Консультация для педагогов
консультация (развитие речи, младшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Песенки, потешки, прибаутки – маленькие шедевры народного творчества, накопленные веками, которые передают мудрость, лиризм и юмор. Важно, что и по сей день педагоги используют этот материал в работе с детьми. Благодаря простоте и мелодичности звучания, дошкольники, играя, легко запоминают незатейливые тексты, приобретая вкус к художественному слову, приучаясь пользоваться им в своей речи.
Формирование интереса
к художественному слову у детей младшего возраста
Первое знакомство ребенка с художественным словом начинается с малых фольклорных форм: колыбельных песен, пестушек, потешеК,прибауток,считалок,ПОГОВОРОК,СКОРОГОВОРОк,песенок-небылиц. И хотя они состоят из нескольких строк, незатейливых по содержанию и простых по форме, – таят в себе немалые жанровые богатства.
Младший возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируются наглядно-образное мышление, эмоциональность, воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению.
В нашем детском саду для занятий фольклором создана "Русская изба". В избе есть предметы быта (оригиналы), лавки со столом, люлька, печка, прялки, старинные утюги, чугуны и многое другое.
Занятия с использованием русского фольклора мы рассматриваем не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, пляшут, играют и т. д. Настроение затейливости, шаловливого веселья, а иногда и некоторого баловства - вот в чем особенность и приоритет фольклорных занятий.
Фольклорно-игровые занятия с использованием малых фольклорных форм с детьми младшего возраста - деятельность специфическая и требует от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства.
Если педагог ими владеет, фольклорно-игровые занятия будут проходить не в традиционной форме, а как яркое общение с малышами.
В работе можно применяем следующие методические приемы:
- пальчиковая гимнастика (показ);
- использование игрового персонажа (кошечки, курочки, петушка, козлика и т.д.);
- речевые (процесс говорения как образец);
- инсценирование (элементы игры-драматизации);
- действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).
Знакомство ребенка с малыми фольклорными формами начинается с песенок, потешек. Под звуки их ласковых, напевных слов малыш:
- легче проснется ("Потягушки, потянись ... ");
- даст себя умыть ("Водичка, водичка ... "). Если взрослый, умывая ребенка, согласует свои движения со словами потешки "Водичка, водичка ... ", малыш начинает улавливать значение слов "щечки", "роток", "глазки";
- охотнее будет есть. Накормить ребенка поможет потешка "Травка-муравка".
Не всегда приятные для ребенка моменты ухода за ним под звучание песенок превращаются в тот эмоциональный контакт, в те формы речевого общения, которые так необходимы для его развития. А кроме того, приучают детей к режимным моментам.
Например, на занятии "Поиграем с ложкой" детей младшего возраста с помощью фольклорных форм мы обыгрываем режимные моменты.
Для более глубокого понимания художественного слова в малых фольклорных формах ребенку необходимы собственное участие, действие. Так, рассказывая потешку или прибаутку, лучше всего использовать пальчиковую гимнастику (например, "Божья коровка").
Наиболее любимы детьми песенки игрового характера: "Сорокабелобока кашу варила", "Этот пальчик - дедушка ... ". Малыш уже ждет момента, когда надо будет расставить пальчики и повертеть руками под слова "Вместе дружная семья ... "
Знакомя малышей с некоторыми потешками ("Курочка-рябушечка ... ", "Наши уточки ... ", "Кисонька-мурысенька ... " , "Ой, бычок, мой бычок ... "), воспитатель побуждает их к подражанию крику птиц, животных.
Большинство песенок, потешек, прибауток создавалось в процесс е труда на природе, в быту. Отсюда их четкость, ритмичность, краткость и выразительность.
Малые фольклорные формы оказывают на детей нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
Воспитатель должен
- знать уровень развития своих воспитанников;
- научиться владеть художественными средствами;
- обеспечить понимание смыслового содержания народного произведения;
- петь и танцевать;
- использовать элементы артистичности (эмоциональную окраску речи, изменение тембра голоса);
- использовать красочность и богатство зрительных образов;
- применять забавный сюжет;
- больше использовать словесные, наглядные, игровые методы;
- варьировать методическими приемами.
Формы работы с использованием произведений фольклора
- занятия;
- игры;
- самостоятельная творческая продуктивная деятельность;
- элементы театральной игры;
- досуги;
- календарные праздники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/16/picture-479305-1410861853.jpg)
Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»
Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/05/picture-1069567-1541444258.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2020/05/26/picture-1252308-1590483946.jpg)
Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»
Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/09/picture-1246594-1607509250.jpg)
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».
Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....
![](/sites/default/files/pictures/2016/07/31/picture-154334-1469968670.jpg)
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."
Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/24/picture-1000858-1516782882.jpg)
Консультация для педагогов. Консультация для педагогов "Учёт свойств темперамента в воспитательно-образовательной работе с дошкольниками"
Информация для педагогов...
![](/sites/default/files/pictures/2018/05/07/picture-1036397-1525690409.jpg)
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов
Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....