Консультация для педагогов
консультация (развитие речи, младшая группа) на тему

Галкова Наталья Юрьевна

использование фольклора в работе с дошкольниками

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklor.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

       Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают мудрость, лиризм и юмор. Важно, что и по сей день педагоги используют этот материал в работе с детьми. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.

Формирование интереса

к художественному слову у детей младшего возраста

      Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, пестушек, потешеК,прибауток,считалок,ПОГОВОРОК,СКОРОГОВОРОк,песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, – таят в себе немалые жанровые богатства.

    Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.

      В нашем детском саду для занятий фольклором создана "Русская изба". В избе есть предметы быта (оригиналы), лавки со столом, люлька, печка, прялки, старинные утюги, чугуны и многое другое.

     Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чем особенность и приоритет фольклорных занятий.

      Фольклорно-игровые занятия с использованием малых фольклорных форм с детьми младшего возраста - деятельность специфическая и требует от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства.

       Если педагог ими владеет, фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.

       В работе можно применяем следующие методические приемы:

  • пальчиковая гимнастика (показ);
  • использование игрового персонажа (кошечки, курочки, петушка, козлика и т.д.);
  • речевые (процесс говорения как образец);
  • инсценирование (элементы игры-драматизации);
  • действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).

Знакомство ребенка с малыми фольклорными формами начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш:

  • легче проснется ("Потягушки, потянись ... ");
  • даст себя умыть ("Водичка, водичка ... "). Если взрослый, умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки "Водичка, водичка ... ", малыш начинает улавливать значение слов "щечки", "роток", "глазки";
  • охотнее будет есть. Накормить ребенка поможет потешка "Травка-муравка".

      Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. А кроме того, приучают детей к режимным моментам.

      Например, на занятии "Поиграем с ложкой" детей младшего возраста с помощью фольклорных форм мы обыгрываем режимные моменты.

      Для  более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, лучше всего использовать пальчиковую гимнастику (например, "Божья коровка").

      Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: "Сорокабелобока кашу варила", "Этот пальчик - дедушка ... ". Малыш уже ждет момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова "Вместе дружная семья ... "

         Знакомя малышей с некоторыми потешками ("Курочка-рябушечка ... ", "Наши уточки ... ", "Кисонька-мурысенька ... " , "Ой, бычок, мой бычок ... "), воспитатель побуждает их к подражанию крику птиц, животных.

       Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процесс е труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность.

     Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.

Воспитатель должен

  • знать уровень развития своих воспитанников;

  • научиться владеть художественными средствами;

  • обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;

  • петь и танцевать;

  • использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);

  • использовать красочность и богатство зрительных образов;

  • применять забавный сюжет;

  • больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;

  • варьировать методическими приемами.

Формы работы с использованием произведений фольклора

  • занятия;

  • игры;

  • самостоятельная творческая  продуктивная  деятельность;

  • элементы театральной игры;

  • досуги;

  • календарные праздники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....