Педагогические подходы к формированию умений у детей 5-7 лет строить диалог со сверстниками и взрослыми (из опыта работы воспитателей).
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Маркелова Людмила Ивановна

Работа была создана для выступления на педагогическом совете "Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста". Работа состоит из презентации в формате PowerPoint и доклада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_k_prezentatsii.docx21.47 КБ
Office presentation icon pedagogicheskie_podkhody.ppt722 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые коллеги, представляем Вашему вниманию презентацию из опыта работы воспитателей группы № 71 по теме: «Педагогические подходы к формированию умений у детей 5-7 лет строить диалог со сверстниками и взрослыми».

Выделяются две основные сферы общения дошкольника:

  • со взрослыми;
  • со сверстниками.

Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю. 

      Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми по повышению диалогических навыков  и умений, нужно создать необходимые педагогические условия: (Слайд 2)

  • организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий.

Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются: мини-театр, мини-библиотека, уголок для свободной изодеятельности. Пополняются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно,  создается доброжелательная атмосфера в группе.

Прежде, чем обучать воспитанника диалогической речи необходимо научить его речевому этикету – правилу речевого общения.

В речевой  этикет включаются:

  • обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие;
  • умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе;
  • умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы;
  • неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.

В своей работе мы начали использовать цикл занятий с Незнайкой. (Слайд 3)

Это:

  • «Незнайка учится здороваться»,
  • «Быстро ответить»,
  • «Незнайка раздает игрушки»,
  • «Мы идем на прогулку»,
  • «Незнайка учится просить»,
  • «Исправьте Незнайку».

Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, в различных видах деятельности.
(Слайд 4)

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем  богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
(Слайд 5)
 
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие). Мы используем:

«Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».
(Слайд 6)
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать правильно вопрос.
(Слайд 7)
Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

На новогоднем утреннике наши воспитанники были  задействованы в сценарии, без привлечения взрослых.

(Слайд 8)

Также в работе с детьми мы используем разнообразные виды театра:

  • магнитный театр;
  • пальчиковый театр;
  • театр масок;
  • театр кукл Би-ба-бо;
  • настольный театр;
  • театр игрушек;
  • нетрадиционный театр из варежек-мочалок.

Совсем недавно мы начали использовать в своей работе Интерактивные технологии (Слайд 9)

  • Интерактивная технология «Карусель» - работа в парах стимулирует общение

между детьми – работая в парах, дети ведут мини-диалоги, каждый раз оказываясь перед новым собеседником. Развивается диалогическая речь, которая побуждает к взаимодействию: «ребенок-ребенок».

  • Интерактивная технология «Интервью» - развивает умение у ребенка

правильно формулировать вопрос-ответ. Благодаря использованию этой технологии у детей  также активно развивается диалогическая речь, которая побуждает к взаимодействию: «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок».

(Слайд 10)

  • Интерактивная технология «Кейс-иллюстрация» - активизирует мысль

детей, развивают воображение, усиливают потребность в общении с  другими людьми. Сущностью кейс-иллюстрации является анализ проблемной ситуации. В следствии дети учатся – умению получать необходимую информацию в общении, умению вести диалог со взрослыми и сверстниками, умению выслушивать другого, умению отстаивать свою точку зрения.

(Слайд 11)

Также в нашей группе ведется проектная деятельность по выпуску газеты «Детство в «Брусничке».

Здесь мы активно используем игру «Журналисты» (Слайд 12) – совершенствуются умения строить диалог с использованием опорных карт-схем, развиваются способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.

(Слайд 13)

Проводим экскурсии профориентационной направленности. Дети учатся задавать вопросы, узнают разнообразные профессии.

(Слайд 14 )

Традиции нашей группы: регулярное проведение дней рождений воспитанников, что сплачивает детский коллектив

Таким образом, исходя из наблюдений и проводимой работы, можно сказать о том, что наши воспитанники уже имеют некоторые навыки и умения диалогической речи, слушают и понимают речь, стараются пользовать формами  речевого этикета. Также можно сказать, что дети легко идут на контакт,  но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для  установления контакта и умением отвечать на вопросы. Это еще раз подчеркивает, что необходимо как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.

(Слайд 15)

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогические подходы к формированию умений у детей 5-7 лет строить диалог со сверстниками и взрослыми Из опыта работы воспитателей группы № 71: Маркеловой Л.И. Дивуновой Л.Н.

Слайд 2

Организация пространства для общения детей

Слайд 3

Речевой этикет «Незнайка учится здороваться», «Быстро ответить», «Незнайка раздает игрушки», «Мы идем на прогулку», «Незнайка учится просить», «Исправьте Незнайку».

Слайд 4

Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.

Слайд 5

Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Используем в работе игры: «Узнай сказку», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы» и другие.

Слайд 6

Подвижные игры Используем те, которые содержат диалоги. В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.

Слайд 7

Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.

Слайд 8

Используем разнообразные виды театра

Слайд 9

Интерактивные технологии Интерактивная технология «Карусель» - работа в парах стимулирует общение между детьми; Интерактивная технология «Интервью» - развивает умение у ребенка правильно формулировать вопрос- ответ.

Слайд 10

Интерактивная технология «Кейс- иллюстрация» - активизирует мысль детей, развивают воображение, усиливают потребность в общении с другими людьми.

Слайд 11

Проектная деятельность: Редакция газеты «Детство в «Брусничке»

Слайд 12

Используем игру «Журналисты»

Слайд 13

Экскурсии профориентационной направленности

Слайд 14

Традиции нашей группы

Слайд 15

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сообщение из опыта работы воспитателя на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в формировании представлений о труде взрослых"

«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...

Из опыта работы воспитателя Коршуновой Е.Е. Источники формирования грамматического строя речи детей

laquo;Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову,а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе,постоянно распределяя по руб...

Сообщение на педсовет "Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми" (из опыта работы)

В данном материале описывается опыт по развитию инициативности у старших дошкольников в ДОУ....

«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)

Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»

Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми  4-5 ...

Описание педагогического опыта работы воспитателя доу по теме: " Ручной труд, как средство формирования экологической культуры дошкольников "

В данном материале ручной труд рассматривается в контексте формирования экологической культуры. ...

«День дружбы» Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. - развивать навыки позитивного социального поведения - формировать у детей умение дружить и ценить дружбу. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.

Дружба – это теплый ветер. Дружба – это светлый мир. Дружба – солнце на рассвете, для души веселый пир.Дружба – это только счастье.Дружба у людей одна.С дружбой не страшны нена...