Консультация "Развитие связной речи"
консультация по развитию речи по теме

Варзина Ольга Владимировна

              

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи.      

Учить ребёнка рассказывать – значит формировать его связную речь. Эта задача входит, как составная в общую задачу речевого развития детей дошкольного возраста.

Цель рассказывания по картине:

1. Развитие связной речи, на основе отображения увиденного.

2. Воспитывать у детей интерес к составлению рассказов по    картинам;

3. Учить правильно, понимать  содержание;

4. Формировать умение связно, последовательно описывать изображенное;

5. Активизировать и расширять словарный запас;

6. Учить, грамматически правильно строить речь и так далее.  

     Работу по рассказыванию можно начинать  с повторного рассматривания картины.  Проводить  краткую беседу, где рассматриваются   основные моменты сюжета. Чтобы дети целенаправленнее и увереннее приступили к рассказам, необходимо задавать вопросы, которые помогают логической и временной  последовательности передать содержание картины, отразить наиболее существенное.    

      Итак, рассматривание и беседа  картины - это виды работы, которые подготавливают детей к рассказыванию.  Через рассматривание и беседу по картине,  дети легко и радостно развивают связную речь.

     В процессе  обучения рассказыванию на материале картин,  можно использовать разнообразные методические приёмы и методы: (беседа, приём совместных речевых действий, речевой образец, модели, схемы).

      Развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: физкультура, рисование, лепка, аппликация, конструирование, формирование элементарных математических представлений, музыка, развитие логики.

      Начиная обучать речи ребёнка – дошкольника, прежде всего надо понимать, что существует педагогическая наука, как «Методика развития речи». Где  существуют свои цели, задачи, содержание.

Задачи  по развитию речи детей дошкольного возраста:

1. Развитие словаря. Обогатить слова ребенка - закрепление, уточнение, активизация словаря, через ознакомление с окружающим: (наблюдение, экскурсия, рассматривание предметов, картин, дидактические игры, занятия, загадки).

2. Формирование грамматической стороны речи. Чтобы не было грамматических ошибок учить грамотно,  говорить.

3. Воспитание звуковой культуры речи. В каждом слове правильно произносить звуки точно, ясно, развитие интонационных средств выразительности речи (паузы, ударения, темп).

4. Формирование разговорной (диалогической речи). Умение выстроить диалог с ровесником, взрослым, старшим ребенком, малышом.

5. Обучение рассказыванию – это развитие монологической речи.

6. Ознакомление с художественной литературой.

Основные аспекты сочетаемости разнообразных задач развития речи.

      Словарная работа, которая направлена не только на количественное обогащение словаря, но и на углубление понимания смысла слов. Дети начинают овладевать способами выражения в слове необходимого содержания и умением применять усвоенные слова в связном высказывании. С первого года, важно уделять внимание задачам качественного (а не только количественного) развития словаря.

       Решение лексических задач, конечно, невозможно без специальной работы по ознакомлению детей с постоянно расширяющимся кругом предметов и явлений, по углублению знаний о них. Лексические (словарные) упражнения проводятся на знакомых детям словах и выполняют при этом двоякую функцию: обогащения словаря и подготовки ребёнка к выполнению заданий на построение связного высказывания.

      Формирование грамматического строя речи, также находится в тесной связи с развитием связной речи и особенно с лексической работой. При анализе литературного произведения, во время рассматривании картин, придумывании самостоятельных рассказов дети учатся распознавать смысловые оттенки слова, направлены на обучение согласованию существительных и прилагательных в роде, числе, падеже. Такие упражнения способствуют тому, что ребёнок начинает осознавать грамматические формы и правильно использовать их при составлении рассказов.

      Задачи развития связной речи тесно связаны и с задачами воспитания звуковой культуры речи. Такие элементы звуковой культуры речи, как звукопроизношение, темп речи, сила голоса, интонационная выразительность, каждый по-своему влияют на связность изложения того или иного содержания. Говоря о связности высказывания, следует подчеркнуть, что его формирование предполагает усвоение ребёнком различных типов связи (между словами, предложениями, между частями высказывания).

   

      В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно учиться, понимать литературу, радио, телепередачи. Следовательно, дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря, как одну из важных задач по развитию речи.

     Словарная работа – это планомерное расширение активного словаря для детей за счет незнакомых или трудных для них слов через расширение окружающего.

Например: ручей: чистый, голубой, разговорчивый, серебристый, быстрый, лучистый, звонкий, прозрачный, освежающий, бурлящий, журчащий, холодный. Осень: золотая, поздняя, ранняя, пестрая, теплая, хмурая, холодная, радостная, багряная, солнечная, дождливая, ситцевая.

Задачи по развитию словаря:

1. Обогащение словаря из ознакомления с окружающим.

2. Активизация словаря.

3. Закрепление, уточнение словаря.

Для реализации данных задач педагог использует различные игры, например: «Придумай слово»:

То, что делает человек (спит, ходит, работает).

Что можно шить? (платья, одежду).

Что бывает круглым? (мяч, шар, арбуз).

        Мерить? (обувь, одежду, шляпу).

Двигать? (стол, стул).

Что бывает низким? (стул, кровать).

Веселый (какой?) – добрый, искрящиеся глаза.

Грустный (какой?) – печальные глаза, опущенные уголки рта.

Воспитание звуковой культуры речи:

Задачи по воспитанию звуковой культуры речи:

1.Формирование правильного произношения звуков (совершенствование движений артикуляционного аппарата: артикуляционная гимнастика с детьми от года до 5-6 лет, ее цель: отработка произношения гласных и согласных звуков).

2. Выработка дикции (с детьми 1-3 лет по подражанию, через чтение и пение, а с детьми 5-6 лет проводятся специальные игры на отработку дикции).

3. Работа над правильным словопроизношением и словесным ударением (педагог должен знать типичные особенности словопроизношения детей и помнить о том, что в словах ударение может быть подвижное, постоянное).

4. Работа над правильностью речи. С детьми 1-3 лет по подражанию, с детьми 3-6 лет проводятся специальные упражнения.

5. Формирование темпа речи и качеств голоса (нужно научить детей согласовывать свой голос с условиями, беречь его: это имеет большой педагогический и гигиенический смысл). Например, упражнение: «Поезд» - рядом и ушел; «три медведя» (папа – низкий голос, мама – средний, сын – высокий). С детьми 1-3 лет по подражанию, с детьми 5-6 лет специальные упражнения (в соответствии с естественной высотой голоса ребенка).

                   Этапы работы:

1.Четкое, ясное произношение звуков.

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Предлагая произносить звук, соотносить с песенкой (комара, жука).

4.Произношение данного звука отрабатывать в словах, слоге, в речи.

5.С детьми дошкольниками проводить работу над развитием интонационных средств самовыражения (грустно, весело, медленно, быстро) с учетом естественной высоты голоса.

       Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.

Формирование грамматически правильной речи:

      При формировании грамматически правильной речи детей следует различать работу над ее морфологической и синтактической стороной. Морфологическая (падежи); Синтаксическая (предложения).

В вопросах грамматического строя речи есть «узкие задачи» - преодоление разнообразных грамматических ошибок в речи ребёнка. «Широкие задачи» - необходимость формирования грамматических обобщений.

Задачи формирования грамматической речи дошкольников:

1. Исправление грамматических ошибок в устной речи детей.

2.Совершенствование синтаксической речи детей. Ознакомление их с некоторыми общеупотребительными сочетаниями. Обучение распространению предложений и составление сложных предложений.

3. Предупреждение грамматических ошибок в речи детей (особенно трудные морфологические категории), повелительное наклонение, разноспрягаемые.

Чаще всего затрудняют дошкольников следующие грамматические формы:

1. Окончание существительных множественного числа Р.п. (ов). Например: не матрешков, а матрешек; тортов – это правильно; петель; тефтелей, шарфов; ружей.

2. Образование множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных.  Например: не львенки, а львята.

3. Употребление несклоняемых имен существительных (кино, кофе).

4. Не различают род существительных, особенно средний род (яблоко, дерево).

5. Не умеют ставить ударения при склонении существительных:

- подвижное ударение (волк - волков).

- перенос ударения на предлог (на голову, на пол, из лесу).

6. Образование сравнительной степени прилагательного.

- простым способом при помощи суффикса (ее, ей, е). Например: резкий – резче; сладкий – сладче; дорогой – дороже.

- при помощи других корней. Например:  хороший – лучше; плохой – хуже.

7. При образовании глагольных форм:

- в настоящем и прошедшем времени с чередующими звуками (скачет - скакал);

- спряжение глаголов (поливает-поливал);

- спряжение глаголов с особым окончанием (есть, дать);

- повелительное наклонение (поезжай).

8. Склонение местоимений и числительных (мой-моя-моё; пять яблоков-пять яблок, два собаки-две собаки).

Морфологические (падежи) и синтаксические (предложения) стороны детей развиваются одновременно, но синтаксические ошибки устойчивее.

                - пальчиковые игры;

- стихоритмика (разучивание стихов с движением рук, ног, пальцев, тела, глаз, головы);

- артикуляционная гимнастика;

- звуковые игры;

- дыхательная гимнастика.

 Развитие связной монологической речи, рассматривается как центральная задача, начиная с младшего дошкольного возраста.  Большое внимание уделяется оценке детских высказываний. Сначала оценку даёт педагог (спасибо за рассказ, было очень интересно). Начиная с 3 лет, можно у ребёнка спрашивать его мнение об услышанном: «Понравился рассказ? Что запомнилось? Кто герой? Какой он?». В 5 – 7 лет дети могут сами оценивать свои рассказы – это как часть обучения построения связного высказывания. У ребёнка вырабатывается умение анализировать содержание высказывания детей и оценивать это высказывания.

     

Виды обучения  детей разговорной речи:

(Беседа, экскурсии, беседы по картинам, игрушкам, дидактические игры).

1. Беседа – основное средство обучения детей связной диалогической речи,

2. Рассказ – связанное развернутое изложение какого-либо факта. В рассказе больше отражен – личный опыт, эмоции.

3. Пересказ – связанное изложение прослушанного текста. Речевые задачи: учить выразительно, пересказывать текст, без помощи вопросов педагога.

Ознакомление с художественной литературой:

Виды художественной деятельности:

1.Чтение целого произведения (рассказывание);

2.Чтение художественных произведений (рассказывание), объединенных одной целью;

3.Слушание дисков, записей;

4.Показ настольного, кукольного театров и др.

5.Показ фильмов, просмотр телевизионных передач, компьютерных игр.

Художественная литература ставит задачу – заложить в детях любовь к художественному слову, определяет тот круг произведений, которые надо рассказать, пересказать.

Виды по ознакомлению с художественной литературой:

1.Чтение.

2.Рассказ сказки.

3.Разучивание стихотворения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация «Связная речь ребёнка. Развитие связной речи в процессе общения».

В консультации говорится о развитие речи детей в процессе общения и взаимодействия со взрослыми....

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Краткосрочный проект для детей 4-5 лет группы №7 «Развитие связной речи дошкольников средствами моделирования и мнемотехники. Работа по развитию связной речи дошкольников

В работе по развитию связной речи дошкольников мы используем современные технологии. Технология моделирования и мнемотехники помогает ребенку зрительно представить понятия слово, предложение....

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...