Развитие речетворчества у старших дошкольников
учебно-методический материал (развитие речи, старшая группа) по теме

Маркова Надежда Антоновна

Материал был создан с использованием методических источников, применен в работе со старшими дошкольниками; содержит описание системы по развитию речетворчества у старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty_rechetvorchestvo_markova_n.a.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

МАРКОВОЙ НАДЕЖДЫ АНТОНОВНЫ

ВОСПИТАТЕЛЯ

ДОУ № 87 ФРУНЗЕНСКОГО РАЙОНА

САНКТ-ПЕТЕРБУРГА


СИСТЕМА ИГР ПО РАЗВИТИЮ РЕЧЕТВОРЧЕСТВА

У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

«Каждый ребенок в свое время

есть натуральный гений».

К.И.Чуковский.

Речь во всем ее видовом многообразии – неотъемлемый компонент общения, в процессе которого она, собственно, и формируется.

В своей работе по развитию  старших дошкольников в речевой деятельности  я выделяю две основные проблемы:

  • речетворчество
  • и диалог со сверстником

как важнейшие составляющие коммуникативной самодеятельности, важнейшие сферы саморазвития личности ребенка.

        Основная цель моего педагогического руководства – создать условия для возникновения и совершенствования детского речетворчества и диалога со сверстником.

        Базовым условием является создание эмоционально благоприятной ситуации, способствующей возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

        К наиболее эмоционально привлекательным для дошкольника видам деятельности относятся игра и общение, значит игровое общение и есть наиболее эффективная ситуация для формирования и совершенствования речевой активности ребенка.

        Поэтому систему общения, развивающего детское речетворчество, я выстраиваю как игровое общение на фольклорном и литературном материале. Играя, дети переживают радость, в условиях радости развитие идет более успешно.

ä        На первый план я вывожу языковые или словесные игры: 

  • это лингвистические игры во всем их многообразии;
  • и игры, основу которых составляют вербальные формы коммуникации:
  • подвижные со словесными приговорами;
  • театрализованные (пантомимы, драматизации, инсценировки);
  • сюжетно-ролевые и режиссерские.

ä         Особо выделяю творческие речевые задания, словесные игры-фантазии. Творческие задания потому и творческие, что не содержат «правильных» результатов, предполагают вариативные ответы.

        Система игр и игровых упражнений способствует развитию наблюдательности и мышления: обогащает словарный запас, формирует умения анализировать, выявлять закономерности, классифицировать.

ä        Широко использую игры на основе фольклорного и литературного материала, доступного восприятию и пониманию детей: песни, загадки, пословицы, поговорки, словесные народные игры.

        Дети, участвуя в играх, осваивают суть, особенности построения фольклорных жанров (считалок, загадок), а потом включаются в творческий процесс создания простейших считалок, дразнилок.

ä        СОЧИНЕНИЕ СКАЗОК.

Очень эффективными для детского речетворчества оказались игры, построенные на приеме «оживления-одушевления» предметов. Именно этот прием используется во многих фольклорных жанрах, лежит в основе сказки.

Значение сказки в развитии и воспитании детей трудно переоценить: это не только кладезь народной мудрости, но и неисчерпаемый источник развития эмоциональной сферы и творческого потенциала каждого ребенка.

Творчество немыслимо без фантазии и воображения, которые, в свою очередь, тесно связаны с развитием чувств. Ребенок – существо активное от природы. Он любит не только слушать сказки, но и действовать, творить, опираясь на них.

        Эта способность была подмечена итальянским детским писателем Джанни Родари. Используя сказочную тематику Дж.Родари разработал серию игр, игровых упражнений и приемов для развития воображения, которые впоследствии были расширены и модифицированы педагогикой.

Опорное моделирование – довольно распространенный прием в обучении. Модели помогают не только наглядно представить какой-либо объект, но и модифицировать (видоизменять) его, экспериментировать с ним.

Замечательный фольклорист Вл. Як. Пропп, изучая сказки,

проанализировал их структуру и выделил постоянные функции (составляющие). Согласно системе Проппа этих функций 31, но основных, главных – 20. Именно они и используются в работе с детьми при составлении сказок:

  • Прежде, чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать «подготовительные» игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят главные сказочные функции.

  •  «Салат из сказок» - это удивительное блюдо можно получить разными способами:
  • Можно объединить 2 или 3 знакомые сказки;
  • Можно из разных сказок вычленить опорные слова (например, цветок-ласточка-крот-жаба-девочка-нора           или                     людоед-кот-замок-мешок-сапоги) [ подобрать к ним соответствующие картинки и составить картинные ряды [ затем из каждого ряда берут по 1-2 слова-картинки и на их основе придумывают новую сказку.
  • Более сложный вариант – использование таблицы для придумывания новых сказочных сюжетов. В таблице текстом и картинками фиксируются названия сказок, герои и место действия. При пересечении прямых таблица дает возможность использовать не менее 40 вариантов словесн0-наглядных опор для придумывания новых сказок.

ä         ПРИДУМЫВАНИЕ РАССКАЗОВ, ИСТОРИЙ.

        Чтобы помочь детям придумывать рассказы и истории, я использую разнообразные игры, развивающие детское литературное творчество:

  • «Веселые картинки» - рассказ по набору картинок, иллюстраций.
  • «Рассказы-каламбуры» - по изображениям букв, цифр, сюжетно-предметным картинкам, таблицам «Ассорти-коллаж».
  • «Цветные рассказы» - наглядным материалом является полоска бумаги из 8ми цветных квадратов, расположенных в 2 ряда, на основе которых и придумывается рассказ.

ä        СОЧИНЕНИЕ НЕЛЕПИЦ, НЕБЫЛИЦ, ПЕРЕВЕРТЫШЕЙ.

В этих жанрах заключена необычайно притягательная для детей сила. Писатель детворы К.И.Чуковский, анализируя эти произведения

устного народного творчества и их литературные аналоги, вычленил и систематизировал приемы составления небылиц, нелепиц и перевертышей: почти  все они построены на опрокидывании норм, на навязывании объектам несвойственных им признаков и функций.

Именно это и увлекает детей как интересная забава.

Приемы построения нелепиц, перевертышей и небылиц дети усваивают в вариантах игр  «Ошибки», «Так бывает или нет», «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «Любопытный», «Сказки дедушки Корнея».

Это приемы:

  • Объекту приписываются прямо противоположные качества:
  • малому приписываются качества большого и наоборот (Комарище, упавший с дубища);
  • холодному – качества горячего и наоборот (Обжегся холодной похлебкой);
  • несъедобное становится съедобным и наоборот (Пил-ел лапти, глотал башмаки);
  • Перевертыши функций объектов:
  • перевертыши одежды (Мужик подвязал тулуп топорищем);
  • перевертыши явлений и законов природы (Море горит, в лесу рыба растет);
  • перевертыши действующих лиц (Ворота лают из-под собаки. Конь скачет верхом на ездоке. Ехала деревня мимо мужика);
  • перевертыши телесных функций человека (Слепые видят, немые кричат. Или Уши видят, глаза кричат, рот смотрит).

ä        ДЕТСКОЕ ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО.

        Также К.И.Чуковский обращал пристальное внимание на необходимость поэтического воспитания детей.

«Совсем не обязательно - считал он – делать детей стихотворцами, но научить их подлинному восприятию поэзии, развивать умение наслаждаться стихами просто необходимо, так как именно поэзия помогает ребенку прочно закрепить в уме словарь и строй общенародной речи, познать иные смыслы и значения слов».

  • Для привлечения ребят к играм в сочинение стихов я использую произведение Н.Носова «Незнайка – поэт» или рассказ А.Смирнова «Василек».
  • Затем предлагаю детям игру «Веселые рифмы» на подбор конечных слов-рифм в уже готовые стихотворения, например, «Пирог» Д.Хармса.
  • Постепенно становятся возможными игры в совместное придумывание двустиший: взрослый придумывает первую строчку, а ребенок – вторую.
  • И, наконец, дети придумывают стихи самостоятельно.

ä        РАЗВИТИЕ ДИАЛОГА СО СВЕРСТНИКОМ.

        Игры на литературном и фольклорном материале развивают также и диалог со сверстником.

  • Первые игры в диалоги идут на основе игровых стихов – дети читают их по ролям или разыгрывают в действии. Поэзия является уникальной сокровищницей нравственных представлений. Поэтический слог развивает у детей особую слуховую чувствительность – ребенок становится восприимчивым, отзывчивым на красоту русской речи и на чувства  героев стихотворения.
  • Также я использую игру «Интервью». Эта игра развивает у детей умение формулировать и задавать вопросы, правильно отвечать на них, быть внимательными к деталям. Сначала интервью у детей берет воспитатель, в дальнейшем инициатива переходит к детям. Затем усложнение: ребенок дает интервью, разыгрывая определенную роль – артиста, музыканта, сказочного персонажа… Роль выбирает сам ребенок по желанию. Для облегчения выбора можно подготовить картинки-изображения разных ролей.

        Умелое включение считалок, скороговорок, загадок, пословиц, сказок, веселых стихотворений в дидактические и интеллектуальные игры и занимательные упражнения способствует развитию диалогической речи и речетворчества у детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Детство: программа разв. и восп.д. в д/с. СПб, 2001.
  2. Сомкова  О.Н. Педагогические условия освоения речевой деятельности детьми дошкольного возраста. – В сб.: Методические советы к программе «Детство». СПб, 2001.
  3. Белобрыкина О.А. Речь и общение. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  4. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение детей./Центр «Дошкольное детство» – М, 1999.
  5. Федорова Г.П. «На золотом крыльце сидели». – СПб:Детство-Пресс, 2003.
  6. Филичева Т.Б., Соболева А.В. Развитие речи дошкольника. – М:Литур, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речетворчества детей старшего дошкольного возраста методом мнемотехники.

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста методами мнемотехника и моделирование....

Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели

Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического  развития...

Речевое развитие: Опыт работы педагога Семеновой Веры Сергеевны на тему: "Развитие связной речи старших дошкольников через обучение составлению рассказов по картинам художников"

ОПЫТ РАБОТЫ ПЕДАГОГАТема: "РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ СОСТАВЛЕНИЮ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНАМ ХУДОЖНИКОВ"...

Фонопедический метод развития голоса как один из способов развития вокального музицирования старших дошкольников

В данной разработке рассматриваются вопросы использования, внедрения фонопедических упражнений в музыкальные занятия ДОУ. Данные упражнения являются здоровьесберегающей технологией, а потому их исполь...

Краткосрочный творческий проект по развитию речи в старшей группе на тему "Развитие речи детей старших дошкольников" (с использованием народного творчества)

Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей с применением устного народного творчества....

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...