Отчёт по теме самообразования за 2017- 2018 учебный год "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности"
методическая разработка по теме

Былинкина Елена Александровна

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobr_otchyot.pptx1.17 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МБДОУ «Детский сад «Радуга» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области» Отчёт по теме самообразования « Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности ». Воспитатель: Былинкина Е.А.

Слайд 2

В течение 2017-2018 учебного года я работала над темой самообразования «Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста по средствам опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности». Цель самообразования: Повышение уровня личного профессионального мастерства и компетентности в организации воспитательного и образовательного процесса с детьми. Развитие познавательной активности детей в процессе опытно – экспериментальной и исследовательской деятельности». ; - Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка средствами эксперимента;

Слайд 3

Прежде, чем начать свою работу я подобрала и изучила следующую литературу. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.В. Дыбина , Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. –М.: ТЦ «Сфера», 2005. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. «Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников» Издательство Мозаика - синтез Москва 2016 Савенков А.И. Маленький исследователь. Как научить дошкольника приобретать знания. Ярославль: Академия развития, 2003. О. В. Дыбина "Ознакомление с предметным и социальным окружением", так же изучила опыт коллег на интернет - сайтах maam. ru nsportal . Разработала перспективный план по опытно – экспериментальной деятельности.

Слайд 4

При организации экспериментально-исследовательской деятельности использовала следующие методы и приемы : - эвристические беседы; постановка и решение вопросов проблемного характера; наблюдения; - моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе) ; - опыты; - фиксация результатов : наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности; - "погружение" в краски, звуки, запахи и образы природы; - подражание голосам и звукам природы; - использование художественного слова; - дидактические игры, игровые обучающие и творческие развивающие ситуации; - трудовые поручения, действия. На протяжении всего учебного года проводила НОД и опыты эксперименты по темам. Экспериментирование с песком и глиной: «Песчаный конус», «Песочные часы». «Глина, какая она?» Экспериментирование с водой: «ходят капельки по кругу», «Жидкое – твёрдое», «Испарение», « Конденсация». Экспериментирование с воздухом : «В воде есть воздух», «Парусные гонки». Экспериментирование с деревом: «Посадим дерево», «Почему осенью желтеют листья?» Экспериментирование с магнитом : «Притягивает – не притягивает?», «Как достать скрепку из воды?».

Слайд 5

Так в процессе экспериментирования я развивала у детей умение видеть и выделять проблему; принимать и ставить цель. Решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты. выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент. Высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Слайд 6

В свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом, полученные в организованной образовательной деятельности знания и умения. Большую радость, удивление и даже восторг испытывают дети от своих маленьких и больших открытий.

Слайд 7

В своей работе я использовала метод проектной деятельности, который позволяет формировать знания у дошкольников об окружающем мире через практическую деятельность. Были реализованы как групповые, так и подгрупповые проекты. «Что за чудо это мыло?», «Мир вокруг нас», «Какой он сахар?»

Слайд 8

Приняли участие в региональном конкурсе исследовательских работ и творческих проектов «Я – исследователь».

Слайд 9

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т.к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе. Оформляю папки – передвижки, консультации «Как проводить опыты и эксперименты в домашних условиях», «Роль семьи в развитии познавательно – исследовательской активности ребёнка». При совместной деятельности детей и родителей реализуем проекты, организуем выставки поделок, фотовыставки.

Слайд 10

С целью распространения опыта по использованию метода экспериментов для развития познавательной активности ребёнка провела мастер – класс для коллег.

Слайд 11

Провела мастер – класс для родителей консультационного центра, познакомила с экспериментально - исследовательской деятельностью в домашних условиях.

Слайд 12

Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на : повышение уровня развития любознательности ; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы) . Таким образом по результатам мониторинга прослеживается положительная динамика развития детей в образовательной области «Познавательное развитие». В ходе реализации деятельности по теме самообразования. Я реализовала Следующие педагогические компетентности: - интеллектуально-педагогическая компетентность; - информационная компетентность; - регулятивная компетентность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План по самообразованию «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и ...

Персонифицированная программа по самообразованию по теме "Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством проектной и исследовательской деятельности"

Программа отвечает требованиям к персонифицированной программе педагога, в основе программы Профстандарт и ФГОС. Надо понимать ,что данная программа не рамочный документ, она может дополняться, менять...

Отчёт по теме самообразования «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Целью работы по самообразованию было: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностног...

Работа по теме самообразования на 2020-2022 учебный год "Развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Монтессори»

План работы по самообразованию  на 2020-2022 учебный год.Мероприятия проведённые по плану: консультации, мастер-классы с родителями и педагогами ДОУ....

"Формирование первоначальных учебных умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной и последовательской деятельности".

Дети дошкольного возраста по природе своей - пытливые исследователи окружающего мира. Овладение способностями практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает мировозрение ребенка, его ли...