Роль сказки в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста.
консультация по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Белова Юлия Анатольевна

Здесь я представила материал для педагогов о формировании связной речи по средством сказки.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль сказки в формировании связной речи у детей старшего дошкольного возраста.

Что такое речь? Словари дают такое ей определение. Речь - исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций.

Для ребенка хорошо сформированная связная речь – это успех в обучении. У ребенка 5-6 лет связная речь должна быть сформирована полностью, ребенок должен не только правильно строить предложения, но и правильно отвечать на вопросы и рассказывать о своих наблюдениях.

Не всем детям дано в срок овладеть всеми сторонами связной речи.

Детей с самого раннего возраста привлекает смысловая сторона языка.  Они придумывают новые слова, сами того не замечая. Но не у всех детей к определенному возрасту достигается определенный уровень развития речи. И вот здесь одну из главных ролей могут сыграть именно сказки, которые читают родители дома, которые читаются в детском саду. И не только читаются. Но  еще дети учатся  их пересказывать, отвечать на вопросы по их содержанию, придумывают свои концовки сказочных историй. Воспитатели в детском саду не просто читают, а еще и беседуют о прочитанном, рисуют любимых персонажей и составляют рассказы о них. Сказки раскрывают перед детьми весь мир, создают необыкновенные образы.

Мир сказки удивителен и уникален. В этом мире уживается добро и зло. Именно сказка учит детей нравственным нормам поведения. Именно в ней мы должны искать ответы на все вопросы. Когда мы вырастаем мы все равно возвращаемся к сказке. Благодаря сказке ребенок учится говорит, именно благодаря ей он знакомится со своими первыми литературными героями (Колобок, лиса, курочка Ряба и др.)

Дети черпают из сказок множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, сказки позволяют ребенку увидеть добро и зло.

Но, к сожалению, сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном – это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок.

Сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, связной речи и воспитания добрых чувств.

С развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой: смотреть зрелище легче и интереснее.

Хотелось бы в этой работе рассмотреть опыт педагогов прошлого и познакомится с новыми экспериментами, которые предлагают современные авторы по методикам развития речи.

Объектом исследования является: развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста.

Предмет: сказки как средство развития связной речи детей 5-7 лет.

Целью исследования будет являться: выявление влияния сказок на развитие речи детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Определить понятие сказки, как исторически сложившегося компонента русской национальной культуры и культуры других народов.
  2. Сделать анализ психолого – педагогической литературы, исторического аспекта развития речи детей дошкольного возраста.
  3. Выявить возможность использования сказок на занятиях по развитию речи.

Методы:

-анализ психолого - педагонической литературы;

- проведение диагностики речи детей старшей группы.

Структура работы: курсовая работа состоит из введения, в котором отражена актуальность проблемы исследования, цели работы, поставленные задачи.

 В I главе рассматриваются особенности сказки и ее виды, психолого-педагогические основы исследования связной речи детей, основные функции речи, виды речи;

Во  II главе рассмотрены особенности восприятия сказки дошкольниками, а так же методика работы со сказкой на занятиях по развитию речи..

Заключение; список литературы и приложение.

Глава 1. Значение сказки в жизни человека. Психолого-педагогические проблемы связной речи детей дошкольного возраста в историческом аспекте.

1.1.Виды сказок, их влияние на развитие связной речи детей.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества русского народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей.

Если подобрать к термину «сказка» однокоренные слова, то получим ряд слов, который в определенной мере раскроет нам его смысл: сказка – сказывать, рассказывать. То есть сказка – это то, что рассказывается, это устный рассказ о чем-либо интересном как для исполнителя, так и для его слушателя.

Сказка – ложь оказывается самой настоящей правдой: она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость, коллективизм.

Рассказы о самых невероятных событиях глубоко поучительны, а их неправдоподобность служит более яркому их восприятию.

Сочетание вымысла, самой невероятной фантастики и действительности – одна из главных примет поэтического содержания сказки.

В соответствии с «законом художественной логики» сказки, подчиняясь общим правилам «установке на вымысел», имея общие черты, различаются на подвиды, или жанры. Нет общепринятой классификации сказок. И объяснение этому не в том, что плохо исследовали сказки ученые, а в том, что сказки чрезвычайно разнообразны и по типу героя, и по сюжетам, и по композиции. Мы будем подразделять сказки на сказки о животных, волшебные, и социально – бытовые.

В сказках о животных главным персонажем являются животные (иногда им противостоит человек). В них в качестве главного персонажа выступает, наряду со зверями, мужик, который занимается обычными для крестьянина работами: сеет рожь, ловит рыбу. Рядом с ним старуха, которая прядет пряжу, готовит еду. Живут они в деревне, расположенной среди густых лесов, на берегах глубоких рек; вокруг деревень – широкие поля…

В волшебных сказках действуют люди и фантастические существа ( животные здесь, как правило, добрые помощники героя), в этих сказках идет речь о приключениях, обязательно связанных с волшебством. В волшебных сказках рассказывается о царствах, о царях и царевичах, королях и королевичах и о тех же крестьянах – землепашцах, охотниках и рыболовах – их подданных.

В социально – бытовых сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости, хитрости. В социально-бытовых сказках рядом с царем и крестьянином стоят барин и поп. Все это говорит о том, что в сказках изображена вполне определенная эпоха в жизни русского народа – древняя феодальная Русь. Унаследовав фантастику рассказов древнего человека, сказки, по существу, говорят не о природе, не о взаимоотношениях с ней, а о жизни человека в обществе, о нем самом.

 Но сказки рассказывались не только в назидание маленьким. Многие из них при помощи забавного вымысла, остроумной шутки, нелепой ситуации высмеивают общечеловеческие пороки, и, прежде всего глупость. Ее воплощением в сказках о животных нередко является волк. Его глупость – глупость жестокого и жадного зверя. Сказочники как будто нарочно ставят волка в такие условия, которые, казалось бы, оправдывают его поступки, должны вызвать у слушателя чувство жалости к нему. Но этого не происходит. Нет оправдания глупости, жадности и жестокости – вот что утверждают сказки…

Противником волка выступает лиса. Это «кумушка – голубушка» нередко за свою ловкость, храбрость и изворотливость в одурачивании волка вызывают наши симпатии. Выдумке и находчивости лисы нет границ. Но хитрость, смекалка соседствуют у нее с безудержной наглостью, лицемерием и предательством. Лиса – такой же хищник, как и волк. Она выгоняет зайчика из его избушки. И за эти поступки она жестоко расплачивается.

Таковы и другие вызывающие осуждение персонажи сказок о животных: добродушный, на первый взгляд могучий, но глупый медведь. Им противопоставлены храбрый петух, труженица мышка, безобидный зайка. И не случайно в качестве героев сказок выбраны слабые звери и птицы.

В волшебных сказках другие персонажи. Зло представлено в них фантастическими, отвратительными чудовищами. Это, прежде всего Кощей Бессмертный – страшный, сильный, похищающий женщин, Баба Яга – «костяная нога, сама на ступе, нос в потолок», Змей Горыныч. Чудовища несут гибель людям и царствам. Они необыкновенно сильны и агрессивны.

Но злое начало нередко воплощают в себе и человеческие персонажи: ненавидящая детей мужа мачеха, старшие брать героя.

Отрицательные персонажи создают в волшебных сказках стихию таинственности, страшного. Именно из-за этого волшебные сказки исключаются из детского чтения, взрослые слишком оберегают «сказочный», «идеальный» мир ребенка.

Со всеми злыми, страшными персонажами ведут борьбу не на жизнь, а на смерть главные герои волшебных сказок – Иван-царевич, Иван-дурак. Их отличают скромность, трудолюбие, верность, доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие. В них воплощаются нравственные и моральные качества народа.

Только таким героям служат волшебные помощники, только они становятся обладателями волшебных предметов. Ивана-царевича выручает из беды серый волк; герою сказки «Сивка-бурка» приходит на помощь чудесный конь.

Герои волшебных сказок летают на коврах-самолетах, бегают по земле в сапогах-скороходах, пользуются шапкой-невидимкой, едят со скатерти-самобранки.

Волшебные сказки – своеобразный вид устной приключенческой литературы народа. Сказочный герой путешествует в «тридевятое царство, тридесятое государство». Здесь его поджидают чудеса, неожиданные испытания, здесь ему нередко угрожает смерть. Но все в волшебных сказках заканчивается благополучно – чаще всего женитьбой Ивана-царевича или Ивана-дурака на прекрасной царевне.

Именно благодаря волшебным сказкам утвердилось мнение, что во всех сказках все мытарства героя заканчиваются счастливо. Но ведь это далеко не всегда так, особенно если иметь в виду социально – бытовые, сатирические сказки, о которых речь впереди.

Социально-бытовые сказки по содержанию ближе к сказкам о животных. Особенно сильно в них проявилось сатирическое начало, выразившие симпатии и антипатии народа. Героем их является простой человек: крестьянин, кузнец, плотник, солдат…

Осмеянию в социально-бытовых сказках подвергались уклад и политический строй Руси, а иногда и даже сам царь. Благодаря находчивости и смекалке русский крестьянин выходил победителем из любой ситуации.

Во всем этом сказывался оптимизм народа, его вера в возможность мира и согласия в обществе и семье, его мечты о счастливом будущем. Довольно долго связывал народ утверждение на земле справедливости с именем царя. Считалось, что царя окружают нечестные, тщеславные, глупые бояре и приближенные.

Значительная часть социально-бытовых сказок принадлежит к числу антицерковных.

Народ видел недостатки и в собственной бытовой жизни, сказки помогали ему искоренять их. Они высмеивают ленивых, глупых людей, пустых мечтателей, высмеивают упрямство, болтливость, скупость, пьянство.

Сказки – произведения большого искусства. Знакомясь с ними, не замечаешь их сложного построения – настолько они просты и естественны. Это – свидетельство высочайшего мастерства исполнителей.

Нередко сказки начинаются с так называемых присказок. Их назначение – подготовить слушателя к восприятию сказки, настроить его на соответствующий лад. «Было это на море, на окияне, - начинает сказочник. – На острове Буяне».

Присказка может и заканчивать сказку, и в этом случае она прямо не связана с содержанием сказки. Чаще всего в присказке появляется сам сказочник, намекающий, например, на угощение: «Вот тебе сказка, а мне крынка масла».

Традиционным элементом сказки является зачин (начало). Зачин, как и присказка, кладет четкую грань между нашей обыденной речью и сказочным повествованием. Вместе с тем в зачине определяются герои сказки, место и время действия. Самый распространенный зачин начинается со слов: «Жил-был…», «Жили-были…». У волшебных сказок более развернутые зачины: «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь…»

Сказки имеют и своеобразные концовки. Концовки подводят итог развитию сказочного действия.

В сказках широко употребляются повторы (обычно не дословные). Повтор чаще всего бывает троекратным.

В сказках (особенно в волшебных) часто встречаются и так называемые постоянные (традиционные) формулы. Они переходят из сказки в сказку, передавая устоявшиеся представления о сказочной красоте, времени, пейзаже. О быстром росте героя говорят: «Растет не по дням, а по часам», его силу раскрывает формула, употребляющаяся при описании боя: «Направо махнет – улица, налево – переулочек».

Во многих сказках можно обнаружить стихотворную часть. Большинство традиционных формул, присказок, зачинов и концовок создано при помощи стиха, который получил название сказового.

Широко используется в сказках диалог – разговор между двумя или несколькими персонажами. Иногда сказки целиком построены на диалоге. Диалоги сказок – живые диалоги. Они передают естественные интонации говорящих, превосходно имитируют бесшабашную речь солдата, хитроватую речь мужика, глуповатую, со спесью, речь барина, льстивую речь лисы, грубую – волка.

Богат язык сказок. Животные в сказках имеют собственные имена: кот – Котофей Иваныч, лиса – Лизавета Ивановна, медведь – Михайло Иваныч. Нередки прозвища животных: волк – «зубами щелк», лиса – «всему лесу краса».

В художественном произведении поэтические средства всегда используются целесообразно и экономно. Они являются и приметами жанра. Именно поэтому мы не встретим, например, в сказках о животных вместо их привычного зачина «Жили – были…» развернутого, фантастического зачина волшебной сказки. Это было бы художественно не целесообразно.

Сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин, доставшихся нам в наследство.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература, а в частности русские народные сказки формируют нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывают эстетическое восприятие. (1).

Сказки способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е.А. Флерина отмечала, литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически усваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н.С.Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность. (1).

Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом – силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Одним словом, сказки – это сказки. И хочется верить, что после такого большого, во многом нового знакомства с ними дети больше полюбят народное искусство, историю, станут немного добрее и немного чище…

Глава 1.2 Исторический аспект в исследовании связной речи детей дошкольного возраста.

Проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста дала почву для исследования многим педагогам прошлого и современности.

Проблема развития связной речи в трудах педагогов.

Уже в 17 веке возникали проблемы с развитием связной речи детей. В своих трудах чешский педагог Ян Амос Коменский  (1592-1672) уже тогда предлагал в качестве средства развития связной речи пользоваться в работе с детьми художественными произведениями. Он считал, что в работе с детьми необходимо четко называть предметы.

Иоганн Генрих Песталоцци (1746-1827) также был близок к трудам Коменского и считал, что для обучения правильной связной речи необходимо установить определенную последовательность. Для начала необходимо познать сам предмет внешне, определить его отличительные признаки, затем необходимо подобрать ряд слов для характеристики этого предмета, составление предложений и на основе этого попробовать составить связный текст. (1).

Огромная заслуга в системе обучения родному языку принадлежит Константину Дмитриевичу Ушинскому. Для обучения он в своей теории ставит три цели.

Первая цель – учить ребенка выражать свои мысли. Чтобы ребенок мог четко представлять то, о чем он хочет сказать, необходимо применять наглядность, чтобы ребенок, опираясь на конкретные образы смог научиться свободно выражать свои мысли.

Вторая цель, которую ставит Ушинский – учить ребенка формулировать свои мысли так. Чтобы они были эстетически красивыми, каковыми служат образцы литературных произведений. Здесь также существовали свои требования: понятное, доступное содержание, художественный язык, положительные идеи. Выбор Ушинского при подборе литературных произведений пал на загадки, пословицы, поговорки, русские народные сказки, произведения русских писателей,  и, конечно же, на свои собственные произведения, которые уже изначально писались Ушинским для чтения детям.

 И третьей целью Ушинский ставил практическое усвоение грамматического строя русской речи. Сюда он включал разнообразные упражнения – придумывание предложений, подбор слов и др. Но главное здесь было то, что все три цели должны осуществляться одновременно.

Благодаря вкладу К.Д.Ушинского в методику развития речи сегодня современные детские сады на практике широко используют упражнения, рассказы, написанные им самим и переработанные им русские народные сказки. (4).

Елизавета Николаевна Водовозова (1844 - 1923) была ученицей и последовательницей К.Д. Ушинского. Она была не только педагогом, но и детской писательницей. Она, как и ее учитель К.Д. Ушинский, отдавала должное в образовании народному творчеству, воспитанию, народной речи. Она считала, что именно с накоплением опыта будет развиваться связная речь и мышление. В своих трудах Е.Н. Водовозова представила методику использования русского фольклорного языка в развитие связной речи. Именно здесь были высказаны ее взгляды на сказку. Она в своих трудах предложила серию сказок,  которые были бы доступны для детей дошкольного возраста. Она считала, что сказка должна опираться только на детский опыт. В задачи сказки входит развитие детской фантазии. Именно сказка, считала Е.Н. Водовозова, должна обогащать речь ребенка дошкольника речевыми литературными оборотами и выражениями. Также ценны были ее рекомендации по отбору сказок для чтения детям.

Научная деятельность Елизаветы Ивановны Тихеевой (1867 -1944) оказывала огромное влияние на методы работы по развитию связной речи детей. Тихеева была известным общественным деятелем в области дошкольного воспитания. Она считала, что обучение родному языку и развитие связной речи идут параллельно с развитием самой личности ребенка. Именно развитие связной речи, считала Тихеева, лежит в основе всей системы воспитания в детском саду.  Ее виды детского рассказывания (по заглавиям, по началу рассказа, по картинкам, из опыта и др.) актуальны и сегодня.

Евгения Александровна Флерина (1889 - 1952) доктор педагогических наук, профессор. Она большое внимание уделяла диалогической речи, считая, что именно диалог между детьми и взрослым и между самими детьми играет очень большую роль в развитие связной речи дошкольников. Но несмотря на это она не уменьшала и роль монолога в речевом развитие. Е. А. Флерина разработала свою классификацию и методику бесед взрослого и детей (1).

Развитием связной речи детей дошкольного возраста занималась также Ольга Ивановна Соловьева. Занимаясь долгие годы совершенствованием работы детских садов по развитию речи она написала первое учебное пособие по методике для студентов педагогических училищ. В нем она рассматривает  все стороны развития речи, уделяя особое внимание развитию связной речи дошкольников.

Также проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста  уделяли особое внимание А.П.Усова, Л.А. Пеньевская. А.М. Бородич, Р.И. Жуковская, В.И. Логинова, Ф.А. Сохин.

Ученицей Е.А. Флериной и ее последовательницей многие годы была Мария Митрофановна Конина (1913-1991). Она преподавала методику развития речи студентам и на ряду с этим продолжала идеи своего учителя в области художественного чтения и рассказывания детям. Она считала, что благодаря художественной литературе интенсивно развивается речевое, умственное развитие, развивается нравственное и эстетическое воспитание. Психолого  – педагогические исследования развития речи детей дошкольного возраста изучались в НИИ дошкольного воспитания по руководством Галины Михайловны Ляминой. В трех направлениях выполнялись исследования детской речи .

  1. структурное – здесь исследовались вопросы формирования разных структурных сторон системы языка (грамматический. Лексический, фонетический).
  2. Функциональное –здесь уделяется большое внимание формированию навыков владения языком.
  3. Когнитивное – здесь большое внимание уделяется формированию осознания основных явлений языка и самой речи.

Другое направление, которое изучали исследователи развития речи, было изучения педагогических условий для лучшего формирования связной речи. Связная речь здесь рассматривается с точки зрения феномена, который способен вобрать в себя не только все достижения речевого развития, но и умственного тоже.

В середине 20 века все исследования в области связной речи опирались в своей основе на идеи Е.И. Тихеевой и Е.А. Флериной. В них была и классификация детских рассказов и методика обучения разным видам рассказывания.

Сохин Ф.А. и Ушакова О.С. в своих исследованиях в центр внимания ставили умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами. (1).

1.3. Понятие, формы и функции связной речи.

Связная речь – смысловое, развернутое высказывание, которое должно обеспечивать взаимопонимание между людьми. Связная речь должна быть понятна для собеседника.

В педагогике связная речь – это деятельность говорящего, это результат такой деятельности, это понятное высказывание. Высказывание в свою очередь –это речевая деятельность. Связная речь – это единое смысловое и структурное целое, включающее связанные между собой и объединенные тематически, законченные отрезки (4).

Функция связной речи.

Основной функцией связной речи является коммуникативная функция. Она представлена в речи в форме монолога и диалога.

Диалог является ярким проявлением коммуникативной функции языка. Он является классической формой языкового общения. В его основе лежит чередование говорения одного собеседника со слушателем с последующей сменой ролей между ними. Здесь собеседники должны понимать то, о чем идет речь в диалоге. Диалог в устной форме может сопровождаться мимикой и жестами. Разговорная лексика, краткость фраз, сокращенная речь – все это может быть характерно для диалога.

Монологическая речь – высказывание. Протекающее во времени относительно долго и выражает мысль только одного человека. Монолог более развернутый, чем диалог, но здесь также, как и в диалоге будут присутствовать жесты, мимика, интонация. Здесь уже не будет коротких, недосказанных фраз, а будет присутствовать даже литературная лексика, фразы будут закончены.

Монолог и диалог отличаются друг от друга. В монологе стимулом будет являться внутренний мотив, побуждение самого человека. А диалоге в основном все будет зависеть от внешней ситуации. Поэтому монолог  являет собой более сложный по своей структуре вид речи.

Диалогическая и монологическая речь существенно отличаются друг от друга. Люди общаются между собой в форме диалога. Одним из первых исследователей диалогической речи  был  Якубинский Л.Г. В своих исследованиях он отмечал, что монолог и диалог тесно взаимосвязаны друг с другом, ведь  именно в диалоге двух людей всегда присутствуют элементы монолога.

Связь этих двух видов речи важно развивать у детей в дошкольном возрасте. Детей важно учить умению строить повествовательные и описательные предложения.

Многие ученые считают, что в начале зарождается диалог и постепенно подводит человека к освоению монолога, но качество диалога зависит в первую очередь от того как человек владеет монологической речью.

Связная речь имеет два вида – ситуативная связная речь и контекстная.

 Первый вид связной речи связан с конкретной наглядной ситуацией. Ее понимание зависит от той ситуации, о которой говорится на данном этапе беседы. У говорящего активно используются мимика, жесты.

Контекстная речь может быть понятна из самого контекста. Ее сложность состоит в построении высказываний, которые не опираются на конкретную ситуацию.

Ситуативная речь – это разговор. Контекстная речь – монолог. Д.Б. Эльконин  несмотря на это утверждение считал, что даже монологическая речь может носить ситуативный характер. (1).

Для детей дошкольного возраста характерна прежде всего разговорная речь.

В педагогических изданиях особое внимание уделяется связной монологической речи, но и также важно овладение детьми диалогом.

Обе эти формы связной речи играют огромную роль в речевом развитии ребенка дошкольника. В системе работы по развитию речи в детском саду они занимают отнюдь не последнее место. Именно практическое овладение языком – заслуга обучения детей связной речи. Главным условием развития связной речи является развитие разных сторон речи. Ребенок при правильном обучении самостоятельно может использовать синтаксические конструкции. Ребенок, овладевая связной речью учится правильно владеть родным языком, пополняя свой словарный запас, учится владеть основным звуковым строем родного языка.

Благодаря владению связной речью ребенок учится устанавливать связи с окружающим его миром, учится нормам поведения в обществе. Связная речь оказывает влияние на эстетическое развитие: дети учатся пересказывать литературные произведения, сами придумывают различные сюжеты, что в результате формирует выразительность и образность речи.

Исследователи связной речи выделяют четыре типа монолога:

-описание;

-повествование;

-рассуждение;

-контаминацию (смешанные тексты).

Для дошкольного возраста характерны именно контаминированные тексты.

В таких детских рассуждениях могут использоваться все типы монологов. Воспитателю необходимо знать и владеть всеми типами монологов.

Описание включает в себя характеристику предмета. Здесь необходимо  назвать объект, назвать его существенные и второстепенные признаки, действия и качества.

Повествование -   это связный рассказ о различных событиях. Основа его- сюжет, который происходит во времени. Он повествует о различных фактах, событиях. Различных состояниях того, кто рассказывает.

Рассуждение – представление словесного материала в форме доказательства. Рассуждения строятся на доказательствах каких – либо фактов, точек зрения.

Пересказ – устное изложение какого – либо текста. Эта деятельность сложна, в ней должно принимать активное участие мышление, воображение и память ребенка. Чтобы ребенок овладел пересказом необходимо его этому специально обучать. Для этого необходимо прослушивать произведение, понимать его основное содержание, запоминать последовательность изложения событий. Пересказ литературных произведений прекрасно влияет на связную речь детей, учат детей описывать предметы и употреблять в своей речи различные речевые обороты.

Рассказ – это изложение ребенком ряда событий его жизни.

Глава 2. Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста. Влияние сказки на развитие связной речи детей.

2.1. Особенности развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Связная речь развивается медленно. Ее развитие протекает совместно с развитием мышления.   Связная речь отражает содержание предметного мира и представляет собой развернутое высказывание со смысловой структурой, которая обеспечивает взаимное понимание. Основной ее функцией является коммуникативная функция. Которая напрямую связана с общением и взаимопониманием. Основными формами связной речи является монолог и диалог.

Для детей старшего дошкольного возраста характерен высокий уровень развития речи. Большинство детей правильно произносят  все звуки родного языка, могут регулировать силу голоса, темп речи, использовать интонацию вопроса, радости, удивления.

К этому времени у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарный состав языка, совокупность слов, употребляемых ребенком), особое внимание следует уделять качественной стороне словаря: увеличению лексического запаса за счет слов, сходных (синонимы) или противоположных (антонимы) по смыслу, а также многозначных слов.

В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития ребенка – этап  усвоения грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных предложений. У детей вырабатывается критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. (13.).

В диалогической речи дети пользуются в зависимости от контекста краткой или развернутой формой высказывания. Они уже не ограничиваются простым называнием  предмета или явления, а, как правило, выделяют характерные признаки и свойства, дают достаточно развернутый и полный их анализ. Развивается умение подбирать нужное содержание и находить целесообразную форму его выражения в связном повествовании.

Наиболее яркой характеристикой речи детей шестого года является активное освоение разных типов текстов (описание, повествование, рассуждение).

В процессе развития связной речи дети начинают активно пользоваться  различными типами связи слов внутри предложения, между предложениями и между частями высказывания, соблюдая при этом его структуру.

 Вместе с тем можно отметить и следующие особенности в речи старших дошкольников.

Некоторые дети произносят правильно не все звуки родного языка, не умеют пользоваться интонационными средствами выразительности, регулировать скорость и громкость речи в зависимости от ситуации. И, конечно же, у ряда детей вызывает затруднение построение сложных синтаксических конструкций, что приводит к неправильному соединению слов в предложении, нарушению связи между предложениями в связном высказывании.

В старшей группе детей продолжают знакомить со звуковой стороной слова и вводят новый вид работы – ознакомление со словесным составом предложения. Формирование у детей представления о том, что речь состоит из предложений, предложения – из слов, слова – из  звуков, т.е. выработка осознанного отношения к речи, необходимо для подготовки дошкольников к усвоению грамоты.

Круг учебных задач по отношению к детям старшего дошкольного возраста остается тот же, что и на предыдущих этапах, однако каждая задача усложняется как в смысле содержания, так и в отношении методики.

В процессе пересказывания литературных произведений (сказки, рассказы) ребенок учится связно, последовательно, выразительно передавать текст без помощи взрослого, использовать интонационные средства выразительности в диалогах и для характеристики персонажей. В рассказывании по картине умение самостоятельно составлять описательный или повествовательный рассказ по ее содержанию. (См. Приложение. Фото.)

Рассказывание по сериям сюжетных картинок формирует у детей умение развивать сюжетную линию, придумывать к рассказу название, соответствующее его содержанию, соединять отдельные предложения и части  высказывания в повествовательный текст. (См.Приложение. фото.)

В старшей группе дети также составляют рассказы и сказки об игрушках, дают их описание и характеристику, соблюдая требования к композиции, к выразительности речи. (см. Приложение. Фото.)

В процессе работы у дошкольников формируют элементарные представления о структуре повествовательного текста и умения использовать средства связи, обеспечивающие его целостность. Необходимо научить ребенка осмысливать тему высказывания, строить различные зачины повествования, развивать сюжет в логической последовательности и завершать его. Для закрепления представлений о структуре связного рассказа можно использовать модель – круг, разделенный на три части: зеленую (начало), красную (середина) и синюю (конец), по которой дети будут самостоятельно составлять текст. При этом особое внимание необходимо уделять формированию у ребенка навыков контроля за собственной речью путем ее прослушивания в магнитофонной записи.  

Ф.А. Сохин считал, направление исследований в области психологии детской речи и в методике зависит от понимания главного психологического механизма развития речи, овладения языком: развивается речь ребенка на основе подражания речи взрослых, ее заимствования и воспроизведения. (Ушакова). При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня, поэтому необходимо специальное обучение, направленное на  освоение ребенком языка. Главная задача такого обучения – формирование языковых обобщений и элементарного осознания явлений языка и речи. Оно формирует у ребенка интерес к родному языку.

Основная цель речевого развития – доведения его до нормы. Определенной для каждого возрастного этапа, хотя индивидуальные различия речевого уровня детей могут быть исключительно велики. Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным по своей природе. В процессе обучения родному языку возможно решать задачи умственного, эстетического, нравственного развития. Прежде всего развитие речи связано с умственным развитием.

Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, словарная работа, формирование грамматического строя речи, ее связности при построении смыслового высказывания.

Взрослый может помочь ребенку овладеть умением полноценно общаться, пользоваться в целях общения разными формами и типами высказываний. А для этого надо ясно осознавать, каковы приоритетные линии развития каждой речевой задачи.

Родной язык играет уникальною роль в становлении личности человека. Язык и речь традиционно  рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психологического развития мышления, воображения, памяти, эмоций. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения человека к ценностям духовной культуры, а также необходимым условием воспитания и обучения. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном возрасте является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сензитивный период развития. Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребенок будет им владеть.

Особенно отчетливо тесная связь речевого и интеллектуального развития детей выступает в формировании связной речи, т.е. речи содержательной, логичной, последовательной, организованной. Для того, чтобы связно рассказать о чем-то, нужно ясно представлять объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать разные отношения между предметами и явлениями. Также необходимо уметь подбирать наиболее подходящие для выражения мысли слова, уметь строить простые и сложные предложения и использовать разнообразные средства для связей высказываний. В формировании связной речи ярко выступает взаимосвязь речевого и эстетического аспекта. Связное высказывание показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, и одновременно отражает уровень умственного , эстетического, эмоционального развития.

Развитие речи дошкольников тесно связано с решением задач художественно – речевой частей эстетического воспитания детей
формирования художественно – речевой деятельности как одной из неотъемлемых частей эстетического воспитания. Так, например, обучение пересказу фольклорных и литературных произведений включает  ознакомление детей с изобразительно – выразительными средствами художественного текста (сравнениями, эпитетами, синонимами, антонимами, метафорами). Все это углубляет владение этими средствами углубляет художественное восприятие литературных произведений.

Усложнение речевых умений – это переход от диалогической речи к различным формам монологической. Диалогическая речь в большей степени ситуативна. В ней многое подразумевается благодаря знанию ситуации. Диалогическая речь непроизвольна, мало организована. Огромную роль здесь играют клише и шаблоны. Диалогическая речь более элементарна.

Монологическая речь – это развернутый вид речи. Эта речь в большей степени произвольна: говорящий имеет намерение выразить содержание своих мыслей.

Если разговаривают дети между собой, то в их репликах можно услышать сокращения, разнообразные отклонения о норм. Но, если же эти же дети рассказывают (рассуждение, описание) перед группой сверстников, они стараются пользоваться литературным языком. Ребенок учится произвольности своего высказывания, и в процессе диалога у него формируются важное умение следить за логикой своего повествования.

Первичной формой существования языка является устная речь. Русский литературный язык имеет две основные формы: устную и письменную.

2.2. Особенности восприятия и понимания русских народных сказок детьми старшего дошкольного возраста

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.

Восприятие литературных и фольклорных произведении на втором году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает действия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.

В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л.Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока. (1).

Исследование восприятия дошкольниками сказки, проведенные А.В.Запорожцем, Д.М.Арановской, Т.А.Кондратович, выявили двойственность этого процесса. С одной стороны, понимание сказки опирается на непосредственное эмоциональное отношения к описываемым событиям и героям. Оно не носит чисто интеллектуального характера и полностью не опирается на рассуждающее мышление. С другой стороны, понимание возникает в процессе активного сопереживания и содействия героям. Поэтому возникая в уме и опираясь на представления, оно имеет действенный характер. Дошкольник пытается включиться в сюжет, повлиять на ход событий. При повторном чтении он не редко просит пропустить эпизоды, в которых любимым героям что-то угрожает. Ребенок занимает позицию внутри произведения, а позиция слушателя формируется только к семи годам.

Пониманию литературных произведений помогает литературная опора – иллюстрации к тексту. Для младших дошкольников важными оказывается те картинки, которые последовательно изображают все основные события текста, а для старших – те, в которых ярче представлены действия и взаимоотношения персонажей, позволяющие понять нравственную сущность их поступков.

Важным в описании картинки является вопрос, с которым взрослый обращается к рисунку. Спрашивая о том, что изображено, взрослый ориентирует ребенка на перечисление нарисованных предметов. Вопрос «Что делают на картинке»? И приводит ребенка к раскрытию функциональных связей, то есть действий персонажей. На просьбу «Расскажи о событиях, изображенных на картинке» и ребенок, пытаясь их понять, истолковать, дает связные высказывания. Он определяет центр, ядро картинки, устанавливает пространственное местоположение предметов, различные видимые и предполагаемые логические взаимосвязи между ними, воспринимает рисунок как целое. (1).

Если ребенок дает картинке название, выраженное одним – двумя словами, то он обобщает увиденное, относит конкретный предмет или событие к соответствующей группе. В таком описании рисунка прослеживаются взаимосвязи восприятия, мышления и речи, анализа и синтеза.

2.3. Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача – каждую русскую народную сказку донести до детей как произведение искусства, раскрыть ее замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к сказочным персонажам, их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей со сказкой, понять и прочувствовать ее, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы. И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания – четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос) (5).

М.М.Конина выделяет несколько типов занятий:

1. Чтение или рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов. Можно объединять произведения одного жанра или несколько жанров. На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3.Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

- чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

- чтение в сочетании с музыкой.

На подобных занятиях учитывается сила воздействия произведений на эмоции ребенка.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

- чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

- настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

- кукольный и теневой театр, фланелеграф;

-  диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи.

5. Чтение как часть занятия по развитию речи:

-  оно может быть логически связано с содержанием занятия;

- чтение может быть самостоятельной частью занятия.

В методике занятий следует выделить такие вопросы, как подготовка к занятию и методические требования к нему, беседа о прочитанном, повторное чтение, использование иллюстраций. (5).

Сказки детям рассказывают и читают. Рассказывают реже, чем на предыдущей возрастной ступени, так как в большинстве своем сказки велики по объему и запомнить их воспитателю нелегко.

Подготовка дошкольников к восприятию новой сказки осуществляется по-разному.

1.  Воспитатель помещает в книжном уголке новую книгу, если есть возможность, - отдельно рисунки художников к этому произведению. Дети, рассматривая иллюстрации, пытаются определить, что это за книга, о чем она. В начале занятия педагог расспрашивает детей об их предположениях, хвалит за наблюдательность, догадливость. Называет произведение.

2.  Педагог демонстрирует игрушки, предметы, имеющие отношение к содержанию сказки, помогает запомнить их названия, объясняет назначение, рассказывает об особенностях.

3.  Воспитатель проводит специальное речевое упражнение, помогающее детям осваивать новые слова. Предлагает детям самим придумать слова, характеризующие очень крупные предметы. Просит заканчивать фразы, которые она будет произносить (У кота усы, у тигра? – усищи, у кота лапа, у льва? – лапища»).

В данной возрастной группе надо чаще использовать присказки, особенно в тех случаях, когда не проводится подготовительная работа к занятию. Желательно, чтобы по своему настрою присказка была связана с произведением, хотя подбор этот будет во многом условен.

Рассказывание сказки целесообразно завершать одной из традиционных для русского фольклора концовок.:

Те же присказки можно использовать, читая детям сказки во внеурочное время. Целесообразно повторять их и на занятиях по звуковой культуре речи, предлагая детям назвать слова с определенным звуком. Все это поможет запомнить детям присказки и самостоятельно использовать их в играх, драматизациях, спектаклях, обогатить речь дошкольников.

После чтения (рассказывания) педагог проводит беседу, которая помогает детям лучше понять содержание сказки, правильно оценить некоторые ее эпизоды; еще раз повторить наиболее интересные сравнения, описания, типично сказочные обороты речи, то есть постичь языковую особенность произведения.

Необходимость в такой беседе очевидна. Известный советский психолог Б.М.Теплов отмечал, что произведение искусства выступает перед ребенком как эстетический объект не с самого начала, а тогда, когда оно становится для него конкретным, осмысленным (1) Это высказывание целиком относится и к произведениям художественной литературы. В то же время не следует забывать, что каждая встреча со сказкой – это, прежде всего воспитание чувств ребенка. Однако необходимо еще раз подчеркнуть, что это возможно тогда, когда он хотя бы частично запомнит текст.

Таким образом, беседа по содержанию произведений должна не заслонять от ребенка только что услышанную сказку, а как бы «высветлить» ее, повернув к малышу всеми гранями, а затем еще раз представить (показать) ее во всей целостности.

Рассмотрим приемы, которые являются наиболее эффективными в беседах по сказкам. Условно их можно разделить на приемы, помогающие лучше разобраться в содержании произведения, и приемы, способствующие более полному проникновению в образный строй и языки сказки.

Приемы первой группы:

1. Вопросы. Они должны быть разнообразными по своей направленности. Одни вопросы помогают детям точнее охарактеризовать героев сказки. Предложив вопрос, воспитатель может напомнить им соответствующий эпизод, обратить внимание на отдельное слово, фразу, поступок персонажа.

- Какая лиса в сказке «Лисичка-сестричка и серый волк»? – спрашивает педагог.

- Хитрая, умная, жестокая,- говорят дети.

Другие вопросы должны помочь детям почувствовать главную идею произведения.

Для того чтобы дети лучше почувствовали особенности данного жанра, можно предложить им вопросы такого типа: «Почему это произведение называется сказкой?»; «Какие в нем есть черты, типичные для сказок?».

2. Рассматривание иллюстраций и накапливание у дошкольников представлений о том, как рисунки художников помогают понять произведение.

Демонстрация рисунков (аппликационных панно). Например, воспитатель показывает рисунок яблони и спрашивает: «Как вы думаете, это волшебная яблоня?». Дети дают отрицательный ответ, ссылаясь на то, что у этого дерева нет серебряных веточек с золотыми листьями и наливными яблочками. Педагог в подтверждение их слов зачитывает соответствующее описание из текста. Затем предлагает детям закрыть глаза и представить необыкновенное дерево, а сам в это время заменяет первый рисунок другим – с волшебной яблоней.

С помощью этого приема дошкольников приучают вслушиваться и запоминать описание внешности героя, его костюма уже при первом чтении сказки.

3. Словесные зарисовки. Детям предлагают вообразить себя художниками-иллюстраторами, подумать и рассказать, какие картинки они хотели бы нарисовать к сказке. Слушая высказывания детей, педагог задает вопросы, помогающие ребенку уточнить для себя ту или иную деталь («Как одета твоя Аленушка? Какие глаза у ведьмы? Если она такая страшная, как же Аленушка не догадалась, что перед ней ведьма?»).

В свободное от занятий время дошкольникам предлагают нарисовать задуманные картинки. Воспитатель раздает им листы бумаги одинакового формата. Из готовых работ он отбирает лучшие, делает к ним надписи, мастерит обложку, переплет. Самодельную книгу помещают в библиотеке методического кабинета. На следующий год ее обязательно показывают детям очередной старшей группы, рассказывают, как она была сделана.

Приемы второй группы:

1. Повторное чтение отрывков из текста по заявкам детей. При таком чтении ребенок полнее воспринимает художественные достоинства произведений, замечает сравнения, эпитеты и другие средства выразительности.

2. По просьбе воспитателя дети припоминают и рассказывают о самом смешном эпизоде, самом грустном, самом страшном; пересказывают описания природы, поступки героя, которые им особенно запомнились.

3. Воспитатель напоминает один из эпизодов и просит рассказывать о нем подробнее. Зачитывает соответствующий отрывок, при этом дети договаривают отдельные слова. Можно предложить им провести соревнование: «Чей рассказ откажется интереснее (подробнее)?»

4. Драматизация отрывков, наиболее интересных в плане обогащения и активизации словарного запаса.

Объяснение незнакомых слов – обязательный прием, обеспечивающий полноценное восприятие произведения. Следует объяснять значения тех слов, без понимания которых становятся неясными основной смысл текста, характер образов, поступки персонажей. Варианты объяснения различны: подстановка другого слова во время чтения прозы, подбор синонимов (избушка лубяная – деревянная, горница - комната); употребление слов или словосочетаний воспитателем до чтения, во время знакомства детей с картинкой («течет молоко по вымечку, а с вымечка по копытечку» - при рассматривании козы на картинке); вопрос к детям о значении слова.

 

С детьми необходимо читать и разбирать не только русские сказки, но и сказки зарубежных писателей.

Таким образом, сказка, будучи отражением души народа, становится проводником его культуры в сердце ребенка. Чтобы каждое путешествие в новую страну было интересным и увлекательным для детей, чтение (рассказывание) сказки необходимо в простой и доступной для детей форме сопровождать рассказом (обязательно подкрепляемом наглядностью) о природе этой страны, о людям (показать национальные костюмы и традиционное жилье), о народной музыке и детских песнях разных народов, о народных играх (подобрать подходящие для этого возраста). Важно, чтобы дети почувствовали красоту и природы, и народного творчества, для этого и необходимо использовать красочный иллюстративный материал, фонограммы.

Дети России, познакомившись со сказками разных народов, смогут не только больше узнать об их культуре, нравственных ценностях, обычаях, природе, но, что очень важно, лучше узнать, понять и полюбить свою собственную страну, оценить ее своеобразие и неповторимость. Дети начнут понимать, что каждый народ неповторим и самобытен и одновременно что у всех нас много общего. Единство в многообразии должно стать для детей руководящим принципом в жизни.

Каждое занятие может строится в форме путешествия в какую-то страну. Вначале вместе с детьми можно на глобусе или на карте эту страну, в которую будет совершено путешествие. Показываются  иллюстративные материалы, слушается музыка, песни, затем рассказывается сама сказка (можно показать диафильм или мультфильм). Во время рассказывания сказки можно всем вместе лепить ее персонажей, чтобы затем сложить «пластилиновую» сказку. На занятии дети могут нарисовать то, что им больше запомнилось и понравилось, а в специально подготовленных для программы пособиях – раскрасить животных, растения, жилища изучаемой страны.

Детей можно познакомить со сказаниями, легендами, народными героями разных стран и времен.

Принцип подбора сказок. Сказки должны выражать нравственные ценности, быть увлекательными, достаточно информативными (в них обязательно должны быть отражены природные, культурные, бытовые и другие особенности каждого народа). Сказки не должны быть слишком длинными, чтобы дети на одном занятии могли услышать всю сказку от начала до конца. Хорошо, если дети сами могут проиллюстрировать сказку. В этом им помогут используемые на занятии пособия и материалы.

Информационное наполнение занятия. Важно не перегружать занятия по программе излишней информацией о стране, ее природном мире. Детям данного возраста важно узнать главное (какие люди в ней живут, как они выглядят, какие особые животные, растения там встречаются), увидеть красоту народного творчества, услышать народную песню. Занятие должно проходить в непринужденной атмосфере, быть увлекательным, как любое путешествие.

2.4. Экспериментальное изучение влияния русских народных сказок на развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста

  Анализ развития связной речи детей старшего дошкольного

возраста.

Я попробовала провести исследование связной речи детей старшей возрастной группы.

Основной целью I этапа исследования является: определение уровня связной речи детей старшей возрастной группы.

Для проведения исследования мною были взяты диагностические методики, которые были предложены в учебном пособии Алексеевой М.М., Яшиной В.И. Дети пересказ сказки с помощью серии сюжетных картин и специально организованной беседы с детьми. Также здесь были взяты картинки по теме «Что неправильно нарисовал художник». Здесь детям показывалась картинка, они вспоминали сказку и определяли, что изображено неправильно и пытались сами рассказать сказку.

В приложении представлены фотографии с занятий.

Алексеевой М.М. и Яшиной В.И. выделены 3 уровня развития связной речи детей:

I уровень – высокий

- Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

II уровень - средний

Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.

III уровень – низкий

- Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.

Исследование проводилось с детьми старшей возрастной группы в количестве 13 человек.

При подготовке исследования были подобраны хорошо знакомое детям произведение и к нему серию картинок.

При анализе результатов получились с следующие данные:

Высокий уровень развития связной речи у 2 детей, дети правильно формулируют основную мысль произведения, умеют точно и последовательно строить описательный рассказ по картинкам, используют в речи простые и распространенные предложения, используют существительные, обозначающие название предметов; прилагательные, обозначающие свойства; глаголы, обозначающие действия героев; предлоги, употребляемые в речи.

Средний уровень развития связной речи у 6 детей, что составляет Дети могут выразить основную мысль произведения. Последовательно, логично, связно пересказывают сказку, но при этом присутствует небольшое количество подсказок воспитателя. В своей речи больше всего используют существительные и глаголы.

Низкий уровень развития связной речи у 5 детей. Связная речь детей характеризуется неверным или не последовательным воспроизведением текста, нарушением его структуры, бедностью лексики, многочисленными паузами при пересказе, отсутствием описания внешнего вида героев и окончания текста.

Проведя обследование по пересказу знакомых детям сказок с использованием серии картинок, выяснилось, что 5 детей старшей группы коллективные признаки выделяют все, в основном, так же структуру и последовательность описания выдерживают. Хорошо развита и связность высказывания. Больше всего в речи дети употребляют существительные и глаголы, а меньше прилагательные. У 5 детей бедный словарный запас, во время рассказа с затруднениями и длительными паузами раскрывали содержание текста. 3 ребенка не могли сказать ничего.

На последующем этапе диагностики, с каждым ребенком была проведена специально организованная беседа по сказкам.

Проведя обследование по специально организованной беседе, выяснилось, что у 4 детей - высокий уровень коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, легко контактируют с воспитателем, умеют поддерживать и завершать диалог.

У 5 детей – средний уровень развития коммуникативных умений. Они умеют вступать в диалог, владеют речевыми оборотами для установления контакта, нелегко контактируют с воспитателем, не всегда завершают диалог.

У 4 детей - низкий уровень развития коммуникативных умений. Они не всегда вступают в диалог, не владеют речевыми оборотами для установления контакта, умеют отвечать на вопросы, но не умеют их задавать, не умеют завершать диалог.

В результате исследования уровня развития связной речи пришлось сделать следующие выводы:

3 ребенка с высоким уровнем развития связной речи.

- Ребенок активен в общении, умеет слушать и понимать речь, строит общение с учетом ситуации, легко входит в контакт с детьми и педагогом, ясно и последовательно выражает свои мысли, умеет пользоваться формами речевого этикета, умеет задавать и отвечать на вопросы, своевременно вступать и завершать диалог.

4 ребенка со средним уровнем развития связной речи.

- Ребенок умеет слушать и понимать речь, участвует в общении чаще по инициативе других, умение пользоваться формами речевого этикета неустойчивое, при общении допускает ошибки и незначительные паузы, умеет отвечать на вопросы, вступать в диалог.

6 детей с низким уровнем развития связной речи.

- Ребенок малоактивен и малоразговорчив в общении с детьми и педагогом, невнимателен, редко пользуется формами речевого этикета, не умеет последовательно излагать свои мысли, точно передавать их содержания, словарь ребенка скуден, не умеет задавать и отвечать на вопросы, не всегда завершает диалог.

Проанализировав календарно-тематический план воспитателя в старшей группе, мы выяснили, что чтение художественной литературы с использованием русских народных сказок проводится 1 раз в неделю, что недостаточно развивает связную речь детей.

 Развитие связной речи старших дошкольников при помощи системы мероприятий.

Проведя исследования связной речи старших дошкольников в своей группе, можно сделать вывод, что необходимо с детьми, находящимися на среднем и низком уровне развития связной речи проводить более глубокую, целенаправленную и систематическую работу по развитию связных высказываний, посредством использования произведений народного творчества.

Заключение

Нами был изучен опыт педагогов по проблеме развития связной речи дошкольников.

Проводился анализ результатов исследования и сделаны основные выводы. Мы раскрыли понятие связная речь, осветили особенности и задачи связной речи, раскрыли методы руководства русскими народными сказками для развития связных высказываний детей.

Работая над проблемой связной речи на занятиях по русским народным сказкам, мы пришли к выводу, что планомерное, систематическое использование русских народных является эффективным средством развития связной речи. Русские народные сказки обеспечивают высокую эффективность в работе по развитию связной речи детей, поскольку раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения. Из сказки ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Сказка помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

 Для воспитателей ДОУ мы рекомендовали использовать в своей работе составленные нами мероприятия.

Данная работа будет полезна для педагогов-практиков, которые хотят оптимально и эффективно развивать связную речь детей.

Данная работа состоит из введения, двух глав и заключения. В первой главе было рассмотрено значение сказки в развитие ребенка, ее виды, были  рассмотрены психолого-педагогические основы исследования, основные функции речи, виды речи, и этапы развития речи у ребенка. Был сделан  вывод о том, что ощущения и восприятия — первая ступень в познании мира. Органы внешних чувств — орудия познания, и в развитии речи ребенка они играют главенствующую роль.

Развитие речи нужно тесно связывать с развитием мышления ребенка. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями. Были рассмотрены  виды связного высказывания. Развитие связной речи детей дошкольного возраста происходит в тесной взаимосвязи с развитием других сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Преимущественное внимание необходимо уделять работе над смысловой стороной слова.

Первая глава явилась результатом теоретического анализа и обобщения трудов русских и советских педагогов. Было определено значение такого понятия, как сказка, были рассмотрены основные виды сказок.

 Во второй главе были раскрыты особенности сказки и восприятия ее дошкольниками..

Развитие связной речи на занятиях с использованием сказок должно занимать одно из центральных мест. Яркие образы эмоционально воспринимаются детьми, будят их фантазию, воображение, развивают наблюдательность и интерес ко всему окружающему, являются неисчерпаемым источником развития связной речи детей.

Также во второй главе был представлен мониторинг по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Сделав выводы по полученным результатам, была подготовили и проведена работа по развитию связной речи по средствам сказок.

Ребенок – существо активное от природы, он любит не только слушать сказки, но действовать и творить, опираясь на них.

Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Из сказки можно вынести много уроков: нравственный, воспитание добрых чувств, развитие мышления и воображения, математические и экологические представления и т.д.

С помощью сказки ребенку можно объяснить множество явлений, т.к. сказка близка мышлению ребенка.

Но, к сожалению, в настоящее время используется не весь потенциал сказки. Ребенок чаще сидит у телевизора, т.к. смотреть сказку легче и интереснее, чем читать или слушать. При просмотре сказки у ребенка не возникает потребности представить какой-то образ, у него  не возникают ассоциаций. Поэтому детям нужно чаще читать и разбирать прочитанное, ведь  при кратком пересказе сказки дети часто путаются в чередовании событий, не всегда могут назвать действующих лиц. В придумывании собственных сказок часто повторяют действия других детей. Это подтверждает то, что с детьми не проводится работа по сказкам, направленная на развитие познавательных процессов.

Лучше подходить к работе со сказкой не традиционно, т.к. развитие всех психических процессов у ребенка происходит взаимосвязано. И  учить детей мыслить оригинально, не привычно, необходимо. Дети должны мыслить и по-своему воспринимать содержание, и творчески преобразовывать ход повествования сказки, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один и т.д., и именно при такой работе будет оказываться непосредственное влияние на речевое развитие ребенка.

Когда ребенок научится работать со сказкой, будет в ней хорошо ориентироваться, разбирать поступки героев, оценивать их, он сможет эту модель перенести в реальную жизнь, исправить какую-то ситуацию.

Так же родителям стоит больше уделять внимание сказке. Конкретное содержание каждой сказки может подсказать родителям и свои пути воспитания.

Сказки развивают образное и логическое мышление ребенка, его творческие способности, речь, знакомят детей с миром природы и помогают подготовить их к школе.

Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями. Поразительная мощь языкового творчества народа ни в чем не проявила себя с такой яркостью, как в сказках. Присущая необычайная простота, яркость, образность, особенность повторно воспроизводить одни и те же речевые формы и образы заставляют выдвигать сказки как фактор развития связной речи детей первенствующего значения.

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мышление, воображение. Слушая литературное произведение, ребенок не видит перед собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произведения, содержания и идеи.


Список использованной литературы

  1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.-400 с.
  2. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. -М.:АРКТИ, 2002-144с.
  4. Елкина Н.В. Формирование связной речи у детей пятого года жизни. Автореф. дисс... канд. пед. наук. - М, 1999.
  5. Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты. Книга для воспитателей детского сада / О.С. Ушакова, А.Г. Голицина и др. –М.: Изд-во «Совершенство», 2001. -368с.
  6. Пропп В.Я. Мофология сказки – М.: Изд. «Лабиринт», 2000-315с.
  7. Микляева Н.В., Толстикова С.Н., Целикина Н.П. Сказкотерапия в ДОУ и семье. М.: Тц Сфера, 2010 – 128с.
  8. Немов Р.С, Психология: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений: В 3 кн. Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. – Кн.2:Психология образования. – 608с.
  9. Педагогическая диагностика компетентности дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет/ Под ред. О.В. Дыбиной. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010. – 64с.
  10. Преддошкольное образование (для детей старшего дошкольного возраста). Методические рекомендации  / Авторский коллектив Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев и др. –М.: Баласс, 2010. – 160с.
  11. Сказка как источник творчества детей/ Науч. рук. Ю.А.Лебедев. - М.:Изд. «Просвещение», 2001. - 235 с.
  12. Смирнова О.Е. Детская психология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 – 368с.
  13. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников.- М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001-240с..
  14. Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста : учеб.-метод. Пособие для воспитателей дошк. обраоват. учреждений. – М.: ВЛАДОС, 2010.- 287с.
  15. Флёрина Е.А. Рассказывание в дошкольной практике.// Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста./Сост.М.М.Алексеева, В.И.Яшина.-М.:Издательский центр «Академия», 1999.-560с.
  16. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: Для работы с детьми дошкольного возраста. - М.: ООО «Издательство ACT», 2000. - 464 с.
  17. Шорохова О.А. занятия по развитию связной речи дошкольников и сказкатерапия.-М.: ТЦ Сфера, 2009, 2-е изд. -208с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста.Учебно-методическое пособие.

Будущий первоклассник должен уметь связно, логично, грамматически правильно излагать свои мысли, передавать последовательно содержание небольших литературных текстов. Связная речь – это не просто пос...

Коррекционная работа по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Аннотация: В настоящее время уже накоплен определенный опыт работы по организации коррекционно-педагогической помощи дошкольникам с задержкой психического развития в условиях специального детско...

Основные направления коррекционной работы по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

       Формирование связной речи у детей и при отсутствии патологии в речевом и психическом развитии - изначально сложный процесс, который многократно усложняется, если имее...

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Роль сказки в развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста»...

Технология. Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Одной из острых и актуальных проблем, на сегодняшний, день является организация речевого развития детей дошкольного возраста. В чем заключается её актуальность: - в том, что практическая деятельност...

Проект по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в страну красивой и грамотной речи»

ФГОС дошкольного образования определяет целевые ориентиры – социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования, среди которых речь занимает ...

Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи

Применение технологии «Фишбоун» для формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи...