Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности
методическая разработка
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» китайская пословица
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shashina_l_a.pdf | 1019.38 КБ |
shashina_l_a.docx | 25.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №11 «Умка» г. Павлово
ВЫСТУПЛЕНИЕ
на РМО для воспитателей групп раннего возраста
на тему: «Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности»
Подготовила:
воспитатель
МАДОУ д/с № 11 г. Павлово
Шашина Л.А.
2020г.
Слайд 1
Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представлена презентация на тему: «Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности»
Слайд 2
«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» китайская пословица
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.
Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка младшего возраста. Младший возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.
При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.
Слайд 3
ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно –экспериментальная деятельность в ДОО позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
Слайд 4
Роль опытно – экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Именно в младшем возрасте у детей начинает, проявляется любопытство: они задают взрослым многочисленные вопросы об увиденном, услышанном и пока еще недоступном детскому сознанию. У детей появляется определенное количество знаний, формируется умение сопоставлять факты, устанавливать простейшие отношения между явлениями окружающей действительности, появляется осознание того фата, что необходимые знания можно получить опытным путем, с помощью взрослого.
В процессе опытно – экспериментальной деятельности знания усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.
Главная задача педагога – помочь ребенку получить ответы на свои вопросы самостоятельно, в ходе экспериментирования.
Слайд 5
Модель проведения
- Создаётся проблемная ситуация - почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.
- Выдвижение гипотез.
- Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.
- Проверка гипотез - что получилось при использовании материала.
- Формулирование и оформление вывода.
Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание.
Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет
Слайд 6
Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа:
- Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.
- Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.
- Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.
- Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения определённого результата.
Слайд 7
Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста , в МАДОУ проводиться с использование разработок Батова И.С., Висков А.В «Опыт и эксперименты с веществами и материалами (лето, осень, зима, весна)»
Слайд 8
Цель - Создание условий для развития любознательности и познавательного интереса у детей младшего возраста, посредством опытно – экспериментальной деятельности.
Задачи:
- Формировать представления об окружающем мире через знакомство с элементарными сведениями из различных областей науки;
- Формировать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (воздух, вода, свет и тень, свойства почв, камня, древесины, такни, металла), о взаимодействии различных веществ при их соединение, влияние на свойства других предметов;
- Формировать способность использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью разработанных систем эталонов, перцептивных действий;
- Развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа;
- Развивать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.
Слайд 9
В младшем дошкольном возрасте работа по опытно – экспериментальной деятельности по следующим направлениям :
- История воды и воздуха
- Все о воздухе
- Что на поверхности? (почва, глина, песок)
- Предметы с секретом (бумага, ткань, древесина пластмасса, магнит)
- Чудеса света и тени
Рассмотрим каждое направление
Слайд 10, 11
В процессе экспериментирования с водой знакомим детей с ее свойствами: прозрачность, текучесть, бесцветность, растворяет в себе окрашивающие вещества.
Формируем представление о различных состояниях воды, таких как жидкая, твердое, «пар».
Учить устанавливать простейшие взаимосвязи.
Слайд 12, 13
В процессе экспериментирования с поверхностями знакомим со свойствами почвы, песка и глины. Формировать представление о влажном и сухом песке. Развивать умение сравнивать объекты между собой. В процессе исследования прививать желание у детей включаться в практические действия.
Слайд 14
Знакомя детей с воздухом, формируем представления о его свойствах – не имеет запаха, но может переносить ароматы, прозрачный. Объяснить детям, что воздух – есть везде, он заполняет все пространство, может быть в различных предметах. В процессе экспериментирования поддерживать желание детей исследовать явления окружающей действительности.
Слайд 15,16
«Предметы с секретом».
Формировать представление детей об объектах окружающего мира и их свойствах, таких как: камни, бумага, ткань, древесина, металл, магнит и пластмасса. Показать, что магнит обладает свойством притягивать металлические предметы, бумага рвется, дерево не бьется и не тонет, а металл и камни тонут, пластмасса, как и дерево обладает свойство – плавучести, но при ударе о землю может разбиться. В процессе исследования объектов использовать все органы чувств.
Слайд 17
«Чудеса света и тени»
Формировать представление у детей о свойствах света:
способность луча света проникать сквозь разные по плотности и структуре предметы);
изменение цвета окружающих предметов при использование цветного зеркала
дать представление детям о понятиях – «солнечная сторона» и «теневая сторона», «свет» и «тень», показать их отличия. Познакомить детей со свойством зеркала: отражать предметы, дать представление детям о том, что свет может отражаться от зеркальной поверхности.
В процессе исследования закреплять и поощрять у детей умение и желание исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.
Слайд 18
Подводя итог, хочется у сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы помогаем развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открываем перед детьми удивительный мир экспериментирования.
Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.
Слайд 19
При подготовке к выступлению использовалась следующая литература
Слайд 20
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно - речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность
Развитие речи и эксперименты тесно связаны между собой. В процессе исследовательских экспериментов развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и об...
«Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Прэкт по теме" Эксперементирование" План работы на год...
Пояснительная записка к методическому семинару на тему "Формирование познавательного интереса детей раннего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности"
Данный материал может быть интересен дошкольным работникам при подготовке к аттестации....
Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...
Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности
laquo;Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» китайская пословица...
Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
методическая разработка...
«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
В статье рассказано о пользе и необходимости экспериментальной деятельности в работе с детьми....