Логопедическая шпаргалка для воспитателей, логопедов и родителей в работе с детьми, имеющими нарушения речи
картотека по развитию речи (старшая группа) на тему

Захарова Олеся Сергеевна

Данное пособие используется на занятиях в дошкольном учреждении воспитателями, логопедами, а также родителями старших дошкольников. Все речевые игры направлены на обогащение словаря всеми частями речи, развитие грамматического строя речи, фонематического слуха, звукового анализа слов, на совершенствование слоговой структуры слов, а также на развитие мелкой мотрики рук и связной речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Лексическая тема «Наша Армия»

1. Рассматривание иллюстраций и фотографий, имеющих отношение к Российской армии в газетах, журналах, книгах.

Цель: расширять знания об окружающем; обогащение словаря.

2. Рассматривание и называние некоторых видов военной техники (танк, истребитель, подводная лодка, военный самолёт, ракета, …)

Цель: расширять знания об окружающем; обогащение словаря.

3. Познакомить детей с родами войск (мотострелковые, , танковые, ракетные, , артиллерия, … ), военными профессиями (пограничник, солдат, танкист, моряк, пулемётчик, десантник, подводник, ракетчик, миномётчик, зенитчик, связист, артиллерист, пехотинец)

Цель: расширять знания об окружающем; обогащение словаря.

4. Дидактическая игра  «Подбери признак»

Защитник Отечества (какой?) смелый, отважный,…

Наша Армия (какая?) большая, сильная, …

Цель: обогащение словаря прилагательными,

5. Дидактическая игра  «Подбери глагол»

Защитник Отечества  (что делает?) защищает, сражается, воюет, служит …

Цель: обогащение глагольного словаря

1. Дидактическая игра  «Кто служит в Армии?»

Цель: образование имён сущ. с помощью суффиксов –чик; -ист.

Танкист, пулемётчик, ракетчик, миномётчик, зенитчик, связист, артиллерист.

2. Дидактическая игра  «Один-много»

Цель: образование  существительных в Им. п. мн. числа

Танкист – танкисты,  пограничник, солдат, моряк, пулемётчик, десантник, подводник, ракетчик, миномётчик, зенитчик, связист.

3. Дидактическая игра  «Много чего? Кого?»

Цель: образование  существительных в Р. п. мн. числа

Танкист – танкистов,  пограничник, солдат, моряк, пулемётчик, десантник, подводник, ракетчик, миномётчик, зенитчик, связист, артиллерист, войско, танк, ракета, подводная лодка.

4.«Счёт военной техники, военных профессий» (Агранович З.Е, стр. 99)

Цель: согласование сущ. и числительных.

Один танк, два танка, …, пять танков

Ракета, подводная лодка, военный самолёт, танк, танкист, моряк, пулемётчик, пограничник, связист, подводник.

1. «Подскажи словечко» (стр. 163, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие слухового внимания, чувство ритма

2. «Какой праздник?» (стр. 164, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: совершенствование грамматического строя речи, словообразование, развитие связной речи, мышление

3. «Военные профессии» (стр. 165, Михеева И.А., Чешева С.В.)

4. «Составь схему» (стр. 164, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: закрепление навыка анализа предложений на слова

5. Стихи, рассказы  для чтения, заучивания наизусть, пересказа (стр. 166 – 169, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие связной речи

1. «Телеграф» (деление слов на слоги с помощью хлопков)

Цель: совершенствование слоговой структуры слов

Мо – ряк,  лётчик, танкист, солдат, Армия, танк, пограничник, офицер, лодка, защитник, пехотинец, подводник, дозор, пехота, страна.

2. «Дозор» (стр. 162, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: учить координировать речь с движениями, развивать творческое воображение

3. Выкладывание военной техники из спичек (Агранович З.Е., стр. 100)

4. Рисование любой военной техники на выбор, вырезание картинок с изображением военной техники и вклеивание их в альбом

Цель: развитие мелкой моторики

Лексическая тема «Дикие и домашние животные»

Цель: расширять знания об окружающем, обогащать и активизировать словарь существительными, глаголами и прилагательными.

1. Рассмотреть вместе с ребёнком картинки с дикими и домашними животными. Познакомить его с обобщающими понятиями (дикие и домашние животные), попросить ребёнка показать и назвать на картинках части животного: туловище, лапы, хвост, голова, уши, глаза, нос ….

2. «Кто что делает»

Заяц (что делает?) прыгает.

Лиса, мышь, медведица, ёж, белка, волк, кошка, собака, лошадь, коза, свинья, корова.

3. «Подбери признак»

Лиса (какая?) пушистая, рыжая, хитрая …

Коза (какая?) рогатая, бодливая, белая …

Собака, лошадь, бык, заяц, волк, медведь.

4. «Моя семья» или «Назови детёнышей»

Козёл – коза – козлята

Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, барсучиха, крольчиха, волк, заяц, ёж, медведь, лось, лис, кабан, рысь, белка

1. «Один - много»

Цель: изменение существительных в Им.п. множ числа

Заяц – зайцы, волк, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобёр, белка, олень, барсук, кошка, собака, корова, коза, свинья, овца, кот, щенок, поросёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, телёнок.

2. «Много кого?»

Цель: изменение существительных в Р.п. множ. числа

Заяц – зайцев, волк, ёж, медведь, лось, лиса, кабан,  енот, бобёр, белка, олень, барсук, кошка, собака, корова, коза, свинья, овца, кот, щенок, поросёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, телёнок.

3. «Считай и называй»

Цель: согласование существительных и числительных

Один кот, два кота,…, пять котов.

Волк, лисица, поросёнок, медведь, корова, коза, ёж.

4. «Хвосты» Цель: образование притяжательных прилагательных

Хвост, уши, туловище, голова кошки (Чей? Чьи? Чьё? Чья?)

                     кошачИЙ, ЬИ, ЬЕ, ЬЯ)

Хвост лисы, медведя, волка, собаки, белки, коровы, зайца.

1. «Чей дом?»

Цель: развитие слухового внимания

К зиме все звери готовят себе дома.

Медведь выбирает … (берлогу).

Белка ищет … (дупло). Лиса роет … (нору). Волк устраивает … (логово). Берлога – дом (медведя). Дупло – дом (белки). Нора – дом … (лисы). Логово – дом … (волка). Кошка живёт … (в доме). свинья живёт в … (свинарнике). Лошадь живёт в … (конюшне).

2. «Назови ласково»

Цель: образование ласкательных существительных

Кот – котик, кошка – кошечка, котёнок – котёночек.

Пёс - …, собака - …, щенок - …. Козёл - …, коза - …, козлёнок - ….

Бык - …, корова - …, телёнок - ….

Пальчиковая гимнастика «Ёжик»

(Цель: развитие мелкой моторики)

По сухой лесной дорожке -       (поочерёдно ударяют кулак о кулак и          

                                                                                              ладонь о ладонь)

Топ – топ – топ – топчут ножки.  (Постукивают кулаками по столу)

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.  (Поочерёдно ударяют кулак о кулак и ладонь

                                                                                                       о ладонь)

Ищет ягодки, грибочки    (Поочерёдно соединяют кончики пальцев

Для сыночка и для дочки.       обеих рук с большим пальцем)

 

Лексическая тема «Посуда. Пища. Труд повара»

Цель: расширять знания об окружающем, обогащать и активизировать словарь существительными, глаголами и прилагательными.

1. Рассматривание картинок с изображением посуды (тарелка, кастрюля, сервиз, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, сковорода, дуршлаг, скалка, кофейник, миска). Познакомить с обобщающим понятием: «Посуда», с различными видами пищи (суп, каша, компот, варенье, сок, кисель…), вспомнить и назвать профессии, связанные с приготовлением еды (повар, помощник повара).

2. «Подумай и скажи»

Зачем человеку нужен чайник? (для того, чтобы кипятить воду)

Зачем человеку нужен нож, ложка, сковорода, тарелка, скалка?

3. Знакомство с видами посуды

Кухонная посуда, чайная, столовая, кофейная.

1. «Из чего – какой?»

Цель: образование относительных прилагательных

Если вилка из пластмассы, она пластмассовая.

Тарелка из стекла - …, стакан из хрусталя - …, горшочек из глины - ..,

ложка из металла - …, вилка из железа - …, ложка из серебра - … .

2. «Скажи наоборот»

Цель: обогащать словарный запас, учить подбирать антонимы.

Эта ложка чистая, а эта — ... (грязная). Вот тарелка глубокая, а вот— ... (мелкая). Эта чашка большая, а эта — ... (маленькая). Вот стакан широкий, а вот — ... (узкий). Этот нож старый, а этот — ... (новый). Эта кружка белая, а эта — ... (чёрная). Вот сковорода тяжёлая, а вот — ... (лёгкая). Бокал хрупкий, а сковорода — ... (прочная).

3. «Назови ласково»

Цель: образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Кастрюля – кастрюлька, нож, вилка, ложка, сковорода, чашка, блюдце, скалка, суп, миска.

1.  «Один – много»

Цель: изменение существительных в Им.п. множ числа

Ложка – ложки, тарелка, кастрюля, сервиз, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, сковорода, дуршлаг, скалка, кофейник, миска, повар, суп, каша, компот, сок.

2. «Много кого? Чего?»

Цель: изменение существительных в Р.п. множ. числа

Ложка – ложек, тарелка, кастрюля, сервиз, чашка, блюдце, вилка, ложка, нож, чайник, половник, сковорода, дуршлаг, скалка, кофейник, миска, повар, суп, каша, компот, сок.

3.  «Сосчитай – ка»

Цель: согласование существительных и числительных

Один нож, два ножа,…, пять ножей.

Кастрюля, повар, суп, компот, чашка, ложка, вилка, сковорода, чайник.

1. Пальчиковая гимнастика «Как нужно дразнить обжору?», «У мамы на кухне есть множество дел…» (стр. 108 – 109, Михеева И.А.)

Цель: развитие мелкой моторики рук

2. Игры на развитие речи с движениями «Мыла посуду Танюша…» (стр. 109, Михеева И.А., Чешева С.В.)

3. «Какие предметы спрятались на картинке?» (стр.111, Михеева И.А.)

Цель: развитие зрительного внимания

4. «Четвёртый лишний» (стр. 111, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие логического внимания

5. «Назови первый и последний звуки в словах»

Цель: вырабатывать умение определять первые и последние звуки в словах

НоЖ, чайник, кастрюля, блюдце, кофейник, сковорода, ложка,, половник.

6. «Найди различия» (стр. 138, Михеева И.А., Чешева С.В.))

Цель: развитие зрительного внимания

7. Текст для пересказа «Печенье» (стр. 115, Михеева И.А.), придумывание продолжения к началу рассказу (стр. 115, Михеева И.А)

Цель: развитие связной речи детей

Лексическая тема  «Дикие и домашние животные»

Цель: расширять знания об окружающем, обогащать и активизировать словарь существительными, глаголами и прилагательными.

1. Рассмотреть вместе с ребёнком картинки с дикими и домашними животными. Познакомить его с обобщающими понятиями (дикие и домашние животные), попросить ребёнка показать и назвать на картинках части животного: туловище, лапы, хвост, голова, уши, глаза, нос ….

2. «Кто что делает»

Заяц (что делает?) прыгает.

Лиса, мышь, медведица, ёж, белка, волк, кошка, собака, лошадь, коза, свинья, корова.

3. «Подбери признак»

Лиса (какая?) пушистая, рыжая, хитрая …

Коза (какая?) рогатая, бодливая, белая …

Собака, лошадь, бык, заяц, волк, медведь.

4. «Моя семья» или «Назови детёнышей»

Козёл – коза – козлята

Кошка, собака, лошадь, корова, свинья, овца, барсучиха, крольчиха, волк, заяц, ёж, медведь, лось, лис, кабан, рысь, белка

1. «Один - много»

Цель: изменение существительных в Им.п. множ числа

Заяц – зайцы, волк, ёж, медведь, лось, лиса, кабан, рысь, енот, бобёр, белка, олень, барсук, кошка, собака, корова, коза, свинья, овца, кот, щенок, поросёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, телёнок.

2. «Много кого?»

Цель: изменение существительных в Р.п. множ. числа

Заяц – зайцев, волк, ёж, медведь, лось, лиса, кабан,  енот, бобёр, белка, олень, барсук, кошка, собака, корова, коза, свинья, овца, кот, щенок, поросёнок, крольчонок, козлёнок, жеребёнок, телёнок.

3. «Считай и называй»

Цель: согласование существительных и числительных

Один кот, два кота,…, пять котов.

Волк, лисица, поросёнок, медведь, корова, коза, ёж.

4. «Хвосты» Цель: образование притяжательных прилагательных

Хвост, уши, туловище, голова кошки (Чей? Чьи? Чьё? Чья?)

                     кошачИЙ, ЬИ, ЬЕ, ЬЯ)

Хвост лисы, медведя, волка, собаки, белки, коровы, зайца.

1. «Отгадай загадки» (стр. 66, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие слухового внимания

2. «Чей дом?» (стр.62, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие слухового внимания

К зиме все звери готовят себе дома.

Медведь выбирает … (берлогу).

Белка ищет … (дупло). Лиса роет … (нору). Волк устраивает … (логово). Берлога – дом (медведя). Дупло – дом (белки). Нора – дом … (лисы). Логово – дом … (волка). Кошка живёт … (в доме). свинья живёт в … (свинарнике). Лошадь живёт в … (конюшне).

3. «Назови ласково» (стр.5, Н.Э. Теремкова)

Цель: образование ласкательных существительных

Кот – котик, кошка – кошечка, котёнок – котёночек.

Пёс - …, собака - …, щенок - …. Козёл - …, коза - …, козлёнок - ….

Бык - …, корова - …, телёнок - ….

1. Пальчиковая гимнастика «Ёжик», «Белка», «почему не спят котята?» (стр. 69, 59, 60, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие мелкой моторики

2. «Кто спрятался на картинке?» (стр. 61, 73 Михеева И.А., Чешева С.В.)

3. «Кто лишний?» (стр. 74, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие логического мышления

4. «Заяц», «Собачка», «Волк» «Медведь» (графические диктанты: 10,19,21,23)

Цель: развитие графомоторных навыков

5. «Кто с кем?» (стр. 2, Н.Э. Теремкова)

Цель: употребление существительных в Т.п. единственного числа.

6. Чтение стихотворений «Котёнок», «Подарок», «Ёжик»

(стр. 65,77,78, Михеева И.А., Чешева С.В.), рассказов «Кто хозяин?», «Купание медвежат» (стр. 68, 77, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Лексическая тема «Что из чего и для чего?» (образование относительных прилагательных)

1. Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложения. (Брюки сшили из шерсти. Они шерстяные.)

Пиджак из шерсти. Он … . Шуба из меха. Она … .

Платье из шёлка. Оно … . Пальто для зимы – зимнее.

Футболка из трикотажа. Она … . Куртка для осени - …

Куртка из кожи. Она … . Халат для дома - …

Плащ из кожи. Он … . Сарафан для лета - …

Майка для детей - …  Брюки для мужчин - … .

2. «Из чего – какой?»

1. Закончи правильно предложение.

Сумка из кожи - … (кожаная).

Плащ…(из кожи), курточка, брюки, кошелёк, сумочка, ремень, чехол для телефона, сапоги, ботинки, туфли.

2. Шуба из меха (какая?) - … (меховая).

Рукавицы из меха, воротник, шапка, шуба, ковёр.

3. Платок из шёлка (какой?) - … (шёлковый).

Платье из шёлка, простынь, рубашка, юбка, блузка, шарф, занавеска, халат.

1. Помоги повару приготовить суп из разных продуктов и назови какой он?

Например: суп из гороха. Он какой? (гороховый)

Суп из фасоли, макарон, вермишели, курицы, мяса, перловки, риса, гороха, рыбы, щавеля, капусты.

2. Помоги весёлому Утёнку сварить компот (сок). Закончи предложения: «В стакане компот (сок). Он сварен из яблок. Он какой? (яблочный)»

Компот (сок) из ягод, фруктов, яблок, апельсинов, груш, слив, мандаринов, абрикосов, вишни, ананасов, черешни, малины, клубники, смородины, земляники, бананов.

3. «Варим варенье»

Давайте поможем весёлому мышонку приготовить вкусное варенье из разных ягод и фруктов. Я начинаю, а вы продолжаете. Например: «Варенье из малины.Оно какое? (малиновое)»

Варенье из брусники, черники, яблока, апельсина, клубники, смородины, земляники, абрикоса, вишни, черешни, сливы, клюквы.

1. Кораблик из бумаги (какой?) … (бумажный).

Коробка из бумаги, конверт, тетрадь, салфетка, носовичок, домик, карты, оригами, снежинка, букет, деньги, гирлянда.

2. Кастрюля из железа (какая?)… (железная).

Кружка из железа, ложка, поезд, рельсы, машина, самолёт, тарелка, дверь, печь, ключ, скамейка, нож, танк.

3. Мяч из резины (какой?) … (резиновый).

Матрац из резины, калоши, сапоги, колёса, шланг, мячик, подошва.

4. Стол из дерева (какой?) … (деревянный).

Стул из дерева, пол, Буратино, дом, полка, лопата, мебель, тумбочка, лестница, шкаф, забор, скамейка, мост.

1. Линейка из пластмассы (какая?) … (пластмассовая).

Ручка из пластмассы, пенал, стаканчик, посуда, кувшин, игрушка, мебель, корабль, домик, кубик, ледянка, шарик.

2. Стакан из стекла (какой?) … (стеклянный).

Кувшин из стекла, очки, тарелка, экран, окно, бутылка, сахарница, чашка, чайник, банка, лампочка, ваза.

3. «Какие листочки спрятались?»

Листочек клёна (какой?) … (кленовый).

Листочек берёзы, дуба, рябины, яблони, ивы, осины, липы, тополя, ольхи.

«Животный мир полярных районов и жарких стран»

Цель: расширять знания об окружающем, обогащать и активизировать словарь существительными, прилагательными и наречиями.

1. Рассмотреть картинки с изображениями животных полярных районов и жарких стран (лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, коала, кенгуру, утконос, попугай, гепард, тигр, белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень), а также с местоположением их (пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия, Северный полюс, Южный полюс)

(дидактические пособия)

2. «Подбери признак»

Слон (какой?) большой, огромный, сильный …

Черепаха (какая?), кенгуру (какой?), белый медведь (какой?), жираф (какой?), морж (какой?), верблюд (какой?).

1. «Один - много» (на выбор)

Цель: изменение существительных в Им. п. множ. числа

Слон – слоны, Лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, коала, кенгуру, утконос, попугай, гепард, тигр, белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень.

2. «Много кого?»  Цель: изменение существительных в Р.п. множ. числа

Слон – слонов, Лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, коала, кенгуру, утконос, попугай, гепард, тигр, белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень.

3. «Считай и называй» (до 5 - 6)

Цель: согласование существительных и числительных

Один слон, два …, пять слонов.

Морж, пингвин, черепаха, полярный волк, жираф, тигр, песец, тюлень.

1. «Чья? Чей? Чьи?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

У медведя уши (чьи?) – медвежьи, хвост (чей?) – медвежий.

У песца лапы (чьи?), хвост (чей?). У тюленя голова (чья?).

У моржа бивни (чьи?). У оленя рога (чьи?). У пингвина клюв (чей?).

2. «Семейка»

Цель: развитие слухового внимания

Шли слоны своей тропою, шли сквозь джунгли к водопою: папа – слон, слониха – мама, дед, слонище преупрямый, бабка, слонка – пятитонка, и внучата, два слонёнка: слоник, маленький сынишка, и его сестра, Слонишка. Сколько шло к воде слонов? У тебя ответ готов?

3. «Кто лишний?»

Цель: развитие логического мышления.

Жираф, тигр, крокодил (жаркие страны), пингвин (полярные районы)

Кенгуру, северный олень, пингвин, полярная сова.

Черепаха, лев, обезьяна, попугай.

Пальчиковая гимнастика «Жители Антарктиды»

Дружный народ в Антарктиде – Пингвины. (Попеременно ударяют 

Во всём коллективны они и едины:               о кулак и ладонь о ладонь)

Строем Пингвины идут на обед, (поочерёдно загибают пальцы на

Хором орут по-пингвиньи: «Привет!»   каждое действие на 2-х руках)

Все, как один, дружно прыгают в воду,

Только услышат команду: «На старт!»

Все, как один, дружно делают ходу,

Если подкрался морской леопард.

Вместе они веселятся и злятся.

Вместе садятся высиживать яйца.

Вместе ругают своих пингвинят,

Хвалят друг друга или бранят …

Все, как один, ничего не читают. (ритмично соединяют каждый палец

Все, как один, никогда не летают.   с большим пальцем на обеих руках

Все, как один, проживают средь льдин.         одновременно на каждое 

Все, как один, носят имя – Пингвин.                                          действие)

Лексическая тема «Транспорт. Профессии на транспорте»

Цель: расширять знания об окружающем, обогащать и активизировать словарь существительными, глаголами.

1. Рассмотреть вместе с ребёнком картинки. Познакомить его с названиями различного транспорта, попросить показать по картинкам и назвать: колёса, фары, сиденье, кузов, кабина, вёсла… . Закрепить в словаре понятие: ТРАНСПОРТ.

2. Познакомить детей с видами транспорта: наземный (мотоцикл, автобус, самосвал, трамвай, велосипед), подземный (метро), водный (лодка, катер, пароход), воздушный (самолёт, вертолёт).

3. «Профессии на транспорте»

Кто управляет автобусом? (водитель)

Кто управляет автомобилем (шофёр), самолётом (пилот), кораблём (капитан), паровозом (машинист)?

4. «Что делает?»

Поезд (что делает?) мчится

Велосипед, самолёт, лодка, автобус, вертолёт, теплоход.

5. «Для чего нужен специальный транспорт?»

Скорая помощь, пожарная машина, полицейская машина

1. «Один - много»

Цель: изменение существительных в Им.п. множ числа

Автобус – автобусы, самолёт, поезд, лодка, катер, мотоцикл, вертолёт, трамвай, автомобиль, самосвал.

2. «Много чего?»

Автобус – автобусов, самолёт, поезд, лодка, катер, мотоцикл, вертолёт, трамвай, автомобиль, самосвал.

3. «Считай и называй»

Цель: согласование существительных и числительных

Один автобус, два автобуса,…, пять автобусов.

Самолёт, лодка, трамвай, вертолёт.

4. «Из чего –  какой?»

Цель: образование относительных прилагательных

Дверца из металла (какая?) металлическая

Руль из пластмассы (какой?), сиденье, обшитое кожей (какое?), колесо из резины (какое?).

1.«Расскажи-ка» (стр.30-31, Н.Э. Теремкова)

Цель: образование приставочных глаголов

Из дома Ваня (что сделал?) … (вышел), речку по мостику он … (перешёл) и дальше … (пошёл). Ваня к дороге… (подошёл), сел на мотоцикл и … (поехал). С горки Ваня … (съехал) и на вокзал … (приехал). На поезд он сел и … (поехал). В город … (приехал), и из поезда … (вышел).

2. «Кто чем управляет?»

Цель: употребление творительного падежа существительных в единст. числе

Машинист управляет (Чем?) поездом.

Водитель, капитан, велосипедист, пилот, мотоциклист, шофёр.

3. «Назови одним словом» (Цель: образование сложных слов)

Если у мотоцикла два колеса, он (какой?) … (двухколёсный)

Если у велосипеда три колеса, он (какой?) …

Если у машины четыре колеса, то он (какой?)… .

1.«Подскажи словечко» (стр. 126 – 127, Михеева И.А.)

Цель: развитие слухового внимания

2. Пальчиковая гимнастика «Cамокат» (стр. 125 – 126, Михеева И.А.)

Цель: развитие мелкой моторики рук

3. «Поиграем» (стр. 126, Михеева И.А.)

Цель: координация речи с движениями

4. «Сколько машин нарисовано на картинке» (стр. 127, Михеева И.А.)

Цель: развитие зрительного внимания, учить согласовывать числит и сущ

5. «Четвёртый лишний» (стр. 128, Михеева И.А.)

Цель: развитие слухового внимания, логического мышления.

6. «Исправь ошибки» (Михеева И.А., стр. 128)

Цель: развитие слухового внимания.

7. Чтение стихотворений «Автобус без кондуктора», «Едем с папой на машине…» (Михеева И.А., стр. 130 - 132)

Цель: побуждать детей к обсуждению их содержания.

Картотека «Животный мир полярных районов и жарких стран»

Цель: расширять знания об окружающем, обогащать и активизировать словарь существительными, наречиями и прилагательными.

1. Рассмотреть картинки с изображениями животных полярных районов и жарких стран (лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, коала, кенгуру, утконос, попугай, гепард, тигр, белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень), а также с местоположением их (пустыня, джунгли, саванна, Африка, Австралия, Северный полюс, Южный полюс)

(дидактические пособия)

2. «Подбери признак»

Слон (какой?) большой, огромный, сильный …

Черепаха (какая?), кенгуру (какой?), белый медведь (какой?), жираф (какой?), морж (какой?), верблюд (какой?).

1. «Один - много» (на выбор)

Цель: изменение существительных в Им. п. множ. числа

Слон – слоны, Лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, коала, кенгуру, утконос, попугай, гепард, тигр, белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень.

2. «Много кого?» (на выбор)

Цель: изменение существительных в Р.п. множ. числа

Слон – слонов, Лев, слон, жираф, зебра, носорог, крокодил, антилопа, леопард, верблюд, черепаха, бегемот, обезьяна, коала, кенгуру, утконос, попугай, гепард, тигр, белый медведь, песец, полярная сова, полярный волк, пингвин, северный олень, морж, тюлень.

3. «Считай и называй» (до 5 - 6)

Цель: согласование существительных и числительных

Один слон, два …, пять слонов.

Морж, пингвин, черепаха, полярный волк, жираф, тигр, песец, тюлень.

1. «Подскажи словечко» (стр. 154, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие слухового внимания, чувство ритма

2. «Кто где?» (стр. 155, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: понимание и употребление предложно – падежных конструкций

3. «Будь внимателен» (стр. 155, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие слухового внимания

4. «Диалог» (стр. 153, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: работа над общими речевыми навыками, развитие диалогической речи

5.«Кто спрятался на картинке?» (стр. 156,Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие зрительного внимания

6. «Чья? Чей? Чьи?» (стр. 157,Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: образование притяжательных прилагательных.

7. «Кто лишний?» (стр. 157, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие логического мышления.

1. Пальчиковая гимнастика «Крокодилу счёт дают», «Жители Антарктиды» (стр. 149 – 150, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: развитие мелкой моторики

2. «Гиппопотам»,«Вы видали?»(стр. 151, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: учить координировать речь с движением, развитие творческого воображения

3. Графические диктанты «Жираф», «Слон», «Кенгуру», «Крокодил» (картотека)

Цель: развитие графомоторных навыков

4. «Отгадай загадки» (стр. 160, Михеева И.А., Чешева С.В.)

Цель: учить связному монологическому высказыванию.

5. Чтение и заучивание стихотворений «Бегемот», «Северный полюс» (стр. 159, Михеева И.А., Чешева С.В.)

6. Текст для пересказа «Красавица»(стр. 151, Михеева И.А.)

Цель: развитие связной речи

1. Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением птиц (воробей, сорока, голубь, синица, снегирь, дятел, ворона). Закрепить в словаре обобщающее понятие «Зимующие птицы».

2. «Назови и опиши» (называние и описание частей тела)

Цель:обогащение словаря существительными и прилагательными

СЛОВА: Туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапки.

3. «Кто как голос подаёт?» (обогащение словаря глаголами)

Голубь (что делает?) ВОРКУЕТ. Сорока (что делает?) … .

Ворона (что делает?) … Воробей (что делает?) … .

4. «Скажи наоборот» (обогащение словаря антонимами)

Воробей маленький, а ворона…

У синицы хвост короткий, а у сороки …

Голубь тяжёлый, а воробей …

У синицы клюв короткий, а у вороны…

1. «Один – много» (Воробей – воробьи)

Цель: изменение сущ в Им.п. множественного числа

Снегирь, воробей, сорока, голубь, синица, дятел, ворона, перо

2. «Много чего? кого?» (Воробей – воробьёв)

Цель: изменение существительных в Р.п. множественного числа

Снегирь, клюв, сорока, голубь, синица,  дятел, ворона, хвост

3. «Назови ласково»

Цель: образование существительных с ум– ласк. суффиксами

Синица – синичка

Хвост, клюв, синица, снегирь, воробей, перо

4. «Считаем зимующих птиц»

Цель: согласование сущ и числит. в одном числе, роде и падеже)

Одна сорока, две сороки, …, пять сорок

Ворона, хвост, снегирь, воробей, пёрышко

1. «Скажи одним словом» (образование сложных слов)

У сороки  белые бока, поэтому её называют белобокой.

У сороки длинный хвост, поэтому она (длиннохвостая).

У синицы грудка жёлтая, поэтому она (желтогрудая).

2. «Чьи перья?»

Цель: образование притяжательных прилагательных

Перья вороны (чьи?) вороньи. Перья воробья, голубя.

3. «Подбери слова»

Цель: образование приставочных глаголов

Одни воробьи к кормушке (что сделали?) подлетели

Другие воробьи от кормушки (что сделали?) … . отлетели

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) … . залетел

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?) вылетел

«Считалка для ворон»

Цель: развитие мелкой моторики рук

Я решил ворон считать:  (попеременно ударяют кулак о кулак и  

                                                             ладонь о ладонь)

1, 2, 3, 4, 5. (поочерёдно загибают пальцы на каждый счёт на

                                                  обеих руках одновременно)

6-  ворона – на столбе, (поочерёдно разгибают пальцы

Семь – ворона – на трубе,    на каждый счёт на обеих руках

Восемь – села на плакат,                     одновременно)

Девять – кормит воронят…

Ну, а десять – это галка.

Вот и кончилась считалка! (попеременно ударяют кулак о кулак

3. «2 кормушки»                             и ладонь о ладонь)

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей

В 1-ую кормушку: два слога

Во 2-ую кормушку: три слога

Картотека  на тему «Школа. Библиотека»

1. Беседа на темы «Библиотека» и «Школа» («Посмотри - назови», «Вспомни назови»)

 - Кто работает в библиотеке, школе? (библиотекарь, учитель)

 - Что делает учитель и библиотекарь? (учит, выдаёт книги)

 - Кто учится в школе?  (школьники, ученики или дети)

 - Чем занимаются на уроках, Чему учит учитель детей?

 - Почему школьников мы называем ШКОЛЬНИКАМИ, а дошкольников ДОШКОЛЬНИКАМИ?

 - Что выдаёт библиотекарь детям и взрослым?

 - Для чего нужны людям библиотеки?

Цель: обогащение словарного запаса существительными и глаголами

2. «Подбери признак» (подбор прилагательных)

Книга (какая?) – художественная, …

Портфель (какой?) …, школьник (какой?) … .

3. «Назови одним словом» (классификация предметов)

Ручка, пенал, карандаш, линейка, тетрадь - … (школьные принадлежности)

1. «Отгадай загадки»

Цель: развитие слухового внимания и монологической речи

1.1. Новый дом несу в руке. Двери дома на замке.

А живут в доме том книжки, ручки и альбом.  (Портфель)

1.2. Чёрный Ивашка – деревянная рубашка.

Где носом пройдёт – там заметку кладёт. (Карандаш)

1.3. То я в клетку, то в линейку, написать на мне сумей-ка!

Можешь и нарисовать. Что такое я? (тетрадь)

1.4. Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (книга)

2. «Четвёртый лишний»

Цель: учить детей выделять лишний предмет среди других

Ручка, карандаш, мяч, пенал  

Портфель, тетрадь, яблоко, ученик

Туфли, книга, журнал, учебник

1. «Один - много»

Цель: изменение сущ в Им.п. множественного числа

Линейка – линейки

Слова: ручка, карандаш, тетрадь, ластик, пенал, учебник

2. «Много чего? Много кого?»

Цель: изменение сущ в Р.п. множественного числа

Линейка – линеек

Слова: ручка, карандаш, тетрадь, ластик, пенал, учебник, книга, школьник, учитель, библиотекарь.

3. «Посчитай-ка» (пересчёт до 5)

Цель: согласование существительных и числительных в одном числе, роде и падеже

Один пенал, два пенала, три …, пять пеналов

Слова: ученик, книжка, каталог, карандаш, ручка, учитель

1. «Будь внимателен»

Цель: понимание и употребление предлогов

- Положи книгу на стол, в стол, под стол, около стола

- Достань книгу из сумки, спрячь книгу за спину, подними книгу над головой, достань книгу из – под стола.

2. «Исправь ошибку и проговори правильно»

Цель: употребление падежных окончаний имён существительных

У меня есть портфеля (портфель). У меня нет тетрадка (тетрадки). Я забыл дома линейкой (линейку). Я пишу ручки (ручкой). Я рисую в альбом (альбоме).

3. «Переменка» (стр 50, Нищева Н.В.), рисование по клеточкам (графические диктанты), «Кулак – ребро - ладонь»

Цель: развитие мелкой моторики, графомоторных навыков и учить детей переключать движения рук с одного упражнения на другое

Картотека на тему «Зимующие птицы»

1. Рассмотреть с ребёнком картинки с изображением птиц (воробей, сорока, голубь, синица, снегирь, дятел, ворона). Закрепить в словаре обобщающее понятие «Зимующие птицы».

2. «Назови и опиши» (называние и описание частей тела)

Цель:обогащение словаря существительными и прилагательными

СЛОВА: Туловище, голова, хвост, клюв, крылья, лапки.

3. «Кто как голос подаёт?» (обогащение словаря глаголами)

Голубь (что делает?) ВОРКУЕТ. Сорока (что делает?) … .

Ворона (что делает?) … Воробей (что делает?) … .

4. «Скажи наоборот»(обогащение словаря антонимами)

Воробей маленький, а ворона…

У синицы хвост короткий, а у сороки …

Голубь тяжёлый, а воробей …

У синицы клюв короткий, а у вороны…

1. «Один – много» (Воробей – воробьи)

Цель: изменение сущ в Им.п. множественного числа

Снегирь, воробей, сорока, голубь, синица, дятел, ворона, перо

2. «Много чего? кого?» (Воробей – воробьёв)

Цель: изменение существительных в Р.п. множественного числа

Снегирь, клюв, сорока, голубь, синица,  дятел, ворона, хвост

3. «Назови ласково»

Цель: образование существительных с ум– ласк. суффиксами

Синица – синичка

Хвост, клюв, синица, снегирь, воробей, перо

4. «Считаем зимующих птиц»

Цель: согласование сущ и числит. в одном числе, роде и падеже)

Одна сорока, две сороки, …, пять сорок

Ворона, хвост, снегирь, воробей, пёрышко

1. «Скажи одним словом» (образование сложных слов)

У сороки  белые бока, поэтому её называют белобокой.

У сороки длинный хвост, поэтому она (длиннохвостая).

У синицы грудка жёлтая, поэтому она (желтогрудая).

2. «Чьи перья?»

Цель: образование притяжательных прилагательных

Перья вороны (чьи?) вороньи. Перья воробья, голубя.

3. «Подбери слова»

Цель: образование приставочных глаголов

Одни воробьи к кормушке (что сделали?) подлетели

Другие воробьи от кормушки (что сделали?) … . отлетели

Шустрый воробышек в кормушку (что сделал?) … . залетел

Воробышек зёрнышко схватил и из кормушки (что сделал?) вылетел

1. Пальчиковая гимнастика

«Считалка для ворон», «Сорока» (стр.90, Михеева И.А.)

Цель: развитие мелкой моторики рук

2. «Летящая птица» (занятие №12, «Графические диктанты»)

Цель: развитие графомоторных навыков

3. «2 кормушки»

Цель: совершенствовать навык слогового анализа слов

Слова: снегирь, галка, голубь, синица, ворона, сорока, воробей

В 1-ую кормушку: два слога

Во 2-ую кормушку: три слога

Картотека речевых игр  на тему «Зима»

Цель речевых игр: обогащение словаря всеми частями речи

1. Вспомнить и назвать названия зимних месяцев (декабрь, январь, февраль)

2. Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением зимы

3. Вспомнить и назвать слова, относящиеся к зиме («зимние слова»)

4. «Подбери признак»

Зима (какая?) …, Сосулька (какая?) …, Снег (какой?) … .

5. «Подбери нужное слово»

 Валит (что?) …, Бушует (что?) …, Свищет (что?) …, Замерзает (что?) …, Блестит (что?) … .

6. «Подбери действие»

Снежинка (что делает?) …, Снег (что делает?) … .

1. «Скажи наоборот»

Цель: обогащение словаря антонимами

Летом дни жаркие, а зимой …, Снег мягкий, а лёд …

Летом небо светлое, а зимой…, Летом день длинный, а зимой…,

Летом солнце яркое, а зимой…, Одни сосульки длинные, а другие… .

2. «Назови ласково»

Цель: образование существительных с ум– ласк. суффиксами

Снег – снежок, снеговик, ветер, зима, лёд, мороз, холод, рукавица

3. «Из чего – какой?»

Цель: образование относительных прилагательных

Горка из снега (какая?) …, Дорожка изо льда (какая?) …,

Погода с морозом (какая?) … .

1. «Один - много»

Цель: изменение сущ в Им.п. множественного числа

Ветер - ветры

Ветер, рукавица, шапка, мороз, холод, сосулька, снеговик, снежинка, сугроб

2. «Много чего?»

Цель: изменение существительных в Р.п. множественного числа

Пример: Ветер - ветров

Слова: ветер, рукавица, шапка, мороз, холод, сосулька, снеговик, снежинка, сугроб

3. «Считай и называй»

Цель: согласование сущ и числительных в одном числе, роде и падеже)

Один ветер, два ветра …, пять ветров.

Рукавица, мороз, сосулька, сугроб, шапка

Пальчиковая гимнастика

«Зимняя шубка» 

Снег пойдёт и перестанет,    (делают волнообразные движения

Незаметно он растает.                                    руками)

Шубу белую зима               (отводят одну руку вправо,

Примеряет всем сама.                  другую влево)

Шубу – зайцу беляку,      (поочерёдно загибают пальцы

Шубу – лесу и лужку,                на обеих руках

Шуба – Лене и Николке,                  одновременно)

Шуба – дубу в чистом поле,      

Шуба – тополю и вязу.

Я уже в сугробе вязну,      (Высоко поднимают колени.)

Но у всех такая шуба,      (Похлопывают обеими руками

Что носить всю зиму любо!       по плечам)

Картотека речевых игр на тему «Поздняя осень»

Цель: обогащение словаря частями речи

1. Вспомнить и назвать осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2. Рассматривание картинок, иллюстраций с изображением поздней осени

3. «Подбери признак»

Поздняя осень (какая?)…

Погода поздней осенью (какая?) …

Ветер (какой?)…, Небо (какое?)…

4. «Подбери действие»

Дождь (что делает?)…, Ветер (что делает?)…,

Тучи (что делают?)…, Снег (что делает?)… .

5.  Сравнить раннюю осень с поздней, выделить изменения (обратить внимание на деревья, листья, одежду, погоду).

6. «Скажи наоборот»

Сухой - …, Тёплый - …, Чистый - …, Тёмный - …,

Длинный - … (продолжительность дня).

 «Какие листья спрятались?»

Цель: учить образовывать относительные прилагательные от существительных.

Пример: клён – кленовый…

Берёза, рябина, дуб, клён, осина, тополь, ель, липа, сосна.

«Отгадай и назови»(развитие слухового внимания, учить связному монологическому рассказыванию)

1. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Осень)

2. Он идет, а мы бежим,

 Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

 Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

3. Тучи нагоняет,

 Воет, задувает.

По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер)

«Один - много»

Ветер, перчатка, туча, капелька, дерево, курточка, шапка, мороз, холод, лужа, перелётная птица, зонт.

«Много чего? Кого?»

Цель: изменение существительных в Р.п. множественного числа

Пример: дождь – дождей

Слова: см. выше

«Отгадай и назови»

Цель: развитие слухового внимания, учить связному монологическому рассказыванию

1. Листья падают с осин,

Мчится в небе острый клин. (Осень)

2. Опустел колхозный сад,

 Паутинки вдаль летят,

 И на южный край земли

Потянулись журавли.

Распахнулись двери школ.

Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

3. Все мрачней лицо природы:

 Почернели огороды,

Оголяются леса,

Молкнут птичьи голоса,

Мишка в спячку завалился.

Что за месяц к нам явился?  (Октябрь)

4. Он идет, а мы бежим,

 Он догонит все равно!

В дом укрыться мы спешим,

Будет к нам стучать в окно,

И по крыше тук да тук!

 Нет, не впустим, милый друг! (Дождь)

5. Тучи нагоняет,

 Воет, задувает.

По свету рыщет, Поет да свищет. (Ветер)

«Назови ласково»

Цель: образование сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Пример: ветер - ветерок

Ветер, перчатка, туча, капля, дерево, шапка, холод, лужа, зонт.

«Посчитай» (согласование сущ и числительных в одном числе, роде и падеже)

Одна туча, две тучи …, пять туч.

Перчатка, дерево, зонтик, туча

Пальчиковая гимнастика «Сто одёжек»

Цель: развитие мелкой моторики

1. Лиф на байке,

Три фуфайки,

На подкладке платьице, Шарф на шее,

Шаль большая,

2. Что за шарик катится?

3. Сто одёжек,

сто застёжек,

Слово вымолвить не может.

Мама так закутала,

Что не знаю, Тут ли я!

                           (1. поочерёдное загибание пальцев обеих рук, 2. пожимание плечам, 3. ритмично сжимают и разжимают кулачки )

Картотека речевых игр на тему «Профессии»

Цель: обогащение словарного запаса частями речи по теме, продолжать учить правильно изменять и согласовывать существительные в одном числе, роде и падеже, продолжать работу по развитию связной речи дошкольников.

Дидактическая игра «Угадай, кем я хочу быть?»

Цель: умение употреблять  существительные в творительном падеже)

Взрослый описывает профессию так, чтобы ребёнок отгадал.

Например, мне нужны такие предметы: ножницы, расчёска, бритва, фен…

Ребёнок: «Ты хочешь быть парикмахером».

1. белый халат, градусник, таблетки.

2. пистолет, рация, полицейская фуражка, свисток.

3. книги, журналы, газеты, каталоги.

4. кастрюля, фартук, овощи, колпак.

5. указка, доска, парта, школьник.

6. шланг, вода, пожарная машина, огонь.

7. касса, витрина,  деньги, покупатель.

8. нитки, иголка, ткань, швейная машина.

9. краски, альбом, мольберт, кисточка.

Дидактическая игра «Кто, чем занимается?»

Цель: обогащение глагольного словаря

Например, доктор лечит людей.

Учитель (что делает?) ….

Пожарный (что делает?)…

 Дворник  (что делает?) …

Продавец (что делает?) …

Воспитатель (что делает?) …

Повар (что делает?) …

Портной (что делает?) …

Почтальон (что делает?) …

Художник (что делает?) …

Парикмахер (что делает?) …

Полицейский (что делает?) …

Библиотекарь (что делает?) …

Дидактическая игра «Объясняй-ка»

Цель: учить пониманию и толкованию сложных слов.

Взрослый предлагает объяснить ребёнку, из каких слов получились профессии.

Например, рыболов – это человек, который ловит рыбу.

Слова: лесоруб, дровосек, зверовод, коневод, овощевод, садовод.

Дидактическая игра «Кому, что нужно»

Цель: развитие слухового внимания, продолжать учить употреблять дательный падеж существительных

Взрослый предлагает ребёнку прослушать предложение, найти ошибку, исправить её, повторить предложение верно.

Кастрюля нужна… повар (повару).

Пила нужна… плотник.

Мука нужна … пекарь.

Кисточки нужны … художник.

Топор нужен … лесоруб.

Ножницы нужны … портной.

Градусник нужен … доктор.

Молоток нужен … сапожник.

Ножницы нужны … парикмахер.

Дидактическая игра «Кто, чем управляет»

Цель: учить употреблять существительное в форме творительного падежа.

Например, Чем  управляет водитель? (автобусом). Затем ребёнок проговаривает полным предложением: «Водитель управляет автобусом»

Чем  управляет шофёр? (грузовиком)

Чем  управляет шофёр? (грузовиком)

Чем  управляет машинист? (поездом)

Чем  управляет вертолётчик? (вертолётом)

Чем  управляет лётчик? (самолётом)

Чем  управляет капитан? (кораблём)

Чем  управляет мотоциклист? (мотоциклом)

Чем  управляет велосипедист? (велосипедом)

Чем  управляет космонавт? (ракетой)

Дидактическая игра «Посчитай правильно»  (счёт до 6)

Цель: продолжать учить правильно согласовывать существительные и числительные.

Например, посчитай всех поваров до 6.

Один повар, два повара, три повара, четыре повара, пять поваров, шесть поваров.

Профессии: доктор, капитан, дворник, шофёр, парикмахер.

«Составь рассказ о профессии» (на выбор ребёнка)

Цель: развитие связной речи

Запись в тетрадь составленного рассказа ребёнком.

(ребёнок составляет, а взрослый записывает в тетрадь)

Картотека речевых игр на тему «Моя планета»

1. Воспитатель предлагает детям беседу на тему, в которой он уточняет такие понятия, как  планета – страна – область – район – посёлок - улица – дом. Дети начинают высказывать свои знания, мысли. Рассматривают глобус. Делают вывод – мы жители планеты Земля. В конце разговора закрепляется, что мы живём в России – мы россияне.

Страна наша – Россия. А вот в какой области мы живём? Как называется наша область? Район? Село? На свете очень много больших и малых городов. А мы будем говорить о нашем селе, самом любимом, самом красивом. Расскажите мне, пожалуйста, что вам нравится в нашем селе?

Цель: обогащение словаря существительными, глаголами.

2. «Подбери признак»

Цель: обогащение словаря прилагательными.

Планета Земля (какая?) круглая, …, …, …, …, …, … .

Лес (какой?) зелёный, …, …, …, …, …, … .

Моря (какие?) глубокие, …, …, …, …, …, … .

Россия (какая?) обширная, …, …, …, …, …, … .

1. «Один - много»

Цель: изменение существительных в Им.п. множественного числа.

Страна – страны

Посёлок, страна, улица, планета, город, дорога, море, лес, человек, дом, область, район, язык, житель, ручей, дерево.

2. «Много чего? Много кого?»

Цель: изменение существительных в Р.п. множественного числа.

Страна – стран

Посёлок, страна, улица, планета, город, дорога, море, лес, человек, дом, область, район, язык, житель, ручей, дерево.

3. «Продолжи фразу»

Цель: употребление сущ-х в Т.п., П.п. единственного числа

Я горжусь (чем?) селом, …, …, …., …, …, …, …, … .

Я говорю о (чём?) о селе, …, …, …., …, …, …, …, … .

1. «Скажи со словом «городской»

Цель: согласование существительных и прилагательных в одном числе, роде и падеже

Транспорт — городской транспорт

Квартира, дома, парк, улицы, театр, почта, здание,  школа, площади, вокзал, жители.

2. «Сосчитай и назови» (до 5)

Цель: согласование существительных и числительных.

Один театр, два театра, три театра, четыре театра, пять театров.

Город, площадь, театр, магазин, школа, храм, библиотека, улица, житель, море, лес, рыба.

1. «Поймай и раздели» (с помощью ладоней)

Цель: развитие слогового анализа слов, совершенствование слоговой структуры слов

Улица – У – ЛИ – ЦА (3 слога)

Город, площадь, театр, магазин, школа, храм, библиотека, улица, житель, море, лес, рыба.

2. «Назови первый и последний звуки в словах»

УлицА (первый звук У, последний звук А)

Житель, лес, дом, страна, человек, рыба, площадь, село.

3. «Назови все звуки в слове»

Цель: развитие навыков звукового анализа

Дом [д  о  м]

Рыба, лес, город, храм, магазин, улица.

Лексическая тема «Масленица»

Цель: обогащение словарного запаса частями речи по теме, продолжать учить правильно изменять и согласовывать существительные в одном числе, роде и падеже, продолжать работу по развитию связной речи дошкольников, а также по развитию психических процессов.

Цель беседы: обогащение словарного запаса

Масленица - это веселые проводы зимы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы.  Это всегда был самый веселый и любимый славянский праздник. Считалось, что человек, плохо и скучно проведший Масленицу, будет неудачлив в течение всего года. Целую неделю нельзя было помышлять о делах и домашних заботах. Безудержное веселье рассматривалось как залог будущего благополучия, процветания и успеха.

Масленица празднуется  за семь недель до Пасхи. На каждый день масленой недели существуют определенные обряды.

Понедельник - встреча Масленицы.

Вторник - заигрыши.

Среда-лакомка. В этот день  тещи приглашали зятьев на блины.

Четверг- «Разгуляй». В этот день происходили самые людные санные катания.

Пятница - тещины вечерки. Зятья звали тещу на угощение.

Суббота-золовкины посиделки.

Воскресенье-прощеное. Поэтому масленичной традицией считается посещение родственников, друзей - чтобы попросить прощения за возможные нанесенные обиды, примириться.

Масленица, Масленица,

Дай блинком полакомиться.

Прогони от нас метели,

Прокати на карусели.

Растопи холодный лёд,

Пусть весна скорей придёт!

Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжали в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно «на горке» - на какой-нибудь возвышенности.

Дидактическая игра «Подбери признак»

Цель: обогащение словаря наречий и признаков

Блины (какие?)…, Угощения (какие?)…, Масленица (какая?)…,

Столбы (какие?)…, Праздничный стол (какой?)…, Чучело Масляницы (какое?) … .

На масленице (как?) …, гости поют, веселятся (как?) … .

Дидактическая игра «Много чего? Много кого?»

Цель: изменение существительных в Р.п. множ. числа

Слова: блин, гость, столб, флажок, наряд, песня, поговорка, лошадь, чучело, платок, угощение, конфета, праздничный стол, самовар, чашка, сковорода, танец, игра, ледяная горка, карусель, булочка, пирог, человек, подарок.

Пример: блин – блинов, столб – столбов.

Дидактическая игра «Один – много»

Цель: изменение существительных в Им.п. множ. числа

Слова: блин, гость, столб, флажок, наряд, песня, поговорка, лошадь, чучело, платок, угощение, конфета, праздничный стол, самовар, чашка, сковорода, танец, игра, ледяная горка, карусель, булочка, пирог, человек, подарок.

Пример: блин – блины, столб – столбы.

Дидактическая игра «Сосчитай-ка» (до 6)

Цель: согласование существительных и числительных в одном падеже, роде и числе.

Слова: блины, танцы, платки, пироги, праздничные столы, невесты, ледяные горки.

Пример: Одна карусель, две карусели, …, шесть каруселей.

Задания и игры на развитие психических процессов

  • Рисование чучело масленицы, блинов
  •  Лепка блинов из пластилина
  • Пальчиковая гимнастика

(«Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребёнка», С. Шанина, А. Гаврилова)

«Весёлый гномик»

Под грибом – шалашик – домик, (сложить ладошки «домиком»)

Там живёт весёлый гномик.

Мы тихонько постучим, (постучать кулачком о ладошку)

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет гномик,

Станет звать в шалашик – домик.

В домике дощатый пол, (руки ладонями вниз и прижаты друг к другу)

А на нём – дубовый стол. (левая рука сжата в кулачок, а правая его накрывает)

Рядом – стул с высокой спинкой, (левая ладошка стоит вертикально, а правая рука сжата кулачок и прижата к ладошке)

На столе – тарелка с вилкой (рука ладошкой вверх лежит на столе, а другая четырьмя пальчиками упирается в ладошку)

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

Лексическая тема «Осень. Одежда. Головные уборы»

Цель: обогащение словарного запаса частями речи по теме, продолжать учить правильно изменять и согласовывать существительные в одном числе, роде и падеже, учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, продолжать работу по развитию связной речи дошкольников.

Цель: обогащение словарного запаса частями речи

1. Вспомнить и назвать осенние месяцы (сентябрь, октябрь, ноябрь)

2. «Подбери признак»

Осень (какая?) золотая, …

Погода осенью (какая?) холодная, …

Деревья (какие?) голые, …

Листопад (какой?) яркий, …

3. Беседа на тему «Как мы одеваемся поздней осенью и что одеваем»

4. «Назови одним словом»

Свитер, платье, кофта, плащ, пальто.

Шапка, платок, шляпа, косынка.

5. «Скажи наоборот»

Цель: Обогащение словаря антонимами

Чистый – грязный

Мокрый, большой, тёплая, длинный, короткий, новый

Цель: образование относительных и притяжательных прилагательных

1. «Чья одежда?»

Юбка Тани (чья?) Танина

Шорты Вани, Брюки Миши, Платье Юли, Сарафан Маши, носки Бори, плащ мамы, пальто папы.

2. «Из чего – какой?»

Мама сшила разную одежду. Назови, что и из каких материалов сшила мама. Закончи предложения. (Брюки сшили из шерсти. Они шерстяные.)

Пиджак из шерсти. Он … . Шуба из меха. Она … .

Платье из шёлка. Оно … . Пальто для зимы – зимнее.

Футболка из трикотажа. Она … . Куртка для осени - …

Куртка из кожи. Она … . Халат для дома - …

Плащ из кожи. Он … . Сарафан для лета - …

Майка для детей - …  Брюки для мужчин - … .

1. «Один - много»

Цель: изменение сущ. в Им.п. множественного числа

Кофта – кофты

Шапка, куртка, юбка, носок, шарф, платье, панама, рубашка, шляпа, жилетка, платок, кепка, плащ, футболка.

2. «Много чего?»

Цель: изменение сущ. в Р.п. множественного числа

Кофта – кофт

Шапка, куртка, юбка, носок, шарф, платье, панама, рубашка, шляпа, жилетка, платок, кепка, плащ, футболка.

3. «Сосчитай и назови» (до 5)

Цель: согласование сущ. и числительных в одном числе, роде и падеже

Один плащ, два плаща, …, пять плащей

Свитер, шапка, плащ, пальто, шляпа.

1. «Назови ласково»

Цель: Образование существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Шапка – шапочка

Шапка, куртка, юбка, носок, шарф, платье, панама, рубашка, шляпа, жилетка, платок, кепка, плащ, футболка.

2. «Что можно?»

 - Что можно сшить? (платье, …, …, …, …, …, …, …, … .)

 - Что можно связать? (шапочку, …, …, …, …, …, …, …, … .)

 - Что можно завязывать? (завязки у шапки, …, …, …, …, …)

 - Что можно надеть? (платье, …, …, …, …, …, …, …, … .)

 - Что можно «надвинуть» на голову? (шапку, …, …, …, …, …)

3. «Назови первый и последний звуки в словах»

Цель: учить определять первые и последние звуки в словах

Шапка, куртка, юбка, носок, шарф, платье, панама, рубашка, шляпа, жилетка, платок, кепка, плащ, футболка.

Лексическая тема «Перелётные птицы»

Цель: обогащение словарного запаса частями речи по теме, продолжать учить правильно изменять и согласовывать существительные в одном числе, роде и падеже, учить образовывать относительные и притяжательные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами, продолжать работу по развитию связной речи дошкольников.

1. Беседа на тему: «Почему мы называем  ласточку, соловья, лебедя, утку, грача, аиста перелётными птицами?»

2.  «Назови одним словом» (перелётные птицы)

Цель: обогащение словаря обобщающими понятиями

Ласточка, соловей, лебедь, утка, грач, аист, кукушка, скворец, журавль, стриж, жаворонок, дрозд.

3. «Назови, что есть у перелётной птицы?»

Цель: обогащение словаря частями предметов

Клюв, …

4. «Какой? Какая?»

Кукушка  (какая?) пёстрая, …

Аист (какой?) важный, …

Грач (какой?) чёрный ... .

5. «Мама и малыш»

У аиста – аистёнок, журавль, скворец, грач, лебедь, стриж, дрозд, утка, гусыня.

1. «Назови ласково»

Цель: образование сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами

Птица – птичка

Журавль, птица, стая, перо, крыло, клюв, утка, яйцо.

2. «Чья стая?»

Цель: образование притяжательных прилагательных

Стая уток (чья?) – утиная.

Стая лебедей (чья?) – … .

Стая журавлей (чья?) – … .

Стая гусей (чья?) – … .

3. «Один - много»

Цель: изменение сущ. в Им.п. множественного числа

Ласточка - ласточки

Ласточка, соловей, лебедь, утка, грач, аист, кукушка, скворец, журавль, стриж, жаворонок, дрозд.

1. «Много кого?»

Цель: изменение сущ. в Р.п. множественного числа

Ласточка - ласточек

Ласточка, соловей, лебедь, утка, грач, аист, кукушка, скворец, журавль, стриж, жаворонок, дрозд.

2. «Сосчитай и назови» (до 5)

Цель: согласование сущ. и числительных в одном числе, роде и падеже

Одна ласточка, две ласточки, …, пять ласточек.

Ласточка, соловей, лебедь, утка, грач, аист, кукушка, скворец, журавль, стриж, жаворонок, дрозд.

3. «Поймай и раздели»

Цель: совершенствовать навыки слогового анализа слов

Слова: СО-ЛО-ВЕЙ (3 слога)

Ласточка, соловей, лебедь, утка, грач, аист, кукушка, скворец, журавль, стриж, жаворонок, дрозд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций «Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи»

Рецензия на методическое пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных организаций   «Практическое применение нетрадиционных технологий в корр...

«Практическое применение нетрадиционных технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи» (методические пособие для учителей-логопедов, воспитателей логопедических и массовых групп дошкольных учреждений)

laquo;Практическое применение нетрадиционныхтехнологий в коррекционной работе с детьми,имеющими нарушения речи»(методические пособиедля учителей-логопедов, воспитателей логопедическихи массовых...

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"

Из опыта работы: "Логоритмика-взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи"....

Консультация для воспитателей ДОУ. Кинезиологические упражнения в работе с детьми, имеющими нарушения речи

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку  кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ...

семинар-практикум для воспитателей "использование элементов биоэнергопластики в работе с детьми, имеющими нарушения речи"

На начальном этапе коррекционной работы дети знакомятся  с упражнением для губ, языка или челюсти, тренируются в правильном выполнении перед зеркалом. Рука ребенка в упражнение не вовлекается.На ...