РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ «ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа)

Яшина Татьяна Святославовна

Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzya_prirody.docx47.1 КБ

Предварительный просмотр:

УТВЕРЖДЕНО

На педагогическом совете №_3__

от «10» мая 2020 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6 – 7 ЛЕТ

«ДРУЗЬЯ ПРИРОДЫ»

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка
  2. Цели, задачи
  3. Основные формы и методы работы
  4. Ожидаемый результат
  5. Содержание работы учебной программы
  6. Список используемой литературы

Пояснительная записка

   В конце XX века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты Земля. В связи с загрязнением окружающей среды и сокращением разнообразия живых существ особо встал вопрос экологического образования населения, которое необходимо осуществлять с начального уровня – дошкольного образования.

   Экологическое воспитание – это процесс образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

   Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой. Зелёные леса, цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, даже лужицы после летнего дождя – всё это привлекает внимание детей, радует их, даёт богатую пищу для развития мышления, речи, чувства красоты.

   Игры в лесу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, уход и наблюдение за растениями и животными дают детям много радостных переживаний. Из пристального внимания к природе, из привязанности к месту детских игр возникает и развивается любовь к своему краю, к родной природе, к Родине, воспитывается чувство патриотизма.

      Отсутствие у детей знаний, верно отражающих действительность, приводит нередко к образованию у них различных предрассудков и суеверий. Это проявляется в недоброжелательном отношении детей к животным, уничтожению ими лягушек, полезных насекомых и т.д. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно действует на психику детей, ожесточает их. Исправить имеющиеся неправильные представления значительно труднее, чем образовать новые, правильные. Вот почему очень важно, чтобы дети уже в дошкольном возрасте получили верные сведения о природе. Для того, чтобы дети правильно воспринимали явления природы, необходимо направлять процесс восприятия ими природы.

   Без приближения детей к природе и широкого использования её в воспитательной работе детского сада нельзя решать задачи всестороннего развития дошкольников - умственного, эстетического, нравственного, трудового и физического.

   Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 6 – 7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы с помощью наблюдений, бесед, игр, экспериментирования, экскурсий, практических занятий, рассматривания и сравнения. Количество занятий по программе составляет 1 занятие в неделю продолжительностью 25-30 минут в соответствии с нормами СанПин.

Цели

        Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.

Задачи

       Образовательные: Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. Обогащать представления детей о природе родного края, о причинах природных явлений, о взаимодействии человека и природы. Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах. Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, цветниками.

        Развивающие: Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения. Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений, применять результаты исследования в разных видах деятельности.

           Воспитательные: Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, проявление ответственности за свои поступки.

Основные формы и методы работы:

Экскурсия

Наблюдение

Беседа

Акция

Исследовательская деятельность

Экспериментальная деятельность

Проектная деятельность

Практическая деятельность

Эколого-природоведческие игры, игры-путешествия

Работа с энциклопедической и природоведческой литературой

Для эффективной реализации настоящей программы в детском саду созданы благоприятные условия:

Организовано «экологическое пространство» в помещении детского сада: уголок природы; создан экспериментальный уголок для организации и проведения опытов с объектами природы, подобран фонд методических, наглядно — иллюстрированных материалов.

Ожидаемый результат:

  • К концу года у детей должны быть сформированы конкретные представления о свойствах воды, воздуха, материалов, окружающих нас в повседневной жизни; о сезонных изменениях, происходящих в природе; о приспособляемости растений и животных к условиям жизни.
  • Владеть элементарными навыками по выращиванию растений и уходу за ними.
  • Уметь устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
  • Иметь желание заботиться о живых объектах природы.
  • Стремиться следовать правилам поведения на природе.


Содержание рабочей учебной программы

Дата

Занятие

Цели, задачи

Предварительная работа

Материал

Настала осень

Сентябрь

Занятие 1. Акция «Чистый двор» - посадка саженцев деревьев.

Озеленить и благоустроить территорию МБДОУ для осуществления экологического и нравственного воспитания дошкольников.

Подвоз деревьев-саженцев к территории детского сада (инициативная группа родителей).

Саженцы, лопаты, лейки.

Занятие 2. Экскурсия в лес «Кто сказал, что осень грустная пора?»

Обобщать и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений.

Беседы об осени, правилах поведения в лесу, рассматривание деревьев на участке, угощение для птиц.

Лупы, кулечки для сбора листьев, шишек, интересных сучков деревьев.

Занятие 3. Практическое занятие «Как засушить и сохранить листья»

Научиться правильно сушить листья; познакомиться с правилами хранения высушенных листьев.

Сбор природного материала во время экскурсии в лес, а также совместно с родителями. Проведение инструктажа по ТБ при работе с утюгом.

Утюг, газеты, листья, коробка из-под обуви, песок.

Занятие 4. Практическое занятие «Изготовление поделок из природного материала»

Развивать нестандартное мышление и воображение; сенсомоторику.

Сбор природного материала совместно с родителями.

Природный материал, пластилин, бусинки, трубочки, зубочистки.

Октябрь

Занятие 1. Практическое занятие «Изготовление картин из листьев»

Развивать нестандартное мышление и воображение; сенсомоторику.

Сушка листьев, рассматривание готовых картин из листьев.

Сухие листья, клей-карандаш или ПВА, кисточки для клея, тарелочки под клей-ПВА, цветной картон, ножницы.

Свойства воды

Занятие 2. Свойства воды. Экспериментальная деятельность «Превращение капельки».

Формировать представление о круговороте воды в природе. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи. Воспитывать бережное отношение к воде.

Отгадывание загадок, чтение стихов о воде, инее, льде, росе, дожде. Беседа «Для чего человеку вода?»

Игровой персонаж – Капитошка, таз с водой, прозрачные стаканчики, «маленькие человечки» (ТРИЗ), спиртовка, штатив, колба, белая плотная бумага, ножницы, цветные карандаши.

Занятие 3. Свойства воды. Экспериментальная деятельность – образование инея.

Ознакомиться со свойством воды – образованием инея;

Заморозить воду. Чтение рассказов, стихов о снеге.

Миска со льдом или снегом, небольшое зеркальце.

Занятие 4. Свойства воды. Экспериментальная деятельность – фильтрование воды.

Формирование представлений   о значении воды в нашей жизни, обучение бережному отношению к ней. Научиться различным способам очистки воды.

Беседа о необходимости беречь воду.

4 стакана, крахмал, вода, 3 пластмассовых фильтра, песок, бумага, кусочек ткани.

Свойства воздуха

Ноябрь

Занятие 1. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Имеет ли воздух вес?

Формировать знания о свойствах воздуха и способами его обнаружения. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

Познакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека. Расширяем кругозор.

Рассказ «Значение воздуха в жизни всего живого. Игра «Найди клад».

2 воздушных шара, 2 стула, нитки, палка, вешалка, 2 прищепки.

Занятие 2. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Может ли воздух двигаться?

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека. Формировать навыки проведения опытов, способность сравнивать, делать выводы. Воспитывать бережное отношение к окр. среде.

Беседа «Откуда взялся ветер?».

Наблюдение за ветром

(использование вертушек).

2 стула, гимнастическая палка, электрический обогреватель, ленточка.

Занятие 3. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Может ли воздух сжиматься?

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека.

Беседа «Загрязнение воздуха»

2 воздушных шара.

Занятие 4. Свойства воздуха. Экспериментальная деятельность. Как воздух помогает плавать.

Продолжать знакомить детей с понятием «воздух», с его свойствами, ролью в жизни человека.

Беседа «Значение воздуха и борьба за его чистоту».

2 пластмассовые бутылочки, ёмкость с водой, резиновый мяч и воздушный шар.

Животные и человек

Декабрь

Занятие 1. Экскурсия в лес «Зелёная елочка – живая иголочка».

Показать лес в середине зимы, учить отмечать изменения в природе. Принести аккуратно срезанные веточки деревьев для наблюдения за распусканием листочков.

Напоминание о правилах поведения на улице, в лесу; наблюдение за погодой, деревьями. Чтение стихов, рассказов о зиме.

 Фотоаппарат, ножницы (или нож) для срезания веточек.

Занятие 2.  Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц».

Научиться мастерить кормушки для птиц из различного материала.

Чтение стихов и рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций, фотографий птиц.

Коробки из-под молока, сока, набор для детского творчества «Зимовье птиц», нитки, ножницы.

Занятие 3. Акция «Покормите птиц зимой» (выпуск памяток-листовок).

Формировать у детей обобщенное представление о зимующих птицах, развивать интерес к жизни зимующих птиц, воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных условиях.

Распространить памятки-листовки среди соседей»

Знакомство с видами птиц; закрепить понятия «перелетные, кочующие и зимующие птицы». Чтение худ. лит-ры: В. Бианки «Кто к кормушке прилетел»; В. Зотов «Клест», «О птицах», «Кедровка», «Глухарь».

Иллюстрации, фотографии птиц.

Альбомные листы, цветные карандаши.

Занятие 4.  Беседа «Как животные приспособились к зиме» + Опытно-экспе-риментальная деятельность «Защитные свойства снега».

Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных к зимним условиям, воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.

Чтение рассказов В. Бианки.

Иллюстрации с изображением животных и птиц.

Январь

Занятие 1. Беседа «Контакты с животными».

Объяснить детям, что контакты с домашними животными иногда могут быть опасны.

Чтение рассказов о собаках.

Цветные карандаши и бумага для рисования, рисунки с изображением домашних животных. Дидактическая игра «Да – нет».

Занятие 2. Целевая прогулка «Определение пород деревьев и кустарников».

Учить распознавать    3-4 дерева; закрепить, главное звено в лесу – растение; уточнить последствия уничтожения деревьев; воспитывать бережное отношение к лесу.

Игра «Что в лесу растет?», «Кто в лесу живет?». Анкетирование для родителей,   «А у вас какая елка?»

Иллюстрации: деревья

Занятие 3. Беседа «Как люди помогают лесным обитателям».

Формировать представление у детей о лосях, об их жизни в лесу, воспитывать бережное отношение к лесу, желание совершать хорошие поступки.

Продолжать насыпать корм птицам в кормушки.

Картинки с изображением людей помогающих животным в лесу.

Занятие 4. Заседание клуба «Почему белые медведи не живут в лесу?»

Расширить представления детей о приспособлении животных к жизни в природных условиях; обозначить закон природы: все животные живут в тех местах, к которым они приспособлены.

Чтение книги  «Экология в картинках».

Игра «Угадай, где я живу». Картинки с изображением животных.

Февраль

Занятие 1. Заседание клуба «Знатоки леса».

Формировать у детей умение применять на практике знания о приспособлениях животных и растений к условиям жизни в лесу. Формировать умение сравнивать, выделять существенные признаки, понимать простейшие причинно-следственные связи.

Чтение рассказов В. Бианки

Вырезанные из картона красные и зеленые жуки; 2 конверта с письмами, посылка-коробочка.

Немного о человеке

Занятие 2. Игра-путешествие «Наши умные помощники – органы чувств».

Сформировать представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. Закрепить у детей знания о соблюдении правил личной гигиены.

Провести беседу об органах чувств у человека, о необходимости тщательного ухода за ними.

Мяч, замок, 4 ключа, разрезанные пополам, 6-8 карточек со светофорами, из которых только один раскрашен правильно, ширма, музыкальные инструменты, 5 коробочек (яблоко, лук, чеснок, огурец, лимон).

Занятие 3. Беседа «Микробы и вирусы»

Дать детям элементарные представления об инфекционных заболеваниях и их возбудителях.

Продолжать формировать познавательный интерес к человеку.

Беседа о необходимости соблюдения правил личной гигиены, чтение стихов и рассказов о чистоте: К. Чуковский «Мойдодыр».

Карандаши и бумага для рисования.

Занятие 3. Экологический проект «Человек – верный сын природы»

Формировать у детей способность выявлять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди»

Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе.

Беседа о правилах поведения людей на природе; чтение произведений литературы.

Листы бумаги, краски, карандаши.

Свойства живой природы

Март

Занятие 1. Свойства живой природы. Практическое занятие «Посадка растений в уголке природы».

 

Систематизировать знания о процессе посадки, формировать практические навыки посадки растений. Воспитывать интерес к уходу за растениями, любовь к ним.

Вспомнить правила по уходу за комнатными растениями.

Горшки с землей, семена растений, лейки, лопатки, клеёнки, фартуки, конверт с письмом, игровой персонаж – божья коровка.

Занятие 2. Свойства живой природы. Практическое занятие «Уход за комнатными растениями».

Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки.

Наблюдения за развитием и ростом растений в уголке природы, беседа «О чем рассказывают растения (о потребностях растений), игра «Угадай растение».

Лейки, лопатки, фартуки.

Занятие 3. Свойства живой природы. Экспериментальная деятельность. Как растения выделяют кислород.

Дать детям представление о роли и значении кислорода в жизни людей. Показать на модели водоёма с водяным растением выделение пузырьков кислорода.

Сравнить комнатные растения, найти общее и различия.

Банка с водой, лоток, лист картона, срезанная ветка растения.

Занятие 4. Свойства живой природы. Экспериментальная деятельность. Сколько живет цветок?

Расширять и систематизировать знания о комнатных растениях. Проследить за продолжительностью жизни цветка на растении и цветка срезанного.

Чтение стихов и рассказов о цветах.

Цветущее растение, яркая нить, срезанный бутон, стакан с водой.

Свойства материалов

Апрель

Занятие 1. Свойства материалов. Опытно-экспери-ментальная деятельность. Свойства металла.

Познакомить детей со свойствами металла; показать практическое применение металла в жизни человека.

Рассматривание иллюстраций (использование металла человеком).

Ложка, гайка, скрепка, ключи, ножницы, магнит.

Занятие 2. Свойства материалов. Опытно-экспери-ментальная деятельность. Свойства пластмассы.

Познакомить детей со свойствами пластмассы (легкая, гнётся, не тонет, твёрдая, не притягивается магнитом).

Рассматривание иллюстраций (использование пластмассы человеком).

Пластмассовые предметы: линейка, игрушки, посуда; магнит.

Занятие 3. Свойства материалов. Опытно-экспери-ментальная деятельность. Свойства древесины.

Расширить знания детей о древесине и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность; формировать умение правильно строить предложения, делать умозаключения. Воспитывать бережное отношение к деревьям.

Рассматривание иллюстраций (использование древесины человеком).

Стакан воды, деревянный брусок, магнит.

Занятие 4. Свойства материалов. Опытно-экспери-ментальная деятельность. Свойства ткани.

Расширить знания детей о ткани и ее свойствах. Развивать мышление, любознательность.

Рассмотреть виды тканей. Беседа «Из чего делают ткани?»

Кусочки ткани, стакан воды, магнит, ножницы.

Пришла весна

Май

Занятие 1. Экскурсия «Путешествие в весенний лес»

Понаблюдать за изменениями в природе. Развивать умение сравнивать различные периоды весны. Воспитывать радостное, заботливое отношение детей к пробуждающейся природе.

Беседа о правилах поведения в лесу и на улице. Дидактическая игра «Что возьмем с собой на экскурсию?» повторение правил дорожного движения.

Иллюстрации на тему «Пришла весна», краски, кисти, бумага для рисования.

Занятие 2. Опытно-экспериментальная деятельность. Опыт «Зависимость роста травы и деревьев от освещённости»

Показать зависимость роста растений от освещенности.

Поговорить о солнце, какую роль оно играет для растений и животных. Заучить пословицы о солнце.

Блокноты, простой карандаш, лупы.

Занятие 3. Экологический проект «Красная книга нашего края»

Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Формировать представления о Красной книге, активизировать предметный словарь. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.

Знакомство с Красной книгой, чтение рассказов о животных.

Красная книга России, ватман, клей, иллюстрации или фото с изображением исчезающих растений и животных.

Занятие 4. Экологическое мероприятие «Мы друзья природы».

Воспитывать бережное отношение к растительному миру.

Распределение ролей, рисование декораций, подготовка костюмов, заучивание слов текста.

Костюмы: муравья, белки, птицы; муравейник, елка, березка, рогатка, ведро, лопатка, макет костра, гнездо на березе.

Вручение дипломов и почётной медали юных защитников природы.

Список используемой литературы:

  1. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.
  2. Воронкевич О. А. Дневник занимательных экспериментов для детей 6-7 лет. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  3. Журнал Воспитатель ДОУ. - №5, 2015.
  4. Лыкова И. А. Игрушки из природного материала. – Издательский дом «Карапуз», 2000.
  5. Нищева Н. В. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования естественно – научного направления «Наша Вселенная»

Использование астрономического материала в дошкольной подготовке детей улучшает процесс элементарного естественно-математического образования и способствует формированию умения ориентироваться в ценно...

ПРОГРАММА дополнительного образования естественно – научной направленности для детей старшего дошкольного возраста «МИР ВОЛШЕБСТВА»

  Актуальность программы  заключается в том, что детскоеэкспериментирование как форма деятельности используется в практикенедостаточно широко, хотя является эффективным средством разв...

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники».

Рабочая программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей 5 - 7 лет «Маленькие художники». ...

Рабочая программа дополнительного образования Естественно – научного направления «Природа и малыши»

Рабочая программа гаправлена на формирование у детй экологической культуры ....

Программа дополнительного образования естественно-научной направленности по опытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет «Хочу все знать»

Программадополнительного образования естественно-научной направленности поопытно-экспериментальной деятельности обучающихся 5-6 лет«Хочу все знать»...

«Фитбол - гимнастика» ПРОГРАММА дополнительного образования естественно - научной направленности для детей дошкольного возраста (5 - 7 лет)

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возраст...