Организация воспитательно – образовательного процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки - добрые друзья»
методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

Васильева Марина Анатольевна

Методическая разработка по организации воспитательно – образовательного  процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления   «Сказки - добрые друзья».  Цель программы «Сказки добрые друзья» – научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, придумывать сказки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_vospitatelno.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Организация воспитательно – образовательного

процесса по реализации Рабочей программы дополнительного образования коммуникативно – личностного направления

 «Сказки - добрые друзья»

Старший дошкольник - это важнейший этап воспитания и  образования

 каждого человека. В связи с введением ФГОС дошкольного образования главными задачами современной  жизни, является раскрытие способностей каждого ребёнка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.

Таким образом, на первый план выходит личность  дошкольника, способность его к самостоятельному целеполаганию, самоорганизации, самостоятельному решению проблемы и рефлексивному анализу своей деятельности. Развитие речи и коммуникативных умений входит в систему формирования учебной деятельности. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ФГОС определили новые направления в организации речевого развития детей 3–7 лет. К 7 годам речевое развитие ребенка должно характеризоваться умениями задавать вопросы взрослому, в случаях затруднений обращаться к нему за помощью, адекватно использовать вербальные средства общения, а также владеть диалогической речь: 

  • ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, конструировании и др;
  • способен выбирать себе род занятий, участников совместной деятельности, обнаруживает способность к воплощению разнообразных замыслов;
  • ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности;
  •  способность ребёнка к фантазии, воображению, творчеству. Творческие способности ребёнка также проявляются в рисовании, придумывании сказок, танцах, пении и т. п. Ребёнок может фантазировать вслух, играть звуками и словами. Хорошо понимает устную речь и может выражать свои мысли и желания.

Всё это можно достичь с помощью устного народного творчества, сказки. В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества в последнее время стала весьма актуальной и животрепещущей темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Обращенность к историческим духовным ценностям, традициям русского народа в настоящий момент приобретает широкий размах в среде педагогов и психологов. Разумное внедрение в быт, в различные виды деятельности некоторых элементов народности (изобразительное творчество, словесное) в том числе и знакомство со сказками, должно носить целенаправленный, последовательный характер.

На это в свое время обращали внимание видные ученые деятели прошлого: Е.И. Тихеева, А.П. Усова, К.Д. Ушинский и другие.

В исследованиях отечественных ученых Л.А. Венгера, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, а также педагогов Н.П. Сакулиной, Е.А. Флериной и других подчеркивается, что дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом, когда развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение), становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь. Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом развитии детей в сензитивный период.

В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц) / Л.В. Ворошнина, М.М. Рыбакова, СМ. Чемортан, А.Е. Шибицкая и другие /. Еще ранее (к 2 - 3 годам) - интерес к звучащему слову, что получило название феномена "словотворчества" (по К.И. Чуковскому). Но, если этот феномен проходит к 6-7 годам, благодаря расширению детского кругозора, социальному опыту ребенка, при котором потребности "словотворить" отпадает за ненужностью, то сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться придумать свое "произведение", похожее на сказку, рассказ или стихотворение .

Анализ научно - педагогической и методической литературы по проблеме речевого творчества (речетворчества) или словесных сочинений свидетельствует о том, что оно не возникает само по себе. В его основе лежит восприятие художественных произведений литературы, фольклора /Н.С. Карпинская, Н.А. Орланов а, Н.М. Пьянкова, О.С. Ушакова и другие/. Особое место в словотворческом процессе по праву занимает русский фольклор, а точнее один из самых излюбленных детьми его жанров - сказка.

Любовь к сказке, интерес к ней возникает в раннем детстве и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. О роли и значении сказок в формировании положительных качеств характера и психических процессов для детей дошкольного возраста написано много. Значимость народной сказки подчеркивал К.Д. Ушинский. О сказках и их роли положительно отзывались В.Г. Белинский, А.С. Пушкин.

Сказка - это кладезь народной мудрости в ней таится громадный ресурс для воспитания и развития детей. Л. С. Выготский писал о том, что сказка помогает уяснить сложные житейские отношения, ее образы как бы освещают жизненную проблему, чего не могла бы сделать холодная прозаическая речь, то сделает сказка своим образным и эмоциональным языком.

«У сказки есть счастливая возможность перелететь через пропасти, охватывать бесконечные пространства. Сталкивать различные времена, сочетать самые крупные вещи с вещами самыми маленькими, преодолевать непреодолимые препятствия. Если сказка потеряет свой великий оптимизм, она сразу лишиться всего: и мудрости, и чувства, и справедливости, и дара воображения и предвидения», – отметил С. Я Маршак.

К. И. Чуковский считал, что цель сказки «заключается в том, чтобы воспитать в ребенке человечность - эту дивную способность волноваться чужим несчастьям, радоваться радостям другого, переживать чужую судьбу, как свою. Ведь сказка совершенствует, обогащает и гуманизирует детскую психику, так как слушающий сказку ребенок чувствует себя ее активным участником и всегда отождествляет себя с теми из ее персонажей, кто борется за справедливость, добро и свободу».

Удивительный сказочник Д. Родари сказал: «Сказки злые и добрые могут помочь воспитывать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может озарить его воображение и научить критически воспринимать окружающее».

Взяв за основу наследие Д. Родари и рекомендации авторов ТРИЗ,  я решила  подойти к использованию сказочного материала нетрадиционно, организовав детскую деятельность, стимулирующую развитие мышления, воображения, фантазии и детского творчества. А что, если попробовать самим сочинять волшебные истории, сочинять их вместе с детьми.

Программа дополнительного образования коммуникативно – личностного направления «Сказки добрые друзья»  создана на основе программы С.А.Кузнецовой «Уроки сказок» и  основана на нетрадиционном методе сочинения сказок. Программа погружает детей в сказку. Она разработана  для развития творческого воображения и эмоционального мира детей с помощью сказочных сюжетов и их театрализации.

Отличительной особенностью данной программы является деятельностный подход - развитие ребенка средствами сказки, литературы, музыки, театра и изобразительной деятельности. В программу «Сказки добрые друзья» заложен алгоритм, определяющий продвижение детей в процессе изучения любой темы по ступеням познания: увидеть – услышать – обыграть – сделать.

Цель программы «Сказки добрые друзья» – научить детей оригинально, непривычно, по – своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один, придумывать сказки. На примере русской народной сказки «Рукавичка» я по -  новому предлагаю детям взглянуть на ситуацию. Да, в тесноте, но не в обиде, кому-то а в ущерб? При рассказывании  этой сказки сразу всё внимание приковано к рукавичке и ее гостям. Про деда, который остался зимой без рукавички, совсем забыли. А мы рассматриваем  все стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. Дети предлагали  свои варианты: А может быть не так плохо и для деда, потому, что баба  свяжет новые рукавички деду и зверям есть, где жить.  Плохо, что дед потерял рукавицу зимой, замёрзнут руки, заболеет. Нужно будет старухе прясть пряжу, вязать новую рукавицу, а она  старенькая. 

Нетрадиционный подход даёт возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что – плохо. Мы с детьми создаём новую ситуацию, где бы герой исправился, добро восторжествовало, зло было наказано, но не жестоко и бесчеловечно. Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей. Это и есть главная установка занятий кружка. Сказки по – новому. Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сказки. Разве не привыкают дети к тому, что колобок – добрый, лиса – хитрая, волк – злой, Крошечка – Хаврошечка и золушка – трудолюбивые, скромные. Привычные, любимые образы. Много раз слышанные и виденные детьми, уже с детства формируют стереотипы. И как полезно и нужно их ломать. Для этого и предлагается данный метод. Вроде бы сказка берется за основу старая, но детям предлагается наделить главных героев противоположными качествами. Получились новые сказки. 

На своих занятиях кружка я использую так называемую «Волшебную палочку». Вначале она помогает сказочным героям, превращает их. А затем сам ребенок «обученный владению «волшебной палочкой», сам начинает действовать, вызволяя, таким образом, героев из беды. Возникает своеобразная обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение. Используя этот метод, специально придумываю для детей экстремальные ситуации, требующие различных вариантов «спасательных» решений. Несомненно, то, что такой метод служит предпосылкой для сочинения всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять, ребенок находит выход из порой трудных, непредвиденных обстоятельств. Экстремальная ситуация: «Однажды зайчик решил поплавать. Заплыл он довольно далеко от берега. Вдруг в это время началась буря, и он начал тонуть… ». Это будет началом новых сказок. У спасателей есть: Блюдце, ведерко, деревянная палочка, воздушный шарик, лист бумаги. Дети думают, экспериментируют, что будет, если они сочинили так. Если это им не подходит, меняют сюжет сказки. 

Еще один метод, которые я использую при проведении образовательной деятельности по программе «Сказки – добрые друзья» – это сочинение сказки про самого себя. Он полезен с различных сторон. Во – первых. Потому что дети любят слушать, что же случилось или могло случиться с ними или их близкими: мамами. Бабушками. Любят придумывать про самих себя или своих братьев, сестер. Во – вторых, эта творческая деятельность помогает понимать сочинение как дополнение к реальной жизни, а не как замену самой реальной действительности. В результате, закончив сочинять, ребенок не испытывает разочарования, входя в саму жизнь. Для того чтобы еще больше заинтересовать, можно самого себя назвать сокращенно, то есть только по инициалам. Можно вводить в сказки новые и новые точки соприкосновения – любимых персонажей. 

Рассказывая сказку перед слушателями, записывая ее на листе бумаги, ребенок учиться связно и понятно выражать свои мысли и эмоции. Ребенок творит одним махом, сразу и до конца. Ребенку важна оценка его продукта, ему нужно поощрение взрослого, чтобы его похвалили за то, что он так замечательно  творил. Сказка развивает руки. Не случайно говорится, «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю – запоминаю». Я детям предлагается что – то вырезать, склеить, нарисовать, изобразить сказку схематично. Кроме того, предложить изготовить из бросового материала, изобразить что – то или кого – то из сказки. Этому мы тоже учимся на своих занятиях. Но на этом творческая деятельность детей не заканчивается. Используя свои модели,  они могут  показать эпизод сказки.

А с помощью жестов и мимики, а затем инсценировки и драматизации  при помощи масок, и  костюмов показывают сказки, придуманные вместе с друзьями  младшим детям, педагогам и родителям. Образовательная деятельность выстраивается на творческой (авторской) деятельности  детей, на уважении педагогов к человеческому достоинству воспитанников, формировании и поддержки их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. В образовательном процессе по программе используются  формы и методы работы с детьми, соответствующие их психолого-возрастным и индивидуальным особенностям: дидактические, сюжетные, театрализованные игры, проблемные ситуации, инсценировки, беседы, концерты, развлечения. Это способствует развитию фантазии и воображения ребенка и сможет стать основой его творческих способностей.

Как мы видим содержание знаний, которые получают дети по программе «Сказки – добрые друзья», направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности: игровой (инсценирование, театрализация), коммуникативной (конструктивного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками, устной речью как основным средством общения), познавательно-исследовательской (экспериментирования со словом, сказкой), восприятия художественной литературы и  т.д.).Основной вид деятельности дошкольников – игра. Именно через игру ребенок осваивает и познает мир. Воспитание и обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Образовательная деятельность по программе «Сказки добрые друзья» проходят в игровой форме и носят интегрированный характер, что положительно воздействует на формирование коммуникативных навыков. А театрализованная игра – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребёнка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности. Дети учатся сочетать в роли движение и текст, движение и слово, развивать чувство партнёрства.

Образовательная деятельность по программе дополнительного образования «Сказки добрые друзья» строится на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентирована на интересы и возможности каждого ребёнка и учитывает социальную ситуацию его развития. Педагог поддерживает  положительные, доброжелательные отношения детей друг к другу, инициативу и самостоятельность детей,  возможность выбора детьми участников совместной деятельности и общения.

Важным моментом в успешности работы по программе является соответствующее оснащение предметно-развивающей среды в ОУ с привлечением детей к данной деятельности. Это - книжный уголок, в котором организуются книжные выставки:  данная сказка в разных изданиях или иллюстрированная разными художниками,  другие сказки, в которых действуют те же герои,  любимые сказки, в которых действуют одновременно и люди, и животные. Выставка должна быть «активно действующей»: не просто украшать группу, а обеспечивать возможности для деятельности дошкольников: желание познакомиться и побеседовать о выставленной литературе, желание рассказать о сказке. Организую изготовление самодельной книги,  так  как сочинённую  собственную сказку  необходимо записать и  оформить. Всё это дети успешно творят на наших занятиях кружка.

Из предыдущего условия вытекает следующее – постоянное обращение в совместной деятельности к книге, сказкам, придуманным детьми,  как к помощнику, источнику информации и дополнительных впечатлений, отображаемых впоследствии в играх. Здесь всё зависит от опыта и фантазии детей и педагога. Самое главное, ребёнок должен видеть – его сказка не отбрасывается и не забывается – к ней обращаются постоянно, в неё играют. Для этого в группе имеются различные театры: магнитный, настольный, кукольный. Имеются костюмы и атрибуты для инсценировки, настоящая гримёрная, с зеркалом и

Но все, же главная задача этой программы состоит, прежде всего, в психологической защите ребенка от негативных влияний общества путем

создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность, сохраняя чувство собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.  В целях осуществления полноценного развития каждого ребёнка в образовательный процесс вовлекаются семьи воспитанников. Родительская улыбка, одобрительный взгляд, внимательный поворот головы, восторженный рассказ о достижениях своего чада – это то, ради чего дети способны творить. А мы предоставляем возможность родителям вместе с детьми побывать в роли актера, режиссера, декоратора. Любовь к театру становится не только ярким воспоминанием детства, но и ощущением праздника, проведенного вместе со сверстниками, родителями и педагогами в необычном волшебном мире. Дети любят возвращаться к воспоминаниям о театрализованной игре, родители запечатлеют её с помощью фотоаппарата или видеокамеры. Просмотр видеозаписи доставляет всем большое удовольствие, вызывает обмен мнениями, впечатлениями.

Родители по рекомендации дома  создают условия для самостоятельной театрально-игровой деятельности. Приобрели наборы и персонажи кукольного театра. Сшили детали костюмов, изготовили вместе с детьми маски. Организуют  домашние  мини-театры. Это  не только благотворно влияет на формирование творческой личности, но и объединяет взрослых и детей в совместной увлекательной деятельности.

Таким образом, сказка учит малыша думать, оценивать поступки героев, тренирует память и внимание, развивает речь. А главное, сказка выступает своеобразным тренингом жизненных умений для ребенка, постигающего окружающий мир. Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром ребенка, мощный инструмент развития. Проживание через сказку позволяет ребенку распознать и обозначить собственные переживания и собственные психические процессы, понять смысл и важность каждого из них.