Методическая разработка «Активизация познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
методическая разработка

Понкратова Наталия Михайловна

методическая разработка 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_1.docx535.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад «Машенька» города Тамбова

Методическая разработка

«Активизация познавательной деятельности детей

старшего дошкольного возраста посредством

опытно-экспериментальной деятельности»

C:\Users\momru\Downloads\Фотоколлаж (1).jpg

Понкратова Наталия Михайловна

Воспитатель МБДОУ

«Детский сад «Машенька»

Тамбов, 2023

Понкратова Н. М.

Данная работа направлена на развитие экспериментально – исследовательской деятельности детей 5-6 лет. Предлагаемая разработка содержит теоретический и практический материал, раскрывающий разнообразные формы исследовательской работы. В разработке представлены рекомендации по укомплектованию основным оборудованием и материалами; предложены конспекты занятий, опытов и экспериментов для детей старшего дошкольного возраста.

Работа предназначена работникам дошкольных образовательных учреждений (старшим воспитателям, методистам, воспитателям).

Содержание

Введение

4

Глава 1. Теоретические аспекты формирования опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

8

1.1. Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.

8

1.2. Экспериментирование, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

10

1.3. Педагогические условия организации экспериментальной деятельности как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста.

13

Глава 2. Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО в рамках разработки и реализации проекта «Юные исследователи»

16

Заключение

23

Список литературы

24

Приложения

25


«Усваивается все крепко и надолго,

когда ребенок слышит, видит и делает сам»

(Р.Эмерсон).

Введение

В настоящее время в системе дошкольного образования формируются и успешно применяются новейшие разработки, технологии, методики, которые позволяют поднять уровень дошкольного образования на более высокую и качественную ступень. Одним из таких эффектных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является опытно-экспериментальная деятельность.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно - практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики.

Современное общество нуждается в конструктивной личности, способной к познавательно-деятельностной самореализации, к проявлению инициативности и творчества в решении актуальных проблем. Первоосновы такой личности нужно заложить уже в дошкольном возрасте. Главной проблемой работы педагогов дошкольного образования является развитие личности дошкольника, готовности его к школьному обучению. Проблема развития дошкольника, подготовки его к школе, сложна и актуальна, ее развитие неразрывно связано с процессом формирования познавательной активности у дошкольников. 

В ФГОС ДО уделяется особое внимание познавательно-исследовательской деятельности детей: реализация образовательной программы дошкольного образования осуществляется «...в формах, специфических для детей каждой возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности...»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве требований к результатам освоения программы дошкольного образования выделяет целевые ориентиры, которые, в свою очередь, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. Целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность дошкольников и их адаптацию при переходе к обучению в начальной школе.

Важнейшим условием формирования знаний о взаимосвязях в природе является наличие у детей определенного запаса фактических сведений, полученных в результате ощущений и восприятий предметов и явлений. Установление взаимосвязей, существующих в природе, помогает ребенку объяснить наблюдаемое явление, а значит, понять его.

Для установления детьми причин тех или иных явлений, связей и отношений между предметами или явлениями используют элементарные опыты.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.

Новое время требует полной «перезагрузки» в технологиях обучения и образования. Дошкольные образовательные учреждения находятся в поиске нового содержания образования познавательного, понятного и увлекательного для ребенка, моделируя вариативное пространство для развития индивидуальных способностей и творческого потенциала дошкольников.

Превращение ребенка в творческую личность зависит во многом от нас, педагогов, от технологии педагогического процесса, в связи с этим, одна из основных задач ДОО поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: прием пищи, игру, занятия, прогулку, сон. Деятельность экспериментирования способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.

Для того, чтобы экспериментирование стало ведущим видом деятельности, оно должно возникать по инициативе самого ребенка. Обязательным элементом образа жизни дошкольников является участие в разрешении проблемных ситуаций, в проведении элементарных опытов, экспериментировании, в изготовлении моделей. Для успешного развития необходимо уделять больше внимание на создания условий, активности самих детей. Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Таким образом, для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности. Роль развития опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста очень велика. Детское экспериментирование имеет огромное значение в развитии интеллектуальных способностей детей.

Учитывая вышесказанное, стало актуальным разработка методического пособия по активизации познавательной деятельности старших дошкольников через реализацию проекта «Юные исследователи».

Цель методической разработки (проекта):

Активизация познавательной деятельности, создание условий для развития познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

Обучающие:

  • формировать первичные представления об объектах окружающего мира, о свойствах (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть и т. д.) и отношениях объектов окружающего мира;
  • формировать способность анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное умение выдвигать предположения, устанавливать причинно – следственные связи и делать выводы;
  • обогащать словарь детей специальной терминологией;
  • формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;
  • учить детей проводить элементарные опыты.

Развивающие

  • развивать интерес к изучению нового;
  • развивать аккуратность, ответственность и последовательность;
  • развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение;
  • развивать умение делать выводы, умозаключения.

Воспитывающие

  • воспитывать гуманно-ценностное отношение к природе;
  • воспитывать умение четко соблюдать последовательность действий;
  • воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.

Планируемые результаты

Для ребёнка:

  • Дети выведены на более высокий уровень познавательной, исследовательской активности.
  • Расширены представлений о предметах и явлениях природы и рукотворного мира, выявляя их взаимосвязи и взаимозависимости.
  • Сформировано умение сверять результат деятельности с целью и корректировать свою деятельность.
  • Развиты навыки анализа объекта, предмета и явления окружающего мира, их внутренних и внешних связей, противоречивости их свойств, изменения во времени и т.п.
  • Сформировано умение по обозначенной цели составлять алгоритм, определяя оборудование и действия с ним. Обнаруживать несоответствие цели и действий и корректировать свою деятельность.
  • Развиты навыки самостоятельного (на основе моделей) проведения опытов с веществами (взаимодействие твердых, жидких и газообразных веществ, изменение их свойств, при нагревании, охлаждении и механических воздействии).
  • Сформированы коммуникативные навыки.

Для педагогов:

  • Повышение профессионального уровня в сфере опытно-экспериментальной деятельности.
  • Удовлетворённость собственной профессиональной деятельностью.
  • Реализация творческого потенциала.

Для родителей:

  • Расширены знания родителей о значении экспериментальной деятельности в развитии у детей познавательной активности.
  • Ознакомлены с практическими рекомендациями по организации опытно-экспериментальной деятельности с ребенком в домашних условиях.
  • Применение родителями полученных знаний на практике по организации опытно-экспериментальной деятельности с детьми дома.

Актуальность методической разработки заключается в том, что экспериментальная деятельность дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы, стимулирует развитие речи.

Нельзя не отметить положительное влияние экспериментальной деятельности на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков. Детское экспериментирование как важнейший вид поисковой деятельности характеризуется высоким уровнем самостоятельности: ребенок сам ставит цели, сам достигает их, получая новые знания о предметах и явлениях. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития поисково-исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Знания, добытые самостоятельно всегда являются осознанными и более прочными.

Новизной данной разработки является комплексное использование элементов ранее известных и современных методик детского экспериментирования.

На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно, в практику работы дошкольных учреждений внедряется медленно.

Практическая значимость методической разработки заключается в том, что разработанное содержание разработки по формированию у детей старшего дошкольного возраста исследовательских умений в процессе экспериментирования может быть использовано воспитателями дошкольных образовательных организаций.

Предложенная методическая разработка (проект) может быть успешно реализована на практике в дошкольной образовательной среде в силу своей технической доступности.

Глава 1. Теоретические аспекты формирования опытно-экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста

1.1 Психолого-педагогические особенности развития познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста

Невозможно анализировать познавательную деятельность ребенка, не учитывая особенности его личности. «Мысль рождается,- писал Л.С. Выготский,- не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наше влечение и потребности, наши интересы и побуждения, наши аффекты и эмоции». Понять особенности познавательной деятельности ребенка можно лишь в том случае, если будут раскрыты «аффективная и волевая тенденции», которые стоят за мыслью (терминология Л.С. Выготского). Эти положения углубляются и расширяются во многих теоретических и экспериментальных исследованиях по детской и педагогической психологии. А.В. Запорожец, Л.И. Божович отмечали, что окончание дошкольного периода развития ребенка представляет в психологическом плане целую систему взаимосвязанных качеств мыслительной, аналитико-синтетической, познавательной деятельности, качеств детской личности, включая познавательные интересы, определенную степень сформированности механизмов волевой регуляции.

Большое внимание исследователи уделяют познавательным интересам. Одной из базовых первичных форм познавательного интереса представляется любопытство. В его основе лежит естественная реакция удивления ребенка на изменения в обстановке, появление нового, яркого, красочного, эмоционально привлекательного в окружающем мире. Проявляется детское любопытство в ярких мимических реакциях и вопросах типа «Кто это?», «Что это?». Для данной ступени познавательного интереса характерным является сбор информации о предметах, явлениях окружающей действительности.

Чувственный, сенсорный опыт играет значительную роль и в последующем развитии ребенка. Любопытство является источником появления любознательности. Любознательность является действенной формой выражения интереса к познанию, о чем свидетельствует множество заданных ребенком вопросов. Любознательность характеризуется стремлением ребенка проникнуть за пределы увиденного, непосредственно воспринимаемого. Вопросы детей приобретают направленность на познание существенных характеристик предметов и объектов окружающего мира («Зачем?», «Почему?»).

Для старших дошкольников характерны не единичные вопросы (как для детей раннего и младшего дошкольного возраста), а их цепочки. Это является свидетельством смены временных ситуативных познавательных проявлений на устойчивые познавательные проявления.

Основными условиями развития указанного уровня познавательной активности является включенность познавательной деятельности в общий контекст жизни ребенка, уровень и способы выражения познавательной активности взрослых — педагогов и родителей.

Самостоятельная познавательная активность характеризуется ориентацией на установление источников, причинно-следственных связей, механизмов окружающих явлений, событий и себя самого.

Каждый уровень познавательной активности составляет основу для более высокого уровня и включается в его состав, является необходимым для полноценного проявления более высоких уровней познавательной активности.

Из чего должен исходить взрослый? Что важно? В процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска. Ведь знания формируются как результат взаимодействия субъекта (ребёнка) с той или иной информацией. Присвоение информации происходит именно через её изменение, дополнение.

Самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знания. Экспериментирование выделяют как основной вид ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности. Именно экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование; что потребность ребёнка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразней и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребёнок, тем быстрее и полноценнее он развивается. При этом поисковая деятельность принципиально отличается от любой другой. Суть в том, что образ цели, определяющий эту деятельность, сам еще не сформирован и характеризуется неопределенностью, неустойчивостью. В ходе поиска он уточняется, проясняется. Это и накладывает особый отпечаток на все действия, входящие в поисковую деятельность: они чрезвычайно гибки и носят «пробующий» характер.

Выделяют два основных вида ориентировочно – исследовательской деятельности. Первый – активность в процессе деятельности полностью исходит от ребенка. Вначале ребёнок как бы бескорыстно опробует разные объекты, затем выступает как её полноценный субъект, самостоятельно строящий свою деятельность: ставит цель, ищет пути и способы достижения и т.д. В этом случае ребёнок удовлетворяет свои потребности, свои интересы, свою волю. Второй – деятельность организует взрослый, он выделяет существенные элементы ситуации, обучает детей определенному алгоритму действий.

Таким образом дети получают те результаты, которые им заранее определили. Первый вид экспериментирования имеет огромное значении для развития познавательной активности, поскольку дети самостоятельно знакомятся с различными свойствами объекта как с равнозначными, не выделяя «главные» и «неглавные», включают эти объекты в различные системы. Процесс этот можно считать не только гибким, он к тому же обогащает «исследования», творчески развивает.

Поэтому взрослому важно в процессе обучения, поддерживая познавательную активность, создавать детям условия для самостоятельного поиска информации. Ведь знания формируются как результат взаимодействия ребенка с той или иной информацией. Именно присвоение информации через ее изменение, дополнение, самостоятельное применение в различных ситуациях и порождает знание.

1.2. Экспериментирование, как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.

В настоящее время педагогами в работе активно используется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.

Экспериментирование является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Поскольку закономерности проведения экспериментов взрослыми и детьми во многом не совпадают, применительно к дошкольным учреждениям используют словосочетание «детское экспериментирование».

Многолетние исследования данной деятельности дали основания для формулировки следующих основных положений

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества – новых построек, рисунков сказок и т.п. (продуктивная форма экспериментирования).

3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.

5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

  • Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
  • Идет обогащение памяти ребенка, активизируется его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции.
  • Развивается речь ребенка, так как ему необходимо давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы.
  • Происходит накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
  • Детское экспериментирование важно и для формирования самостоятельности, целеполагания, способности преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • В процессе экспериментальной деятельности развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Своими корнями экспериментирование уходит в манипулирование предметами. При формировании основ естественно-научных и экологических понятий экспериментирование можно рассматривать как метод, близкий к идеальному. Знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными. За использование этого метода обучения выступали такие классики педагогики, как Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский и многие другие.

Исходной формой экспериментирования, из которой развились все остальные, является единственная доступная ребенку форма экспериментирования - манипулирование предметами, которая возникает в раннем возрасте. В процессе манипулирования предметами идет и природоведческий и социальный эксперимент. В последующие два-три года манипулирование предметами и людьми усложняется. Ребенок все больше совершает обследовательские действия, усваивая сведения об объективных свойствах предметов и людей, с которыми он сталкивается. В это время происходит становление отдельных фрагментов экспериментаторской деятельности, пока еще не связанных между собой в какую-то систему.

После трех лет постепенно начинается их интегрирование. Ребенок переходит в следующий период - любопытства, который при условии правильного воспитания ребенка – переходит в период любознательности (после 5 лет). Именно в этот период экспериментаторская деятельность приобретает типичные черты, теперь экспериментирование становится самостоятельным видом деятельности. Ребенок старшего дошкольного возраста приобретает способность осуществлять экспериментирование, т.е. он приобретает следующий ряд навыков данной деятельности: видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы и предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать выводы, фиксировать этапы действий и результаты графически.

Приобретение данных навыков требует систематичной, целенаправленной работы педагога направленной на развитие деятельности экспериментирования детей.

Эксперименты классифицируются по разным принципам:

  • по характеру объектов, используемых в эксперименте: опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы; объектом которых является человек.
  • по месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке; в лесу и т.д.
  • по количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
  • по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
  • по характеру включения в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю), систематические.
  • по продолжительности: кратковременные (5-15 мин.), длительные (свыше 15 мин.).
  • по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
  • по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
  • по характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
  • по характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
  • по способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные.

Каждый из видов экспериментирования имеет свою методику проведения, свои плюсы и минусы.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки, наблюдают за падающими в воду предметами (тонет - не тонет), пробуют языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными правилами безопасности. Эксперимент же, специально организуемый педагогом, безопасен для ребенка и в то же время знакомит его с различными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учета в собственной жизнедеятельности. Первоначально дети учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под руководством педагога, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта вносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим в дошкольном образовательном учреждении эксперимент должен отвечать следующим условиям: максимальная простота конструкции приборов и правил обращения с ними, безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов, показ только существенных сторон явления или процесса, отчетливая видимость изучаемого явления, возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента.

Таким образом, нельзя отрицать справедливость утверждения, что эксперименты составляют основу всякого знания, что без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем создании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.

1.3. Педагогические условия организации экспериментальной деятельности как средства познавательного развития детей старшего дошкольного возраста

Одним их видов познавательной деятельности является экспериментирование, которое позволяет смоделировать в заранее заданных условиях тот или иной процесс и проследить за его естественным развитием. Экспериментирование развивает такие навыки, как логическое мышление, наблюдательность, аналитические и творческие способности.

Слово «эксперимент» произошло от греческого слова experimentym, которое переводится как «проба», «опыт». Экспериментом называют «научно поставленный опыт или наблюдение исследуемого явления в учитываемых условиях, которые позволяют следить за ходом явления и воспроизводить его многократно при повторении этих условий». В широком смысле эксперимент - это «любой опыт, попытка осуществить что-либо, особый вид практики, предпринимаемой для получения нового знания или проверки старого».

Термин «экспериментирование» ввел в научный оборот швейцарский психолог Жан Пиаже: ученый проанализировал значение этой деятельности для детей и доказал, что «детское экспериментирование дает представление о различных сторонах изучаемого объекта о его взаимосвязи с другими объектами».

По мнению академика Н.Н. Поддъякова: «именно экспериментирование является ведущим мотивом деятельности в старшем дошкольном возрасте, поскольку ребенок в этом возрасте является во всех своих проявлениях исследователем, активно познающим мир при помощи самых примитивных способов и приемов. Но деятельность ребенка в целом носит экспериментальный характер, он не переставая проводит опыты над теми или иными объектами и явлениями, изучая их».

Экспериментальная деятельность эффективна для организации познания и активизации познавательного интереса старших дошкольников. Это подтверждается следующими фактами.

Во-первых, эксперимент - есть всегда личностный поиск ответов на те или иные вопросы ребенка о предмете, явлении, взаимосвязях и взаимозависимостях. Эксперимент всегда повышает интеллектуальный потенциал личности, способствует ее развитию.

В-вторых, эксперимент – это всегда активный поиск ответов, активность ребенка, ориентированная на познание.

В-третьих, экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.

В-четвертых, эксперимент упорядочивает познавательные процессы, организует деятельность ребенка, направленную на познание, таким образом, чтобы привести к нужному результату. То есть это не хаотичное, а направленное исследование, построение которого зависит от особенностей естественного протекания исследуемых процессов.

В-пятых, экспериментальная деятельность благотворно влияет на упорядочивание психических процессов. Для того, чтобы экспериментальная деятельность являлась способом организации познания старших дошкольников, следует выполнить ряд педагогических условий.

Важным условием организации экспериментирования в ДОО выступает организация предметно-пространственной развивающей среды. Как указано в п. 3.3.4 ФГОС дошкольного образования, есть требования к ее организации, которые, среди прочих, включают в себя требования для организации направленного эксперимента. К ним можно отнести:

- достаточный для экспериментальной деятельности уровень насыщенности пространственно-предметной среды в соответствии с требованиями развивающей Программы образовательной организации;

- в пространстве должно быть достаточное количество средств, необходимых для решения воспитательных и образовательных задач, включая технические средства организации среды;

- в пространстве предметно-средовой организации познавательной деятельности ребенка должны быть предметы и объекты, при помощи которых можно решать задачи формирования познавательной, игровой, творческой и исследовательской деятельности детей, а также инструменты, необходимые для направленного эксперимента с простыми общеизвестными и доступными детям материалами и предметами.

Пространственно-предметная среда должна отвечать определенным требованиям, среди которых важнейшими являются требования к безопасности, здоровьесбережению, открытости, мобильности и изменяемости. Предметно-пространственная среда должна способствовать не только развитию детей на текущий момент, она должна «взрослеть» вместе с ними, дополняться и изменяться сообразно растущим потребностям детей, без чего невозможно полноценное поступательное развитие ребенка.

При организации экспериментально-исследовательской деятельности важно соблюдать принцип учета, чему способствует ведение картотеки проведенных опытов и экспериментов. Картотека заводится на каждый эксперимент, она отражает исходную информацию, цель и задачи эксперимента, его протекание, результат ожидаемый и полученный. Такое ведение информации систематизирует и упорядочивает полученные знания.

Центральное место в экспериментально-исследовательской деятельности занимает воспитатель, который организует эксперименты, объясняет их ход. Однако, смысл эксперимента и его высокая эффективность обусловлены именно высокой степенью активности детей в их проведении.

С возрастом степень участия детей в экспериментальной деятельности увеличивается, дети учатся самостоятельно искать пути и методы решения проблем. Поисковая деятельность активизируется в групповом эксперименте, когда дети объединяются и делят функциональные обязанности между собой для организации экспериментального исследования. А.С. Захарова считает: «вне зависимости от того, как именно участвует в экспериментальной деятельности воспитатель, он остается ведущим звеном в экспериментально-исследовательском процессе, направляя его и осуществляя руководство им».

Одной из особенностей эксперимента является высокая степень активности ребенка, - он есть главный исследователь, путь даже под руководством воспитателя. Именно он самостоятельно понимает свойства объектов и предметов через непосредственное их восприятие, а не опосредованное, как это происходит при, например, чтении о результатах экспериментальной деятельности, которую проводил кто-то другой.

Можно подчеркнуть высокую эмоциональную составляющую экспериментальной деятельности, которая обуславливает ее эффективность, - то, что окрашено яркими эмоциями, ребенок будет всегда лучше запоминать и воспринимать.

В ходе эксперимента посредством аргументации и доказательства подтверждается или опровергается гипотеза – предположение, выдвинутое относительно будущих результатов экспериментальной деятельности. Эксперимент удовлетворяет базовую потребность дошкольника – любопытство и возможность побыть взрослым, первооткрывателем, ученым».

Таким образом, под экспериментальной деятельностью понимается разновидность познания окружающей действительности, деятельность, в основе которой лежит познавательный интерес ребенка к окружающему миру.

Педагогическими условиями успешного эксперимента будут являться его организация в форме планирования и ведения картотеки; организация предметно-средового пространства; поддержание комфортного уровня психологического климата; взаимодействие между детьми и воспитателем как организатором экспериментальной деятельности.

Глава 2. Организация экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО в рамках разработки и реализации проекта «Юные исследователи»

Психолого-педагогическая диагностика, проводимая в начале реализации проекта, позволила выделить группу детей, нуждающихся в последующей работе и психолого-педагогической поддержке в плане формирования у них познавательной активности, а следовательно – и познавательной деятельности в целом.

На следующем этапе приступили к поиску способов активизации познавательной деятельности у воспитанников с низким уровнем организации познавательной деятельности.

Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

Так возникла идея создания творческого проекта «Юные исследователи»

Современная система образования в детском саду отходит от способа передачи детям знаний информационным методом (прямая передача от педагога — воспитаннику).

Целью опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.

Работая в этом направлении во время проведения занятий НОД, на прогулках, тематических досугах, происходит мотивк экспериментированию в самостоятельной деятельности. Для опытных исследований организованна предметно-пространственная среда: создан уголок исследований, центр экспериментирования. Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.

Методы и приёмы опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ

Среди приёмов и методов организации опытно-экспериментальной деятельности я использовала следующие:

Проблемно-поисковый метод. Воспитателем создаётся проблемная ситуация, в которой детям предстоит определить требующих решения вопрос, выдвинуть гипотезы по способам решения проблемы, провести опытную деятельность и подвести итоги. Проблемно-поисковый метод является ведущим для современной системы обучения, в нём через оживлённую дискуссию с педагогом у детей возникает мотивация к активному экспериментированию и стремление получить результат.

Наблюдения за объектом. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик опытно-исследовательской деятельности у дошкольников.

Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью. Ставя элементарные опыты над предметами (уронить на пол, попытаться разломить, извлечь звук и проч., малыши приобретают сведения об их свойствах. Дошкольники с удовольствием участвуют в проведении экспериментов над знакомыми веществами, углубляя свои знания: ставят опыты с водой в жидком и твёрдом состоянии, с песком, камнями, глиной, растениями. Начинать проводить опыты нужно с детьми младшей группы, побуждая к периоду старшего дошкольного возраста к желанию самостоятельного экспериментирования. Этот метод исследовательской деятельности развивает у детей наблюдательность, активность, самостоятельность, способствует становлению дружеской атмосферы и сплочённости коллектива.

Виды занятий по экспериментированию

Игры-эксперименты. Поскольку ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра, первые опыты и эксперименты проводятся в русле игровой направленности. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации. Возможно создание игровой ситуации, где дети будут действовать в вымышленных условиях (царство снега и льда, в гостях у Феи воздуха и др.).

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние). К моделированию в опытно-экспериментальной деятельности способны дети 3–4 лет (например, моделируют вихрь при мощи кусочков бумаги и создания воздушного потока, педагогу важно учитывать возрастные особенности детей, модель должна быть понятной и доступной.

Опыты. Проведение опытов позволяет в наглядной форме объяснить физические явления на занятиях по окружающему миру. Необходимо провести инструктаж по работе в мини-лаборатории или экспериментированию на рабочем месте, проговорить совместно с воспитанниками правила безопасности. Самостоятельное проведение опыта ярче откладывается в памяти ребёнка. Дошкольники ставят опыты с водой, воздухом, различными видами почвы, магнитами. Комплексные виды опытов в детском саду обычно направлены на расширение представлений о свойствах почвы, воды, воздуха. Комплексный опыт позволяет углубить знания о воде (способность растворять) и получить сведения о других веществах (масло, мука, соль)

Педагогу важно организовать занятие по опытно-экспериментальной деятельности так, чтобы на первом месте у воспитанников было стремление к обретению новой информации. Зачастую случается, практическая сторона вызывает у детей настолько яркие положительные эмоции, что в них теряется радость собственно открытия, к чему стремится проведение каждого опыта и эксперимента. Поэтому рекомендуется начало занятий посвящать активации внимания и усилению мотивации к решению какой-либо проблемной ситуации, поиску ответа на поставленный вопрос. В этих целях используется наглядный материал (плакаты, карточки и открытки, иллюстрации книг, энциклопедии, устраиваются подвижные и дидактические игры, тематические гимнастика и зарядка, проводятся дискуссии, в которых ребятам даётся возможность привести примеры из личного опыта, привлекаются к участию сказочные персонажи.

Структура организации опыта

1 Началом подготовки детей к опытнической работе является предшествующая работа. В неё входит знакомство с объектами, телами неживой природы, их свойствами, качествами, значением для живых организмов.

2 Выбор объекта, оборудования, материалов для эксперимента.

3 Создание мотивации к участию детей в экспериментировании. Избрать такой приём, который позволит детям включиться в интенсивную умственную работу. Наилучшими являются словесные и действенные приёмы, которые помогут сконцентрировать внимание детей. Ласковый тон, интригующая интонация, загадка-описание, или загадка-действие о предмете наблюдения. – Дети, мне нужно у вас спросить что-то интересное. (Интригующая пауза). Мы каждый день видим воду. Пьём её, купаемся в воде. Видим воду в лужах, озёрах, реках. Но что мы знаем о ней? Откуда она берётся? (Выслушать ответы детей). Оказывается, мы не всё знаем! (Затем педагог ставит цель нового наблюдения, опыта).

4 Постановка цели, задач; что будут делать, чего добиваться. Опыт используется как способ решения познавательной задачи. Задача может выдвигаться педагогом совместно с детьми. Задача должна быть чётко сформулирована

5 Анализ состояния объекта. Определение проблемы.

6 Обсуждение вероятности прогноза.

7 Выработка групповых норм и правил поведения. Инструктаж по технике безопасности.

8 Организация опыта (эксперимента). В этой части организации опыта идёт процесс объяснения и показа хода опыта (эксперимента), процесс сенсорного обследования, последовательного рассматривания опытнического материала (воды, земли, песка, растений и их плодов, и семян и пр.), самостоятельного получения сенсорной информации. Педагог показывает и обращает внимание на то, что все условия должны быть уравнены, и лишь одно из них, которое влияет на результат опыта, должно быть выделено. Он обучает детей оперировать простейшими формулировками, способам проведения опыта (эксперимента). Приёмы, которыми пользуется педагог в этот момент, должны быть яркими, необычными, чтобы само рассматривание не показалось скучным. Целесообразно использовать игрушки, сюрпризные моменты, неожиданные эффекты – всё это может вызвать сильное эмоциональное состояние, интерес к предстоящей работе и позволит детям активно включиться в поиск правильного ответа. Педагог выслушивает высказывания большинства детей. Подтверждает правильную информацию, хвалит тех, кто нашёл верные ответы, поощряет на дополнительные действия остальных воспитанников. Возможны короткие точные пояснения, игры с опытническим материалом, позволяющими закрепить обнаруженные свойства и качества предметов.

9 При длительно протекающем опыте (экспериментировании) желательно распределить обязанности между детьми по службам: деятельностной (выполнение практической функции), аналитической (наблюдательная функция), диагностической (фиксация результатов опыта).

10 Слежение за результатами длительного протекания опыта. Обсуждение способов фиксации опытов по определённым отрезкам времени. Опыты следует фиксировать через рисунки, схемы, таблицы, диаграммы. Фиксация наблюдений развивает наблюдательность детей и делает их наблюдения полнее, точнее. Фиксация помогает детям сформулировать выводы, запомнить содержание и последовательность протекания опыта.

11 Завершение опыта (эксперимента). Обсуждение полученных результатов. Дети находят ответ на поставленный вопрос, устанавливают причину наблюдаемого явления. Постигают закономерности в жизни растений и осознанно понимают причины многих явлений (от чего идёт дождь, снег?) и пр. Выводы, заключения. Подведение итогов, оценка деятельности детей.

12 Оформление диагностических материалов (схем, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков).

13 Устройство выставки с наглядными материалами, сопровождающими опытническую деятельность.

14 Проведение досуга, праздника, типа «День эрудитов», «Знаем ли мы свою кошку?», включающих в себя обобщение опыта по исследовательской, экспериментальной работе с дошкольниками.

Модельно - информационная карта творческого проекта

Руководитель проекта: Понкратова Наталия Михайловна

Место проведения: МБДОУ «Детский сад «Машенька»

Адрес: г. Тамбов, ул. Сабуровская, д. 1Д.

Телефон: +7(4752)49-31-74.

Вид проекта: педагогический, групповой, творческий, исследовательский.

Продолжительность проекта: среднесрочный (январь - февраль 2023г.).

Участники проекта: дети старшей группы «Следопыты», родители, педагоги.

Возраст детей: 5-6 лет.

Предмет исследования: особенности опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ.

Проблема: Проблема заключается в том, что часто ребенку преподносятся готовые истины, готовые выводы и обобщения. И вместо того, чтобы ребенку самому обследовать, наблюдать, экспериментировать, сравнивать, творить, получать какой-либо результат, он вынужден выслушивать от педагогов готовые сведения и отчеты о том, как познавали мир другие люди, и что они когда-то узнали об изучаемом объекте.

Продукты проекта: публичная защита проекта; обновление и пополнение центра экспериментирования; создание картотеки опытов и экспериментов; буклет для родителей «Экспериментируйте дома!»; консультация для родителей «Экспериментируйте дома!»; изготовление дидактических игр; создан лэпбук «Скачет капелька по свету»

Этапы

Содержание этапа

Сроки реализации

Ответственные

I этап

Информационно-аналитический

Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.

Составление схемы реализации проекта

Составление системной паутинки

Подбор и анализ информации по данной теме.

Первичное обследование детей (мониторинг)

Январь

(2 неделя)

Воспитатель Понкратова Н.М.

II этап

 Основной

Тема недели «Воздух –невидимка»

Эксперименты: «Реактивный шарик», «Игры с соломинкой», «Загадочные пузыри», «Ветер в комнате».

Дидактическая игра «Свойства воздуха».

Просмотр презентации «Охрана воздуха»

Беседа «Воздух – невидимка»

Рисование «Полет на воздушном шаре»

Январь

3 неделя

Воспитатель Понкратова Н.М.

Тема недели «Снег – снежок»

Эксперименты: «Где образуется снег?», «Чистый лед», «Лед легче воды», «Ледяные самоцветы: красим лед изнутри».

Дидактическая игра «Свойства снега и льда».

Просмотр презентации «Снег»

Беседа «Защитные свойства снега»

Рисование «Белый снег пушистый»

Фотовыставка «Снеговики»

Рассматривание снежинок через лупу

Январь

4 неделя

Воспитатель Понкратова Н.М., родители

Тема недели «Я – человек»

Эксперименты: «Узнай по запаху», «Узнай, что звучит», «Узнай по вкусу»

Дидактическая игра «Полезная еда», «Чудесный мешочек».

Просмотр презентации «Строение организма»

Беседы «Зачем нужны уши, глаза, язык, т.д.», отгадывание загадок.

Рассматривание иллюстраций в книгах.

Рисование «Дети делают зарядку»

Фотовыставка «Моя семья»

Февраль

1 неделя

Воспитатель Понкратова Н.М., родители

Тема недели «Волшебное электричество»

Эксперименты: «Волшебный шарик»,

«Чудо - расческа», «Танцующая фольга», «Прыгающие рисовые хлопья».

Дидактическая игра «А что если бы?»

Беседа: «Электричество живет повсюду»

Чтение поучительных историй: «Что горит в лампочке», «Почему, если лопнет, она еще и хлопнет».

Подвижная игра «Ток бежит по проводам»

Аппликация «Рыба не простая, рыба с электричеством»

Февраль

2 неделя

Воспитатель Понкратова Н.М.

Тема недели «Волшебный магнит»

Эксперименты: «Всё ли притягивают магниты?», «Как достать скрепку из воды не намочив рук», «Магнитные свойства можно передать обычному железу».

Дидактическая игра «Рыбалка»

Просмотр презентации «Магнит»

Беседа «Какие предметы притягиваются магнитом».

Дидактические игры: «Что лишнее», «Магнитная азбука»

Изготовление игры «Магнитная рыбалка»

Рисование «Компас», «Магнит на холодильник»

Февраль

3 неделя

Воспитатель Понкратова Н.М.,

Педагог дополнительного

образования

Кузнецова Н.Ю.

Тема недели «Вода – волшебница»

Эксперименты: «Вода – волшебница», «Сухой из воды», «Играем с красками».

Дидактическая игра «Свойства воды».

Просмотр презентации «Круговорот воды в природе»

Фотовыставка «Мамины помощники»

С-р игры «Стирка», «Мы готовим обед»

Чтение сказки «Федорино горе», «Мойдодыр», А.Введенский «Песенка о дожде», Н.Заболоцкий «На реке»

Февраль

4 неделя

Воспитатель Понкратова Н.М., родители

III этап Заключительный

Повторное обследование детей (мониторинг)

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно- исследовательской деятельности детей.

Презентация результатов исследовательской деятельности.

Февраль

4 неделя

Воспитатель Понкратова Н.М.

Мониторинг реализации проекта

Полученные результаты позволяют сделать вывод, что у большинства испытуемых высокий и средний уровень познавательной активности, что говорит о положительных результатах его развития.

У детей появился интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию, дети умеют планировать свою деятельность, задают вопросы, проявляют любознательность, самостоятельность, могут оценить свои поступки.

При выполнении заданий стали более усидчивы, спокойны, настойчивы, радуются успехам, стремятся ещё больше проявить себя.

Дети могли подолгу сами работать с каким-либо материалом, возвращались к определенному виду деятельности на следующем занятии, ставили перед собой новые задачи, проявляли яркий интерес к познавательной деятельности и самостоятельно занимались с полюбившимися им материалами.

Вывод: Мониторинг показал положительную динамику развития у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Результативность проекта

Таким образом, в результате реализации проекта «Юные исследователи»:

  • Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
  • Воспитанники имеют представления детей об окружающем мире.
  • У дошкольников развиты умения: наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
  • Родители заинтересованы в экспериментально-поисковой деятельности своих детей.
  • Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
  • Обогащена предметно – развивающая среда.
  • Пополнена научно – методологическая база ДОО по данному вопросу.

Заключение

Данная методическая разработка (проект) обеспечивает реализацию федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования с учетом интеграции всех образовательных областей. Раскрывает способы поддержки детской инициативы по развитию творческих способностей и ранней профориентационной работы со старшими дошкольниками в условиях организации единого образовательного пространства, а также позволяет педагогам наиболее эффективно использовать опытно-экспериментальную деятельность в образовательном процессе.

Педагогическая диагностика показателей познавательной деятельности у детей старшего дошкольного возраста позволяет индивидуализировать и дифференцировать образовательный процесс.

Дети старшего дошкольного возраста в большинстве своём имеют достаточно выраженную познавательную мотивацию, становлению которой способствует совместная деятельность ребёнка со взрослыми и сверстниками.

В процессе работы была доказана эффективность технологии проектного метода для активизации познавательной деятельности старших дошкольников.

Методическая разработка может быть полезна педагогам дошкольных образовательных учреждений и успешно реализована на практике в дошкольной образовательной среде в силу своей технической доступности.

Список литературы

  1. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.-528 с.
  2. Мониторинг  в детском саду. Научно – методическое пособие. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010. – 592с.+цв. вклейка.
  3. План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада/Сост. Н.В.Гончарова и др., под ред. З.А.Михайловой.-2-е изд. СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 255с.
  4. Бондаренко Т.М.Экологические занятия с детьми5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
  5. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников/О.В.Дыбина (отв. Ред.). М.:ТЦ Сфера, 2005. – 192 с.
  6. Добро пожаловать в экологию! Часть II. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста./сост. О.А. Воронкевич.- СПб. :  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.-336 с.
  7. Иванова И.А. Естественно - научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек.- М.: ТЦ Сфера,2004. – 224 с.
  8. Организация опытно  - экспериментальной деятельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий/авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 333с.
  9. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения дошкольников. – Самара: издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010. – 128с.
  10. Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду. Н.В Нищева. – Санкт – Петербург «Детство – пресс», 2013 год.
  11. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. И.А. Лыкова, Н.А. Рыжова. – Москва, издательский дом «Цветной мир», 2014 год.
  12. Развитие познавательно – исследовательской деятельности у дошкольников. Е.В.Лосева. – Санкт – Петербург, «Детство - пресс», 2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт на тему: "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно - экспериментальной деятельности неживой природы".

Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности неживой природы....

Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности...

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Отчет по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из г...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...