Грамматический строй речи (консультация для воспитателей)
консультация по развитию речи по теме

В материале содержится информация о необходимом уровне развития грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста. Подобран обширный игровой материал для совершенствования грамматического строя речи у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon grammaticheskiy_stroy_konsultatsiya_dlya_vospitateley.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

 Грамматический строй речи.

 ( консультация для воспитателей ДОУ) 

Психологами доказано, что знания и умения, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся принятыми и полезными – это мёртвый груз. Речевая игра является наиболее приемлемым, способным заинтересовать и практически применимым видом деятельности детей дошкольного возраста.

Вовлечение в игру детей с низкими речевыми возможностями заставляет их реализовать свои, пусть малые знания, дает им стимул, делает их в собственных глазах равноправными участниками диалога. Создание такого стимула у ребёнка зависит от мастерства, желания педагога и веры в потенциальные возможности ребёнка.

У детей с нарушениями речи не все речевые умения и навыки складываются равномерно: одни из них сформировались (на них можно опереться), другие сформировались неправильно (их нужно корригировать), третьи не достигли нужного уровня (их нужно формировать).

Достаточную сформированность грамматического строя речи можно определить по следующим параметрам:

-использование в самостоятельной речи предлогов (умение по самостоятельно выполняемому действию или по картинке составить предложение с предлогами) ;

- употреблении существительных в различных падежах  (ответы на задаваемые вопросы: Чем кушают суп? Где сидит собака?);

-употреблении падежей в зависимости от числительных (пять яблок, три дерева, пять перьев);

-образовании множественного числа от существительных и наоборот ( один предмет и много: стул, глаза, рукава, воробей);

- образование формы родительного падежа множественного числа существительных ( употребляется вопрос: Много чего? Используются  слова: ложка, блюдце, вишня, яблоня и т.д.);

-в использовании суффиксов ( новые слова : школа – школьник, сапог - …);

-образовании уменьшительной формы имени существительного( Я назову большой предмет, а ты маленький. Слова: рука, голова, стул, кольцо и т.д.);

- употребления приставок в глаголах ( лететь приставки: при-, у-, до- и т.д. Ребёнок придумывает предложения с этими словами);

- образовании прилагательных от существительного ( Если предмет сделан из дерева ( стекла, железа, бумаги) какой он? ( деревянный и т.д.)

Работа по формированию грамматического строя речи тесно связана с работой над словом, так как в речи слово употребляется в той или иной словоформе, сами же словоформы связываются по законам грамматики. в этой работе важно обратить внимание как на связи слов (согласование, управление, примыкание), так и на участие в выражении этих связей служебных слов, в том числе предлогов. Отрабатывая различные виды сочетаний слов, необходимо научить детей правильно строить предложно-падежные сочетания.

Работая над словосочетанием, необходимо стремиться к тому, чтобы каждое из отработанных словосочетаний включалось в предложение. Необходима при этом целенаправленная работа по правильному построению и употреблению форм существительных, прилагательных и глаголов.

Работа над предложением должна предусматривать два направления: работу по его развёртыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания и работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

При организации речевых игр и упражнений необходимо руководствоваться следующими рекомендациями:

-игры не должны быть длительными по времени (10-15 минут);

-они должны проводиться в неторопливом темпе, чтобы ребёнок имел возможность понять задание, осознанно исправить возможную ошибку;

-игра должна быть живой, интересной, заманчивой для ребёнка, поэтому в ней должны присутствовать элементы соревнования, красочное оформление;

-игра может быть частью НОД или проводиться в один из режимных моментов (на прогулке, в минуты отдыха и пр.);

-в игре необходимо добиваться активного речевого участия всех детей, при этом по возможности использовать и двигательную активность;

-в игре необходимо развивать у детей навыки контроля  чужой и своей речи и стремление правильно и достаточно быстро выполнять речевое задание;

Речевые игры.

Имена существительные.

        

« Что спрятано?»

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, винительном падеже.

Оборудование. Муляжи овощей, фруктов, цветы.

Описание игры. На столике раскладываются цветы, овощи или фрукты (2—3 штуки). Детям предлагают внимательно посмотреть, что лежит на столе, и запомнить, где лежит. Затем ребята отворачиваются, а педагог берет какой-либо предмет со стола и прячет. Названный ребенок должен угадать, что спрятал педагог: «Вы спрятали свеклу (яблоко, гвоздику)». По усмотрению педагога допускается односложный ответ: «Свеклу» и т. д.

« Найди, что надо»

Цель. Учить детей правильно склонять существительные (винительный, творительный, предложный падежи).

Оборудование. Набор предметных картинок.

Описание игры. Раздать детям набор картинок: корзинка, ложка, полотенце, санки и т. п. Начиная игру, педагог говорит: «Вова пошел кататься с горки. Что он взял с собой?» (Санки.) Ребенок, имеющий нужную картинку, должен ответить на вопрос одним словом или фразой: «Нина вымыла руки и вытерла их. Чем?» — «Полотенцем», или: «Нина вытерла руки полотенцем». «Оля села за стол и стала есть суп. Чем?» — «Ложкой», или: «Оля ест суп ложкой». «Зина нарисовала домик. Чем она рисовала?» — «Карандашом».

«Что с чем?»

Цель. Учить детей правильному употреблению нарицательных имен существительных в единственном числе, творительном и родительном падежах.

Оборудование. Любые предметы, необходимые в быту (ключ, молоток, вешалка, тарелка, чашка и др.).

Описание игры. Предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, из чего пьют молоко и т. д. Вызванный ребенок выбирает и называет нужный предмет.

Образец речи ребенка: Суп едят из тарелки. Дверь открывают ключом.

« Что кому нужно?»

Цель. Учить детей правильному употреблению имен существительных в дательном падеже.

Оборудование. Два набора картинок: один набор картинок с изображением людей разных профессий, второй набор с изображением соответствующих орудий труда, предметов.

Описание игры. Педагог раздает детям картинки с изображением людей различных профессий, а картинки с изображением предметов показывает, задавая при этом вопрос: «Кому нужен самолет?» Ребенок, у которого картинка — летчик, поднимает руку и отвечает: «Самолет нужен летчику». За правильный ответ получает картинку. Тот, кто раньше закроет свои картинки, считается победителем.          

самолет                шоферу

швейная машина        машинисту

автомобиль                почтальону

винтовка                кочегару

лопата                        кузнецу

молот                        летчику

книга                        солдату

сумка                        портнихе

паровоз                ученику

Игра заканчивается, когда педагогом или ведущим ребенком будут розданы все картинки.

Имена прилагательные.

 «Что такого же цвета?»

Цель. Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование. Окружающие предметы, цветные квадраты бумаги.

Описание игры. Педагог показывает детям зеленый квадрат бумаги. Дети называют его цвет, а затем предметы того же цвета: зеленый свитер, зеленая шляпа, зеленая трава и т. д.

Выигрывает тот, кто больше назовет предметов данного цвета.

«Кто скорее соберёт игрушки?»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их существительными в роде, числе и падеже.

Оборудование: Цветные коврики и разнообразные игрушки.

Описание игры: Педагог расстилает перед каждым ребёнком цветные однотонные бумажные коврики и предлагает собрать на них игрушки такого же цвета (игрушки заранее подготовлены соответственно основным цветам ). Дети называют цвет игрушек, расположенных на их ковриках. Выигрывает тот, кто соберёт на коврик свои игрушки и правильно определит их цвет.

«Узнай цветы»

Цель: Учить детей использовать в речи прилагательные, правильно согласовывая их с существительными в роде, числе, падеже.

Оборудование: Лото «Цветы»

Педагог раздает детям большие карты, а у себя оставляет маленькие. Педагог, показывая маленькую картинку, спрашивает: « Кому нужна эта картинка?» Ребенок, у которого на большой карте есть такой же цветок, отвечает : « Мне нужна эта картинка. Это белая ромашка (лиловый колокольчик)».

Глаголы.

«Вспомни и расскажи»

Цель. Учить детей использованию глаголов в речи.

Оборудование. Окружающие предметы, значки, открытки.

Описание игры. Дети выбирают водящего. Педагог шепотом дает задание водящему. Водящий выполняет это задание, а дети внимательно следят за его действиями, за тем, какие предметы он берет, что с ними делает. После выполнения задания дети рассказывают о действиях водящего в строгой последовательности. Награду получает тот, кто правильно и последовательно передал действия водящего. Примерные действия водящего:

1. Вова встал, подошел к окну, взял ножницы, взял цветную бумагу и стал вырезать кружок.

2. Наташа открыла ящик, достала красный карандаш, бумагу и нарисовала дом.

«Поймай — скажи»

Цель. Учить детей правильно употреблять глаголы 3-го лица единственного числа настоящего времени. Оборудование. Мяч.

Описание игры. Дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое-либо действие этого животного.

Образец:

Корова — мычит.

Лягушка — квакает.

Кошка — мяукает.

Волк — воет.

Собака — лает.

Тигр — рычит.

Ведущий называет какую-либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.

Образец:

Врач — лечит.

Художник — рисует.

Повар — варит.

Пожарник — тушит.

Плотник — строгает.

Ведущий называет имя ребенка. Поймавший мяч называет какое-либо действие его.

Образец:

Ваня — катается.

Маша — играет.

Коля — прыгает. 

Света — бегает. Витя — рисует. Люба — лепит.

«Профессии»

Цель. Учить детей использованию глаголов в речи.

Нам воспитатель готовит еду,

Повар нам сказки читает в саду,

Доктор нам волосы быстро стрижёт.
А парикмахер лекарства даёт.

«Инструменты»

Цель. Учить детей использованию глаголов в речи.

Я лопатой подметаю,

По гвоздям стучу пилой,

Утюгом бельё стираю,

А копаю я метлой.

Местоимения.

« Мой – моя»

Цель. Учить детей различать род притяжательных местоимений. Оборудование. Игрушки, личные вещи детей, две большие коробки.

Описание игры. Картинки, на которых нарисованы дети, раскладывают в ряд на столе. Игрушки и одежда (картинки) лежат стопкой на столе. Педагог показывает детям картинки и спрашивает: «Что вы видите на картинке? Сколько девочек нарисовано?» Дети уже при просмотре картинки догадываются, что пальто и шапочки, изображенные на одних картинках, предназначены для детей, нарисованных на других. Затем педагог раздает детям картинки с изображением одежды и игрушек. Картинки, на которых нарисованы девочки, она оставляет у себя. Потом выбирает, например, картинку с двумя девочками и предлагает детям одеть их. Ребенок, у которого есть картинка с двумя пальто или двумя шапочками, должен положить ее на стол так, чтобы картинка с шапочками находилась сверху картинки с девочками, и описать, как они одеты. Когда девочки одеты, педагог просит дать им игрушки. Дети по количеству девочек на картинке находят картинки, с соответствующим числом игрушек и называют их.

«Кому сколько?»

Цель. Активизировать словарный запас по темам «Одежда», «Игрушки». Закреплять названия количественных числительных в пределах 5.

Оборудование. Комплект картинок, на которых нарисованы дети. На первой картинке одна девочка, па второй две, и так до 5. На других картинках нарисованы пальто, шапочка, ботинки, сапожки, флажки.

Описание игры. Выбирают двух ведущих. Каждый из них садится за свой стол. Дети сдают им на хранение свои игрушки, личные вещи. При этом они произносят: «Вова, вот моя кукла» («Возьми мою куклу»), «Вот мой мишка» («Возьми моего мишку»). Причем вещи, про которые можно сказать «мой», дети отдают одному ведущему, а вещи, про которые нужно говорить «моя», — другому ведущему. Если сдающий ошибается, вещь его не принимается, он теряет очередь, приходит вторично.

Если дети складывают игрушки в коробки, то к одной из них хорошо бы прикрепить изображение мальчика («мой»), к другой – девочки («моя»).

Наречия.

«Утром, днем, вечером»

Цель. Закреплять в речи детей наречия времени.

Оборудование. Сюжетные картинки, отражающие различные моменты жизни детей дома или в детском учреждении.

Описание игры. Дети по очереди берут со стола картинки. Педагог задает вопросы в соответствии с сюжетом: «Когда девочка проснулась? Когда дети рисовали? Когда дети смотрели телевизор?» И т. д,

В зависимости от цели ответы детей могут быть односложными или фразовыми.

Предлоги.

Цель: Закреплять в речи детей употребление предлогов.

«Мебель»

На окне у нас висит

Анина кроватка.

Под кроватью Аня спит

Очень – очень сладко.

«Транспорт»

Цель: Закреплять в речи детей употребление предлогов.

Сяду я на самолёт –

У него мотор ревёт.

Он помчится под землёй,

Покатает нас с тобой.

Список использованной литературы:

Л.С.Волкова Логопедия. М.,1989.

О.И.Крупенчук Стихи для развития речи. Сп.Б. 2009.

Р.Е.Левина Основы теории и практики логопедии. М. 1968.

С.А.Миронова Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М. 1991.

В.И. Селивёрстов Игры в  логопедической работе.М.1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Креативные приемы развития грамматического строя речи дошкольников"

В данной консультации воспитатели познакомятся с инновационными методами развития грамматического строя речи дошкольников,которые могут быть использованы при организации занятий в ДОУ....

Консультация для воспитателей «Использование дидактических игр и упражнений для развития лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»

Развитие лексико-грамматического строя речи в онтогенезе.Причины возникновения аграмматизмов у детей.Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико-грамматического с...

Консультация для воспитателей: «Речевые игры, способствующие обогащению словаря, формированию грамматического строя речи и развитию связной речи».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №951        ГОРОДА МОСКВЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ №2 «Солнышко» Консультация для воспитателей:«Речевые и...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Семинар для воспитателей коррекционных групп: «Совместная работа логопеда и воспитателя по формированию лексико-грамматического строя речи и развитию речи»

Коррекционная работа воспитателей групп компенсирующей направленности по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР...