РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ
консультация по развитию речи (средняя группа) по теме

Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической речи.

Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, отмечается взрыв словотворчества. Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, его функциональные признаки («Мяч — это игрушка; в него играют»). Осваивают умение строить разные типы высказываний — описательные и повествовательные. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются синтаксическая структура предложений, звукопроизношение, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gorokhova_l.n._rech_detey_5_goda.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №462 г.о.Самара

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Воспитатель Горохова Л.Н.

Главное направление развития речи на пятом году жизни — это освоение связной монологической речи.

Происходят заметные изменения и в освоении способов словообразования, отмечается взрыв словотворчества. Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, его функциональные признаки («Мяч — это игрушка; в него играют»). Осваивают умение строить разные типы высказываний — описательные и повествовательные. Речь детей становится более связной и последовательной; совершенствуются синтаксическая структура предложений, звукопроизношение, т. е. все те умения, которые необходимы ребенку для развития связной речи. Речевая активность возрастает и в связи с тем, что это возраст «почемучек».

Вместе с тем в речи детей пятого года жизни встречаются нарушения. Не все дети правильно произносят шипящие и сонорные звуки, у некоторых недостаточно развита интонационная выразительность.

Отмечаются ошибки и в освоении грамматических правил речи (согласование прилагательных с существительными в роде и числе, употребление родительного падежа множественного числа). Речь детей от четырех до пяти лет отличается подвижностью и неустойчивостью. Они могут ориентироваться на смысловую сторону слова, однако точное употребление слова вызывает у многих затруднение.

Большинство детей не владеют в достаточной степени умением строить описание и повествование: нарушают структуру, последовательность, с трудом связывают между собой предложения и части высказывания. Но уровни речевого развития детей одного возраста сильно различаются, особенно в среднем дошкольном возрасте. Во-первых, к этому времени большинство детей усваивают слово- и звукопроизношение. Во-вторых, ребенок овладевает связной речью и начинает строить самостоятельное высказывание, состоящее на первых порах лишь из нескольких предложений.

Для обогащения, уточнения и расширения словаря детей используются объекты ближайшего их окружения: то, с чем они сталкиваются дома, в детском саду, на улице. Необходимо вводить в словарь детей не только названия предметов, но и названия их деталей, частей; названия не только цветов (красный, синий и т.д.), но и их оттенков; названия не только формы и величины предметов, но и материала, из которого они сделаны.

Очень важно, чтобы помимо ознакомления с окружающим ставились и чисто речевые задачи. Для этого после рассматривания предметов, называния их необходимо закреплять эти слова в различных словесных играх, которые расширяют смысловое содержание слова и помогают детям самим создавать самые разнообразные словосочетания.

Например, игра «Что бывает высокое (длинное, широкое, жидкое, узкое и т.п.)?»» Взрослый спрашивает, что бывает высоким, а ребенок отвечает — дерево, столб, человек. Здесь же можно провести сравнение: что выше (дерево или человек)? Дети учатся сравнивать, обобщать и начинают понимать значение абстрактного, отвлеченного слова «высота».

На вопрос о том, что бывает широким, ребенок отвечает: река, дорога, бульвар, лента т. п. Затем можно спросить, побуждая ребенка к сравнению: «А что шире, ручеек или река?»

Такие же игры можно проводить с самыми различными словами, и дети учатся классифицировать предметы по цвету, форме (что бывает красным, зеленым, круглым?)

Когда ребенок рассматривает предмет и его спрашивают, какой он, ставится задача назвать больше признаков предмета. Когда же берется один признак, дети подбирают к нему самые разнообразные предметы. В таких упражнениях уточняется смысл слов и они выступают перед ребенком в самых разнообразных сочетаниях.

Большое значение для обогащения словаря, для понимания переносного значения слов имеет чтение художественной литературы. После чтения сказки, рассказа, стихотворения надо обратить внимание на отдельные слова и выражения, повторить их, чтобы задержать на этих словах внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и сможет в дальнейшем использовать их в других речевых ситуациях.

Необходимо развивать у детей желание узнать, что означает новое слово, учить их замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать... ветер, вьюга, солнце и т. п.?»). Одновременно можно развивать у детей понимание многозначности слова, ориентировку в сочетаемости разных слов («идет» можно сказать про человека, автобус, часы, мультфильм).

Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу (синонимы и антонимы). Например, дети, мальчики и девочки, ребята; сладкий — горький.

При знакомстве с многозначными словами (коса, ручка) необходимо использовать наглядность (рисунки, иллюстрации). Например, находить на картинке предметы, которые называются одним словом (игла у ежа, у елки; швейная, медицинская).

Для закрепления ориентировки в разных значениях многозначного слова необходимо давать доступные детям слова разных частей речи (лежит, льет, бьет; ножка, нос, молния; сильный, слабый). Кроме того, детей можно знакомить и с происхождением некоторых слов («почему гриб называют подберезовиком, цветок — подснежником?*).

Для воспитания у ребенка звуковой культуры речи важно проводить упражнения, особое внимание уделяя, естественно, произношению звуков, которые ребенок не выговаривает.

С детьми пяти лет уже надо проводить упражнения, которые подведут их к звуковому анализу слова, что имеет большое значение для последующего усвоения грамоты. Детям читаются потешки, стихотворения, в которых необходимый звук повторяется много раз.

Мышонку шепчет мышь: «Ты все шуршишь, шуршишь!»

Мышонок шепчет мыши: «Шуршать я буду тише». (А. Капралова)

Взрослый спрашивает: «Какой звук чаще всего повторяется в прозвучавших словах?» Затем он предлагает придумать слова, в которых есть звук «ш». Ребенок называет слова. Слова, произнесенные ошибочно, взрослый разбирает вместе с ребенком («Разве в этом слове есть звук «ш»? и т. д.).

Для развития интонационной выразительности надо проводить с ребенком различные игры с пением и стихами («Гуси-гуси» — народная игра, где ребенок упражняется в диалогической речи; «Теремок», «Кот и мыши» и др).

С детьми пяти лет продолжается работа по формированию грамматического строя речи. Можно проводить такие же игры, как и с детьми четвертого года жизни, но речевой материал усложняется. Собираем куклу нз прогулку, а у нее нет... (рейтуз, колготок, варежек). При обучении согласованию прилагательных с существительными в роде обращаем внимание детей на окончание слов (голубое ведро, мягкая шерсть, добрый мальчик).

Образование разнообразных форм глаголов повелительного наклонения показывается в упражнениях, когда ребенок дает задание маме, папе {наклонись, повернись, спой, попрыгай и т. п.).

В работе по словообразованию обратите внимание детей на то, что не все названия предметов посуды звучат похоже (сахарница, салфетница, но солонка, масленка).

Уделите особое внимание образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушки, ребенок обучается правильному употреблению приставок глаголов (залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула, перепрыгнула).

Продолжается работа по образованию звукоподражательных глаголов (петух кукарекает, поросенок хрюкает). Широко используется обучение способам отыменного образования глаголов (мыло — мылит, звонок — звенит, краска — красит, а также учитель —учит, строитель — строит, но врач — лечит, портной — шьет).

Работа с глагольной лексикой находит прямой выход в синтаксис. Составляя с глаголами словосочетания, предложения, дети подводятся к построению связного высказывания. Для этого проводятся специальные игры и упражнения («Закончи предложение», «Зачем тебе нужны...?»). Можно записать высказывание ребенка под его диктовку — это активизирует употребление сложных конструкций.

Для развития связной монологической речи важно научить ребенка пересказывать короткие литературные тексты (сказки и рассказы). Сначала он пересказывает знакомые сказки с несложным сюжетом («Репка», «Колобок»). У детей вырабатывается умение слушать литературное произведение, отвечать на вопросы взрослых, включать в рассказ взрослого отдельные слова и предложения. Большую роль в овладении умением рассказывать играют различные зрелища (кукольный театр, мульфильмы и т. п.), которые эмоционально настраивают ребенка, развивают желание передать свои впечатления.

Дети пяти лет могут составлять рассказ по картине. Они учатся замечать главное, правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

Очень любят дошкольники рассматривать игрушки, и этот вид деятельности скорее других побуждает ребенка к высказыванию. Сначала взрослый предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности ее внешнего вида (форма, цвет, величина). После этого можно предложить сравнение двух игрушек. Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы ребенок высказывался законченными предложениями.

Прежде чем сравнивать, надо внимательно рассмотреть обе куклы (как они одеты, какие у них волосы, глаза и т. д.), а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. От таких упражнений в описании отдельных игрушек можно переходить к составлению детьми небольших сюжетных рассказов. Предлагается несколько игрушек, с помощью которых намечается простая сюжетная линия: девочка, корзинка, грибок; девочка, елочка, ежик и т. п.

Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как он ходил в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке, в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Развитие речи детей пятого года жизни"

Материал о речевых особенностях детей пятого года жизни: состояние лексики, грамматики, звукопроизношения....

Консультация для родителей "Развитие речи детей пятого года жизни"

Особенности речи детей данного возраста, некоторые практические рекомендации...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИ

Игры по развитию речи в средней группе...

Игры и упражнения для развития речи детей пятого года жизни

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ ПЯТОГО ГОДА ЖИЗНИРабота по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, ...

РАЗВИТИЕ РЕЧИ "Развитие речи детей пятого года жизни"

Главное направление в развитии речи ребенка на пятом году жизни – освоение связной монологической речи. В это время происходят заметные изменения в формировании грамматического строя речи, в осв...

"Развитие речи детей пятого года жизни.Роль семьи в развитии речи ребенка".

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ« Развитие речи детей пятого года жизни. Роль семьи в развитии речи ребенка».ЦЕЛЬ: информировать родителей о важности значения развития речи во всестороннем развитии л...