Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности
методическая разработка

Шашина Людмила Алексеевна

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» китайская пословица

Скачать:

ВложениеРазмер
PDF icon shashina_l_a.pdf1019.38 КБ
Файл shashina_l_a.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №11 «Умка» г. Павлово

ВЫСТУПЛЕНИЕ

на РМО для воспитателей групп раннего возраста

на тему: «Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности»

Подготовила:

воспитатель

МАДОУ д/с № 11 г. Павлово

Шашина Л.А.

2020г.


Слайд 1

Уважаемые коллеги, Вашему вниманию представлена презентация на тему: «Развитие любознательности и познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста посредством опытно – экспериментальной деятельности»

Слайд 2

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» китайская пословица

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок – дошкольник.

Развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка младшего возраста. Младший возраст является ценным возрастным этапом в развитии ребенка дошкольника. Это настоящий, яркий, самобытный, неповторимый отрезок жизни ребенка.

При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает…, то есть активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое и у которого это, получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Слайд 3

ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:

– организация решения познавательных задач;

– применение экспериментирования в работе с детьми;

– использование проектирования.

В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно –экспериментальная деятельность в ДОО позволяет удовлетворить эти потребности и тем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.

Слайд 4

Роль опытно экспериментальной деятельности в развитии детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей. Именно в младшем возрасте у детей начинает, проявляется любопытство: они задают взрослым многочисленные вопросы об увиденном, услышанном и пока еще недоступном детскому сознанию. У детей появляется определенное количество знаний, формируется умение сопоставлять факты, устанавливать простейшие отношения между явлениями окружающей действительности, появляется осознание того фата, что необходимые знания можно получить опытным путем, с помощью взрослого.

В процессе опытно экспериментальной деятельности знания усваивается прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам.

 Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребёнку возможность самому найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?», удовлетворить присущее ему любопытство. Ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, первооткрывателем. При этом отношения воспитателя с детьми строятся на основе партнёрства, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность.

Главная задача педагога – помочь ребенку получить ответы на свои вопросы самостоятельно, в ходе экспериментирования.

Слайд 5

Модель проведения

  1. Создаётся проблемная ситуация - почему и происходит исследовательская деятельность и эксперимент.
  2. Выдвижение гипотез.
  3. Подбор материала для проверки гипотез, предметов которые помогают в исследовании.
  4. Проверка гипотез - что получилось при использовании материала.
  5. Формулирование и оформление вывода.

Все этапы исследований мы должны озвучить и тогда ребёнок понимает, для чего организуется экспериментальное задание.

Здесь, в модели исследовательских технологий возникает такое понятие как проблемная ситуация – при которой ребёнок решает для себя какие-то задачи, но ему не хватает данных и он сам их ищет

Слайд 6

Значение исследовательской деятельности для детей можно разделить на 4 этапа:

  1.  Обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные функции, ребёнок начинает понимать и запоминать многое, и это у него откладывается в памяти естественно.
  2. Развивается речь ребёнка, прежде чем что-то сказать, нужно сообразить, сформулировать, сделать.
  3. Происходит накопление фонда умственных приёмов - операций, ребёнок при исследовании, при экспериментировании мыслит, он принимает какие- то решения, делает для себя какие-то заключения.
  4. Формируется и развивается самостоятельность, способность преобразовывать какие - либо предметы и явления для достижения определённого результата.

Слайд 7

Опытно – экспериментальная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста , в МАДОУ проводиться  с использование разработок Батова И.С., Висков А.В «Опыт и эксперименты с веществами и материалами  (лето, осень, зима, весна)»

Слайд 8

Цель - Создание условий для развития любознательности и  познавательного интереса у  детей младшего возраста, посредством опытно – экспериментальной деятельности.

Задачи:

  • Формировать представления об окружающем мире через знакомство с элементарными сведениями из различных областей науки;
  • Формировать представления о свойствах веществ, явлениях окружающей действительности (воздух, вода, свет и тень, свойства почв, камня, древесины, такни, металла), о взаимодействии различных веществ при их соединение, влияние на свойства других предметов;
  • Формировать способность использовать обобщенные способы исследования разных объектов окружающей жизни с помощью разработанных систем эталонов, перцептивных действий;
  • Развивать мыслительные способности: анализ, классификация, сравнение, обобщение; формирование способов познания путем сенсорного анализа;
  • Развивать самостоятельность, наблюдательность, элементарный самоконтроль и саморегуляцию своих действий.

Слайд 9

В младшем дошкольном возрасте работа по опытно – экспериментальной деятельности по следующим направлениям :

  1.  История воды и воздуха
  2. Все о воздухе
  3. Что на поверхности? (почва, глина, песок)
  4. Предметы с секретом (бумага, ткань, древесина пластмасса, магнит)
  5. Чудеса света и тени

Рассмотрим каждое направление

Слайд 10, 11

В процессе экспериментирования с водой знакомим детей с ее свойствами: прозрачность, текучесть, бесцветность, растворяет в себе окрашивающие вещества.

Формируем представление о различных состояниях воды, таких как жидкая, твердое, «пар».

Учить устанавливать простейшие взаимосвязи.

Слайд 12, 13

В процессе экспериментирования с поверхностями знакомим со свойствами почвы, песка и глины. Формировать представление о влажном и сухом песке. Развивать умение сравнивать объекты между собой. В процессе исследования прививать желание у детей включаться в практические действия.

Слайд 14

Знакомя детей с воздухом,  формируем представления о его свойствах – не имеет запаха, но может переносить ароматы, прозрачный. Объяснить детям, что воздух – есть везде, он заполняет все пространство, может быть в различных предметах. В процессе экспериментирования поддерживать желание детей исследовать явления окружающей действительности.

Слайд 15,16

«Предметы с секретом».

Формировать представление детей об объектах окружающего мира и их свойствах, таких как: камни, бумага, ткань, древесина, металл, магнит и пластмасса. Показать, что магнит обладает свойством притягивать металлические предметы, бумага рвется, дерево не бьется и не тонет, а металл и камни тонут, пластмасса, как и дерево обладает свойство – плавучести, но при ударе о землю может разбиться. В процессе исследования объектов использовать все органы чувств.

Слайд 17

«Чудеса света и  тени»

Формировать представление у детей о свойствах света:

способность луча света проникать сквозь разные по плотности и структуре предметы);

изменение цвета окружающих предметов при использование цветного зеркала

дать представление детям о понятиях – «солнечная сторона» и «теневая сторона», «свет» и «тень», показать их отличия. Познакомить детей со свойством зеркала: отражать предметы,  дать представление детям о том, что свет может отражаться от зеркальной поверхности.

В процессе исследования закреплять и поощрять у детей умение и желание исследовать явления окружающей действительности с помощью практических действий.

Слайд 18

Подводя итог, хочется у сказать, что поощряя детскую любознательность, утоляя жажду познания маленьких почемучек и направляя их исследовательскую инициативу, мы помогаем развить у детей изобретательность, творческую активность, познавательный интерес; открываем перед детьми удивительный мир экспериментирования.

Правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. При этом ребенок выступает как исследователь. Как показывает практика, приобретенный в дошкольном возрасте опыт поисковой, экспериментальной деятельности помогает дошкольникам в дальнейшем успешно развивать творческие способности.

Слайд 19 

При подготовке к выступлению использовалась следующая литература

Слайд 20

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно - речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через опытно - экспериментальную деятельность

Развитие речи и эксперименты тесно связаны между собой.  В процессе исследовательских экспериментов развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и об...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

«Повышение познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

В статье рассказано о пользе и необходимости экспериментальной деятельности в работе с детьми....