РЕЧЬ – ДЛЯ ОБЩЕНИЯ
статья по развитию речи (младшая группа) по теме

Курицына Татьяна Анатольевна

Статья на тему "Речь - для общения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rech_dlya_obshcheniya.doc24 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЧЬ – ДЛЯ ОБЩЕНИЯ

        Раннее детство – исключительно важное время для развития речи ребёнка. То, что упущено от года до трёх, восполняется в дальнейшем с огромным трудом, а то и не восполняется вовсе. Второй и третий годы жизни являются особенно чувствительным периодом в усвоении речи малышом.

        Развитие речи побуждается развитием, усложнением общения взрослого с ребёнком. Если с ребёнком общаются мало, ограничиваясь лишь уходом за ним, если нет богатой, разнообразной совместной деятельности малыша и взрослого (деятельность, которая требует все большего и большего речевого общения), то такой ребёнок резко отстаёт и в речевом развитии.

        Потребность ребёнка в речевом общении со взрослыми должна всячески поддерживаться.

        Важную роль играет при этом воспитательная тактика родителей, которые должны побуждать ребёнка внятно, по возможности ясно выражать свои желания – и только в этом случае исполнять их.

        Развитие речи невозможно без обогащения впечатлений малыша, без знакомства его с широким кругом предметов и явлений окружающего мира, без овладения действиями с вещами. Эта основа для усвоения значений слов.

        Значительный скачок в общем развитии ребёнка, связанный с овладением речью, становится особенно заметным между двумя и тремя годами. Даже если до двух лет ребёнок говорит мало, на третьем году он «вдруг» начинает говорить охотно и много. ОН уже лучше понимает речь окружающих людей, и это открывает широкие возможности для возникновения совершенно новых видов общения со взрослыми и со сверстниками.

        Если малыш уже всё «понимает», но не говорит или мало говорит, и при этом разумно играет, пытается подражать словам, произносимыми взрослыми, можно с уверенностью сказать, что причин для беспокойства нет. Он заговорит несколько позднее. Но не без усилий со стороны взрослых. С таким ребёнком надо больше заниматься, разговаривать, побуждать к произнесению слов, давать поручения, связанные с необходимостью что-то сказать, позвать кого-то.

        Отставание в развитии речи может иметь причиной и промахи родителей. Один из них – с ребенком мало разговаривают. Другой причиной – излишняя словоохотливость взрослых. Среди обилия непонятных, незнакомых слов ребёнок не может уловить, что к чему относится. Слишком быстрая речь взрослых, невнятное произношение мешает  ребёнку отчетливо воспринимать и правильно воспроизводить звуки и слова. С малышом надо говорить не спеша, размеренно, чётко произнося звуки, не загромождать речь словами, недоступными пониманию ребёнка, а также лишними словами «вот», «значит».

        Усваивая родной язык, ребёнок усваивает не одни только слова, а бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка – малыш усваивает легко и скоро, в два-три года столько, что и половины того не может усвоить в двадцать лет прилежного и методического учения. Таков этот великий народный педагог – народное слово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический КВН "Речь и общение"

Ежегодно провожу с педагогическим коллективом логопедический КВН....

Родительское собрание на тему:«Речь и общение»

Данный материал поможет педагогу в приобщении родителей к работе по формированию связной речи у детей дошкольного возраста...

Консультация для родителей на тему: "Развитие связной речи в общении со взрослыми".

Консультация по теме:«Развитие связной речи в общении со взрослыми» Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять...

Статья . "Речь и общение в дошкольном возрасте"

Речь выполняет в жизни человека самые разнообразные функции общения, передачи накопленного человечеством опыта, регуляции поведения и деятельности.               ...

Игры способствующие развитию речи и общению

Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...

Игры способствующие развитию речи и общению

Понимание речиНазвание навыка.1. Показывает изображение называемых предметов.2. Может отгадать предмет по описанию его назначения.3. Понимает вопросы со словами «что2 и «где».4. Понимает отрицан...

Выступление на методическом объединении «Формирование диалогической речи детей с нарушениями речи в общении с взрослыми»

Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разгово...