Педагогические подходы к формированию умений у детей 5-7 лет строить диалог со сверстниками и взрослыми (из опыта работы воспитателей).
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме
Работа была создана для выступления на педагогическом совете "Формирование диалогической речи у детей дошкольного возраста". Работа состоит из презентации в формате PowerPoint и доклада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_k_prezentatsii.docx | 21.47 КБ |
pedagogicheskie_podkhody.ppt | 722 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги, представляем Вашему вниманию презентацию из опыта работы воспитателей группы № 71 по теме: «Педагогические подходы к формированию умений у детей 5-7 лет строить диалог со сверстниками и взрослыми».
Выделяются две основные сферы общения дошкольника:
- со взрослыми;
- со сверстниками.
Особое значение в речевом развитии дошкольников имеет диалог сверстников. Именно здесь дети по-настоящему чувствуют себя равными, свободными, раскованными. Здесь они учатся самоорганизации, самодеятельности, самоконтролю.
Прежде чем приступить непосредственно к работе с детьми по повышению диалогических навыков и умений, нужно создать необходимые педагогические условия: (Слайд 2)
- организовать пространство для общения, где дети имели бы возможность объединиться в небольшие подгруппы для игр и организованных занятий.
Поэтому кроме просторной групповой комнаты создаются: мини-театр, мини-библиотека, уголок для свободной изодеятельности. Пополняются и обновляются игровые зоны необходимым игровым материалом. Также, что немаловажно, создается доброжелательная атмосфера в группе.
Прежде, чем обучать воспитанника диалогической речи необходимо научить его речевому этикету – правилу речевого общения.
В речевой этикет включаются:
- обращение, знакомство, приветствие, привлечение внимания, приглашение, просьба, согласие и отказ, извинение, жалоба, сочувствие, неодобрение, поздравление, благодарность и другие;
- умение общаться в паре, в группе из 3- 5 человек, в коллективе;
- умение общаться для планирования совместных действий, достижения результатов и их обсуждение, участвовать в обсуждении определенной темы;
- неречевые (невербальные) умения – уместное использование мимики, жестов.
В своей работе мы начали использовать цикл занятий с Незнайкой. (Слайд 3)
Это:
- «Незнайка учится здороваться»,
- «Быстро ответить»,
- «Незнайка раздает игрушки»,
- «Мы идем на прогулку»,
- «Незнайка учится просить»,
- «Исправьте Незнайку».
Таким образом, речевой этикет позволяет установить нужный контакт с собеседником в определенной тональности, в различной обстановке общения, в различных видах деятельности.
(Слайд 4)
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Чем богаче и разнообразнее диалог в игре, тем выше уровень игрового творчества детей. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры. Для активизации детских диалогов в игре необходима соответствующая атрибутика (игрушечные телефоны, радио, телевизор, касса и другие).
(Слайд 5)
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. В методике развития речи разработано много дидактических игр (А.К.Бондаренко, О.С.Ушакова и другие). Мы используем:
«Согласен, не согласен», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы».
(Слайд 6)
Полезно использовать подвижные игры, которые содержат диалоги («Гуси- гуси», «Обыкновенные жмурки», « Коршун», « Краски» и другие). В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать правильно вопрос.
(Слайд 7)
Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. В этих играх ребёнок играет роль сказочного персонажа, принимает его позицию. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
На новогоднем утреннике наши воспитанники были задействованы в сценарии, без привлечения взрослых.
(Слайд 8)
Также в работе с детьми мы используем разнообразные виды театра:
- магнитный театр;
- пальчиковый театр;
- театр масок;
- театр кукл Би-ба-бо;
- настольный театр;
- театр игрушек;
- нетрадиционный театр из варежек-мочалок.
Совсем недавно мы начали использовать в своей работе Интерактивные технологии (Слайд 9)
- Интерактивная технология «Карусель» - работа в парах стимулирует общение
между детьми – работая в парах, дети ведут мини-диалоги, каждый раз оказываясь перед новым собеседником. Развивается диалогическая речь, которая побуждает к взаимодействию: «ребенок-ребенок».
- Интерактивная технология «Интервью» - развивает умение у ребенка
правильно формулировать вопрос-ответ. Благодаря использованию этой технологии у детей также активно развивается диалогическая речь, которая побуждает к взаимодействию: «ребенок-ребенок», «взрослый-ребенок».
(Слайд 10)
- Интерактивная технология «Кейс-иллюстрация» - активизирует мысль
детей, развивают воображение, усиливают потребность в общении с другими людьми. Сущностью кейс-иллюстрации является анализ проблемной ситуации. В следствии дети учатся – умению получать необходимую информацию в общении, умению вести диалог со взрослыми и сверстниками, умению выслушивать другого, умению отстаивать свою точку зрения.
(Слайд 11)
Также в нашей группе ведется проектная деятельность по выпуску газеты «Детство в «Брусничке».
Здесь мы активно используем игру «Журналисты» (Слайд 12) – совершенствуются умения строить диалог с использованием опорных карт-схем, развиваются способности к сотрудничеству, умения выдерживать паузы во время разговора, слушать и слышать других.
(Слайд 13)
Проводим экскурсии профориентационной направленности. Дети учатся задавать вопросы, узнают разнообразные профессии.
(Слайд 14 )
Традиции нашей группы: регулярное проведение дней рождений воспитанников, что сплачивает детский коллектив
Таким образом, исходя из наблюдений и проводимой работы, можно сказать о том, что наши воспитанники уже имеют некоторые навыки и умения диалогической речи, слушают и понимают речь, стараются пользовать формами речевого этикета. Также можно сказать, что дети легко идут на контакт, но в недостаточном объёме владеют речевыми оборотами для установления контакта и умением отвечать на вопросы. Это еще раз подчеркивает, что необходимо как общение ребёнка со взрослым, так и взаимодействие со сверстниками.
(Слайд 15)
Спасибо за внимание!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Организация пространства для общения детей
Речевой этикет «Незнайка учится здороваться», «Быстро ответить», «Незнайка раздает игрушки», «Мы идем на прогулку», «Незнайка учится просить», «Исправьте Незнайку».
Сюжетно-ролевые игры способствуют формированию и закреплению диалогических умений. Вместе с тем развитие у детей умений пользоваться разными диалогическими репликами, соблюдать правила поведения в диалоге содействует развитию самой игры.
Дидактические игры закрепляют усвоенные детьми речевые навыки, развивают быстроту реакции на услышанное. Используем в работе игры: «Узнай сказку», «Магазин», «Разговор по телефону», «В гостях у куклы» и другие.
Подвижные игры Используем те, которые содержат диалоги. В них закрепляются умения адресовывать речь собеседнику, вдумываться в сказанное партнёрами, выражать свою точку зрения, формулировать вопрос правильно.
Игры- инсценировки и игры-драматизации объединяют детей, хорошо знакомым текстом и представляющих себе сюжет, последовательность игровых действий. Один и тот же текст может быть инсценирован разными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через выразительные движения и речь.
Используем разнообразные виды театра
Интерактивные технологии Интерактивная технология «Карусель» - работа в парах стимулирует общение между детьми; Интерактивная технология «Интервью» - развивает умение у ребенка правильно формулировать вопрос- ответ.
Интерактивная технология «Кейс- иллюстрация» - активизирует мысль детей, развивают воображение, усиливают потребность в общении с другими людьми.
Проектная деятельность: Редакция газеты «Детство в «Брусничке»
Используем игру «Журналисты»
Экскурсии профориентационной направленности
Традиции нашей группы
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение из опыта работы воспитателя на тему "Использование сюжетно-ролевых игр в формировании представлений о труде взрослых"
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознат...
Из опыта работы воспитателя Коршуновой Е.Е. Источники формирования грамматического строя речи детей
laquo;Страшно подумать, какое огромное множество грамматических форм сыплется на бедную детскую голову,а ребенок, как ни в чем не бывало, ориентируется во всем этом хаосе,постоянно распределяя по руб...
Сообщение на педсовет "Воспитание инициативности дошкольника в условиях сотрудничества со сверстниками и взрослыми" (из опыта работы)
В данном материале описывается опыт по развитию инициативности у старших дошкольников в ДОУ....
«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)
Проектная деятельность в детском саду – это комплексная совместная работа педагогов, детей и родителей, в процессе которой дошкольники развивают познавательные способности и творческое мышление,...
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 лет) по теме «Поможем тигренку собрать машину»
Конспект совместной деятельности Интерактивные игры как средство формирования умения общаться детей с ОВЗ (задержка психического развития и тяжелое нарушение речи) со сверстниками (с детьми 4-5 ...
«День дружбы» Цель: Способствовать развитию дружеских взаимоотношений между детьми. - развивать навыки позитивного социального поведения - формировать у детей умение дружить и ценить дружбу. Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым.
Дружба – это теплый ветер. Дружба – это светлый мир. Дружба – солнце на рассвете, для души веселый пир.Дружба – это только счастье.Дружба у людей одна.С дружбой не страшны нена...
«Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность» (из опыта работы воспитателя)
laquo;Формирование представлений у детей о профессиях взрослых через проектную деятельность»(из опыта работы воспитателя)...