Учим стихи с ребенком. Рекомендации для родителей
консультация по развитию речи (младшая группа) по теме

Коротаева Екатерина Николаевна

Этапы и последовательность разучивания стихов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации родителям для правильного и легкого заучивания стихов с детьми

Запомните! В дошкольном возрасте, а тем более в младшем дошкольном возрасте учить стихотворение нельзя просто так. Это обязательно должно быть подарком для кого-то: мамы, бабушки или, например, к приходу Деда Мороза. Только в семь-восемь лет мы потихоньку будем нацеливать ребенка на то, что знать стихи наизусть нужно и для себя.

Заучивание стихотворений с детьми проходит в 3 этапа

  1. Предварительная работа
  2. Заучивание стихотворения
  3. Воспроизведения стихотворения ребенком

Предварительная работа

  • Взрослый про себя читает стихотворение, соблюдая интонационные паузы (хорошо, если взрослый сам будет знать стих наизусть)
  • Взрослый читает стихотворение вслух с выражением и соблюдая паузы
  • После прочтения сделать паузу, чтобы ребенок мог «впитать» стихотворение
  • Поговорить с ребенком о стихотворении, задавать ребенку вопросы по тексту стихотворения, найти непонятные для него слова и разъяснить смысл слов
  • Когда все слова будут разъяснены, стихотворение нужно прочитать еще раз, медленно, расставляя смысловые акценты

Заучивание стихотворение

  • Чтение стихотворения с установкой на запоминание. (Заучивать стихотворение следует эмоционально и с выражением, - такова детская природа! В противном случае, оно будет лишено для ребенка смысла.) Обязательно указывать на то, для чего и кого он будет запоминать стихотворение

Мы знаем, что одним из нас лучше запоминаются стихи на слух, другим обязательно нужно несколько раз прочитать их самим, третьим необходимо ходить по комнате в ритм стихотворения, а четвертым - напротив нужна абсолютная неподвижность. Эти особенности присущи не только взрослым, но и малышам. Существуют разные методы заучивания стихотворений, которые ориентируются на эти различия. Попробуйте поочереди каждый из них, и вы увидите, как вашему ребенку легче запоминать стихи. Заодно вы сможете сделать вывод о том, какой вид памяти у малыша является ведущим.

Методы заучивания стихов

Визуальный

Этот метод часто путают с простым показом книжных иллюстраций. Однако это не одно и тоже. Иллюстрация нужна абсолютно всем детям, так как дошкольникам присуще наглядно-образное мышление. А картинный план, который появляется на глазах у ребенка одновременно с чтением стихотворения, особенно необходим тем, у кого ведущей является зрительная память.

Итак, после предварительной работы, о которой говорилось выше, после рассмотрения иллюстраций к стихотворению, вы даете малышу установку на запоминание. «Сейчас мы будем учить это стихотворение наизусть. Ты будешь запоминать, а я - тебе помогать». Если вы хорошо рисуете, то можете построчно читать стихотворение и на глазах ребенка изображать то, о чем говорится, отделяя на рисунке каждую строчку-картинку вертикальной чертой. Ваши изобразительные способности, в общем-то, не так уж и важны. Опыт показывает, что ребенка устраивает даже самое схематичное изображение содержания, и на продуктивность запоминания ваши каляки-маляки особенно не влияют. Главное - принцип. Затем, по вашему «картинному плану» чадо несколько раз воспроизводит стихотворение. Через некоторое время опора убирается. Можно конечно использовать и готовые картинки. Но довольно трудно подобрать их так, чтобы они построчно соответствовали содержанию.

Двигательный

Опять же, после проведения предварительной работы, вы даете ребенку установку на запоминание. Затем предлагаете ему взять большую толстую нитку и «смотать из стихотворения клубочек». Вместе с ним, ритмично, мы как бы «наматываем» строчку за строчкой на «катушку» в нашей голове. Намотали? А теперь рассказываем снова и разматываем, а потом снова наматываем. Затем мы прячем ручки вместе с клубочком за спинку и «наматываем понарошку». Тут основной принцип в том, что ребенку-кинестетику (то есть такому, которому нужно не только посмотреть, но и потрогать), мы даем необходимую для запоминания опору - подкрепляем запоминание двигательным актом. Как вариант этого метода вы можете предложить малышу класть в блюдо шарики. Строчка-шарик, а затем вынимать по одному и снова класть. Или нанизывать пирамидку, бусы.

Слуховой

Это самый распространенный метод. Его обычно используют в детских садах. Вы говорите ребенку, что сейчас вместе будете учить стихотворение наизусть. Пусть он включит в головке магнитофончик, который будет записывать, а потом воспроизводить стихотворение. Сначала он послушает вас. Потом вы повторите этот отрывок вместе. Потом он один повторит, а за ним снова вы. Здесь обязательно нужно обратить внимание на то, что в данном методе вы опираетесь не на строчку, как в двух предыдущих, а на сочетание двух или четырех строк объединенных рифмой. Идет слухоречевая опора на рифму. Этот метод является оптимальным для детей с одноименным ведущим типом памяти. Таким ребятам два вышеописанных способа заучивания не только не помогают, но порой даже мешают запоминать стихотворение.

Так, разучивается каждый куплет, а потом читается все стихотворение целиком. Стихотворения в 1-2 четверостишия не делятся, заучиваются целиком

Логический

Не у многих дошколят ведущая - логическая память, но есть и такие. Для них предлагается следующий метод. После предварительной работы, вы читаете первые строки произведения, а потом останавливаетесь и предлагаете малышу своими словами рассказать, что было дальше, как он запомнил. С того места, на котором он остановился, снова читаете строку произведения, а потом снова предлагаете рассказать, что было дальше. Вы побуждаете ребенка опираться на смысловые связи. Во второй раз, после вашего прочтения четверостишия, пусть он вспомнит, как точно автор говорит, какими словами, об этом явлении или событии.

Возможно, вы будете пользоваться несколькими методами или сочетать один с другим. Главное - результат: легкий и приносящий радость от общения с поэзией процесс заучивания стихотворений.

Воспроизведение стихотворения ребенком

  • Чтение стихотворения вслух взрослым для ребенка выразительно!
  • Попросить ребенка прочитать стихотворение для вас
  • Если ребенок затрудняется, но начинает строчку взрослый заканчивает ребенок

ОБЯЗАТЕЛЬНО! Не забываем ребенка хвалить («Как ты хорошо запомнил стихотворение!» Или «Ты уже почти запомнил!» и др.)

ПОМНИМ! Как и во всем: повторение – мать учения! Но здесь не надо торопиться, один ребенок может выучить стихотворение за час, другому необходима неделя, в течение которой, он будет запоминать по 2-3строчки каждый день. По мнению психологов для полного запоминания стихотворения ребенком его нужно повторить 8-10 раз, разделив повторы на 2-3 приема.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Как учить стихи с ребенком?"

Предложены приёмы и методы заучивания стихотворений с детьми младшего и среднего дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Как учить стихи с ребенком"

В консультации даны рекомендации по выбору стихотворений для заучивания с детьми, а также приемы для быстрого запоминания текстов стихотворений....

Консультация для родителей "Как учить стихи с ребенком"

Данная консультация поможет вам и вашему ребенку при заучивании стихов. Успехов вам!...

Рекомендации «Как учить стихи с ребенком?»

Рекомендаций для родителей:1. Чтобы ребенку учить стихи было легко и приятно, надо с рождения приучать его к ритмически организованной информации. Тут помогут потешки, стишки, загадки, скороговорки. Е...

Как учить стихи с ребенком, если сам ребенок эти стихи учить отказывается.

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно (задали в садике, в музыкальной школе ...

Рекомендации для родителей: "Как учить стихи с ребенком-дошкольником дома"

К сожалению, не все дети легко запоминают  стихотворения. Перед родителями встаёт вопрос, как сделать так, чтобы ребёнок запомнил стихотворение быстро и без труда.Дети учат стихи с ран...

КАК УЧИТЬ СТИХИ С РЕБЕНКОМ .Практические советы родителям

Самый благоприятный возраст для разучивания стихов — 4-5 лет, когда память начинает развиваться быстрыми темпами. И если раньше мы просто зачитывали произведения малышу — что-то да запомни...