

Игра заканчивается, как только водящий наберет пять фантов. Играющие, чьи фанты у водящего, должны их выкупить. Водящий придумывает для них интересные задания. Дети читают стихи, рассказывают смешные истории, вспоминают загадки, имитируют движения животных. Затем выбирают нового водящего и игра повторяется.

Подвижная игра  «КОРШУН»

Цель.  Развивать диалогическую речь. Развивать физические качества детей, память, внимание, слух.

Правила игры.  Цыплятам следует крепко держать друг друга за пояс. Тот, кто не удержался в цепи, должен постараться быстро встать на свое место. Курица, защищая цыплят от коршуна, не имеет права отталкивать его руками.

Ход игры:

Играющие  выбирают  коршуна  и наседку, остальные — цыплята.                 Коршун  роет  ямку, а наседка с цыплятами  ходит вокруг него и нараспев говорит слова:  

Вокруг коршуна хожу,                                                                                                                             По три денежки ношу,                                                                                                                        По копеечке,                                                                                                                                                  По совелочке.

Коршун продолжает рыть землю, он ходит вокруг ямки, встает, машет крыльями, приседает. Наседка с цыплятами останавливается, спрашивает коршуна:

Коршун, коршун, что ты делаешь?                                                                                                   Ямку рою.                                                                                                                                          На что тебе ямка?                                                                                                                    Копеечку ищу.                                                                                                                                      На что тебе копеечка?                                                                                                           Иголочку куплю.                                                                                                                        Зачем тебе иголочка?                                                                                                                 Мешочек сшить.                                                                                                                                Зачем мешочек?                                                                                                                    Камешки класть.                                                                                                                                              Зачем тебе камешки?                                                                                                                                В твоих деток кидать.                                                                                                                          За что?                                                                                                                                         Ко мне в огород лазят!                                                                                                                         Ты бы делал забор выше,
Коли не умеешь, так лови их.

Коршун старается поймать цыплят, наседка защищает их, гонит коршуна: «Ши, ши, злодей!»

Пойманный цыпленок выходит из игры, а коршун продолжает ловить следующего. Игра кончается, когда поймано несколько цыплят.

Использование  русского фольклора, с целью обучения диалогической речи.

Инсценировка детьми переклички «Курочка-рябушечка»

Два ребенка обыгрывают перекличку:

-Курочка-рябушечка,
Куда пошла?
-На речку.
-Курочка -рябушечка,
Зачем пошла?
-За водичкой.
-Курочка-рябушечка,
Зачем тебе водичка?
-Цыпляток поить.
-Курочка-рябушечка
Как цыплятки просят пить?
-Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Инсценировка детьми переклички «Кисонька - мурысонька»

Два ребенка обыгрывают перекличку:

-Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                           Где ты была?
-На мельнице.
-Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                                   Что там делала?
-Муку молола.
-Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                                 Что из муки пекла?
-Прянички.
-Кисонька-мурысонька,                                                                                                                                               С кем прянички ела?
-Одна.
-Не ешь одна! Не ешь одна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

Обучение диалогической речи посредством игры «Словесные пазлы» (метод наглядного моделирования)

Учебный материал с презентацией и наглядным материалом поможет педагогам (и логопедам, и воспитателям) разнообразить виды работы по наглядному моделированию. Игра "Словесные пазлы" помогает детям осво...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Перспективное планирование игр и упражнений на формирование грамматического строя речи (средняя группа)

В планировании представлены игры и упражнения на формирование грамматического строя речи для детей среднего дошкольного возраста....

Картотеки упражнений на развитие звуковой культуры речи средняя группа

Картотеки упражнений на развитие звуковой культуры речи средняя группа...

Картотека. игр и игровых упражнений по формированию звуковой культуры речи Средняя группа

ЗК речи— понятие достаточно широкое, оно включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность ее и четкую дикцию....