Познавательно - речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Ильмушкина Светлана Александровна

Развитие речи и эксперименты тесно связаны между собой.  В процессе исследовательских экспериментов развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы. Дошкольники в процессе экспериментов учаться ставить задачи, решать проблемы, проверять их опытным путем, делать выводы и простые умозаключения.

Цель: развитие связаной речи и познавательной активности детей. Для решения целей и задач созданны предметно - пространственая среда, соблюдаются правила проведения экспериментов. План разработан в соответствии с темами недели.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Познавательно – речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно – экспериментальную  деятельность.

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают возможность общения друг с другом.  Она  соединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказывает огромную услугу в познании  мира.  

Развитие речи и экспериментирование тесно связанны между собой. Умение четко выразить  свою мысль облегчает проведение опыта, в то же время как пополнение знаний об окружающем мире способствует развитию речи.  В процессе исследования – эксперимента развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы.

Дошкольники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы  и проверять их опытным путем, делать  выводы, простые умозаключения.

Экспериментальная деятельность основана на интересе детей, доставляет им радость, удивление, вызывает чувство удовлетворения от проделанной работы.

Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок видит, слышит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение опытно – экспериментальной деятельности в практику нашей группы. Работа  с детьми младшего дошкольного возраста по данной теме,  реализуется через воспитательно - образовательную программу дошкольного учреждения,   разработанную  на основе комплексной программы  «Успех»,  а  именно через образовательные области:  «Познание»,  « Коммуникация», «Художественное творчество».

Для того чтобы процесс организации экспериментов в группе стал доступным  были изучены требования программы, ФГТ,  требования СанПиН к организации предметно – пространственной среды, соответствующая литература.

Цель: развитие  связной речи  и познавательной активности детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с основными  физическими свойствами и явлениями.

2. Развивать связную речь,  словарь в процессе знакомства со свойствами  предметов и явлений.

3. Способствовать формированию выводов  и определений в ходе экспериментов.

4. Побуждать  рассуждать, задавать вопросы, обращаться с просьбами.

5. Способствовать формированию наблюдательности, развивать  активность, самостоятельность.

6. Способствовать обогащению собственного опыта.

Реализация задач возможна только при  активном участии родителей воспитанников.  С их помощью  в  группе создана  необходимая

 предметно – пространственная  среда:

Место   для хранения посуды (стаканчики, воронки, баночки, ведерки…);

Место для приборов;

Место для природного и бросового материала;

«Волшебная грядка»  - место для выращивания и наблюдения за  растениями,

Стол « вода – песок»,

Место для темы недели.

Для самостоятельных  исследований разработаны различные схемы проведения опытов;  рисунки – символы (ладошки, глаза, нос, рот, ухо),  подсказывающие,  с помощью каких органов чувств можно изучить предмет.  

При работе с детьми соблюдаются следующие правила:

Учить   детей действовать самостоятельно и независимо, избегать прямых инструкций.

Не сдерживать инициативу детей.

Не делать за них то, что они могут сделать самостоятельно (или могут научиться делать)  - зона ближайшего развития.

Не спешить выносить оценочные суждения.  

Для поддержания интереса к экспериментированию используются сюрпризные моменты; приход  героя – куклы – «Каркуша», «Капитошка», «Мамонтенок»...

Исследования обязательно интегрируются с другими видами деятельности: наблюдением  на прогулке, чтением, играми,  продуктивной деятельностью. Это позволяет закрепить представления о предметах и  явлениях природы, свойствах  материалов, веществ.

 План опытно – экспериментальной  деятельности  группы  разработан в соответствии с темами недели. Каждая тема проходит через все возможные  образовательные области.

 Например, тема  «Чудеса на грядке».        

Непосредственная образовательная деятельность.

  Экспериментально – исследовательская  деятельность  «Красящие вещества овощей и фруктов».

  Беседа об овощах и фруктах.

Заучивание стихотворения В. А. Шипунова «Яблоко и червячок» (познание, коммуникация).

  Лепка «Угощение для Степашки» (художественное творчество).

Совместная деятельность взрослого и детей в режимные моменты.

- на прогулке  организуется уборка урожая на огороде  (расширяются знания детей об овощах, развиваются трудовые навыки,  навыки совместной деятельности, взаимопомощи, коммуникация, социализация).

- Во время обеда обратить внимание на цвет борща, цвет ему придает свекла,  морковь придает золотистый цвет супу...

- Мультимедийная игра «Овощи и фрукты», разработанная воспитателем группы.

- Вечер «Загадки и отгадки».

В работе с родителями:  

Консультация  «Эксперименты  с детьми на кухне».

«Осенний праздник».

Самостоятельная игровая  деятельность детей:

Дидактические игры:  «Овощи и фрукты», «Подбери по цвету», «Подбери по форме», «Разложи овощи и фрукты в  вазы»,  «Чудесный мешочек».

Драматизация русской народной сказки «Репка».

 Литература:

   1. Березина Н. О., Бурлакова  И. А. Успех Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. -  Москва. Просвещение. 2011.

  2. Костюченко М. П. Окружающий мир  Интегрированные  занятия с детьми  4 – 7 лет. - Волгоград. 2013.

   3. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. -  Москва. 2010.

  4.  Мурудова  Е. И. Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование. Детство – пресс.  2010.

4. Коробова  М. В. Малыш в мире природы: методическое пособие для воспитателей и родителей. М.: Просвещение. 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  целена...

Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника.  Именно в младшем дошкольном возрасте  ...

Статья на тему: Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребёнка. Велика её роль в речевом развитии дошкольника. Именно в младшем дошкольном возрасте целенаправленное и...

Познавательно-речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через фольклор.

Я знаю, что это знают все педагоги, но хотелось напомнить, что использование фольклора в работе с детьми помогают развивать речь, обогащают словарный запас, расширяют воображение. Колыбельные песенки,...

«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

В статье рассказано о пользе и необходимости экспериментальной деятельности в работе с детьми....