Конспект НОД в ОО Коммуникация с старшей группе (Кубанский фольклор)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

 Аманова Олеся Николаевна

Конспект НОД в ОО Коммуникация в старшей группе с элементами  кубанского фольклора

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 18 города Ейска муниципального образования Ейский район

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в образовательной области "Коммуникация" с элементами кубанского фольклора с старшей группе

Подготовил:

Воспитатель О.Н. Беденко

2013 г.

Программные задачи:

продолжать знакомить детей с фольклором Кубани.

Уточнить представления жанровых особенностях, значении загадок, скороговорок, пословиц;

учить понимать обобщенное значение пословиц и поговорок, уметь составлять по ним небольшие рассказы, соотнося содержание с названием текста.

Материал: иллюстрации к загадкам, карандаши, бумага.

Методы и приемы:

Предшествующая работа:

Индивидуальная работа:

Словарная работа:

Ход непосредственно-образовательное деятельности:

- Дети, вы любите отгадывать загадки? Я знаю, что некоторые из вас придумывают загадки сами. Скажите, что такое загадка? Чем она отличается от рассказа, стихотворения? ( Ответы детей).

-Загадки бывают разные. Бывают загадки складные, похожие на стихи. Вспомните такие загадки (вспоминаем). Бывают загадки короткие, всего из одного предложения, например: "Кто родится всегда с усами?".

-Но в любой загадке предмет не называется и нужно самому догадаться, о чем идет речь. Чтобы было легче догадаться, в загадке или говориться, на что похож этот предмет, или его называют таким словом, что сразу понимаешь, что это такое. Например, такая загадка:

        "Крепка, звонка да отточена,

        Кого поцелует, тот и с ног долой".

-Какими словами описали в загадке саблю? Как вы думаете, почему?

Воспитатель предлагает отгадать загадки:

        "Погоны желтые, шашки острые,

        Пики длинные, кони борзые,

        Полем едут с песнями

        Искать царю чести, а себе славы".

                                        (Казаки).

        "Вырос в поле дом,

        Полон дом зерном,

        Стены позолочены,

        Ставни заколочены,

        Ходит дом ходуном,

        На столбе золотом.

                        (Колосок).

-Каждая загадка анализируется (почему так говорят, с чем сравнивается и т.п.).

-На каждый случай у нашего народа есть мудрая мысль – пословица или поговорка. Пословица учит  нас, как надо поступать и как не надо поступать, высмеивает лентяев, трусов и хвастунов. О многом рассказывает пословица.

-Послушайте сейчас  пословицу и скажите, как вы ее понимаете:

        "Кто землю лелеет,

        Того и земля жалеет".

-Когда так говорят? ( Если дети затрудняются, воспитатель дает пояснительный рассказ).

-Посеяли два друга пшеницу. Один хорошо землю вспахал, щедро зерном засеял, ухаживал за полем. Пшеница уродилась добрая. Урожай хороший. А другой вспахал тяп-ляп и посеял кое-как: по работе и урожай получил – бедный, маленький. Верно, говорят: "Кто землю лелеет, того и земля жалеет".

-Вспомните пословицу близкую по смыслу этой.

(Верно: "Что посеешь, то и пожнешь").

-Послушайте поговорку: "Грозен Иван, да боится Ивана одна ворона". Как вы думаете, о каком человеке так можно сказать? В каком случае так говорят? (Когда посмеиваются над крикуном и задирой, которого никто не боится).

-В поговорке говорится об одном Иване, а подразумеваются все драчуны и задиры. нужно всегда стараться не только услышать о чем рассказывается в пословице или поговорке, а думать чему она учит.

        -Подумайте, чему учит пословица: "Одинокое дерево и ветер валит, а густому лесу и буран не страшен".

-Придумайте по этой пословице небольшой рассказ и нарисуйте к нему иллюстрацию.

(Самостоятельная работа: заслушивается несколько рассказов).

Упражнение "Скажи по-другому".

-Вы уже знаете, что об одном и том же можно сказать по-разному, разными словами. Подбери слова близкие по  смыслу к выражениям: "Явился как снег на голову" (неожиданно), "С него как с гуся вода" (ничего на него не действует), "Низа холодную воду" (ничего не хочет делать, ленится), "Не задирай нос" (будь скромнее).

        Упражнение на произношение скороговорок.

        Прохор и Пахор ехали верхом.

        На горке дубы под горой грибы.

Произношение детьми скороговорок с разной силой голоса, с вопросительной, с удивительной интонацией, в разном темпе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские народные ремесла" Тема: Плетение из талаша.

Цель:Продолжать закрепление представлений у детей о декоративно- прикладном искусстве и народных ремеслах Кубани. Воспитывать любовь к родному краю, народным традициям и быту.  Програм...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ в старшей группе "Кубанские варенички"

Закрепить знания детей о выращивании хлеба на Кубани: «От зернышка до каравая»; закрепить знание кубанских пословиц, поговорок о хлебе и труде хлебороба; прод...

Конспект итогового занятия в старшей группе "Кубанские посиделки"

Занятие способстует развитию познавательного интереса у детей, патриотических чувств....

Конспект занятия в старшей группе "Кубанские вареники"

Конспект познавательного занятия с элементами лепки, знакомство с народными традициями, поговорками, пословицами....

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Тема "Знакомство с традиционной кубанской вышивкой"

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе Тема «Знакомство с традиционной кубанской вышивкой»   Цель: Познакомить детей с различными видами кубанской вышивки: в...